Кот Матроскин

Кот Матроскин— вымышленный кот, популярный персонаж произведений детского писателя Эдуарда Успенского. Впервые появился в повести «Дядя Фёдор, пёс и кот» в 1973 году. 

Кот Матроскин в классическом мультфильме "Трое из Простоквашино"


На основе произведений Успенского были созданы советские мультфильмы с участием персонажа: «Дядя Фёдор, пёс и кот» (ТО «Экран», 1975), «Трое из Простоквашино» («Союзмультфильм», 1978), «Каникулы в Простоквашино» (1980) и «Зима в Простоквашино» (1984). 

Кот Матроскин — полосатый говорящий кот. Склонен к рациональному мышлению: предпочитает из всего извлекать материальную пользу. Периодически напоминает о том, что его кличка — это «фамилие такое». Бездомный столичный кот, некогда живший у профессора Ивана Трофимовича Сёмина, изучавшего язык животных; там он и научился понимать человеческий язык и разговаривать на нем. Потом какое-то время обитал в подъезде многоэтажного жилого дома. После знакомства с мальчиком по имени Дядя Фёдор обретает свой дом в деревне Простоквашино. Он очень хозяйственный, рассудительный и экономный, иногда до крайности: например, молоком своей коровы он однажды занял все находящиеся в доме ёмкости. Умеет читать, писать и считать. Из особых его талантов известно умение вышивать и шить на машинке, а также играть на гитаре и петь лирические песни с элементами самоанализа и обращением к личному опыту. Любит подтрунивать над добродушным Шариком, хотя в целом относится к нему неплохо. Единственное, что его огорчает, — отсутствие практической пользы от Шарика. 

В более поздних произведениях из цикла о Простоквашине, персонаж претерпел серьезную эволюцию, сохранив, тем не менее, свои основополагающие черты. В 90е гг. Матроскин остается рачительным хозяином и демонстрирует незаурядный ум и изобретательность, граничащие с изворотливостью, что позволяет ему хорошо вписаться в новые жизненные реалии (см. «Тётя дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино») и даже проявить предпринимательскую инициативу (см. «Новые порядки в деревне Простоквашино»). В текстах этого времени Матроскин выглядит как наиболее приспособленный к новым условиям жизни из всех персонажей цикла, умеющий находить выходы из множества неоднозначных ситуаций. В книге «Тётя дяди Фёдора», во время дебатов перед выборами мэра Простоквашина, кот явно симпатизирует кандидату Толстову А. С., высказывающему подчеркнуто рыночную и капиталистическую позицию, объясняя это Шарику (который поддерживает тётю дяди Фёдора) тем, что тот «… за тех заступается, кто много работает и много хочет иметь. Он за таких, как я». 

Прототипом кота Матроскина стал приятель Эдуарда Успенского — Анатолий Тараскин, редактор киножурнала «Фитиль», который был домовитым, обстоятельным и рассудительным. Первоначально автор так и назвал кота — Тараскин, но Анатолий, узнав об этом, уговорил этого не делать, опасаясь карикатурности. 

По признанию художницы-мультипликатора, в трилогии Владимира Попова она рисовала Матроскина с голоса Олега Табакова.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    ?ндекс цитирования