Тест ЕГЭ по русскому языку по демоверсии ФИПИ 2019. Вариант 3

Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2019 (с ответами). 
Соответствует демоверсиям 2019 и 2020 

Теория ЕГЭ по русскому языку


Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)У пауков – скакунчиков, обитающих в Индии, Южном Китае и Тайване прекрасное зрение и большая дальность прыжка, поэтому многие бабочки, часто становятся их добычей. (2) … не все бабочки страдают от прыгающих пауков, потому что у некоторых крылья украшены узором, который напоминает паучье тело. (3)В результате паук, несмотря на хорошее зрение, видит не бабочку, а сородича, и не нападает. 

ЗАДАНИЕ 1 

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) У пауков-прыгунчиков прекрасное зрение и большая дальность прыжка, поэтому бабочки часто страдают от их нападений. 
2) Узор на крыльях, имитирующий внешний вид пауков-прыгунчиков, спасает бабочек от нападения пауков-прыгунчиков, обитающих в Индии, Южном Китае и Тайване. 
3) Некоторые бабочки имеют специальный окрас, имитирующий паучье тело. 
4) Многие бабочки, способны защищать себя от пауков-прыгунчиков, обитающих в Индии, Южном Китае и Тайване, потому что имеют узор, имитирующий наружность паука. 
5) Многие бабочки, обитающие в Индии, Южном Китае и Тайване, становятся добычей пауков – прыгунчиков. 
 

ЗАДАНИЕ 2 

Самостоятельно подберите союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите этот союз. 

 

ЗАДАНИЕ 3 

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 

ТЕЛО, а, ср.р. 
1. Материя, вещество, заполняющие определённую часть пространства; отдельный предмет в пространстве. Твёрдые, жидкие, газообразные тела.Законы падения тел. Небесные тела (планеты, звёзды). Рабочее т.(спец.; вещество, используемое для питания двигательных установок космических кораблей, ракет и т.п.). 
2. Часть пространства, ограниченная со всех сторон. Геометрическое т.Тела вращения. Поверхность сферического тела. 
3. Организм человека или животного в его внешних физических формах и проявлениях. Строение, части тела. Температура тела. Массаж тела. Появление сыпи на теле. Трястись, дрожать, вздрагивать всем телом. Следить, ухаживать за своим телом. 
4. Часть человеческой фигуры от шеи до ног; туловище, корпус. Непропорциональное т. Мускулистое, гибкое т.Тренированное, дряблое т. Загорелое т. Хилое, упитанное т.Вспотевшее, жирное т. Т. женщины, мальчика. / О туловище, корпусе животного, птицы. Длинное т. собаки. Гибкое т. кобры. 
5. Основная часть чего-л. Т. позвонка. Т. поршня. Т. плотины. Т. дерева (ствол). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (спец.; основной массив, скопление полезного ископаемого в виде пласта, жилы, трубки и т.п. среди других пород рудного месторождения). Т. истребителя, теплохода (корпус). Т. пушки, пулемёта (ствол и главный рабочий механизм). 
 

ЗАДАНИЕ 4 

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

бАрмен 
ломОта 
вклЮчишь 
киломЕтр 
дОверху 
 

ЗАДАНИЕ 5 

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

На арену вышли два КОРЕНАСТЫХ борца. 
После суда истцу был вручён ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ лист. 
Стены храма были сплошь покрыты ИСКУССТВЕННОЙ резьбой. 
Даже ЕДИНИЧНЫЙ случай этого вирусного заболевания требует санитарных мероприятий. 
Пересадка КОСТНОГО мозга — серьёзная операция. 
 

ЗАДАНИЕ 6 

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 
В возникновении болезни играют значение многочисленные клеточные и внеклеточные факторы, которые регулируют обмен кальция.  

ЗАДАНИЕ 7 

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

к ОБОИМ ботинкам 
к пятому МАРТУ 
СЕМИСОТ двадцати 
вдоль ПОБЕРЕЖИЙ 
сзади НЕГО 
 

ЗАДАНИЕ 8 

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 

A) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью 
B) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с местоимением 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

1) В журнале «Юности» была впервые опубликована повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие». 
2) Мы знаем писателей, благодаря которых оживают страницы истории. 
3) Романы Толстого и Достоевского инсценировались кинорежиссерами США, Франции, Италии, Японии. 
4) Нравственные, этические нормы должны быть переняты нами из опыта великих мастеров прошлого. 
5) Александр Николаевич Островский — знаменитый русский писатель и драматург, оказавший значительное влияние на развитие национального театра. 
6) В «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова отражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. 
7) Всем с детства знакома история Маугли, воспитанного волчьей стаей и сражающемся с тигром Шерханом. 
8) Никто из декабристов не ожидали никаких милостей от царя. 
9) Тарас Бульба сказал сыновьям, что «поедете в Запорожскую Сечь и будете сражаться с ляхами». 
  

ЗАДАНИЕ 9 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 

1. д..кумент, г..ризонтальный, анн..тация 
2. расст..гнуть, см..тритель, отк..заться 
3. п..триот, г..пербола, эксп..римент 
4. пол..гать, п..лисадник, оч..ртания 
5. к..стер, р..сницы, вет..ран 
 

ЗАДАНИЕ 10 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Пр..писывать, пр..общение, пр..видеться 
2. Комп..ютер, раз..единить, интер..ер 
3. Пр..неприятный, пр..рываемый, гостепр..имство 
4. Бе..шумный, и..печь, не..балансированный 
5. Меж..гровой, мед..нститут, дез..нформация 
 

ЗАДАНИЕ 11 

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. нов..зна, изменч..вый 
2. тюлен..вый, милост..вый 
3. врач..вать, наставнич..ство 
4. беж..вый, заво..вать 
5. пугов..чка, щавел..вый 
 

ЗАДАНИЕ 12 

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. взбудораж..нный, продыряв..шь 
2. несгиба..мый, сжима..шь 
3. почист..вший, присоб..шь 
4. вовлека..мый, пропущ..нная 
5. почу..вший, обиж..нный 
 

ЗАДАНИЕ 13 

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Ученые обнаружили никем (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок перуанского Мачу-Пикчу — древнего города, находящегося на вершине горного хребта на высоте 2450 метров над уровнем моря. 
Только совершенно (НЕ)ЗАИНТЕРЕСОВАННОМУ взгляду русская природа кажется бедной. 
Всех возмутил ничем (НЕ)ОПРАВДАННЫЙ поступок Кости. 
Статья о творчестве известного поэта (НЕ)ОТРЕДАКТИРОВАНА. 
(НЕ)ДОБРЫЙ, а злой взгляд и кривая ухмылка собеседника поразили меня. 
 

ЗАДАНИЕ 14 

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

(ОТ)ТОГО села до города (НА)ПРЯМУЮ сто километров. 
(ЗА)ЧЕМ спрашивать, если (И)ТАК всё ясно? 
(ВО)КРУГ цвели (И)ТАК благоухали ландыши, что не хотелось уходить из леса. 
Я буду молиться (ЗА)ТО, ЧТО(БЫ) всё изменилось к лучшему. 
(С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ ответь. 
 

ЗАДАНИЕ 15 

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н. 

Покраше(1)ая в зеле(2)ый цвет лавка была сдела(3)а на совесть: деревя(4)ая спинка и кова(5)ые подлокотники отличались особым удобством. 


ЗАДАНИЕ 16 

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 

1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей. 
2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. 
3) Кум стоял ни жив ни мертв. 
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения. 
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо. 
 

ЗАДАНИЕ 17 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом. 
 

ЗАДАНИЕ 18 

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Через месяц приятели по той же дороге ехали на выборы председателя земской управы... Шилохвостов ерзал в бричке и беспокойно поглядывал на дорогу... 
— Он не ожидает, что мы так рано выедем, — говорил он, — но (1) все-таки (2) надо спешить... Чёрт его знает (3) может быть (4) у него шпионы есть! Гони (5) Митька! Шибче!.. Вчера (6) брат (7) — обратился он к Гадюкину, — я послал отцу Онисиму два мешка овса и фунт чаю... Думал его лаской умилостивить, а он взял подарки и говорит Федору: «Кланяйся барину и поблагодари его за дар совершен, но, говорит, скажи ему, что я неподкупен». 
 

ЗАДАНИЕ 19 

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Живя у Раевских в Крыму (1) Пушкин увлекся произведениями Байрона (2) влияние которого на Пушкина впоследствии (3) постепенно угасает (4) и окончательно преодолевается в «Евгении Онегине». 
 

ЗАДАНИЕ 20 

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Современники Пушкина говорили (1) что во время отпевания обширная площадь перед церковью представляла собою сплошной ковер из человеческих голов (2) и (3) что (4) когда тело поэта выносили из церкви (5) то шествие на минуту запнулось: на пути лежал кто-то большого роста, в рыданиях. 
 

ЗАДАНИЕ 21 

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении? 

(1)Московский университет – старейший классический университет России. (2)Его профессора и выпускники внесли неоценимый вклад в развитие отечественной науки, просвещения и культуры. (3)МГУ был основан в 1755 году. (4)Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова. (5)Сегодня МГУ – это комплекс из 40 факультетов, готовящих кадры самых разных направлений. (6)Университет является крупнейшим инновационным центром. (7)Первый в стране научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии, открылся в МГУ более 10 лет назад. (8)Кроме того, Московский университет – сложнейшее в инженерно-эксплуатационном отношении хозяйство. (9)В МГУ 1 тыс. отдельных зданий и строений общей площадью около миллиона кв. м, в том числе 8 общежитий, в которых проживает свыше 12 тыс. человек. 
 

Прочитайте текст и выполните задания 22-27  

Попытка понять человека 

(1)Жалость к человеку. (2)Боль за человека. (3)Жалость выше справедливости, но справедливость долговечней. (4)Вспоминая момент проявления жалости к человеку уже с некоторого временного расстояния, мы можем осознать, что, пожалуй, переборщили. (5)Этот человек был недостоин этой степени жалости. 
(6)Но вспоминая справедливое решение по отношению к человеку, мы не можем себе сказать, что переборщили по части справедливости. 
(7)Жалость, я уверен, необъяснима никакими рациональными соображениями, она идет к человеку сверху, от Бога. 
(8)Однако почти всякий человек иногда мучительно вспоминает случаи из своей жизни, где должен был проявить жалость, но не проявил. (9)В чем дело, где был в тот миг наш Бог? (10)Думаю, сигналы сверху были, но мы сами в то время были настолько расчеловечены, что не могли их принять. (11)Однако человек нравственно не тупой сохраняет этическую память и, восстанавливая картину своего равнодушия, мучается, кается и тем самым прочищает приемник своей души. 
(12)Но в каком соотношении между собой чувство жалости и чувство справедливости? (13)Чувство справедливости, можно сказать, более горизонтальное, оно больше требует нашего личного соображения. (14)Пытаясь найти справедливое решение по отношению к человеку, мы как бы мысленно перебегаем от этого человека ко многим другим и от многих – как вывод – к этому одному. 
(15)Первоначальным толчком к чувству справедливости может быть жалость к человеку, но в развитом виде чувство справедливости – это жалость к истине, любовь к ней. (16)Но человек в сложных случаях жизни, отталкиваясь от жалости, может так запутаться в поисках формулы добра, что приходит к самым безжалостным и несправедливым выводам. 
(17)Таким был наш социализм на практике. (18)Можно со всей безусловностью утверждать, что первоначальным толчком всех социалистических теорий была жалость к обездоленному человеку. (19) Как же могло получиться, что учение, в основе которого лежала жалость к человеку, породило самое безжалостное общество? (20)И не совсем случайные слова Горького стали его лозунгом: жалость унижает человека. (21)Ведь, кроме прирожденных палачей, были же среди революционеров искренние, желающие добра люди? (22)Неужели они не видели противоречия между объявленным идеалом этого государства – любви к народу и самым безжалостным отношением к нему в  жизни? (23)Безусловно, видели, но оправдывали по нескольким достаточно серьезным причинам. 
(24)Представим себе пассажира, в ожидании поезда сидящего на вокзале с буханкой хлеба. (25)Это нормальный, добрый человек без склонности к теоретизированию. (26)К нему подходит голодный ребенок. (27)(Кажется, мы приближаемся к такой реальности.) 
(28) – Дяденька, дай кусок хлеба. 
(29)Он отрезает ломоть и отдает ребенку. (30)Потом подходит другой ребенок с такой же просьбой. (31)Он и ему отрезает ломоть. (32)Потом третий, четвертый, пятый. (33)В конце концов буханка роздана. (34)Может подойти еще один или несколько детей, заметивших, что он раздает хлеб. (35)И он вынужден, как это ни больно, развести руками и сказать: 
– (36)Больше нету. (37)Попробуйте попросить у других. 
(38)Но возможен и другой вариант. (39)Здесь пассажир с буханкой хлеба достаточно нравственный человек, но с несчастной склонностью   к теоретизированию. (40)К нему подходит голодный ребенок, он отдает ему кусок хлеба. (41)Потом второй, потом третий. (42)И вдруг он догадывается, что хлеба на всех голодных детей у него все равно не хватит. 
(43)Надо решить вопрос в корне. (44)Надо дать окончательное решение вопроса о голодных детях. (45)Потрясенный грандиозностью и благородством своей задачи, он прячет остатки хлеба в портфель, вынимает ручку и блокнот и начинает лихорадочно вычислять, как спасти всех голодных детей от голода. (46)Он как бы продолжает задачу помощи детям, но направление его внутреннего пафоса изменилось. 
(47)Теперь он не замечает или даже отгоняет подходящих к нему детей. (48)И не испытывает ни жалости, ни стыда, потому что уверен, что старается для их же пользы. (49)Теперь живые дети мешают ему помогать теоретическим детям, мешают окончательному и справедливому решению вопроса о детском голоде. 
(50)Кто правильней действовал из этих двух пассажиров на вокзале? (51)По-моему, ясно, что первый пассажир. (52)Как говорится, теория мертва, но вечно зелено древо жизни. 
(по Ф.А. Искандеру*) 

*Искандер Фазиль Абдулович (1929-2016) – русский и абхазский писатель и поэт. 

ЗАДАНИЕ 22 

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Иногда проявление жалости к человеку, который этого недостоин вызывает сожаление. 
2) Чувство справедливости не требует нашего личного соображения 
3) Нельзя утверждать, что толчком всех социалистических теорий была жалость к обездоленному человеку. 
4) В поисках формулы добра человек может запутаться и прийти к самым безжалостным и несправедливым выводам. 
5) М. Горький утверждал «жалость возвышает человека». 

 
ЗАДАНИЕ 23 

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера этих ответов? 

1) В предложениях 50-52 представлено рассуждение. 
2) В предложении 23 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 22. 
3) В предложениях 1-5 представлено описание. 
4) В предложении 21 объясняется причина того, о чем говорится в предложении 20. 
5) Предложение 6-8 содержит рассуждение. 

 
ЗАДАНИЕ 24 

Из предложений 47-52 выпишите контекстные антонимы. 

 
ЗАДАНИЕ 25 

Среди предложений 1-9 найдите такое(ие), которое(ые) связано(ы) с предыдущим(и) при помощи противительного союза и формы одного и того же слова. Найдите номер(а) этого(их) предложения(ий). 

 
ЗАДАНИЕ 26
 
Ф.А. Искандер, как умелый хирург, вскрывает нарывы общества. Рассказывая о природе и последствиях жалости, писатель использует такие синтаксические средства, как А___(в предложениях 28-38) и Б___(в предложениях 1,3,7), придающие тексту эмоциональность и реалистичность. В попытках дойти до самой сути такого жизненного явления, как жалость, автор обращается к самому себе, прибегая к В___(в предложениях 9-10, 22-23). Образность и выразительность текста достигается при помощи многочисленных Г___(«древо жизни» в предложении 52, «приемник души» в предложении 11 и «формула добра» в предложении 16). 

1) анафора 
2) эпитет 
3) вопросно-ответная форма изложения 
4) метафора 
5) ряды однородных членов 
6) диалог 
7) олицетворение 
8) восклицательные предложения 
9) разговорная лексика 


Тесты ЕГЭ

    ?ндекс цитирования