Классицизм как литературное направление

Определение классицизма, Черты, особенности классицизма


КЛАССИЦИЗМ — от латинского classicus («образцовый»): в искусстве воссоздаются идеальные, образцовые формы. Ориентация на классику (античность) как эстетику совершенства форм.

В содержании — дидактизм, изображение не «того, что есть», а «того, что должно быть», в форме — строгий канон, регламентация приемов и средств для каждого жанра, разделение высоких и низких жанров. В философии — картезианство, культ разума, главенство разума над чувством. Потом — эпоха Просвещения и Великая Французская революция. Вольтер и «вольтерьянство». Это подготавливает романтизм. 

Классицизм — литературное направление (течение) XVII — нач. XIX вв. в России и Западной Европе, базировавшееся на подражании античным образцам в строгих стилистических нормативах.

Хронологические рамки классицизма: вторая половина XVII первая треть XVIII вв. (на Западе уже исчерпало себя к середине XVIII в.).

Основной исторической предпосылкой возникновения классицизма был абсолютизм, единоличное правление монарха (король, царь, император) в европейских странах, особенно во Франции, где классицизм зародился и получил своё развитие.

Единовластие требовало от каждого человека абсолютного подчинения монарху, а литература и искусство должны были этому учить. В свою очередь, правитель строго следил (регламентировал) за творчеством художников, не допуская никакого свободомыслия.

Образцом искусства было признано античное искусство, античная эстетика в лице Аристотеля и Горация, в связи с чем классицистами был выдвинут принцип «подражания природе», подразумевающий строгое соблюдение незыблемых правил, примером чему является «Поэтика» Аристотеля, на которую опирался теоретик классицизма Н.Буало в своем «Поэтическом искусстве»

Наивысшего расцвета классицизм достигает в XVII в. во французской литературе; именно тогда Н. Буало-Депрео сформулировал основные её принципы в дидактической поэме ≪Поэтическое искусство≫ (1674). В основе классицизма картезианская философия, которая выводит материальное существование из идеи (≪Я мыслю, следовательно, я существую≫). Разум интерпретируется как первичная и высшая духовная способность человека. 

Картина мира в классицизме делит реальность на два уровня: эмпирический и идеологический. 

Эмпирический уровень - это хаос разрозненных материальных предметов и явлений, над которым существуют всеобщая идея мироздания и совокупность идеальных образов материальных объектов. Подобная бинарная картина мира обусловливает такие аспекты классицизма, как концепция личности и типология конфликта. 

Концепция личности в классицизме тоже двухуровневая: первый уровень ≪естественный≫ человек, часть материального, эмпирического мира; второй - ≪общественный≫ человек, часть идеального мира, руководствующийся не страстями, а разумом. Так складывается сложная и противоречивая концепция личности, т.к. ≪естественный ≫ и ≪общественный≫ человек - это один и тот же характер, находящийся в ситуации выбора. 

Законы классицизма опирались на идеализацию жизни, то есть при абсолютизме все ограничено правилами, регламентом, тем, что полезно, нужно государству. Главная идея искусства – долг перед государством. Поэтому основной конфликт в произведениях - между долгом и чувством, при этом герой подчиняет личные интересы государственным, а в случае нарушения данного соотношения всегда несет наказание.

Законам разума подчинен и классицизм, называемый иногда рационалистическим; его определяющими категориями являются иерархичность и нормативность

Литературным образцом для классицизма стала античная литература, понимаемая как наивысший эталон искусства. Одним из главных достижений античной литературы теоретики классицизма считали подражание природе. Но природа представлена как строго распланированный сад, в котором все подчинено красоте (хорошему вкусу). Классицистов не интересует правда, если она изображает безобразное. Поэтому правде они предпочитают правдоподобие.


Жанры классицизма


Жанры классицизма подразделяются на три категории: 

  • Высокие (ода, трагедия, эпопея).  
  • Средние (идиллия, эклога)
  • Низкие (сатира, комедия, басня). 

Была установлена строгая иерархия жанров. Произведения, в которых воспевалось служение государю, относили к высоким – эпопея, героическая поэма, ода (их сфера – государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои – монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники), трагедия (В России авторами трагедий на исторические темы были А.Сумароков («Дмитрий Самозванец») Я.Княжнин («Вадим Новгородский)). Произведения, где описывалась жизнь обыкновенных людей, считались низкими (комедия, басня, сатира). Блестящим создателем комедий был Д.Фонвизин, автор знаменитых комедий «Недоросль» и «Бригадир»; создателем басни в русской литературе был И.Крылов («Ворона и лисица», «Волк на псарне», «Слон и Моська»).
Между высокими и низкими помещались средние жанры – проза, послание (эпистолы), научная поэзия.

Классицистическая драматургия утвердила принцип «трёх единств»: места, времени, действия, усиливая строгость поэтики. Все события в произведениях должны были проходить в одном месте, за двадцать четыре часа (сутки) и должны быть объединены действием вокруг одной интриги, определяющей события и поступки всех героев. Например, в комедии Фонвизина «Недоросль» все события происходят в доме госпожи Простаковой в течение 24 часов и все главные герои (Митрофанушка, Скотинин, Милон) хотят жениться на Софье.

Образы в классицистических произведениях были лишены индивидуальных черт, так как призваны были запечатлевать устойчивые, неизменяющиеся родовые признаки (тупоумие, скупость, деспотизм и пр.). Классицистический герой не эволюционирует. Автор в классицистическом произведении предстает как высоконравственная личность, он всегда ставит перед собой дидактические цели.

Жанровые образцы, на которые ориентировались писатели-классицисты это эпопея Гомера и Вергилия, трагедия Эсхила, Софокла и др., ода Пиндара, комедия Аристофана, басня Эзопа, сатира Горация и Ювенала. 

В XIX в. произведения, которые полностью или частично определяются эстетикой классицизма: анакреонтическая поэзия А. С. Пушкина и К. Н. Батюшкова, из программных — басни И. А. Крылова, «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Элементы классицизма можно найти и в более поздних произведениях («Вакхическая песня», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» А. С. Пушкина, следы традиционных комедийных характеров и ситуаций в «Грозе», «Лесе» А. Н. Островского). 

Классицизм в России


Своеобразие классицизма в русской литературе обусловлено целым рядом факторов: 
  • Во-первых, возникает почти на век позже французского, в середине XVIII в. Во французской литературе этой же эпохи классицизм сочетается с идеологией Просвещения. Русский классицизм сразу же ставит перед собой просветительские задачи, и его становление начинается с низкого жанра, социально-критического по своей природе (сатиры А.Д. Кантемира). 
  • Во-вторых, для русского классицизма характерен особый конфликт, принципиально отличный от конфликта западноевропейской классицистической литературы. Для русского менталитета не актуальна трагедия отказа от личного в пользу высшей надличностной силы (общество, государство), так как подобный выбор предрешен. Но ситуация выбора остается. Это актуальный в эпоху дворцовых переворотов выбор между легитимной и нелигитимной властью, а, точнее, поскольку ни один из русских монархов с момента смерти Петра I и до воцарения Павла I, не пришел к власти законным путем, конфликт между представлением о власти как о возможности реализации эгоистических страстей и представлением о власти, осуществляемой во благо подданных. Выбор между разумной и неразумной страстью сохраняется, однако конфликт становится социально-политическим. Герой не смиряет индивидуальную эгоистическую страсть ради общего блага, но защищает свой персонализм от тиранических посягательств. Как следствие, русские классицисты (главным образом, драматурги) черпали свои сюжеты не столько из античной мифологии и истории, сколько из русских летописей и отечественной истории (≪Димитрий Самозванец ≫ А.П. Сумарокова). 
  • В-третьих, русский классицизм, в отличие от французского или иных западноевропейских аналогов, не имел опоры на сложившуюся литературную традицию. И литературный язык, и систему стилей и жанров, и систему стихосложения нужно было создать, и, таким образом, литературная теория в русском классицизме опередила практику. 

Основные нормативные акты русского классицизма: ≪Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий≫ В.К. Тредиаковского (1735) и ≪Письмо о правилах российского стихотворства ≫ М.В. Ломоносова (1739), содержащие идеи о реформе стихосложения; ≪Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)≫ А.П.Сумарокова (1748), предлагающие регламентацию жанровой системы, и ≪Предисловие о пользе книг церковных в российском языке≫ М.В.Ломоносова (1758), посвященное реформе русского литературного языка. 

Наиболее репрезентативные жанры русского классицизма:

  • ода (М.В. Ломоносов), 
  • трагедия (А.П. Сумароков), 
  • комедия (Д.И. Фонвизин). 

Все они так или иначе рассматривают проблему власти. Типический лирический сюжет торжественной оды в классицизме (и у Ф. Малерба, и у М. Ломоносова) - прославление монарха. Однако с приходом к власти Екатерины II., легитимность которого была весьма спорной, тональность ломоносовской оды меняется: в ≪Оде торжественной Екатерине Алексеевне на ее восшествие на престол 28 дня 1762 года≫ поэт позволяет себе поучать монархиню. Сходной проблематике посвящена значительная часть трагедий русского классицизма, в том числе и ≪Димитрий Самозванец ≫ (1771) А.П. Сумарокова. Автор подчеркивает, что значение имеет не столько легитимность власти, сколько действия и поступки самого монарха (≪Когда б не царствовал в России ты злонравно, / Димитрий ты иль нет, сие народу равно≫). Проблеме власти (и злоупотребления властью) посвящена и комедия Д.И. Фонвизина ≪Недоросль≫. 

Элементы просветительской идеологии в названных текстах очевидны, и это представляется характерной особенностью русского классицизма, который, при всей его нормативности, открыт для иных стилей и направлений. Впоследствии один из первых русских сентименталистов М.Н. Муравьев обратится именно к оде Ломоносова как к литературному образцу и источнику эмоционально окрашенной лексики.  


Представители классицизма


На Западе — Выдающимися представителями классицизма были французские драматурги П.Корнель, Ж.Расин, Ж.-Б.Мольер, баснописец Лафонтен.

В России: Главными представителя классицизма были В.Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.Сумароков, а ведущим жанром классицизма была ода, создателем которой считают римского поэта Горация (65-8 до н.э.), написавшего оду «Памятник».



Список литературы: 
  1. Гуковский Г.А. О русском классицизме // Поэтика. 
  2. Курилов A.C. О сущности понятия ≪классицизм≫ и характере литературно-художественного развития в эпоху классицизма // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. 
  3. Лебедева О.Б. Русская высокая комедия XVIII века: Генезис и поэтика жанра. 
  4. Пумпянский Л.В. К истории русского классицизма // Контекст 
  5. Серман ИЗ. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира.  
  6. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. 
  7. Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. 
  8. Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
  9. Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
  10. О.И. Федотов. Основы теории литературы.

?ндекс цитирования