Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2023 - 2024. Теория и практика. Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Логические связи между предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и т.д.)
Подготовиться к этому заданию вам поможет наше пособие: "Анализ текста: задания 1-3, 22-26"
Содержание:
↑ Формулировка задания 23 (ЕГЭ 2024)
Текст для выполнения задания1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
3) В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 16, 17 представлено повествование с элементами описания.
5) В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.
Ответ: 35
1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
3) В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 16, 17 представлено рассуждение.
5) В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.
Ответ: 124
↑ Алгоритм выполнения задания 23
2. Также следует обращать внимание и на сами утверждения, особенно на глаголы "представлено" и "содержит". Представлено - это значит целиком, полностью. Содержит - это значит есть элементы, но не во всем предложении/участке текста.
3. Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию, данную ниже.
Как проверить себя?
Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе. Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.). Рассуждение нельзя представить при помощи картины.
4. Впишите цифры в бланк ответов.
↑ Теория для задания 23
↑ Повествование
Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).
↑ Описание
- описание предмета, характеристика человека (какой он?);
- описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) - слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д.
- описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) - вечереет, холодно, душно и т.д.
- описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) - плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.
↑ Рассуждение
Рассуждение-доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?
Рассуждение-объяснение: что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления)
Рассуждение-размышление: как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями)
Оценка действительности: отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям.
↑ Сложности 23 задания ЕГЭ по русскому языку
При определении типа текста следует учитывать, что в нём довольно часто встречается соединение разных типов речи, например описания и повествования или повествования и рассуждения, поэтому определять необходимо ведущий тип речи.
Выпускники, как правило, хорошо отличают повествование (в котором действие динамично) от описания, в котором действие статично. Однако в анализируемых текстах публицистического стиля чаще встречается рассуждение. Выпускникам легче узнать рассуждение-доказательство с его ярко выраженным признаком – наличием тезиса и аргументов, но они затрудняются в распознавании рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления. Такие тексты экзаменуемые обычно склонны относить к повествованию.
Отличительной чертой рассуждения является его отвлечённый характер, рассуждения связаны не со зрительными или слуховыми ощущениями, а с чувствами, понятиями, представлениями, оценками, что выражается, как правило, в употреблении абстрактной лексики.
Сложнее всего дается выпускникам анализ художественных текстов, для которых характерны все три типа речи: описание при характеристике предмета, портрета, пейзажа, окружающей обстановки; повествование – при перечислении активных действий, их смене во времени; рассуждение – при отступлениях автора, объясняющих поведение персонажей, при выражении позиций морально-нравственного, психологического порядка.
Кроме того, даже предложенный фрагмент текста часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать описание людей и места действия, содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Этот факт не всегда учитывается экзаменуемыми при ответах. Следует различать такие формулировки: в предложениях представлено… (тип речи является ведущим); в предложениях содержится… (тип речи является лишь вкраплением).
Вызывает затруднения также задача провести параллели между несколькими предложениями, выявить причинно-следственные и другие связи, то есть провести анализ смысловых фрагментов с точки зрения соотносимости частей, например: Предложения… противопоставлены друг другу; В предложениях… перечислены последовательно происходящие события; Предложение… опровергает суждение, высказанное в предложении…
Таким образом, знания о функционально-смысловых типах речи, структуре текстов типа описания, повествования, рассуждения, языковых средствах, оформляющих значение одновременности, синхронности признаков (описание), последовательных, развивающихся действиях (повествование), причинно-следственных отношений (рассуждение), служат для вас ориентиром для выполнения задания 23.