Сентиментализм как литературное направление

СОТКА

Подготовим к ЕГЭ и ОГЭ 2022 за 9 занятий с любого уровня на необходимый балл от 3500 за 4 предмета

Определение и черты сентиментализма


СЕНТИМЕНТАЛИЗМ - это переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение 2- й половины XVIII — начала XIX века. Является частью общего процесса — «предромантизма», иногда эти понятия употребляются как синонимы.

Кратко о сентиментализме

Появляется «поэзия чувства», «чувствительная поэзия». Осваиваются жанры, в которых говорится о частной жизни, любви (сентиментальная повесть). Язык ближе к устному, ломка «штилей», отход от регламентации. Расцвет малых жанров — дружеское послание и др. Один из важнейших жанров лирики — элегия. Актуальна тема путешествий (это определяется самой историко-культурной ситуацией), появляется тема природы, активный диалог с ней человека. Акцент смешается с общества, государства на личность, частную жизнь. Это подготавливает в дальнейшем интерес к внутреннему миру человека в романтизме и, с другой стороны, развитие темы «маленького человека» в реализме.


Особенности сентиментализма:

1) акцент на внутреннем мире человека, его неисчерпаемой глубине, противоречивости чувств. Герой - человек чувствующий, чувствительный, причем - обычный, простой человек, часто ничем не примечательный, не оставивший следа в истории (не случайно именно в этот период зародилась т. н. ≪мещанская трагедия≫). Его чувства обыденные и повседневные, а не гиперболизированные страсти;

2) предпочтение событий частной, повседневной жизни событиям ≪большой истории≫; а также внутренней, а не внешней жизни. В произведениях сюжеты строятся на истории отдельного человека, семьи или рода, лишь косвенно связанной или вообще не связанной с историческими событиями; другая их сторона - история чувств;

3) система ценностей, в которой важнейшее место занимает ≪естественность≫, натуральность (природность), противопоставляемая искусственности цивилизованной жизни и условностям регламентированного поведения.


Стремление к естественности проявляется как в сюжетных, так и в композиционных формах.
  • Во-первых, это культ ≪естественного человека≫, непосредственно чувствующего, тесно связанного с природой (следовательно, - с сельской жизнью), чуждого цивилизации (т. е. городу) или, наоборот, испорченного ею. Произведение могло представлять собой рассказ о развращении человека в городской среде или под воздействием выходца из города
≪Развращенный крестьянин, или Опасности города≫ Н. Ретиф де Л а Бретонна, ≪Бедная Лиза≫ Н.М. Карамзина), либо о сохранении им собственной идентичности (≪Векфильдский священник≫ О. Голдсмита, ≪Памела≫ С. Ричардсона). Стремление оградить героев от влияния цивилизации приводило к выбору экзотического места - такого, где еще сохранилась естественная (а иногда и первобытная) жизнь (≪Дикарь≫ Л.С. Мерсье или ≪Поль и Вирджиния≫ Ж.А. Бернарден де Сен-Пьера) и времени действия - в легендарном, фольклорном или просто далеком прошлом (Дж. Макферсон, Р. Берне, готический роман). 
  • Во-вторых, это стремление изображать само создание произведения как естественный процесс (≪Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена≫ Л. Стерна). Отсюда постоянные отступления от фабульной линии, авторская рефлексия, произвольная структура произведения - нарушения хронологии и т. п. С. п., противопоставляя себя классицизму с его культом разума и жанровыми канонами, отвергает все готовое и авторитетное. Так, разрабатывается принцип сюжетной неопределенности (≪Остров Борнгольм≫ Н.М. Карамзина), значительную роль приобретает воображение повествователя и героя: тем самым стимулируется читательское ожидание дальнейшего хода событий, причем часто в нескольких противоречащих друг другу вариантах.

Сентиментализм отказывается и от реализации в произведении ≪готовой≫ и авторитетной идеи, что, однако, не препятствует нравоучительности и морализаторству: в мире царит некий незыблемый нравственный порядок, изначально заложенный природой, что проявляется в торжестве добра и наказании порока. Нравственность естественна, а человек по природе добр; поэтому ≪чувства добрые≫ всегда могут возобладать. При этом важно, что добродетель врожденное свойство человеческого сердца, т. е. поступать нравственно побуждает веление чувств, а не осознание долга. Из этого следуют идеализация мира природы и особенное внимание к ней. Сентиментализм уделяет большое внимание описаниям природы и параллелизму между её состояниями и внутренним миром человека.

Так, в романах А. Радклифф героиня обычно подъезжает к замку (где ее ждут страшные испытания на грани жизни и смерти) в сумерках (пограничное состояние дня/ночи), а если она грустна и боится - идет дождь либо надвигается гроза и т. п.

Для сентиментализма понятие ≪естественного≫ в значительной степени заключается в объединении внешнего мира природы с внутренним миром человеческой души, которые созвучны и сущностно сопричастны друг другу. Однако идеализируемая простая, естественная жизнь постоянно сталкивается с несовершенством мира, в котором присутствует зло, порок, преступления, смерть. Рефлексия повествователя над этим противоречием и внимание к его восприятию героями приводит к тому, что из всей гаммы человеческих переживаний затрагиваются в первую очередь окрашенные в минорные тона - печаль, грусть, разочарование, тоска, скорбь, меланхолия (особенно это проявилось в поэзии, где ведущим жанром стала элегия).

Значительна роль категории трогательного: стремление авторов заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям, смеяться и плакать вместе с ними мотивирует появление как ≪слёзной комедии≫, так и юмористических отступлений у Л. Стерна.


Главные представители сентиментализма


В Европе — Жан Жак Руссо, Л. Стерн «Сентиментальное путешествие», Дж. Макферсон («Оссиан»), поэты Т. Грей, Т. Мур и другие
В России — Н.А. Карамзин «Бедная Лиза», В. А. Жуковский (элегии)

Жанры сентиментализма


Ведущий жанр в сентиментализме - роман. Именно на эту эпоху приходится начало его доминирования и, соответственно, - деканонизации ≪высоких≫ жанров. Собственно, даже свое название сентиментализм получил после выхода в свет ≪Сентиментального путешествия по Франции и Италии≫ (1768) Л. Стерна.

Характерные особенности романов сентиментализма выделил еще Пушкин, обративший внимание (в ≪Графе Нулине≫ и ≪Евгении Онегине≫) на их эпистолярную форму, неторопливость рассказа, нравоучительность, идеализацию героя и т.п. Эти характеристики имеют в виду прежде всего популярные романы С. Ричардсона ≪Памела, или Вознагражденная добродетель≫ (1740), ≪Кларисса≫ (1747-1748) и ≪История сэра Чарльза Грандисона≫ (1753-1754). Их эпистолярная форма давала возможность изобразить непосредственное течение внутренней жизни человека, показать тайные чувства и мысли героев. Романы в письмах представляют собой также ≪Страдания юного Вертера≫ (1774) И.В. Гете и ≪Юлия, или Новая Элоиза≫ (1761).

Произведения Л. Стерна заложили многие особенности поэтики сентиментализма, востребованные последователями.

Во-первых, жанровые: форма путевого дневника с акцентом не на событиях и авантюрах, а на восприятии субъекта, когда внешние впечатления служат лишь катализаторами внутренних переживаний (ср. ≪Письма русского путешественника≫ (1790) Н.М. Карамзина, объединившего в одном произведении две излюбленные сентименталистами формы - писем и путевого дневника, ≪Путешествие из Петербурга в Москву≫ (1790) А.Н.Радищева, ≪Путешествие немца по Англии≫ (1783) и ≪Путешествие немца по Италии≫ (1792-1793) К.Ф. Морица и др.).

Во-вторых, композиционные: обилие отступлений и рассуждений, когда ≪мнения≫ занимают гораздо более существенную часть произведения, чем ≪жизнь≫, и возникает иллюзия живого разговора с читателем.

В-третьих - сюжетные: заметные расхождения фабульного и сюжетного ряда.

Наконец, - соединение трогательного и комического, юмористического (ср. творчество Жан-Поля Рихтера, испытавшего сильное влияние Л. Стерна). Кроме дневника и писем, актуальной оказалась форма исповеди (≪Исповедь≫ (1766-1770) Ж.-Ж. Руссо, ≪Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце≫ (1794— 1797) Н. Ретиф де Ла Бретонна), где субъективистская установка доводится до предела.


Еще одна существенная разновидность сентиментального романа - готическая: произведения К. Рив, А. Радклифф, С. Ли поместили героев сентиментальных романов в атмосферу ≪тайн и ужасов≫.

В России развилась преимущественно сентиментальная повесть - прежде всего, в творчестве Н.М. Карамзина (≪Бедная Лиза≫ (1792), ≪Наталья, боярская дочь≫ (1792), ≪Остров Борнгольм≫ (1793) и др.). 

В лирике основным жанром С. стала элегия. Её характерные мотивы появляются у Д. Томпсона и Э. Юнга (основатель ≪кладбищенской≫ темы), а затем - у Т. Грея (≪Сельское кладбище≫, переведенное В.А. Жуковским). Черты сентиментальной поэтики можно встретить также в лирике Ф.Г. Клопштока, Х.Ф. Геллерта, Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, И.И. Дмитриева и др.

Сентиментализм оказала влияние и на драму. Возник жанр, средний между комедией и трагедией (его теоретиками были Д. Дидро и Г.Э. Лессинг) - ≪слезная комедия≫ (comédie larmoyante) или мещанская трагедия (bürgerliche Trauerspiel) - в котором изображались истории из жизни третьего сословия. В качестве образцов драмы сентиментализма можно назвать ≪Лондонский купец, или история Джорджа Барнвелла≫ (1731) Д. Лило, ≪Игрок≫ Э. Мура (1753), ≪Побочный сын≫ (1757) и ≪Отец семейства≫ (1758) Д. Дидро, многочисленные пьесы Л.С. Мерсье, ≪Минна фон Барнгельм≫ (1767) и ≪Эмилия Галотти≫ (1772) Г.Э. Лессинга, ≪Разбойники≫ (1781) и ≪Коварство и Любовь ≫ (1784) Ф. Шиллера и др.


Традиции сентиментализма в литературе XIX—XX веков 


Развитие темы «естественного человека»: 
  • Пушкин. Южные поэмы (1820—1824); стихотворение «К морю». 
  • Лермонтов. Стихотворение «Дума», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего времени». 
  • Тургенев. Повесть «Ася». 
  • Лев Толстой. Традиции руссоизма на протяжении всего творчества. 
  • Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». 
  • Солженицын. Рассказ «Матренин двор». 
  • Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка». 
  • Распутин. Повесть «Прощание с Матерой». 

Список литературы:
  1. Аверинцев С.С. и др. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994;
  2. Андреев Л.Г., Козлов Н.П., Косиков Г.К. История французской литературы. М., 1987;
  3. Аникст A.A. Творческий путь Гете. М., 1986;
  4. Атарова К.Н. Лор'енс Стерн и его ≪Сентиментальное путешествие≫. М., 1988;
  5. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. ЭСТ. М., 1979;
  6. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. .ВЛЭ;
  7. Бройтман С.Н. Историческая поэтика. М., 2001;
  8. Верцман И. Руссо. М., 1970; Веселовский A.H B.A. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. М., 1999;
  9. Елистратова A.A. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966; История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988;
  10. История западноевропейского театра. Т. 2. М., 1957;
  11. Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958;
  12. Соловьева H.A. У истоков английского романтизма. М., 1988;
  13. Тройская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965;
  14. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.
Поделиться
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent