Итоговый диктант 6 класс по русскому языку

Итоговые диктанты по русскому языку 6 класс.

Содержание:

Итоговый диктант 6 класс «Воришка».  


Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы и этажерки. 
Нас с братом она хорошо знала и часто просила сладкое. Конфеты и сахар лежали в буфете. Их никогда не запирали, но однажды конфеты стали пропадать. Буфет заперли на неделю. Белка вместе с нами осталась без сладкого. Она прыгала на плечо, терлась мордочкой о щеку, просила сахару. 
Один раз после обеда сидел я тихонько на диване в столовой и читал. Белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба и прыгнула на шкаф. Я заглянул туда и увидел шляпу. В ней были и сахар, и конфеты, и хлеб. Наша белка на зиму себе запасы делала. (115 слов) 
По Г. Скребицкому 


Итоговый диктант 6 класс «Хитрый одуванчик». 


Хитрей лисицы зверя нет. Зверя нет, а вот одуванчик хитрее лисы! 
Холодно весной, все цветы в земле сидят, ждут своего тёплого часа. А одуванчик уже зацвёл! Завяжутся семена, одуванчик бутон закроет и тихо опустит его вниз. Семенам нужны покой и тепло. Они набирают силы, лежит спокойненько на земле. 
А подрастут малыши, вырастут у них крылья, и они улетают на новые земли, в зелёные дали. Теперь им высота нужна, нужен простор и ветер. Разлетайтесь и прорастайте! 
У лисицы четыре ноги, острые зубы и лисят всего пяток. Попробовала бы она вырастить сотню детишек. У одуванчика вместо ног только корень, а вместо зубов у него стебель да лист. Ни убежать, ни спрятаться. Букашка и та грозит. Вот и хитрит одуванчик. (119 слов) 
По Н. И. Сладкову 


Итоговый диктант 6 класс «Весна». 


Очень богат русский язык словами, которые относятся к временам года и к природным явлениям. 
Возьмем хотя бы раннюю весну. У неё есть в котомке много хороших слов. 
Начинаются оттепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх возникают проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха. 
Потом на реках происходит первая подвижка из лунок и прорубей, выступает наружу вода. 
Ледоход начинается чаще всего темной ночью. Талая вода звенит последними льдинками и сходит с лугов и полей. (103 слова) 
По К. Г. Паустовскому 

Итоговый диктант 6 класс «Лес». 


Когда попадаешь в лес, он кажется после дневного света темным, мрачным, прохладным. Свет просачивается сквозь тысячи листьев и приобретает зеленоватый оттенок. Этот оттенок придает всему вокруг призрачный сказочный характер. Множество опавших листьев покрывает почву толстым слоем. Кругом стоят гигантские деревья, они опираются на большие изогнутые корни. Толстые стволы поднимаются на сотни метров, верхние ветви и листва сливаются в бесконечную зеленую лесную крышу. Между взрослыми деревьями растут внизу и молодые деревца. У них длинные, стройные стволы с горстью бледно-зеленых листьев на верхушке. Они стоят в вечном полумраке и готовы устремиться навстречу живительным солнечным лучам. (94 слова) 
По Дж. Дарреллу 

Итоговый диктант 6 класс «Ранняя весна». 

Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху. 
После дороги птицы перелетают кормиться на поля, на те места, где стало черно. 
Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут на снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым. 
Последние хрустящие остатки льда на дороге. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло, и оно размякло под водой. На этом желтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы. 
Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. Так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка. (109 слов) 
По М. Пришвину 

Грамматическое задание. 

1. Укажите часть речи над каждым словом первого предложения. 
2. Подчеркните краткие прилагательные в первом предложении как члены предложения. 
3. Объясните знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами. Какова роль этих предложений в тексте. 

Итоговый диктант 6 класс «Парижская осень». 


Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо, обещая немного туманный, но солнечный день поздней парижской осени. На круглой провинциально чистенькой площади велосипедист, чтобы несколько отдохнуть от езды по скользким мостовым, слез с велосипеда и пошел пешком. В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой выглянувшее над Парижем солнце – слабое, грустное. Велосипедист прошел мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе, в то время как его царственный брат – русский император – вместе со своим конем был утвержден на неотесанной финляндской скале естественной формы. 
(114 слов) 
По В. Катаеву 

Грамматическое задание. 

1. Выпишите из текста по 2 качественных и относительных прилагательных и существительное, которое склоняется, как прилагательное. 
2. Выполните словообразовательный разбор слов: прямоугольный, слезть. 
3. Выполните морфологический разбор слов: своей, оперлась, это, делало. 

Итоговый диктант 6 класс «Кусака». 


Кусака долго металась по следам уехавших людей. Она добежала до станции и вернулась обратно. 
Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. 
На террасе, с которой была снята парусина, свет долго еще печально озарял следы грязных ног. Но скоро уступил и он. И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. 
Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму. 
И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь. И хотелось в тепло, к яркому огню, к любимому сердцу. (107 слов)
По Л. Андрееву 
 

Грамматические задания. 

1) Надпишите часть речи над каждым словом выделенного предложения; 
2) Сделайте фонетический разбор слова дождь. 

Итоговый диктант 6 класс «Поход». 


Пойти в поход хотелось всем. Мы сговорились встретиться в шесть утра. Я беспокоился, что просплю. И из-за этого сон мой был прерывистый. На рассвете я сбросил с себя одеяло, вскочил и встал под душ, чтобы освежиться и приободриться. Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице. 
Было пустынно, но солнце уже ласково пригревало. Погода стояла чудесная! 
Я беззаботно напевал, когда шёл к месту встречи. Я самоуверенно рассчитывал быть первым. Оказалось, что некоторые мои одноклассники проворней меня. Они расположились кружком и оживлённо обсуждали маршрут предстоящего похода. Я преспокойно присоединился к их шумной беседе, стал горячо разъяснять свои представления о том, как лучше организовать наше путешествие. (107 слов) 

Грамматическое задание. 

1. Произведите синтаксический разбор предложения: Я быстро расправился с завтраком, схватил рюкзак и очутился на улице. 
2. Укажите морфемы в словах: одноклассники, пустынно, прерывистый, встретиться. 
4. Произведите морфологический разбор числительных: первым. 

Итоговый диктант 6 класс «Пирогов». 


Пирогов говорил негромко, слегка дребезжащим голосом, порою пришептывая от волнения. Он никогда не был оратором в полном значении этого слова и не знал, что такое говорить красиво или трогательно. Говорил он всегда просто, очень коротко и только самое необходимое. 
Но тут как-то так вышло, что говорил он совсем иначе. Косые глаза его вдруг заблистали. Тонкая кожа покрылась красными пятнами. Бледное лицо приняло выражение одержимости. Щеку дергало. Несколько раз он пустил петуха. Но удивительное дело, это только усилило впечатление от его речи. 
Левую руку держал он за спиною, правой облокачивался на изножье кровати улана и говорил будто бы ему, а не студентам. Только иногда рывком вздергивал голову и обводил горящими глазами лица своих слушателей. (110 слов) 
По Ю. Герману 

Задания. 

1) Найдите фразеологический оборот и подберите к нему синоним. Определите его стилистическую окраску. Какие еще стилистически окрашенные слова употреблены? 
2) Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический). 

Итоговый диктант 6 класс «Что такое поэзия?». 


Литературные критики и сами поэты предлагали много определений. Говорили, что это мышление образами. Умение увидеть и показать мир с неожиданной стороны, непривычное в привычном. Искусство внушать чувства и мысли помимо прямых значений слов. Умение располагать слова так, чтобы в них одновременно мерцали, просвечивали одно сквозь другое несколько значений. 
Считают, что поэтом можно называть того, кто находит новые способы организации смысла в тексте. Кто обладает даром чувствовать звучание слова и его графику. 
Поэт отбирает слова, вводит новые, меняет их значения, правила их соединения. Все мы находимся во власти родного языка. Говорят еще, что поэзия — высшая форма существования языка. 
Каждое из определений раскрывает какую-то важную грань понятия, но не исчерпывает его. (112 слов) 
По Баевскому 

Задания. 

1. Обозначьте орфограммы и пунктограммы. Сгруппируйте их; 
2. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический). 

Итоговый диктант 6 класс «Осень». 


Осень — причудливая волшебница. Она расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца. 
Я люблю бродить по городу в осенние дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. 
Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь падает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться». 
Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (112 слов) 
По А. Иллюминаторской 

Итоговый диктант 6 класс «Лес осенью». 


Мы заходим в лес. Кругом тишина. Тонкие осинки тихонько лепечут над нами. Веточки берез едва шевелятся. Могучий дуб стоит возле красивой липы. Большие мухи и какие-то мошки вьются за тобой столбом. 
Узкая дорожка ведет в глубину леса, а там становится еще уже. Мы идем тихонько т стараемся не нарушать лесной тишины. Вот набежал ветер, и зашумели верхушки деревьев. Сквозь прошлогоднюю листву уже растет высокая трава. А в этой траве стоят грибки под своими масляными шляпками. 
Как хорош лес поздней осенью! Нет яркого солнца, движения, шума. Сквозь ветки деревьев белеет небо. На липах висят последние листики. Тихо шевелятся от любого дуновения ветерка сухие былинки. Спокойно дышит грудь. 

Грамматическое задание. 

1. Выполните синтаксический разбор 3 предложения 1 абзаца 
2. Разберите по составу слова: масляными, набежали 
3. Найдите 1 предложение с однородными членами, выпишите его, составьте схему. 

Итоговый диктант 6 класс «Утро ранней весной». 


Небо перед утренней зарёй прояснилось. На нём нет туч и облаков. Над узкой речкой расстилается синий туман. В такую раннюю пору здесь ни с кем не встретиться. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками, ничьими голосами. В утреннем тумане ничего не видишь. Только тяжёлая от росы трава низко прилегает к земле и блестит серебряными каплями. Но вот пробежал лёгкий ветерок. Раздаётся стук дятла, и лес наполняется птичьим пением. Из куста выскочил косой зайчонок и сбросил с веток капли росы. 
Теперь уже нет опасности заблудиться в тумане. Поднимается горячее солнце. Оно бросает свои лучи на весеннюю землю. Никогда не бывает утро так прекрасно, как ранней весной. Легко дышишь, любуешься природой. (112 слов.) 

Итоговый диктант 6 класс «Артек». 


В 1925 году на Южном берегу Крыма был организован первый в стране лагерь отдыха для детей, для пионеров. 
В Артеке шесть месяцев стоит тёплая, солнечная погода, рядом море, горы. Здесь дети могли отдохнуть, набраться сил. 
На небольшой площадке у самого берега моря установили семь полотняных палаток. Местные мастера изготовили кровати-раскладушки, оборудовали лагерную кухню, а рядом поста¬вили столы и скамейки первой артековской столовой. Питьевой водой лагерь снабжался из двух колодцев. Палатки в ночное время освещались керосиновыми лампами. В старинном доме устроили библиотеку, которая насчитывала всего двести книг. 
В Артеке ребята занимались спортом, загорали, участвовали в политической и культурной жизни. 
Так начинал свою жизнь ныне всемирно известный лагерь, куда съезжались дети со всех концов страны. (114 слов) 
По В. Свистову 

Итоговый диктант 6 класс «Осень». 


Август закончился, и первые шумные дни сменились тихими и ритмичными. За прохладным утром приходит еще по-летнему теплый день, но зной уже не тот, и шуршащих листьев на земле всё больше. Во всем чувствуется осень. Осенние цветники праздничны, сочны и пышны. Скоро буйство красок красавицы-осени поблекнет и утихомирится, придет непривычная зимняя тишина. 
В лесу много багрянца и желтизны. Кроны деревьев покачиваются и еле слышно шелестят, открывая желтое небо. Листва еще густая, и огонь ярких рябиновых гроздьев делает убранство садов еще более нарядным. 
Ярко пылают ягоды шиповника в уже поредевшей листве кустарников. Тихо. Лишь изредка хрустнет ветка или вскрикнет птица, испуганная присутствием человека. Невдалеке полуразрушенный мост, под ним, огибая мелководье, спешит речка. Она то бурлива, то спокойна, ее дно неровно, забито корягами и камнями. 
Стал ногами в муравейник и потревожил его. Они не терпят вторжения в свое царство. Осень у них — важная пора, надо сделать еще много дел. И пришелец им ни к чему! Оживление муравейника — единственное, что придает этому парку динамику. Всё остальное тихо и спокойно, царственно величаво — оно готовится к новому периоду жизни. (173 слова) 

Грамматическое задание: 

1) Выполните синтаксический разбор предложения: Лишь изредка хрустнет ветка или вскрикнет птица, испуганная присутствием человека. 
2) Укажите части речи в предложении: Бегу, на ходу отряхивая эту кусачую мелкоту! 
3) Составьте схему предложения: За прохладным утром приходит еще по-летнему теплый день, но зной уже не тот, и шуршащих листьев на земле всё больше. 

Итоговый диктант 6 класс «Ночь в лесу». 


В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи. 
Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. Ничто не нарушает тишины. 
Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами. Это вышагивает дымчато-серый лось. Преспокойно пробирается к осинке и белогубой пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается. 
Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. Аппетитная веточка притягивает его. Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин. 
Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. Горечь осинки косому слаще сахара. (117 слов) 
По Д. Зуеву 

Грамматическое задание: 

1) Произведите фонетический анализ слов: елей; осинке. 
3) Произведите морфологический анализ любого существительного. 
4) Произведите синтаксический разбор предложения: В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. 

Итоговый диктант 6 класс «На природе». 


Утром в низинах расстилался туман. Но вот из-за горизонта появляется солнце, и его лучи съедают серую пелену тумана. Солнце поднимается выше и разбрасывает свои лучи по необъятным полям жёлтой пшеницы, верхушкам далёкого леса. 
На расстоянии километра от леса замечаешь блестящую на солнце поверхность озера. В него впадает извилистая речонка. Мы направляемся в лес. 
На берегу растут заросли малины. Забираешься в неё и с наслаждением наедаешься пахучих ягод. 
Другой берег реки покрыт камышом. Лёгкий ветерок слегка колышет его. Со стебля на стебель перелетают стрекозы. На лилии устроилась бабочка. В медленном течении реки шевелятся водоросли. 
Ложишься на спину, смотришь в небо. В бескрайней вышине его заливаются жаворонки. Слушаешь их песню и замираешь от восторга. Как хорошо на природе! 

Грамматическое задание: 

1) Выпишите три слова с чередующейся гласной в корне. 
2) Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от последующей звонкой согласной. 
3) Выполните синтаксический разбор 2 предложения. 

Итоговый диктант 6 класс «Прогулка». 


На небе разгорается заря. Я пробираюсь узкой дорожкой через густую рожь. Тяжёлые колосья касаются лица и будто собираются удержать меня. Из придорожных зарослей выпорхнула перепёлка и скрылась во ржи. 
Поднимается солнце, и его лучи освещают далёкие поля, прибрежные кусты возле речки. Она ярко блестит на солнце. 
Вот и лес. Я предполагал собрать здесь много ягод и отыскать грибы. Мои предположения оправдались. Ягоды буквально устилали лесные поляны. Стоило присесть – видишь, как прячутся в траве головки спелой земляники, подберёзовики. 
Долго бродил по лесу. С трудом дотащил я до дома полную корзину пресладких ягод. За день моё лицо и руки загорели. После такой прогулки хорошо выкупаться и прилечь отдохнуть на свежем сене. 

Грамматическое задание. 

1) Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов: дорожка, прибрежные, отыскать 
2) Выпишите 5 слов с разными орфограммами. Орфограмму обозначьте. 

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования