- Практикум для подготовки к итоговому сочинению
- Сборник аргументов-анализов для подготовки к итоговому сочинению
- Примерные темы к направлению "Разговор с собой"
- Цитаты к направлению "Разговор с собой"
- Список литературы к направлению "Разговор с собой"
- Примеры итоговых сочинений
- Аргументы к итоговому сочинению
- Короткие рассказы для итогового сочинения
Содержание:
↑ Комментарий от ФИПИ к направлению итогового сочинения "Разговор с собой":
↑ Аспекты направления «Разговор с собой»
- Что значит быть «самим собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность.
- Гармония с собой или душевный разлад.
- Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни ( ценности, интересы, мотивы)
- Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки.
- Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).
↑ Рефлексия, самопознание, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание и др.
В рамках данного направления можно обратиться к терминам "рефлексия", "самопознание", "самоанализ", "самосовершенствование", "самовоспитание", "самоконтроль" и др.
Рефлексия – самоанализ, самопознание, самооценка, т.е. действие мышления, направленного на свой внутренний душевный мир, свое внутреннее состояние. Рефлексия – это внутренние сомнения, обсуждения самим с собой своих действий и отношений, возникших затруднений, поиск ответов на происходящее с самим собой. Рефлексия – важнейший фактор развития человека и особенно его духовного и нравственного состояния.
В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одной из версий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.
Самопознание - познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. В таком познании неразрывно связаны разум и чувства. Познающий одновременно является и субъектом, и объектом познания. Такое самопознание должно быть доступно каждому человеку. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание.
Самоанализ - метод осмысления собственных действий, слов, чувств и отношений, разложение их на взаимосвязанные элементы с целью определения «слабых» мест, требующих корректировки. Самоанализ и владение его технологией позволяют предварять и устранять возможные ошибки и просчеты, выводит человека на самокритичное отношение к себе и своим действиям, что стимулирует общее развитие. Главное его достоинство – направленность внимания на свой внутренний мир, на самопознание. Без владения самоанализом невозможно ни духовно-нравственное становление личности, ни профессиональный рост, ни в любых формах познавательная деятельность.
Самовоспитание — сознательная работа над собой, основанная на стремлении к совершенству (степень которого человек определяет для себя сам) и достижению поставленных целей. Самовоспитание заключается в неуклонном следовании принципам, нормам и целям собственного развития, в четком определении перспектив своей деятельности. Процесс самовоспитания строится на критическом анализе человеком своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества. Самосовершенствование невозможно без самоконтроля
Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, мотивов и побуждений. Одной из форм самоконтроля является самообладание. Умение подчинить воле чувства, эмоции, научиться управлять аффектами формируется у современного человека на начальных этапах жизни. Ограничение себя часто происходит в результате вписывания собственных мотивов и побуждений в модель ценностных и поведенческих установок, принятых в том обществе, в котором живет человек. Поэтому самообладание, как форма самоконтроля во многом определяется самосознанием человека.
Самосознание — сознательная деятельность человека по пониманию себя как неповторимой целостной личности, несущей нравственную ответственность за свои поступки перед прошлым, настоящим и будущим человечеством, умеющей верно определить свой собственный смысл и стиль жизненного поведения, могущей правильно оценить свои способности и возможности, свои чувства, желания и намерения, свое место в общем ряду других людей.
Самооценка — сознательная деятельность человека по формированию в каждый момент времени личного отношения к своим способностям, возможностям, качествам, поступкам, месту среди других людей и т.п. Характер самооценки может постоянно меняться, т.к. изменяются объективные обстоятельства и субъективное понимание своих способностей и возможностей. Навык самооценки позволяет человеку в значительной мере самостоятельно принимать решения, успешно направлять и контролировать свои действия.