Левша — герой рассказа Н.С. Лескова «Левша», один из тройки тульских «искусных людей», которым атаман Платов доверил работу англичан, чтобы «подвергнуть русским пересмотрам» дабы «англичане над русскими не возвышались».
Внешность Левши неказиста: «на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье вырваны». И одет он не лучше: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Весь он «неубранный и в пыли, неумытый».
Прежде чем взяться за дело, Левша и его товарищи идут в Мценск на поклон древней «камнесеченной» иконе Николая Мир-Ликийского. Дело свое делают «в ужасном секрете», не откликаясь ни на какие призывы. Мастера так поглощены работой, что даже крик «Пожар!» их не смутил. «...Только левша высунулся по плечи и крикнул: “Горите себе, а нам некогда”, – и опять свою щипаную голову спрятал...»
К превратностям судьбы Левша относится со стоическим спокойствием. Когда Платов, подумавший, что туляки английскую блоху испортили, начал левшу трепать за волосы, тот «поправился и говорит: “У меня и так все волосья при учебе выдраны, а не знаю теперь, за какую надобность надо мною такое повторение?”». На извинение атамана Левша отвечает: «“Бог простит, — это нам не впервые такой снег на голову”. А больше и говорить не стал...»
Левша. выполняет самую тонкую часть работы по ковке блохи. «Я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никако мелкоскоп взять не может». Как он справился с работой, мастер объясняет без хвастовства: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».
У Левши нет никакого жалованного чина, поэтому отправляется он в Лондон в парадном кафтане с придворного певчего, умытый и остриженный. С англичанами он держит ухо востро, «думает, может быть, отравить с досады хотите». На их вопросы Левша отвечает просто, без утайки: «Наука наша простая: по Псалтырю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем». Принимая упрек в том, что подковки тяжелы для блохи, и теперь она «не прыгает и дансе не танцует», Левша повторяет: «...Мы в науках не зашлись». Однако он отказывается от предложения жить в Англии, получить образование, жениться, принять другое вероисповедание. Свой поступок Левша объясняет так: «Мы к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница — старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить...»
Левша рассудителен в житейских вопросах. Он с пониманием относится к чужим обычаям, к чужой вере: «Евангелие... действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее». Левша стыдится уже одних разговоров о женитьбе на англичанке и намеков на «грандеву» с ней. Ему больше по душе русский обычай сватовства с «обстоятельным намерением».
В Лондоне «все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания». Больше всего Левшу занимает вопрос, как содержатся у англичан старые ружья. «Это, говорит, — против нашего не в пример превосходнейше». Он понимает, как опасно чистить ружья кирпичом, и стремится в Россию, доложить государю английский «секрет».
Левша стойко переносит бурю, «водопленение», пытается скрасить долгий путь, заключив пари с английским полшкипером: «кто кого перепьет». Допившись «до чертиков», просидев добрую половину пути в трюме, он прибывает в Петербург больной, ослабевший, без «тугаментов».
С прибытием в Петербург судьба полшкипера и русского мастерового «начала сильно разниться»: англичанину в посланническом доме вызвали лекаря, а Левшу свалили в квартале на пол, а потом, промерзшего и избитого, городовой доставил в Обуховскую больницу, «где неведомого сословия всех умирать принимают». Здесь Левша и скончался, успев внятно выговорить: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И с этою верностью левша перекрестился и помер».
В эпилоге Лесков замечает: «Таких мастеров, как баснословный левша, теперь... уже нет в Туле».
Автор анализа: А.Б. Ланцова