Мечта и реальность: аргументы к итоговому сочинению из русской литературы.На дне. Алые паруса.Обломов. Война и мир. Онегин. Ионыч. Преступление и наказание. Мцыри. Мертвые души. Шинель. Портрет. Бедные люди. Белые ночи. Крыжовник.

Аргументы к итоговому сочинению. Направление «Мечта и реальность». 

Темы: пропасть между мечтой и реальностью, почему мечта не становятся реальностью, что общего между мечтой и реальностью, конфликт мечты и реальности, когда реальность разрушает мечту. 
 
Произведения: Евгений Онегин А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов «Мцыри», Н.В. Гоголь «невский проспект», «Шинель», «Портрет», «Мертвые души». Л.Н. Толстой «Война и мир», Ф.М. Достоевский «Бедные люди, «Белые ночи», «Преступление и наказание. И.А. Гончаров «Обломов», М. Горький «На дне», А.П.Чехов «Ионыч», «Крыжовник». А. Грин «Алые паруса, Б. Васильев «Не стреляется в белых лебедей», Н.Д. Телешов «Белая цапля».  
 
Мечта и реальность в литературе
 


Проблема взаимодействия, соотношения мечты и реальности, влияния мечты на жизнь человека, а также типы героев-мечтателей издревле были в центре внимания как отечественной, так и мировой литературы. Однако взгляды на природу мечты и оценка данного социального феномена менялись в зависимости от исторического времени.
В период раннего христианства мечта воспринималась как "большая и серьезная опасность". "Древнерусская "книжная премудрость", – отмечает Е.П. Бухаркин, – так же, как и словесность XVIII в. (до последней его трети), в целом понимала мечту как обман и способ ухода в опасный мир иллюзорных и беспредметных видений". В общем, восприятие слова "мечта" до рубежа ХVIII-ХIХ вв. было негативным. 
 
 А.С. Пушкин «Евгений Онегин»  

 
Мечта может восприниматься как образ идеального будущего и идеального «Я». Но при этом необходимо различать грань между мечтой и действительностью, мечта должна согласовываться с реальностью. Это представление о мечте мы встречаем у А.С. Пушкина в романе «Евгений Онегин». 
 
 Бытовавшее в  ранних стихотворениях идеализированное представление о мечте поэт заменяет на более рациональное. Главный мечтатель в поэме – Татьяна Ларина, любительница светских романов:
 Ей рано нравились романы;
  Они ей заменяли все;
  Она влюблялася в обманы
  И Ричардсона и Руссо.
  Отец ее был добрый малый,
  В прошедшем веке запоздалый;
  Но в книгах не видал вреда;
  Он, не читая никогда,
  Их почитал пустой игрушкой
  И не заботился о том,
  Какой у дочки тайный том
  Дремал до утра под подушкой.
  Жена ж его была сама
  От Ричардсона без ума .
  <…>
  Теперь с каким она вниманьем
  Читает сладостный роман,
  С каким живым очарованьем
  Пьет обольстительный обман!
  Счастливой силою мечтанья
  Одушевленные созданья,
  Любовник Юлии Вольмар,
  Малек-Адель и де Линар,
  И Вертер, мученик мятежный,
  И бесподобный Грандисон,
  Который нам наводит сон, -
  Все для мечтательницы нежной
  В единый образ облеклись,
  В одном Онегине слились.
 Татьяна Ларина мечтала о настоящей, большой любви. Но героиня  видит грань между мечтами и реальностью, что не приводит ее к печальному концу, а позволяет жить дальше, пережив разочарование в своих чувствах.  


 ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
  
М.Ю. Лермонтов «Мцыри»   
 Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» является романтическим произведением. И образ юноши-горца создан в соответствии с принципами романтизма. Мцыри – личность незаурядная, сильная, находящаяся в противостоянии с окружением, он стремится уйти из монастыря, то есть от реальной жизни, в мир мечты. 
 Для героя поэмы монастырь, куда он попадает не по собственному желанию, становится тюрьмой, откуда он и совершает побег. Это человек с сильной волей, закалённой трагическим одиночеством. Он, как и положено романтическому герою, за неимением близких по духу друзей, близок природе. Ему понятен этот мир, где поток воды шумит и спорит с камнями и скалами, где орлы напоминают о свободе и вольности, где барс борется за победу так же мужественно, как и человек, житель гор. Мцыри имеет «одну, но пламенную страсть» – пройти в родимую страну, которая рисуется в его воображении как мир грёз, идеальный мир для жизни.
 
 Герой в одиночестве идёт к заветной цели. Он уверен, что преодолеет все трудности. Одним из опаснейших испытаний для Мцыри стала встреча с могучим барсом. Мцыри оказался сильным, смелым и мужественным борцом. Эпизод схватки с барсом показал, что Мцыри мог бы осуществить свою мечту. Но в бою с барсом юноша потерял силы, потом заблудился, что и стало непреодолимой преградой. К таким поворотам действительности юноша не был готов, так как жизнь за стенами монастыря не дала ему навыков существования в реальном мире. Но из исповеди героя становится ясно, что он ни о чем не жалеет, он говорит, что не боится умереть так рано, в начале жизненного пути, потому что готов променять «рай и вечность» даже на несколько минут, проведённых в родном краю. Герой не смог осуществить свою мечту, столкнувшись с действительностью, но на пути к её достижению испытал счастье.
 
Н.В. Гоголь
Взгляд на мечту как негативное явление, приносящее человеку существенный вред,  прослеживается в произведениях Н.В. Гоголя. Писатель отмечает: "Мечта нередко приводит к отвержению установленных свыше законов, к отрицанию высшей справедливости, царящей в мире, т.е. к Богоборчеству <...> мечтательность приводит человека к пошлости и отвратительной бессмысленности жизни".

Н.В. Гоголь «Шинель»: это история о маленьком  человеке, дерзнувшем поверить в мечту. Акакий Акакиевич беден до нищеты, недалек, застенчив, терпит издевательства коллег. Износив пальто до невозможности, герой поставлен перед необходимостью приобрести шинель, иначе гибель от холода в зимнем Петербурге неизбежна.
 Шинель — это важная художественная деталь, которая представляется в ходе повествования как образ мечты. Именно она становится символом выхода за пределы обывательского круга, за грани жизни, выстроенной согласно табели о рангах. Гоголь затрагивает проблему неравенства, подчеркивая, что и у маленького человека может быть своя мечта и что «маленьким» его делает как раз среда, в душе же он, может быть, искренне готов уверовать во что-то чудесное. Образ «значительного лица» — это та сила, которая способна затушить пламя стремящейся к свету души. Акакий Акакиевич умер не столько от простуды, сколько от потери обретенного смысла, выведшего его за рамки крохотной жизни, которую он вел. Шинель — это дерзновение быть более свободным. Ведь в голову Башмачкина уже начинала закрадываться мысль: «Не положить ли, точно, куницу на воротник?». Шинель выводит Акакия Акакиевича из жизненного ступора сознания.
 Мистический финал повести, возможно, выписан Гоголем в таком ключе для того, чтобы показать бессмертность мечты, сумевшей воплотиться и вселить в сердце маленького человека истинную веру. Даже после смерти Башмачкин оказывается неразделимым с образом шинели, ставшей его путеводной звездой.  Этот финал нужен для того, чтобы показать победу мечты над табелью о рангах и всеми жизненными условностями. 

ШИНЕЛЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 
Страницы:
1 2 3 4
    ?ндекс цитирования