ИНТЕРПРЕТАЦИЯ — познавательно-творческое освоение художественного содержания произведения, результатом которого является постижение его смысловой и эстетической целостности.
Интерпретация литературного произведения предполагает:
Современные исследователи Питер Вайль и Александр Генис предлагают свою интерпретацию основного конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главными идейными противниками, по их мнению, являются «цивилизатор» Базаров и «охранитель традиций» Кирсанов. Базаров считает, что где-то существует «формула благосостояния и счастья», которую необходимо отыскать и предложить человечеству, и ради этого «стоит пожертвовать некоторыми несущественными мелочами». «Цивилизатор» не предполагает создавать что-либо заново, он планирует разрушить уже имеющееся. Мир, «сведённый к формуле, превращается в хаос», и носителем этого хаоса становится Базаров. Однозначности базаровской «формулы» противостоит «многообразие системы», которую олицетворяет собой Павел Петрович Кирсанов. Этот герой Тургенева убеждён в том, что благосостояние и счастье заключаются в ином — накоплении, суммировании, сохранении. В столкновении «цивилизаторского порыва с порядком культуры» и заключён, по версии интерпретаторов, основной конфликт произведения. Поскольку пафос разрушения и переустройства оказался неприемлем для Тургенева, он заставляет Базарова «проиграть».
Интерпретация литературного произведения предполагает:
- отношение к тексту как к целостности, художественно воспроизводящей действительность;
- признание возможности вариативного истолкования текста на основе многозначности художественного образа;
- необходимость диалогических отношений с автором интерпретируемого текста, строящихся на принципах доверия и критичности;
- включение механизмов эмоционально-образного и логико-понятийного постижения текста.
Современные исследователи Питер Вайль и Александр Генис предлагают свою интерпретацию основного конфликта романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главными идейными противниками, по их мнению, являются «цивилизатор» Базаров и «охранитель традиций» Кирсанов. Базаров считает, что где-то существует «формула благосостояния и счастья», которую необходимо отыскать и предложить человечеству, и ради этого «стоит пожертвовать некоторыми несущественными мелочами». «Цивилизатор» не предполагает создавать что-либо заново, он планирует разрушить уже имеющееся. Мир, «сведённый к формуле, превращается в хаос», и носителем этого хаоса становится Базаров. Однозначности базаровской «формулы» противостоит «многообразие системы», которую олицетворяет собой Павел Петрович Кирсанов. Этот герой Тургенева убеждён в том, что благосостояние и счастье заключаются в ином — накоплении, суммировании, сохранении. В столкновении «цивилизаторского порыва с порядком культуры» и заключён, по версии интерпретаторов, основной конфликт произведения. Поскольку пафос разрушения и переустройства оказался неприемлем для Тургенева, он заставляет Базарова «проиграть».
Комментарии (0)