Платов Матвей Иванович — персонаж рассказа Н.С. Лескова «Левша», граф, атаман донских казаков, генерал, сопровождающий императора Александра Павловича в его путешествии по Европе.
Внешность Платова яркая и необычная: «грабоватый нос», усы кольцами, в зубах корешковая трубка; одет наподобие казака, грудь в орденах. В гневе он страшен: «зубами так и скрипит», ругается «на казацкий манер», треплет левшу так, «что клочья полетели».
Платов — натура сильная, порывистая и нетерпеливая. В Англии он постоянно «портит политику» императору, осмеливается ему перечить, подсказывать, вмешивается в разговор. «И чуть если заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется... сейчас же скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть...» Он искренне рад, что в очередной раз оконфузил англичан (случай с пистолью), а тульского мастера на первый план поставил.
Однако он ничего не может противопоставить английской блохе с механическим заводом, подаренной Александру Павловичу в Лондоне. По дороге домой Платов приводит разные доводы: «и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного ученья нет». Из-за этих неугодных царю слов атаман расстается с императором, с обидой уезжает домой и ложится на свою «досадную укушетку» курить «Жуков табак без перестачи».
Платов с молодости привык, «чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала». Узнав, что новый император, Николай Павлович беспокоится насчет «нимфозории», он «сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах». Платов с готовностью выполняет наказ Николая Павловича, ибо, как и он, верит в русских мастеровых. Спешно едет донской казак Платов на Дон, по дороге передает тулякам слова императора: «...Я на своих надеюсь, что они никого не хуже... и что-нибудь сделают».
Возвращается атаман с Дона, горя нетерпением доложить государю, «какие у казаков на тихом Дону междоусобные разговоры». В этой спешке он не мог разглядеть тонкой работы тульских мастеров и оскорбляет их недоверием. В ярости схватил Платов «своими куцыми пальцами за шивороток косого левшу... и кинул его к себе в коляску в ноги». На прощание Платов показывает мастерам «кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся...» «Вот вам тугамент!» – говорит он тулякам, погрозив кулаком.
Поступки Платова противоречивы. Не зная истины про аглицкую блоху, этот «мужественный старик» боится «к государю на глаза показаться», хотя «никакого в свете неприятеля не пугался», суетится, читает молитву. Увидев, что «нимфозория» не танцует, он «весь позеленел» от злости и все негодование обрушил на левшу. Когда же дело тульского мастера выгорело, Платов дает ему сто рублей, благословение на дорогу и мудрый наказ: «Не пей мало, не пей много, а пей средственно». Придворные Платова «терпеть не могли за храбрость». Когда царь не благоволит Платову, они отворачиваются и со злорадством думают: «попался», «из дворца вон погонят».
Платов живо откликается на беду, которая приключилась с левшой. Он не знает, как ему помочь, так как «совсем отслужился и полную пуплекцию получил ...».
Автор анализа: А.Б. Ланцова