Не только радость, но и обязанность...
Наверное, очень многие хотят иметь собаку. <…> могут далеко не все. И не только потому, что иногда не позволяют условия. Собака — это не только радость, но и забота, обязанность, необходимость чем-то поступиться. Ее надо выводить гулять. Значит, нужно вставать на час раньше, чтобы выйти с ней до школы. Надо вывести и днем — ведь она живое существо. А если в это время захочется пойти в кино, на стадион? Собаку надо обучать... И не день, и не два — годы. Многие не выдерживают... Отдают, продают, выбрасывают. На дождь, на мороз. Тощие, злые, с потухшими глазами бродят собаки по дворам, по пустырям. Кто-то обрек их на это, у кого-то не дрогнула рука, не дрогнуло сердце...
(По Ю. Дмитриеву)
ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот союз.
ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в третьем предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
- СУЩЕСТВО. Сущность, внутреннее содержание чего-н., суть.
- ПОТУХШИЙ. Утративший блеск, живость, жизнерадостность.
- УСЛОВИЕ. Обстановка, в к-рой происходит, осуществляется что-н.
- ДРОГНУТЬ. Не выдержав натиска, начать отступать.
- СЕРДЦЕ. Важнейшее место чего-н., средоточие.
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера этих ответов.
- Автор текста не только выражает свое отношение к тем фактам, о которых он пишет, но и воздействует на читателя, вызывает у него соответствующую реакцию, предостерегает от ошибки. Текст можно отнести к публицистическому стилю.
- Текст можно отнести к типу речи повествование, поскольку в нем выражается и обосновывается определенная точка зрения, а между высказываемыми мыслями, называемыми фактами подчеркиваются причинно-следственные связи.
- В 1-м и 2-м предложениях заключен тезис автора, в двух следующих — аргументы (доказательства, доводы). Далее группа предложений содержит примеры, которые вместе с аргументами и составляют обоснование авторской точки зрения.
- В языке текста есть особенности, отражающие специфику публицистического стиля: короткие экспрессивные безличные или неопределенно-личные предложения, присоединительные конструкции (Отдают, продают...; На дождь, на мороз), риторические вопросы, специально допускаемые повторы слов и т. д.
- Ход рассуждения завершен: есть четкий вывод, который не нужно домысливать.
ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- жАлюзи
- закУпорить
- дОнельзя
- бОроду
- кашлянУть
ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Дом был старый, ДОБРОТНЫЙ, и лифт спускался тяжело и медленно.
В Назрани проходит масштабная БЛАГОТВОРНАЯ акция «Прикоснись к сердцу ребенка».
Я сделала глубокий ВДОХ и медленно выдохнула.
ЛЕДЯНОЙ ужас пополз по его позвоночнику.
Он бы настоящий НЕВЕЖДА: не хотел учиться, был безграмотен.
ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.
Будущая перспектива казалась ему светлой и обнадеживающей.
ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ПРОФЕССОРА
пять ЯБЛОК
ПОЕЗЖАЙ в город
ХУДШАЙШАЯ работа
пришел ИЗ школы
ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Б) ошибка в построении предложения с однородными членами В) неправильное построение предложения с косвенной речью Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 1) И никто этого не замечает, и это именуется искусством! 2) Согласно статьи 953 Морского устава, начальствующие лица «стараются поддерживать в команде бодрое и веселое расположение духа», для чего дозволяются на корабле разные игры и музыка». 3) Все, кто писали стихи, выехали раньше. 4) Он говорил, что едет купаться, а на самом деле крутил педали, сколько было сил, кружа вокруг дачи. 5) У него 28 лет стажа и фотография на обложке журнала «Коммерсанта». 6) Я ведь не только сейчас вам объяснил то, что хотел объяснить, но и одновременно с этим исполнил свою детскую мечту. 7) Павел Алексеевич всегда видел таких людей и говорил, что ничем мне могу вам помочь. 8) И благодаря своей догадливости он всякий день возвращается домой с порожним лотком. 9) Неблагодарность относилась не только к детям, а также и к обществу. |
- прик..саться, возл..гать (надежды), пл..вучий (корабль)
- соприк..сновение, ур..внение, обм..кнуть (перо в чернильницу)
- разж..гать (костер), прож..вал (в городе) зам..рать (от восторга)
- отр..слевой,, р..гатый (бык), выск..чил (на улицу)
- д..лина (речная), непром..каемый (плащ), запл..тить (за работу)
ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- под..грать (на пианино), без..мянный, вз..скать (неустойку)
- пр..готовить, пр..дворный (поэт), пр..мудрый
- с..экономить, суб..ект, ин..екция
- бли..лежащий, ра..бросать, чре..вычайный
- пр..бежать (марафон), раз..брать, под..слать
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- забол..вать, обессил..ть (от жары)
- серебр..ный, остолб..неть
- ключ..к, желт..зна
- быстр..та, бразг..лка
- учит..ль, тюл..вый
- почу..вший, зала..л
- гон..щий, раска..вшийся
- расстро..шься, обиж..нный
- движ..мый, слыш..мый
- стро..мый, надева..мый
ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
- Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
- Молодой человек от смущения (НЕ)ЗНАЛ, куда деваться.
- Эта (НЕ)ПРИЯТНАЯ история надолго осталась в моей памяти
- Говорил Пётр Иванович (НЕ)ГРОМКО, но убедительно.
- Финал рассказа выглядит как возвращение к (НЕ)РЕШЁННЫМ вопросам.
ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
- ДАВНЫМ(ДАВНО), прибыв из Белграда в Берлин, Сеня пытался устроиться КУДА(ЛИБО), но не смог.
- Я КОГДА(ТО) ТО(ЖЕ) был ребёнком и мечтал стать космонавтом.
- (ПО)РАЗНОМУ можно относиться к творчеству А.П. Чехова, но, ЧТО(БЫ) понимать его, нужно быть талантливым читателем.
- Он (ПО)ПРЕЖНЕМУ выглядел озабоченным, вроде рассерженным ЧЕМ(ТО).
- В (ПОЛУ)РАЗРУШЕННОМ городе было пустынно, КАК(БУДТО) всех унёс с собой мощный ураган.
Таня звякнула ключом, отпирая стекля(1)ый шкаф с мелкими металлическими драгоце(2)остями, вытащила из слома(3)ого бимса пинцеты, скальпели, пересчитала всю эту старую дребедень поштучно и, расписавшись в тетрадке за получе(4)ый инструментарий, стала неровно спускаться в полуподвал по круто прорубле(5)ой вниз лесенке.
ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
- В каждом листочке подорожника сверкает крупная драгоценная капля.
- Теперь откройте в учебниках карты номер три и пять сравните их и попробуйте разделить территорию страны на экономические районы.
- Он двигался вскакивал вглядывался через плечо кучера вперед.
- Во все стороны высоко разлетелись мелкие брызги и среди этих брызг на мгновение возникла крошечная радуга.
- Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу.
ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сидя на верху длинной (1) деревянной стремянки (2) он мягким вороньим крылом сметал пыль с корешков (3) почерневших от времени фолиантов (4) расставленных в библиотечном зале.
ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С этой же целью его направили сюда на альпийские луга, чтобы тут он уже окончательно отдохнул и надышался горным абхазским воздухом, потому что в России (1) по слухам (2) не то что горного воздуха, но и самих гор (3) пожалуй (4) не отыщешь.
ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Зайцы (1) которые всю жизнь (2) всех и всюду боялись (3) очень обрадовались (4) потому что так счастливо избавятся от своего изнуряющего страха.
ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чтоб отвлечь от себя внимание и восстановить справедливость (1) я поднялась с бокалом (2) по стеклу (3) которого прыгали лимонадные пузырьки (4) и сказала (5) что (6) если бы не бабушка (7) никакая медицина мне бы не помогла.
ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Калуга — город, с которым связаны мечты советского человека о полетах в далекие миры: больше 40 лет здесь жил и трудился выдающийся изобретатель и теоретик космонавтики Константин Циолковский. (2) Неудивительно, что в Калуге многое посвящено космосу, и даже на ее флаге и гербе (полной его версии) изображен первый советский искусственный спутник Земли. (3) Здесь снимались многие советские фильмы про космос, городские граффити посвящены Юрию Гагарину, а местный Музей космонавтики — крупнейший в стране из посвященных космической тематике. Здание, в котором он находится, непростое: первый камень в его фундамент в 1961 году заложил сам Гагарин. (4) А в залах музея посетители погружаются не только в прошлое, но и в будущее: повсюду ракетно-космическая техника, спутники, орбитальные станции, есть образцы техники, появление которой предсказывал Циолковский, рассказывается история практической космонавтики. (5) А еще здесь находится подлинный экземпляр ракетно-космического комплекса «Восток» — дублирующая копия, а не макет (во время запуска гагаринского «Востока-1» эта ракета находилась на стартовой площадке на Байконуре на случай неполадок первого корабля). (6) Если же обратиться к более далекому прошлому, то из его наследия заслуживают внимания каменные палаты Коробова, церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву, Спаса Преображения, Георгия за Верхом, Знамения. (7) Стоит осмотреть палаты Макарова, Троицкий собор, Дворянское собрание, Гостиный двор в занятном псевдоготическом стиле — одну из главных местных достопримечательностей, памятник культурного наследия — комплекс Присутственных мест. (8) В городе много скверов и парков, поэтому мест и для прогулок, и для пикника более чем достаточно.
ЗАДАНИЕ 22.
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них:
к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов) Б) Шутила зрелость, пела юность (А. Твардовский)В) Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин) Г) Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки! (Крылов)Д) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко) | 1) литота 2) ассонанс 3) риторический вопрос 4) градация 5) олицетворение 6) риторическое восклицание 7) многосоюзие 8) эпифора 9) гипербола |
(1)Определить культуру человека можно по одному признаку: на что ему наплевать, что его трогает.
(2)Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах. (3)Один живет в маленьком кружке, другой – в круге побольше, третий – в еще большем. (4)Величина нашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и – еще один и очень важный – что вам больно? (5)Одному, например, больно, когда его ударяют, а другой на это скажет: ну, это не опасно, лишь бы не убили. (6)Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. (7)Другой скажет: я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю; я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... (8)Помните, как у Гоголя: "чего не зрят равнодушные очи?" (9)Когда больно от чужой боли, это и есть самый большой круг, круг культурного человека.
(10)Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным человеком и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. (11)Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (12)Надо вырабатывать душу.
(13)Есть много признаков, отличающих человека от животного. (14)Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. (15)Животное совсем не глупое. (16)Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. (17)Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". (18)Это не значит, что баран – глупое животное. (19)Баран обладает высоким уровнем интеллекта. (20)Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. (21)А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. (22)И тут у него только две ноги: интеллект и совесть. (23)Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.
(По Ю. Лотману*)
Ю. Лотман (1922-1993) – советский и российский литературовед, культуролог и семиотик.
- К «самому большому кругу культурного человека» можно отнести тех людей, которым может быть больно от чужой боли.
- Человека отличает от животного то, что человек гораздо умнее животного и обладает совестью.
- Люди живут изолированно друга от друга, каждого заботит только личная боль.
- Культурным человеком можно стать, если у человека есть добрые намерения.
- Определить культуру человека можно по тому, на что ему наплевать, а что его задевает.
ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложениях 13-16 представлено описание.
- В предложениях 16-23 содержится рассуждение.
- Предложение 9 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предложении 8.
- Предложения 15-21 поясняют, раскрывают содержание предложений 13-14.
- Предложение 16 противопоставлено по содержанию предложению 15.
ЗАДАНИЕ 25. Из предложения 23 выпишите контекстные антонимы.
ЗАДАНИЕ 26. Среди предложений 13-23 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи сочинительного союза, формы одного слова и притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «...».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.