Контрольные диктанты по русскому языку. 4 класс.

Диктанты для учащихся 4 класса. Входной и контрольные диктанты по русскому языку.
prodictant

Входная контрольная работа по русскому языку 4 класс "Клюква"


Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет летом, а собирают её поздно осенью. Самая сладкая клюква бывает весной, когда пролежит всю зиму в снегу. 

В начале апреля дети отправились на болото. Сначала дорога была широкая. Потом она превратилась в узкую тропу. Вдоль тропы стояли сухие травы. Можно долго ходить по болоту и не понять, что под ногами клюква. Ягоды прячутся в болотных кочках и не видны. 

Наклонился взять одну ягодку, а вытянул длинную зелёную ниточку со многими клюквинками. 

Грамматические задания: 

1. Выписать по одному слову с орфограммами в корне: парным согласным, безударным гласным, непроизносимым согласным. Подобрать проверочные слова, обозначить орфограммы. 
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – ягода, вариант II – поздно. 
3. Обозначьте грамматическую основу: вариант I – в третьем предложении; вариант II – в шестом предложении. 
4*. Выписать из текста слова с противоположным значением. 



Контрольный диктант по теме «Предложение» 


Трусиха 
Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусихой. А Андрюша умел только ползать. 
Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. 
Валя кинулась к брату. Огромный пес нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. 
Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. 
Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась. 
По Н. Артюховой 

Грамматические задания:
 
1. Выписать из текста предложения, соответствующие схемам: 
Вариант I Вариант II 
○, ○ и ○. ○ и ○. 
[ _ ͇ ], а [ _ ͇ ]. [ _ ͇ ], [ _ ͇ ]. 
2. Выписать из предложения словосочетания, графически обозначить главное и зависимое слова: вариант I – Огромный пес нёсся прямо на девочку; вариант II – Ребята выходили из своих убежищ. 
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – вдруг; вариант II – очень. 


Контрольный диктант по теме «Части речи» 


Осень 

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Попадаются подберезовики, подосиновики, рыжики. 

Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб, но вершины берёз уже оголились. 

По И. Соколову-Микитову 


Грамматические задания: 

1. Выписать предложение: вариант I – с однородными членами; вариант II – сложное. 
2. Разобрать слова по составу: вариант I – ранняя, подберёзовики, грустно; вариант II –холодная, подосиновики, медленно. 
3. Сделать звукобуквенный разбор слова: вариант I – поздний; вариант II – гриб. 
4*. Найти в третьем предложении многозначное слово, составить с ним словосочетания в разных значениях. 


Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» 


Как мужик убрал камень 

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. 

Первый инженер предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. 

А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. 

Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку. 

По Л. Толстому 

Слова для справок: его, тысяч, предложил. 

Грамматические задания: 


1. Выписать по одному словосочетанию с именами существительными 1, 2, 3-го склонения. Выделить окончания существительных, определить падеж. 
2. Выполнить звукобуквенный разбор слова: вариант I – его; вариант II – шесть. 
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – (за) выдумку; вариант II – инженеров. 
4*. Составить из слов пословицы. Выделить окончания имен существительных. 

Контрольный диктант за первое полугодие 


Лес 
Лес – это большой город с тысячами жителей. Разными жилищами застроен этот гигант. В глубоких норках, тёплых гнёздах, просторных берлогах, крошечных хибарках поселились лесные обитатели. Жители лесов – звери, птицы, насекомые. Весь день хлопочут они по хозяйству. 
С утра до вечера снуют птицы меж стволов деревьев, кустов, веток. Поймают жуков, гусениц – несут своим птенчикам. Не сидят без дела работящие муравьи. Они поедают вредителей леса. Охраняют лес от болезней хищники – лесные санитары. 
Леса наши – это кладезь богатств. Берегите деревья, кусты, травы. Не разоряйте птичьих гнезд. Не разрушайте муравейники. Будьте природе друзьями и рачительными хозяевами. 

Слова для справок: хибарки, кладезь, рачительные. 

Грамматические задания: 

1. Выписать три словосочетания с именами существительными во множественном числе. Определить падеж и склонение имён существительных. 
2. Списать предложения. Имена существительные, данные в скобках, записать в форме родительного падежа множественного числа. 
Сок (апельсины) и (мандарины) содержит много (витамины). Бабушка сварила варенье из (вишня) и (абрикосы). 
3. Разобрать имя существительное как часть речи: вариант I – вредителей; вариант II – гусениц.


Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» 


Зимний день 

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снежным покровом. Яркий свет слепит глаза. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе высокой сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи дружно подбирают сосновые семена. Рыжая белка быстро мелькнула среди деревьев. 

Под сосной видны следы. Это заяц-беляк пробежал по нетронутому снегу. 

Хорошо в лесу! Легко дышать свежим морозным воздухом. 


Грамматические задания: 

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён существительных. 
2. Составить три словосочетания: прил. + сущ. м. р. в Т. п., прил. + сущ. ср. р. в Д. п., прил. + сущ. ж. р. в П. п. 
3. Списать, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные: 
1. В …, …, … уборе стоит осенний лес. 
2. На … небе загорелись … звёзды.

Контрольный диктант по теме «Местоимение» 


Лесной голосок 

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Я её слышал много раз. Но никогда не видел, какая она из себя. 

Увидеть её оказалось совсем не просто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот играть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчок: поищи получше. А она уже совсем близко кукует. 

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребёнок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Вот она какая – кукушка! 


Грамматические задания: 

1. Выписать из текста местоимения, указать их лицо, число и падеж. 
2. Распределить слова по группам и записать в два столбика: для, он, по, её, от, за, вы, нам, у, тебе. 
3. Списать, вставить подходящие по смыслу местоимения. 
В субботу … пошли в парк. Деревья стояли в пёстром наряде. На … были красные, жёлтые, оранжевые листья. … встал под деревом. На … дождём посыпались осенние листья. 


Контрольный диктант по теме «Глагол» 


Совесть 

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой. 

На тропинке Нине встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком. 

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина провела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом. 

Прибежала собака. Книги не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть. 

По А. Гайдару 


Грамматические задания: 

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число и род 
2. Поставить глаголы в неопределенную форму: пришла, идёт, посмотрит.

Итоговая контрольная работа по русскому языку

 

Последние денёчки 

Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку. 

Поглядело светило на эти проказы и стало землю прогревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне. 


Грамматические задания: 

1. В последнем предложении выделить основу, выписать словосочетания. Над каждым словом указать часть речи. 
2. Разобрать слова как части речи: вариант I – укрыли; вариант II – молочным. 
3. Выполнить звукобуквенный разбор слова ледяной.

?ндекс цитирования