Содержание:
↑ ЧАСТЬ 1. Изложение о сказке
ЗАДАНИЕ 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
↑ ЧАСТЬ 2. Тест ОГЭ по русскому языку.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) были пальцы (предложение 1)
2) природа предоставила (предложение 2)
3) помощи хватало (предложение 3)
4) ведёт начало (предложение 4)
5) двенадцать получается (предложение 5)
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 осложнено вводным словом.
2) Предложение 2 простое, распространённое.
3) В сложном предложении 3 первая часть представлена односоставным неопределённо-личным предложением.
4) Предложение 4 содержит 3 (три) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным уступительным.
ЗАДАНИЕ 4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) Придаточная часть сложноподчинённого предложения выделяется запятыми. Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. В) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая. | 1) Вокзал пуст и гулок, ещё не работает в нём ни буфет, ни газетный киоск. 2) Мягкий ветер, дувший с южной стороны, временами усиливался, порывисто бежал по засеянному полю, и колосья сухо и тревожно шелестели. 3) Взору Алексея предстали явные приметы заброшенности: боковое окно из кухни чернело сплошь разбитыми стёклами, калитки не было, некогда уютный дворик густо зарастал сорной травой. 4) На бугре, куда вела оловянная от дождевой воды дорога, среди пней и молодой осиновой поросли, горько и свежо пахнущей, одиноко стояла изба. 5) Вечерело, и тучи заходили теперь с трёх сторон: слева, справа и с запада. |
ЗАДАНИЕ 5. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять кавычки.
Известный учёный, архитектор и реставратор А.В. Ополовников в книге (1) Русский Север. Памятники зодчества (2) писал: (3) Замечательнейшие события нашей истории записаны не только на сухих страницах летописей, они переданы памяти потомства в произведениях искусства, они рассеяны всюду (4). Слова исследователя относятся и к (5) Карелии (6), которая по разнообразию ценнейших памятников народного художественного творчества занимает одно из ведущих мест на севере (7) России (8).
ЗАДАНИЕ 6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) С ПЛАЩОМ – в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.
2) (ещё) НЕ РЕШЁННЫЙ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.
3) (говорит) ИСКРЕННЕ – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
4) ВЕТЕРАН – две безударные гласные корня непроверяемые.
5) РАССЧИТАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.Конец формы
ЗАДАНИЕ 7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.
Вот из густых ёл..(1)к вышел к берёзе заяц и ост..(2)новился. Не п..(3)смел он идти через большую п..(4)лянку и пош..(5)л вокруг неё от берёзки к берёзке. Вот он ост..(6)новился, прислуш..(7)лся. Если б..(8)ишься, то лучше не х..(9)ди в лес, пока листья шепчутся.
ЗАДАНИЕ 8. Раскройте скобки и запишите слово «пламя» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Бледный язычок (пламя) костра светился в темноте.
!!! Рекомендуем при подготовке к заданию 8 обратиться к пособию "МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ"
ЗАДАНИЕ 9. Замените словосочетание «пробежка утром», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
(1)Я достал учебник по арифметике, но не успел раскрыть его, как кто-то позвонил в дверь.
(2)На пороге стоял высокий незнакомый мужчина.
‒ (3)Здесь живёт Нина Васильевна? ‒ спросил он.
‒ (4)Здесь, ‒ ответил я. ‒ (5)Только мамы нет дома.
‒ (6)Разреши подождать? (7)Сухов, товарищ твоей мамы.
(8)Он прошёл в комнату, сильно припадая на правую ногу.
‒ (9)Жалко, Нины нет, ‒ сказал Сухов. ‒ (10)Как она выглядит? (11)Всё такая же?
(12)Мне было непривычно, что чужой человек называл маму Ниной
и спрашивал, такая же она или нет.
(13)Мы помолчали.
‒ (14)А я ей фотокарточку привёз. ‒ (15)Сухов полез в карман.
(16)На фотографии стояла девушка в военной форме: в солдатских сапогах, в гимнастёрке и юбке, но без оружия.
‒ (17)Старший сержант медицинской службы. (18)Не приходилось встречаться?
‒ (19)Нет. (20)Первый раз вижу.
‒ (21)Вот как? ‒ удивился Сухов. ‒ (22)А это, брат ты мой, непростой человек. (23)Если бы не она, не сидеть бы мне сейчас с тобой…
(24)И Сухов начал рассказывать.
‒ (25)Это было на войне. (26)Тяжело раненного, меня вытащили с поля боя и в автобусе повезли в госпиталь. (27)А тут враг стал бомбить дорогу. (28)Когда фашистские самолёты улетели, в автобус влезла вот эта самая девушка, ‒ Сухов показал на фотографию, ‒ и сказала: «Товарищи, выходи́те из машины».
(29)Все раненые поднялись на ноги и стали выходить, помогая друг другу, торопясь, потому что где-то недалеко уже слышен был рокот возвращающихся бомбардировщиков. (30)Один я остался лежать на нижней подвесной койке.
«(31)А вы что лежите? (32)Вставайте сейчас же! ‒ сказала она. ‒ (33)Слышите, вражеские бомбардировщики возвращаются!»
«(34)Я тяжело ранен и не могу встать, ‒ ответил я. ‒ (35)Идите-ка вы сами побыстрее отсюда».
(36)И тут снова началась бомбёжка. (37)Взрывной волной автобус опрокинуло набок, а меня чем-то тяжёлым ударило по плечу. (38)В ту же секунду дикий вой падающих бомб и разрывы прекратились.
«(39)Вам очень больно?» ‒ услыхал я и открыл глаза.
(40)Передо мной на корточках сидела девушка. (41)Она вытащила меня из машины и положила на траву. (42)Встала и посмотрела вокруг.
«(43)Никого, ‒ сказала она, затем легла рядом, лицом вниз. ‒ (44)Теперь попробуйте повернуться на бок».
(45)Я повернулся, и моя спина плотно легла на её спину. (46)Мне казалось, что она не сможет даже тронуться с места, но девушка медленно поползла вперёд, неся на себе меня.
(47)В это время из-за леса вынырнул самолёт, пролетел над нами и дал очередь.
«(48)Бегите! ‒ крикнул я. ‒ (49)Он сейчас развернётся».
(50)Самолёт снова шёл на нас. (51)Девушка уткнулась лицом в землю. (52)Потом приподняла голову, но я сказал: «Не шевелитесь, пусть думает, что он нас убил».
(53)Фашист развернулся на одно крыло, дал ещё одну очередь, снова промазал и улетел.
(54)Потом девушка потащила меня дальше. (55)Мы ползли десять часов.
‒ (56)Вот, брат, какие бывают девушки, ‒ сказал Сухов. ‒ (57)Один раненый сфотографировал её для меня на память. (58)И мы разъехались. (59)Я ‒ в тыл, она ‒ обратно на фронт.
(60)Я взял фотографию и стал смотреть. (61)И вдруг узнал в этой хрупкой девушке свою маму: мамины глаза, мамин нос. (62)Только она была совсем девчонкой.
‒ (63)Это мама? ‒ спросил я. ‒ (64)Это моя мама спасла вас?
‒ (65)Твоя мама, ‒ ответил Сухов.
(66)Тут вернулся папа.
‒ (67)А маму ждёт фронтовой товарищ, ‒ сказал я.
(68)Папа прошёл в комнату. (69)Сухов поднялся ему навстречу. (70)Они пожали друг другу руки. (71)Сели, помолчали. (72)Сухов скоро поднялся
и ушёл, пообещав зайти в другой раз.
(73)После этого я взял со стола мамину фотографию, которую оставил Сухов, и стал на неё смотреть.
‒ (74)Что у тебя за фотография? ‒ спросил папа. ‒ (75)Да ведь это мама!
‒ (76)Вот именно, мама. (77)Это Сухов оставил. (78)Мама его из-под бомбёжки вытащила.
‒ (79)Сухова? (80)Наша мама? ‒ папа пожал плечами. ‒ (81)Но ведь он
в два раза выше мамы и в три раза тяжелее.
(82)И я повторил папе историю этой маминой фотографии.
‒ (83)Да, Юрка, замечательная у нас мама!
(По В.К. Железникову*)
* Владимир Карпович Железников (1925‒2015) – советский и российский детский писатель, кинодраматург.
ЗАДАНИЕ 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Герой-рассказчик сразу узнал в девушке в военной форме, запечатлённой на фотографии, свою маму.
2) Во время войны мама героя-рассказчика была старшим сержантом медицинской службы.
3) Фашистский самолёт безжалостно расстреливал дорогу, по которой ехал автобус с ранеными солдатами.
4) Сухов сфотографировал маму героя-рассказчика на память.
5) Благодаря рассказу Сухова семья узнала о мужественном поступке мамы во время войны.
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. Запишите номера ответов.
1) Мне было непривычно, что чужой человек называл маму Нинойи спрашивал, такая же она или нет.
2) Слышите, вражеские бомбардировщики возвращаются!
3) В ту же секунду дикий вой падающих бомб и разрывы прекратились.
4) И вдруг узнал в этой хрупкой девушке свою маму: мамины глаза, мамин нос.
5) После этого я взял со стола мамину фотографию, которую оставил Сухов, и стал на неё смотреть.
ЗАДАНИЕ 12. В предложениях 56‒62 найдите слово с лексическим значением «территория, расположенная позади линии фронта». Выпишите это слово.
↑ ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку.
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «‒ Да, Юрка, замечательная у нас мама!».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.