Итоговый диктант 8 класс по русскому языку

Итоговые диктанты по русскому языку 8 класс

Цель: контроль усвоения учащимися программы по русскому языку за 8 класс.

Содержание:

Итоговый диктант 8 класс «Музыка». 


Изабель обожала ходить со взрослыми в Гавану, стоять на углу улицы и играть, чтобы прохожие бросали ей песо. Конечно, она никогда не зарабатывала много. Люди часто останавливались, чтобы ее послушать, хлопали и притоптывали ногами в такт, правда, почти никогда не давали денег. У людей остались только продуктовые карточки, да и они практически ничего не стоили. 
Она стояла на широкой улице, откуда, казалось, была видна вся Гавана. Это место Изабель в городе любила больше всего. Она бросила на землю старую бейсболку и поднесла к губам трубу. Пальцы заплясали на клапанах, зазвучала мелодия, которую Изабель так любила играть. Но на этот раз она прислушивалась к чему-то помимо мелодии, помимо шума автомобилей и грузовиков, помимо разговоров проходивших мимо людей, помимо грохота волн, разбивавшихся о дамбу. 
Изабель прислушивалась к загадке, скрывавшейся за нотами, к таинственному неявному ритму кубинской музыки, который, казалось, слышали все, кроме нее. Неровный ритм ложился поверх обычного, но сколько Изабель ни пыталась, никогда его не слышала. Никогда не чувствовала. И теперь, напряженно прислушиваясь, она старалась уловить сердцебиение Кубы в своей музыке. (171 слово) 
(По А. Гратцу) 

Итоговый диктант 8 класс «Кот». 


Утром, когда свет из столовой через приоткрытую дверь виднеется еще только бледной щелкой, я знаю, что у самой двери в темноте сидит и дожидается меня кот Васька. Он, наверное, боится пропустить мой вход в столовую. Он давно сидит тут и, как только я вношу чайник, с добрым криком бросается ко мне. 
Когда я сажусь за чай, он садится мне на левую коленку и, кажется, следит абсолютно за всем. Он смотрит, как я колю сахар щипчиками, как режу хлеб, как намазываю масло. 
Уверившись, что ничего вкусного нет на столе, он опускается на моей коленке, топчется немного и засыпает. 
После чая он отправляется на окно. Там, за окном, пролетают галки и вороны, и он за ними наблюдает. Из всего сложного мира жизни большого города он выбирает себе только птиц и устремляется весь целиком только к ним. 
Днем черные узкие щелочки его глаз, пересекающие мутный зеленый круг, видят только птиц, ночью открывается весь черный светящийся глаз и видит только мышей. Днем - птицы, ночью - мыши, и это весь Васькин мир. (169 слов) 
(По М.М. Пришвину) 

Итоговый диктант 8 класс «Лосёнок». 


Ещё в детстве я полюбил животных, особенно домашних. Так случилось потому, что у многих моих приятелей дома жили собаки и кошки. Мне тоже хотелось кого-нибудь завести, только мама не разрешала. Однако читать о зверях мне никто запретить не мог. Конечно, поначалу я отыскивал книги именно о собаках и кошках. Затем, пристрастившись к чтению, я стал уделять внимание и другим животным. Кто-то из зверей нравился мне больше, кто-то меньше. Так, например, змеи и пауки вызывали у меня отвращение, а вот пушистых уютных кроликов хотелось погладить и потискать. Полюбил я и северных оленей. Они казались мне очень красивыми. К тому же именно они, запряжённые в сани, возили по свету Деда Мороза перед Новым годом. А ещё я прочитал, что в наших краях тоже есть олени. Только имя им – лоси. Эти лоси крупнее северных оленей. И рога у них огромные. А большущие рыхлые носы похожи на мой собственный. (146 слов) 
(По В. Лунину) 

Итоговый диктант 8 класс «Хирург». 


Вдруг перед нами появился громадный, как мне тогда показалось, мужчина в модном заграничном костюме, просторном и вместе с тем удивительно хорошо сидящем на его плотном теле, в блестящих штиблетах, с коротко остриженной, большой, круглой, по-бычьи опущенной головой. Его голубые бычьи глаза выпукло и грозно глядели на меня и на тетю из-под стекол наимоднейшего парижского пенсне, золотого с пружиной. Это был сам Дюбуше, спустившийся к нам как некое божество. Тетя начала быстро и пространно объяснять, при каких обстоятельствах произошла катастрофа, и, ломая пальцы, умоляла великого хирурга сделать операцию лично, не доверяя своим ординаторам. «Чего бы это ни стоило, чего бы это ни стоило», – повторяла она, и нос ее на самом кончике покраснел, как клубничка. Но Дюбуше не обратил на нее внимания. Я не уверен даже, что он ее вообще заметил. (130 слов) 
(По В.Катаеву) 

Грамматическое задание. 

1. Выпишите из текста сказуемое: 1-й вариант: составное глагольное; 2-й вариант: составное именное. 

2. Подчеркните в тексте: 1-й вариант: несогласованное определение; обособленное обстоятельство; 2-й вариант: прямое дополнение; обособленное определение. 

3. Выполните синтаксический разбор выделенного предложения. 

Итоговый диктант 8 класс «Консьержка». 


За стеклянной дверью с белыми кружевными занавесками виднелась комната консьержки и она сама, сидевшая в старом кресле лицом к двери. Она потянула за шнурок, задвижка щелкнула, дверь приоткрылась. «Мадам, месье?» – каркнула она, как ученая птица, и вопросительно посмотрела на нас. Я стал объяснять ей цель нашего визита, но она, не дослушав, кивнула головой и указала рукой на лестницу: «Второй этаж, налево. Но, кажется, профессора нет дома, он с утра ушел в библиотеку. Впрочем, поднимитесь. Я думаю, мадемуазель дома. По-моему, она еще никуда не выходила».… Проводив нас глазами до самой лестницы, эта почтенная дама закрыла дверь и затем неторопливо взялась за фаянсовый кофейник, чтобы подлить в толстую, объемистую чашку горячего кофе. Было заметно, что она чувствует себя опорой порядка и власти и живет в полное свое удовольствие. (127 слов) 
(По В.Катаеву) 

Итоговый диктант 8 класс «Зима». 


Река весело катилась в горах, покрытых густым лесом. Место было глухое, и никакого жилья кругом. По утрам вода у берегов начинала замерзать, а днем тонкий, как стекло, лёд таял. 
Скоро выпал и первый снег. А река всё ещё не поддавалась холоду. Всё, что замерзало по ночам, вода разбивала. Всего опаснее были ясные, звёздные ночи, когда на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать её сонную. Была тихая-тихая звёздная ночь. Тихо стоял темный лес на берегу, точно стража из великанов. Горы казались выше, как это бывает ночью. Высокий месяц обливал всё своим трепетным искрившимся светом. Бурлившая днем горная река присмирела, и к ней тихо прокрался холод. 
Наступила настоящая зима. Земля была покрыта снежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели стояли засыпанные снегом, будто надели дорогую шубу. (144 слова) 

Грамматическое задание.
 
1. Выполните синтаксический разбор первого предложения. 

2. Выполните фонетический разбор слов: «таял» и «жилья».
 
3. Выпишите одно сложносочиненное предложение, нарисуйте его схему. 

4. Выпишите все словосочетания из первого предложения, определите тип связи слов в выписанных словосочетаниях. 


Итоговый диктант 8 класс «Холод на службе человека». 


На первый взгляд может показаться, что от холода куда больше неприятностей, чем пользы. Приходится запасаться теплой одеждой, отапливать дома, убирать с улиц снег и лед. Словом, разных хлопот из-за мороза много. Правда, без мороза не было бы лыж, коньков и, конечно, мороженого. Все это вещи приятные, но без них можно и обойтись. 
Но мороз так нужен людям, что обойтись без него просто невозможно. 
Прежде всего человек заставил работать природный мороз. Но в наших широтах он бывает только зимой. Можно, разумеется, зимой наколоть льда, укрыть его от жары опилками и летом держать продукты рядом с этим льдом. Но это не очень хороший способ. Во-первых, не всюду зимой бывает лед, во-вторых, настоящего мороза все равно не получается. Ведь как лед ни укутывай, он все-таки постепенно тает. Значит, температура на таком леднике около нуля градусов. Это, собственно, не мороз, а оттепель. 
Ученые и инженеры стали думать о том, как делать искусственный мороз. И, конечно, придумали. Сейчас построено много разных холодильных машин. Одну из них вы, наверно, видели. Это обыкновенный холодильник для хранения продуктов. (176 слов) 
(По Я. Крымову) 

Грамматическое задание.

1.    Обведите вводные слова. 

2.    Выполните морфемный разбор слова холодильник. 

Итоговый диктант 8 класс «Московские воробьи». 


Лучистое солнце после холодов обласкало город. Весеннее настроение и у московских воробьев. Восторженному чириканью нет конца. Перезимовали, взбодрились, повеселели. И вид у них изменился. 
Обыкновенно весной у всех птиц происходит смена пера. А у воробьев цвет оперения меняется без потери пера. 
Москвичи пригляделись и, вообще говоря, не замечают воробьев. А ведь это особенные птицы в мире пернатых. У них три преимущества перед всеми птицами мира. Первое – самый показательный образец перекраски наряда без обычной линьки. Второе – они самые многочисленные птицы нашей планеты. Третье – только воробьи не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов, оправдывая поговорку: «Старого воробья на мякине не проведешь». 
Городской воробей – неспособный певец. Зато страшный забияка, драчун и умница. Вот какой случай был в Москве. В один из морозных январских дней, привлеченный теплом, влетел в вестибюль метро воробей. Пернатый пассажир долго носился над кассами, спустился к поездам на станции «Смоленская». У ног людей чирикал и выпросил себе награду: хлеб и крупу. Служащие станции метро вздумали поймать его и выпустить, когда потеплеет. Какое тут! Ничем в клетку не заманишь! Понравилось воробью в метро: ни мороза, ни снега, днем кормят, а по утрам и вечерам при уборке можно попить и искупаться в воде. Все удовольствия! Так и прожил в метро всю зиму, а весной улетел. (208 слов) 
(По Д. Зуеву) 

Итоговый диктант 8 класс «Рассвет». 


Стараясь не шуметь, я осторожно вышел из комнаты и, тихо ступая, прошел в коридор, где стояли мои удочки. Утро еще только зачиналось, лес спал, птицы молчали. 
Вдруг там, на востоке, у кромки дальнего леса, заалелось небо, и вскоре, пронзая сероватый рассвет, оттуда брызнули первые лучи солнца. Через миг оно появилось само, удивительно круглое и большое, и от его теплой улыбки оживилась вся природа. Искрясь, засверкали на листьях и травах капельки росы, и влажные полосы тумана, сжигаемые горячими лучами солнца, стали медленно отступать в низины. 
Очарованный этой картиной, я совсем забыл про рыбалку. Вспомнив, я бросился бегом через поле к речке
У изогнутого временем старого ствола ивы, склоненной к самой воде, я закинул удочки и стал терпеливо ждать. Как опытный рыболов, я знал, что рыба хорошо клюет у того, кто рано встает. (132 слова)
 
Грамматическое задание.
 
1.    Выпишите предложения с уточняющими членами. 

2.    Выполните: а) синтаксический разбор выделенного предложения; б) морфологический разбор выделенного слова. 

Итоговый диктант 8 класс «Необыкновенная страна». 


Мы находимся в стране, конечно, не совсем обыкновенной. 
От полуострова Халкидики, во Фракии, выступили в море три ответвления – Кассандра, Лонгос и вот наш Афон, самый восточный из них. Это половина суши длиною около восьмидесяти верст, шириною в двадцать–тридцать. На южном своем конце она обрывается в море островерхою горой, собственно Афоном. По полуострову идет холмистый кряж, как хребет живого существа, весь заросший лесами; едва пролегают там тропки. Двадцать монастырей – греческих, русских, болгарских, сербских, румынских – разбросаны по этим склонам, много скитов. Кроме монахов, никого нет на полуострове – ни села, ни фермы, – и так уже более тысячи лет! С седьмого века стали селиться здесь иноки (по окончании великого переселения народов). Византийские императоры им покровительствовали. Вторую тысячу лет не знает эта земля никого, кроме монахов. Около тысячи лет, постановлением монашеского Протата, не ступала на нее нога женщины. (Не только женщинам запрещен доступ на Афон, но и животным женского пола.) Горы, ветры, леса, кое-где виноградники и оливки, уединенные монастыри с монахами, уединенный звон колоколов, кукушки в лесах, орлы над вершинами, ласточки, стаями отдыхающие по пути на север, серны и кабаны, молчание, тишина, море вокруг... и Господь надо всем, – вот это и есть Афон. (191 слово) 
(По Б.Зайцеву) 

Итоговый диктант 8 класс «Орловская губерния». 


Орловская губерния не весьма живописна: поля, ровные, то взбегающие изволоками, то пересеченные оврагами; лесочки, ленты берез по большакам, уходящие в опаловую даль, ведущие Бог весть куда. Нехитрые деревушки по косогорам, с прудками, сажалками, где в жару под ракитами укрывается заленившееся стадо, а вокруг вся трава вытоптана. Кое-где пятна густой зелени среди полей – помещичьи усадьбы. Все однообразно, неказисто. Поля к июлю залиты ржами поспевающими, по ржам ветер идет ровно, без конца без начала, и они кланяются, расступаются, тоже без конца-начала. Васильки, жаворонки... благодать. 
Это предчерноземье. Место встречи северно-средней Руси с южною. Москвы со степью. К западу заходя в Калужскую, к северу в Московскую, области Тулы и Орла являются как бы Тосканою русской. Богатство земли, тучность и многообразие самого языка давали людей искусства. Святые появлялись в лесах севера. Тургеневы, Толстые, Достоевские порождены этими щедрыми краями. 
Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью насупротив, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, со знаменитым парком и фруктовым садом. В начале прошлого века это как бы столица маленького царства, с правительством, чиновниками, подданными. (193 слова) 
(По Б.Зайцеву) 


Итоговый диктант 8 класс «Братец». 


Над утесами плеч возвышалось бурое кирпичное лицо. Купол его был увенчан жесткой и запыленной грядкой прошлогодней травы. Лепные своды ушей терялись в полумраке. Форпосту широкого прочного лба не хватало бойниц. Оврагом темнели разомкнутые губы. Мерцающие болотца глаз, подернутые ледяною кромкой, – вопрошали. Бездонный рот, как щель в скале, таил угрозу. 
Братец поднялся и крейсером выдвинул левую руку. Я чуть не застонал, когда железные тиски сжали мою ладонь. 
Затем братец рухнул на скрипнувший стул. Шевельнулись гранитные жернова. Короткое сокрушительное землетрясение на миг превратило лицо человека в руины. Среди которых расцвел, чтобы тотчас завянуть, – бледно-алый цветок его улыбки. (98 слов)
(С. Довлатов)  

Итоговый диктант 8 класс «Лесник». 

Весь день у сторожки над резным скворечником суетились и пели скворцы. В предвечерье протянули над лесом большие стаи гусей с юга на север. В чернолесье запахло отмокающей землей и набухающими почками. 
Ночь была синяя, колкая, с зелеными звездами. Морозец паутиной заткал студеные лужи, выпал инеем на полянках. 
Лесник часто выходил из сторожки. Не спалось ему в эту ночь. В одной рубахе, босиком, подолгу сидел на крылечке, не чувствовал свежести ночи и холодных вздохов оврага, где еще лежал снег. 
«Вот и выросла Оленка», шептал Нефед. Загадала дочь загадку. Не скоро разгадаешь. Вздрогнув от свежести, шел в избу. (97 слов) 
(А. Перегудов) 

Грамматическое задание.
 
1.    Выпишите по одному примеру двусоставного, односоставного и неполного предложения. 

2.    Произведите полный синтаксический разбор выбранных из текста предложений. 


Итоговый диктант 8 класс «Счастье». 


У одного могучего богатого царя сильно заболела единственная дочь. Никто не мог вылечить ее. Царь созвал мудрецов со всего царства и обещал осыпать золотом того, кто вылечит больную девушку. «Надо найти человека, — сказал один старик, — всем довольного и счастливого и его рубашку надеть на царевну. Тогда она выздоровеет». 
Царь послал во все концы царства отыскать счастливого человека. Много мест изъездили царские посланники, но везде получали один и тот же ответ: «Нет у нас счастливого человека». Этот доволен судьбой, да денег мало. У того семья хороша, да соседи плохи. Кто работы просит, кто отдыха хочет, кто — знатности, кто — богатства! Неутешный царь уже прощался со своей дочерью. Вдруг как-то вечером один из посланных проходил мимо старенькой избушки и слышит голос: «Вот наработался, наелся и спать лягу, чего мне еще нужно?». Обрадовался посланный, позвал счастливого человека с собой и привел его во дворец. Царь вышел к нему и сказал: «Я тебя озолочу, продай мне только свою рубашку». «Да у меня и рубахи-то нет, — отвечал тот, — была когда-то, да износилась, я ее и кинул». (171 слово) 

Грамматическое задание.

1.    Составьте схемы предложений с прямой речью. 

2.    Сделайте полный синтаксический разбор выделенного предложения. 

Итоговый диктант 8 класс «Перелет». 


Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути. 
Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи биологические часы. 
Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная. Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля. (149 слов) 
(По Б. Сергееву) 

Итоговый диктант 8 класс «Короткое северное лето». 


Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тяжёлые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю. 
Захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома. 
Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушённых нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой. (119 слов) 
  

Итоговый диктант 8 класс «Цветы». 


У самой воды выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки. За свисающими петлями ежевики цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов поднимался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях. 
Нагретый воздух над цветами млел, качался, и почти из каждой чашечки высовывалось полосатое брюшко шмеля или пчелы. Как белые и лимонные листья летали бабочки. 
А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые цветы боярышника, пахнущие миндалем, каким-то чудом распустились на одном и том же кусте. 
Шиповник стоял, повернувшись большими цветами к солнцу, нарядный, покрытый множеством острых бутонов. Цветение его совпадало с самыми короткими ночами, когда соловьи гремят в росе всю ночь напролет, зеленоватая заря не уходит с горизонта, и в глухую пору ночи так светло, что на небе хорошо видны горные вершины облаков. (167 слов) 
(По К.Г. Паустовскому) 


Итоговый диктант 8 класс «Замок». 


История не сохранила ни конструкции первого замка, ни имени его изобретателя. До наших дней дошли три основных вида замков: накладные, висячие и врезные. 
Самый старый - накладной замок. Родина его - Древний Египет, а оттуда он пришел в Грецию и Рим. Таким замком иногда пользуются и теперь. Основная его часть - запорный брус двери. Это довольно толстая прочная доска с просверленными отверстиями. В них вставляли палочки-штыри, свободно передвигавшиеся вверх и вниз. Число штырей и их расположение придумывал сам хозяин. Точно так же располагались неподвижные штыри на доске-ключе. Хозяин просовывал ключ в вырез двери и через отверстия в брусе штырями ключа выталкивал подвижные штыри замка. Но ключи у таких замков были великоваты - по полметра. 
Висячие замки изобрели в Китае, а затем они попали в Индию, Персию, Рим. На Руси висячие пружинные замки изготавливались уже 900 лет назад. В Западной Европе в Средние века их даже называли "русскими", поскольку доставлялись они из России, где были самые искусные мастера-замочники. (152 слова) 

Грамматическое задание.

1) Найдите и приведите примеры согласованных и несогласованных определений. 
2) Графически обозначьте обособленные члены предложения. 
3) Выделите грамматические основы в предложениях с тире между подлежащим и сказуемым. 
4) Из выбранного вами предложения выпишите все словосочетания, определите тип связи. 
5) Найдите сложное предложение. Разбейте его на простые предложения. 

Итоговый диктант 8 класс «Икающий лес». 


Теперь никто не может точно сказать, откуда взялось это странное название - Икающий лес. Существовало официальное предание о том, что триста лет назад железные роты маршала Тоца прорубались через сайву, преследуя отступающие орды меднокожих варваров. И здесь на привалах варили из коры белых деревьев брагу, вызывающую неудержимую икоту. Согласно преданию, маршал Тоц, обходя однажды утром лагерь, произнес, морща аристократический нос: "Поистине, это невыносимо! Весь лес икает!" Отсюда и пошло странное название. 
Так или иначе, это был не совсем обыкновенный лес. В нем росли огромные деревья с твердыми белыми стволами, каких не сохранилось нигде больше в Империи. Через лес проходила дорога, прорубленная века два назад. Дорога эта вела к серебряным рудникам. 
Икающий лес был полон темных тайн. Днем по дороге на юг тянулись обозы с обогащенной рудой, а ночью дорога была пуста, потому что мало находилось смельчаков ходить по ней при свете звезд. Говорили, что по ночам с Отца-дерева кричит птица Сиу, которую никто не видел, поскольку это не простая птица. Говорили, что большие мохнатые пауки прыгают с ветвей на шеи лошадям и мигом прогрызают жилы, захлебываясь кровью. Говорили, что по лесу бродит огромный древний зверь Пэх, который покрыт чешуей, дает потомство раз в двенадцать лет и волочит за собой двенадцать хвостов, потеющих ядовитым потом. А кое-кто видел, как среди бела дня дорогу пересекал, бормоча свои жалобы, голый вепрь Ы, проклятый святым Микой, - свирепое животное, неуязвимое для железа, но легко пробиваемое костью. (234 слова) 
(По Стругацким) 

Грамматическое задание.

2.    Выполнить синтаксический разбор: I вариант - 1 предложения второго абзаца, II вариант - 3 предложения второго абзаца. 

2. Сделать морфологический разбор: I вариант - слова обогащенный, II вариант — слова двенадцать. 

Итоговый диктант 8 класс «Полевые цветы». 


Солнце щедро позолотило вершины сосен и елей, облака, будто под прессом, сплющиваются на горизонте, из кучевых превращаются в перистые и поднимаются выше. Птицы, среди которых мухоловки, пеночки, трясогузки, перед самым носом перелетают просеку. На полянках, густо усыпанных желтыми иголками, стреляют в глаза мохнатые подснежники. Я их никогда не срываю. Бывает, подойду, нагнусь, поглажу пальцами, понюхаю и пойду дальше. Цветок родился, чтобы жить на земле, питаться ее соками, тянуться к солнцу, дать семена, а если его оборвешь, то погубишь. Раньше я как-то не обращал внимания на то, что взрослые и дети охапками срывают полевые цветы, даже умилялся, вот, дескать, какие они, любят природу, тянутся к прекрасному! А теперь у меня портится настроение, когда вижу людей с букетами полевых цветов в руках. Сколько красоты загублено! Потому что уже никогда эти цветы не дадут семена. (133 слова) 
(По В. Козлову) 

Грамматическое задание.

1.    Выпишите из текста предложение с придаточным определительным, разберите его по членам, составьте схему. 
2.    Выпишите из текста все наречия.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования