Итоговые диктанты по русскому языку. (5, 6, 7, 8 классы)

Итоговые контрольные диктанты с грамматическим заданием для учащихся 5, 6, 7, и 8 классов

Содержание:

5 класс. Диктант "Дуб" 


ДУБ. 
Дуб - удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес стоит зелёный, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью. 
Когда наступает мороз, листья на дубе свёртываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму. 
Молния ударит в него, и всё равно весной распустятся на нём зелёные листочки. 
В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живёт сыч, зимует летучая мышь. 
Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли. (94 слова). 
(По Г. Снегирёву.) 

Грамматическое задание

1. РАЗОБРАТЬ СЛОВА ПО СОСТАВУ 
1в. – распускается, дубовой, листочки. 
2в. – наступает, летучая, трубочки. 
2.ПРОИЗВЕСТИ ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВ 
1в. – дуб
2в. – лес 

6 класс. Диктант "Тигрёнок" 

Тигрёнок
Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!». 
По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные(3) телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигрёнок. Да-да, самый настоящий тигрёнок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца. 
Пока отец отпрягал уставших(3) лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг. 
Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались. 
Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (110 слов.) 

Грамматическое задание 
1. Выполните морфологический разбор причастия: нагруженные 3 (1 вариант); уставших 3 (2 вариант). 
2. Морфемный разбор слов: сгорбившись, закричали, покрытый (1 вариант); описывая, разбирал, уставших (2 вариант). 
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: 
По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. (1 вариант); 
Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (2 вариант). 

7 класс. Диктант "В тайге темнеет быстро..."

В тайге темнеет быстро. И все-таки темнота застала нас врасплох. Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед. Было совершенно темно, но от прожорливых комаров и мошек, летавших вокруг нас, спасения не было так же, как и днем. 
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. К. счастью, до ближайшей охотничьей избушки, в которой мы рассчитывали устроить ночевку, оставалось совсем недалеко. И действительно, когда мы поодиночке перешли по узкой жердочке, брошенной через топкий лесной ручей, и поднялись в гору, мы оказались перед избушкой. 
Не теряя ни минуты, в душе радуясь, что расчет наш оправдался и мы в пору добрались до места, мы без устали рубили хвою, пилили ножовкой небольшие ветки и клали их крест-накрест. Вот и готова наша пахучая, но не очень мягкая постель! Товарищ мой уже не смотрит исподлобья и даже начинает читать стихи, которые учил когда-то на память, сначала шепотом, а потом и в голос, вовсе не подозревая, как он смешон в эту минуту. 
С тихим шорохом ветер раскачивает вершины старых кедров, как будто предвещая на завтра дождь, и где-то вдали кричит какая-то ночная птица. 

Грамматическое задание:
 
1 вариант. 
1. Разбор по составу слов раздвигая, от прожорливых, оправдался. 
2. Морфологический разбор слова летавших. 
3. Синтаксический разбор предложения 
Раздвигая тяжелые колючие ветви и нащупывая ногой следующую кочку, мы продвигались вперед. 

2 вариант. 

1. Разбор по составу слов раскачивает, брошенной, до ближайшей. 
2. Морфологический разбор слова не теряя. 
3. Синтаксический разбор предложения 
Целый день мы шли вниз по течению реки, но река исчезла в темноте где-то слева, и нам приходилось идти наугад. 

8 класс. Диктант "Мы шли по левому берегу реки..."


Мы шли по левому берегу реки. Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка. Она сидела на задних лапах и, заложив хвостик на спинку, грызла шишку. При нашем приближении белка схватила свою добычу и бросилась на дерево. Оттуда, сверху, она с любопытством посматривала на людей. Кстати, два слова о белке. Это животное, представитель грызунов, имеет удлиненное тело и длинный хвост-метелку. Небольшая красивая головка украшена большими черными глазами и небольшими закругленными ушами, оканчивающимися пучками длинных черных волос, расположенных веерообразно. Ох, до чего же забавно наблюдать за этим зверьком! 
Белка - животное то оседлое, то кочевое. Весь день она пребывает в движении. Она, можно сказать, не выносит покоя и только в темноте лежит на боку, то свернувшись, то закинув хвост на голову. Кажется, движение ей так же необходимо, как вода, пища и воздух. 
(По В. Арсеньеву) 
(128 слов)

Грамматическое задание:   
1. Произведите синтаксический разбор предложений: 
1 вариант - второе предложение первого абзаца; 
2 вариант - четвертое предложение первого абзаца. 

2. Выпишите из указанных предложений подчинительные словосочетания: 
1 вариант - со связью управление; 
2 вариант - со связью согласование. 

3. Определите способ образования слов: 
1 вариант - впереди; 
2 вариант - сверху.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования