Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2023 – 2024. Повествование, описание, рассуждение. Теория и практика

Задание 23 ЕГЭ по русскому языку 2023 - 2024. Теория и практика. Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Логические связи между предложениями (причина, пояснение, следствие, дополнение и т.д.)

Подготовиться к этому заданию вам поможет наше пособие: "Анализ текста: задания 1-3, 22-26"



Формулировка задания 23 (ЕГЭ 2024)

Текст для выполнения задания

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.
1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
3) В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 16, 17 представлено повествование с элементами описания.
5) В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.
Ответ: 35
ИЛИ

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1, 2 представлено рассуждение.
2) Предложение 5 противопоставлено по содержанию предложению 6.
3) В предложениях 9, 10 содержатся элементы описания.
4) В предложениях 16, 17 представлено рассуждение.
5) В предложениях 26, 27 представлено рассуждение.
Ответ: 124

Алгоритм выполнения задания 23

1. Внимательно прочитайте формулировку задания. В качестве ответов необходимо выбрать ВЕРНЫЕ или ОШИБОЧНЫЕ утверждения. Чтобы не перепутать ответы, советуем верные утверждения помечать знаком "+", а неверные "-" .
2. При выполнении задания 23 необходимо обращать внимание на слова «представлено» и «содержится». Если используется слово «представлено», то подразумевается, что указанный тип речи является ведущим; если используется слово «содержится», то подразумевается, что указанный тип речи – один из многих в обозначенном фрагменте текста.
3. Для разграничения повествования, рассуждения и описания используйте теорию, данную ниже.
Как проверить себя?
Повествование можно представить несколькими картинами подряд, в которых происходит смена СОБЫТИЙ, как в комиксе. Описание можно представить одной картиной (можно даже изобразить, как падают листья, показать цвета и т.д.). Рассуждение нельзя представить при помощи картины.
4. Впишите цифры в бланк ответов.

Теория для задания 23

Повествование


Повествование – сообщение, рассказ о хронологической последовательности событий, который может происходить в настоящем, будущем или прошедшем времени. В нем часто указывается место, время и действующее лицо. Повествование обычно построено на глаголах, которые рассказывают о действии в динамике. Кусок текста, в котором содержится повествование, можно представить как фильм. Любой текст-повествование состоит из вступления, завязки, кульминации и развязки.
Пример: Пришёл, увидел, победил (Цезарь).

Описание

Описание — обычно характеристика человека, места, явления, предмета. Строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали. 
ТИПЫ: 
  • описание предмета, характеристика человека (какой он?);
  • описание места (ГДЕ и ЧТО находится?) - слева, около, недалеко, шумит, синеет, стоит, находится и т.д.
  • описание состояния окружающей среды (КАКОВО здесь?) - вечереет, холодно, душно и т.д. 
  • описание состояний человека, его чувств, ощущений (КАКОВО ему?) - плохо, грустно, озноб, не по себе и т.д.
Описания могут быть фактографическими или творческими

Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах. 
Пример: Отвёртка — ручной слесарный инструмент, предназначенный для завинчивания и отвинчивания крепёжных изделий с резьбой, чаще всего винтов и шурупов, на головке которых имеется шлиц(паз). Обычно представляет собой металлический стержень с наконечником и рукояткой (пластмассовой или деревянной). 

Творческие описания отличаются большей эмоциональностью. Эмоциональные описания бывают в художественных произведениях. Это описания интерьеров, пейзажа, портретная характеристика героев, также описание их внутренних качеств, манер, речи и прочего. В таких описаниях предмет или явление должны выделяться среди прочего. Часто присутствуют яркие сравнения, которые служат для того, чтобы выделить что-то особенное в предмете. Здесь возможна субъективность, так как все зависит от того, с какой стороны рассматривается предмет. 
Пример: "Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока. 

Рассуждение


Рассуждение - последовательность мыслей автора, обоснование точки зрения, положения, содержит причинно-следственные связи событий и явлений, объяснение причин, доказательство, опровержение, разъяснение, подтверждение мыслей. Часто создается по схеме: тезис – аргумент – вывод; строится в вопросно-ответной форме, содержит вводные слова и выражения, риторические вопросы и восклицания. Иногда содержит только вывод или только тезис. Чаще всего встречается в научном стиле (например, теорема- доказательство), а также в художественной, философской, психологической прозе. Рассуждение может быть развернутым и кратким. 
  • Рассуждение-доказательство: почему так, а не иначе? что из этого следует?

  • Рассуждение-объяснение: что это такое? (толкование понятия, объяснение сути явления)

  • Рассуждение-размышление: как быть? что делать? (раздумья над различными жизненными ситуациями)

  • Оценка действительности: отношения к предметам, явлениям, лицам, действиям.

Сложности 23 задания ЕГЭ по русскому языку

Определение типа речи при выполнении задания 23 ЕГЭ по русскому языку основывается на ведущих признаках. Так, если во фрагменте текста есть герои и указаны те или иные их действия, то в отношении такого фрагмента текста применяется следующая формулировка: «В предложениях… представлено повествование». При этом подобная характеристика не исключает присутствия элементов и других типов речи, однако данные элементы не являются ведущими, а играют лишь вспомогательную роль. 

  • При определении типа текста следует учитывать, что в нём довольно часто встречается соединение разных типов речи, например описания и повествования или повествования и рассуждения, поэтому определять необходимо ведущий тип речи.

Выпускники, как правило, хорошо отличают повествование (в котором действие динамично) от описания, в котором действие статично. Однако в анализируемых текстах публицистического стиля чаще встречается рассуждение. Выпускникам легче узнать рассуждение-доказательство с его ярко выраженным признаком – наличием тезиса и аргументов, но они затрудняются в распознавании рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления. Такие тексты экзаменуемые обычно склонны относить к повествованию.

Отличительной чертой рассуждения является его отвлечённый характер, рассуждения связаны не со зрительными или слуховыми ощущениями, а с чувствами, понятиями, представлениями, оценками, что выражается, как правило, в употреблении абстрактной лексики.

Сложнее всего дается выпускникам анализ художественных текстов, для которых характерны все три типа речи: описание при характеристике предмета, портрета, пейзажа, окружающей обстановки; повествование – при перечислении активных действий, их смене во времени; рассуждение – при отступлениях автора, объясняющих поведение персонажей, при выражении позиций морально-нравственного, психологического порядка.

Кроме того, даже предложенный фрагмент текста часто бывает неоднородным по типу речи: художественное повествование может включать описание людей и места действия, содержать некоторые рассуждения по этому поводу. Этот факт не всегда учитывается экзаменуемыми при ответах. Следует различать такие формулировки: в предложениях представлено… (тип речи является ведущим); в предложениях содержится… (тип речи является лишь вкраплением).

  • Вызывает затруднения также задача провести параллели между несколькими предложениями, выявить причинно-следственные и другие связи, то есть провести анализ смысловых фрагментов с точки зрения соотносимости частей, например: Предложения… противопоставлены друг другу; В предложениях… перечислены последовательно происходящие события; Предложение… опровергает суждение, высказанное в предложении…

Обратите внимание! Союз «а» в русском языке не всегда несёт функцию противопоставления. Выполнять задание 23 необходимо не на формальном основании наличия или отсутствия определённого средства связи, а на основании реальных смысловых отношений между предложениями.

Таким образом, знания о функционально-смысловых типах речи, структуре текстов типа описания, повествования, рассуждения, языковых средствах, оформляющих значение одновременности, синхронности признаков (описание), последовательных, развивающихся действиях (повествование), причинно-следственных отношений (рассуждение), служат для вас ориентиром для выполнения задания 23.

Практика 23 задания

Материалы для подготовки к ЕГЭ:
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent