Досрочный вариант ЕГЭ по литературе 2020 от ФИПИ. Вариант 1.

Решать досрочный вариант ЕГЭ по литературе 2020 от ФИПИ. Вариант 1.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

Вода сбыла, и мостовая
Открылась, и Евгений мой
Спешит, душою замирая,
В надежде, страхе и тоске
К едва смирившейся реке.
Но, торжеством победы полны,
Ещё кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Ещё их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
Евгений смотрит: видит лодку;
Он к ней бежит, как на находку;
Он перевозчика зовёт –
И перевозчик беззаботный
Его за гривенник охотно
Чрез волны страшные везёт.

И долго с бурными волнами
Боролся опытный гребец,
И скрыться вглубь меж их рядами
Всечасно с дерзкими пловцами
Готов был чёлн – и наконец
Достиг он берега.
Несчастный
Знакомой улицей бежит
В места знакомые. Глядит,
Узнать не может. Вид ужасный!
Всё перед ним завалено;
Что сброшено, что снесено;
Скривились домики, другие
Совсем обрушились, иные
Волнами сдвинуты; кругом,
Как будто в поле боевом,
Тела валяются. Евгений
Стремглав, не помня ничего,
Изнемогая от мучений,
Бежит туда, где ждёт его
Судьба с неведомым известьем,
Как с запечатанным письмом.
И вот бежит уж он предместьем,
И вот залив, и близок дом...
Что ж это?..
Он остановился.
Пошёл назад и воротился.
Глядит... идёт... ещё глядит.
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь вороты
 - Снесло их, видно. Где же дом?
И, полон сумрачной заботы,
Всё ходит, ходит он кругом,
Толкует громко сам с собою
- И вдруг, ударя в лоб рукою,
Захохотал.
Ночная мгла
На город трепетный сошла...

(А.С. Пушкин. «Медный всадник»)


ЗАДАНИЕ 1
К какому литературному направлению, характеризующемуся объективным изображением действительности, относится поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»?


ЗАДАНИЕ 2
В приведённом фрагменте важную роль играет описание неспокойной Невы. Как называется описание природы в художественном произведении?


ЗАДАНИЕ 3
Каким термином обозначается изображение в художественном произведении внутреннего состояния персонажа (например: «Всё ходит, ходит он кругом, // Толкует громко сам с собою - // И вдруг, ударя в лоб рукою, // Захохотал»)?


ЗАДАНИЕ 4
Многие произведения А.С. Пушкина связаны с темой любви. Установите соответствие между героями и их возлюбленными: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕРОИ
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ
А) Владимир Ленский
Б) Пётр Гринёв
В) Евгений (герой поэмы «Медный
всадник»)
1) Параша
2) Ольга Ларина
3) Авдотья Вырина
4) Мария Миронова

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


ЗАДАНИЕ 5
Как называется значимая подробность, важная для воплощения авторского замысла (например, лодка, к которой бежит Евгений)?


ЗАДАНИЕ 6
Назовите имя правителя, которого обезумевший Евгений обвинит в постигшем его горе.


ЗАДАНИЕ 7
Приведённый отрывок занимает важное место в цепи событий поэмы. Как называется последовательность событий в произведении?

В БЛАНК ОТВЕТОВ №2 запишите номера заданий 8 и 9 и сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


ЗАДАНИЕ 8
В чём заключается драматизм ситуации, описанной в данном фрагменте?


ЗАДАНИЕ 9
В каких произведениях русской классики изображён разгул природной стихии и в чём эти произведения можно сопоставить с поэмой А.С. Пушкина «Медный всадник»?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10 – 16.

МУЗЫКАНТ
Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать
Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего её беречь.
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остёр,
Музыкант, соорудивший из души моей костёр.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.
(Б.Ш. Окуджава, 1983)

ЗАДАНИЕ 10
Как называется лицо, чьи мысли и переживания отражены в стихотворении («Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел»)?


ЗАДАНИЕ 11
Какой стилистический приём, основанный на повторении одинаковых согласных звуков, использует Б.Ш. Окуджава в строке «А душа, уж это точно, ежели обожжена»?


ЗАДАНИЕ 12
Назовите термин, обозначающий повтор слов или группы слов в начале смежных строк стихотворения:

Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять...


ЗАДАНИЕ 13
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном произведении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инверсия
2) риторический вопрос
3) метафора
4) гипербола
5) эпитет



ЗАДАНИЕ 14
Укажите размер, которым написано произведение Б.Ш. Окуджавы «Музыкант» (без указания количества стоп).


В БЛАНК ОТВЕТОВ №2 запишите номера заданий 15 и 16 и сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.


ЗАДАНИЕ 15
В чём смысл образа «обожжённой» души в стихотворении Б.Ш. Окуджавы «Музыкант»?


ЗАДАНИЕ 16
В каких произведениях отечественной литературы созданы образы служителей искусства и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Б.Ш. Окуджавы?


Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4) и укажите её номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.
Напишите сочинение объёмом не меньше 200 слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения (-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.

ЗАДАНИЕ 17

17.1 Каково авторское отношение к главному герою повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
17.2 Роль массовых сцен в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
17.3 Будничное и героическое в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».
17.4 Тема поисков счастья в отечественной литературе XX - начала XXI в. (Одно произведение по выбору)

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.

Источник: ФИПИ
?ндекс цитирования