Направление "Он и она" итогового сочинения 2019-2020

Содержание:

Описание направления

В рамках данного направления можно поразмышлять о взаимоотношениях мужчины и женщины. Это значит, что мы будем говорить о любви, верности, дружбе, семье и т.д.

Он и Она — не два ли разночтенья
Красивого сказания времён?
Два звука, чтоб создать единый звон,
Два атома, в законе тяготенья.
 
Весной в великий праздник всесожженья,
Одною хотью каждый дух взметён.
Друг другом зажжены она и он.
Иль только лишь хотением хотенья?
 
В весеннее раскрытое окно
Со всех сторон доходят к сердцу звуки,
В них сладость упоительнейшей муки.
 
Сто тысяч дальних звёзд в них зажжено.
И молим мы, ломая розно руки,
Того, что есть по существу одно.

К. Бальмонт

Аспекты направления ОН и ОНА

  1. Он и она: от любви до ненависти. Верность/измена, благодарность, уважение, любовь/ненависть, ревность, дружба, жалость и др. Привязанность, симпатия, привычка и др.  Взаимопонимание и его отсутствие, способы достижения взаимопонимания.
  2. Любовь бывает разная: взаимная/безответная, платоническая/физическая, разрушающая/созидательная, любовь-страсть – любовь спокойная, реальная/идеальная. Любовь – дружба, роковая любовь, любовь красивая, деятельная, самоотверженная. Истинная/ложная. Первая любовь.
  3. Взаимоотношения в семье. Какими бывают взаимоотношения в разных семьях, на чем они основываются.
  4. Одиночество человека. Роль любви в жизни человека.

КОНЦЕПТ ЛЮБОВЬ: значение.

«Любовь» – универсальный концепт, который присутствует во всех культурах и относится к концептам «высшей духовной ценности». Любовь означает глубокое индивидуально‑избирательное интимное чувство и обладает рациональной, эмоциональной и оценочной характеристикой.
 
«Любовь» - «чувство самоотверженной, сердечной привязанности», «склонность, пристрастие к чему‑нибудь». В Толковом словаре великорусского языка даются дериваты общеязыкового номинанта концепта: «любить», «любиться», «любовать».

«Любить, – пишет В. И. Даль, – любливать кого, что, чувствовать любовь, сильную к кому, привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно».

В энциклопедических изданиях чаще приводится философская интерпретация понятия «любовь». В словаре Ф. Брокгауза и И. Эфрона в статье, написанной В. Соловьёвым, любовь определяется как «чувствование, чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе <…> как высшая духовная эмоция, которая выражается в чувствах благоговения и восторга при умственном созерцании образа, олицетворяющего высшее совершенство и красоту», «источник религиозного и художественного творчества».

Любовь в этических и психологических исследованиях и словарях определяется как «чувство, вызываемое у субъекта переживанием центрального места ценности объекта в системе его личностных приоритетов при условии рациональной немотивированности выбора этого объекта и его уникальности. При этом любящий испытывает желание получить предмет в свою «личную сферу» или сохранить его в ней, желает ему добра и процветания, готов идти ради него на жертвы, заботиться о нём, берёт на себя ответственность за его благополучие, он находит в любви смысл своего существования и высший моральный закон. 

Ассоциативный ряд понятия «любовь» включает такие концепты как самопожертвование, сострадание, бескорыстность. 

В ассоциативном словаре отмечены признаки любви: вечная, земная, с первого взгляда, безответная, платоническая, верная, до гроба), а также эмоции, сопутствующие любви (счастье, радость, отчаяние).

Любовь является важнейшим фактором, определяющим жизненное поведение человека, ведущим его к гармонии. 
В словаре знаков и символов любовь рассматривается как образ духовного единения двух начал, противоположностей, как путь к центру: «главной целью подлинной любви является преодоление двойственности и разъединённости, которое предполагает отречение от собственного "Я"». 

В древних культурах любовь была представлена как сила, играющая важнейшую роль в организации мироздания (например, сюжет о возникшей из Хаоса божественной брачной паре – прародителях вселенной, в котором богиня‑мать отождествлялась с землей или реже – с морем, а её супруг – с небом). Процесс сакрального брака олицетворяла и греческая богиня Афродита, ассоциировавшаяся с плодородием, весной, жизнью. Миф о рождении богини из морской пены, образованной кровью оскоплённого Урана, утверждал родство Афродиты с водной стихией (женскими силами) и животворным мужским началом. Эрос, воплощавший векторный аспект любви как творчества (стремление, влечение, желание), представлялся древним одной из космических первопотенций.

В христианстве противопоставляется возвышенная, жертвенная любовь и любовь земная, греховная. Стремление преодолеть разорванность представлений о любви выразило учение В. Соловьёва. Философ писал, что только любовь способна «создать истинного человека как свободное единство мужского и женского начал, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение». В. Соловьёв рассматривал любовь как способ выхода за пределы индивидуального «я», ту возможность человека жить не в себе, а в другом, которая создаёт условия для грядущего всечеловеческого единения.

Развитие психоанализа в XX веке привело к оппозиции в концепте любовь: «мужское» – «женское».

Сохраняя свою универсальность, концепт «любовь» играл центральную роль в системе ценностных ориентиров русской культуры. «Русский менталитет, – отмечает Л. Е. Вильмс, – терпим к таким признаковым и оценочным характеристикам любви, как безрассудочность, страдание, боль, мучительные переживания, проявления влюблённости мистического характера, но осуждает легкомыслие, безответственность, нескромность». К национально‑специфичным признакам концепта относятся осознание непродолжительности любви (любовь «прошла», «угасла», «умерла»), вера в возможность заслужить чью‑то любовь («завоевать», «снискать» любовь), необходимость сдерживать свои чувства при посторонних («скрывать», «таить», «беречь» любовь), гиперболизация способности любить («любить до смерти», «любить до гроба», «любить до последнего вздоха»).

ЛЮБОВЬ В ЛИТЕРАТУРЕ

В отечественной литературе любовь чаще всего представлена как облагораживающая, очищающая, возвышающая сила, как жизненная ценность, объединяющая людей и способствующая гармонизации мира. Благодаря любви герои русской литературы поднимаются к более высоким уровням сознания, ищут путь к истине. В произведениях писателей‑классиков часто можно встретить тему отвергнутой любви, вольной или невольной вины (в социальном, нравственно‑психологическом, религиозно‑философском аспектах) и жертвы – в облике мужского или женского начал.
Жертвенная любовь является главным сюжетообразующим элементом в «Бедной Лизе» (1791) Н. М. Карамзина, «Станционном смотрителе» (1830) А. С. Пушкина, в романе «Кто виноват?» (1846) А. И. Герцена, в «Бедных людях» (1846) и «Подростке» (1875) Ф. М. Достоевского, в «Асе» и «Дворянском гнезде» (1857) И. С. Тургенева, «Обломове» (1859) И. А. Гончарова, «Горькой судьбине» (1859) А. Ф. Писемского, «Воскресении» (1898) Л. Н. Толстого, «Олесе» (1898) А. И. Куприна, «Пред судом» (1915) А. А. Блока, «Темных аллеях» (1943) И. А. Бунина. 

Например, в творчестве В. Маяковского в основе концепта «любовь»  лежит оппозиция «громада‑любовь» – «громада‑ненависть». В метафоре «громада‑любовь» воплощена заветная идея поэта о любви‑глыбе, лавине страстей, обрушивающихся на человека. При этом понятие «любовь» оказывается равнозначным понятию «мир» и соизмеримым с ним. В любви В. Маяковский видит возможность реализации личности. Отсюда неоднозначность критериев, с которыми лирический герой подходит к объекту своего чувства. Он ищет в возлюбленной качества, которых недостаёт ему самому. Любовь (по Маяковскому) – феномен неоднозначный и противоречивый. Поэт славит огромную, всепоглощающую, исключительную Любовь, соответствующую масштабу его личности, и отвергает мизерную «любвишку», «любовь цыплячью», «любвишку наседок». Во имя своей Любви, смыкающейся с мечтой о будущем, лирический герой готов идти на Голгофу. Вместе с тем «смертельный любви поединок» ведёт поэта к саморазрушению и трагедии.
Читать "Любовь в творчестве Маяковского"  
«Любовь» в художественной картине мира М. Цветаевой – концепт многозначный, связанный с такими содержательными элементами, как «Божественная любовь», «любовь‑обольщение», «любовь‑страсть», «любовь – вечное проклятие».

 У И. Шмелёва возвышенная жертвенная любовь противопоставлена любви земной, рассматриваемой в аспекте греховности.

В творчестве Л. Улицкой концепт "любовь" является основополагающим, вступая в различные связи с концептами «семья», «счастье», «судьба».

Самым многослойным и противоречивым в произведениях Л. Улицкой является чувство между мужчиной и женщиной. Любовь между полами очень богата в своих проявлениях: это влюблённость и страсть, уважение и самоуничтожение, счастье и страдание, возрождение и болезнь. Любовь амбивалентна: она вмещает физическое влечение и самые возвышенные чувства, восхищение объектом любви сменяется порой разочарованием и даже ненавистью, любовь даёт интерес к жизни, обогащает её, но тем же и ограничивает, ведь вся жизнь сосредотачивается на объекте любви.Любовь ещё раз обнаруживает свою двойственную природу, принося счастье и горе, жизнь и смерть.
По мнению Л. Улицкой, именно физическая измена, а не душевная, является предательством для персонажей.
Природа и дар любви у Л. Улицкой непостижимы, и этим концепт «любовь» в творчестве писателя сближается с концептом «судьба»

Концепт «любовь» в творчестве Л. Улицкой связан с концептом «семья». На основе любви строятся взаимоотношения в семье, в семье же воспитывается уважение и любовь к родным, роду. Близость, взаимопонимание в семье способствуют душевному и духовному росту человека.

В творчестве А. Битова «любовь» взаимодействует с другими понятиями:«счастье», «жизнь», «смерть», «игра», «предательство», «ревность».
Любовь, связанная с бытовыми реалиями (семьёй, детьми, повседневностью), часто отвергается писателем, а семейные отношения оборачиваются «бесконечным знакомством», отсутствием взаимопонимания и теплоты. А. Битов принимает любовь в её вершинном, максималистском проявлении, как чувство, которое «гораздо превышает» человека и даже «разрывает» его, ведь благодаря любви «ты становишься таким большим, каким никогда бы не мог без этого стать, а в том, чем ты был без любви, ты становишься ещё мельче».
Боготворя идеальную любовь, писатель считает её одним из высших проявлений чрезвычайной «воплощённости», он соотносит концепт «любовь» и концепт «жизнь». А. Битов рассматривает любовь как один из важнейших факторов, влияющих на поведение человека. Измену любви писатель считает тяжким грехом, за который его персонажи расплачиваются бесцельно прожитой «неточной» жизнью и «ямой долговой» в её финале.

ПРИМЕРЫ ИТОГОВЫХ СОЧИНЕНИЙ 2019-2020

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования