Содержание:
↑ Синтаксическая связь. Виды синтаксической связи.
Основные виды синтаксической связи:
- сочинение (сочинительная связь)
- подчинение (подчинительная связь)
Сочинительная синтаксическая связь соединяет однородные члены в простом предложении и части сложносочиненного и бессоюзного предложения (перечислительный и сопоставительный тип). Подчинительная связь объединяет слова в словосочетании и части сложноподчиненного и бессоюзного предложения (объяснительного и обусловленного типа).
*В языкознании также выделяют предикативную, полупредикативную и присоединительную синтаксические связи. Предикативная связь — единство подлежащего и сказуемого — формирует грамматическую основу двусоставного простого предложения. Полупредикативная связь реализуется при обособлении второстепенных членов предложения. Присоединительная связь действует в присоединительных конструкциях в простом и сложном предложениях.
↑ Сочинительная связь (сочинение как вид синтаксической связи)
Сочинительной связью связаны однородные члены (как в простом, так и в сложном предложении) и части сложносочиненного предложения.
- сочинительные союзы;
- интонация перечисления и сопоставления.
↑ Сочинительная связь в простом предложении
Сочинительная связь в простом предложении формирует однородность — равноправие синтаксической позиции в предложении. Однородные члены предложения, как правило, выполняют одну и ту же функцию (отвечают на один вопрос) и соотносятся с одним и тем же членом предложения.
Сочинительные отношения «передают значение множества отдельных, разных, но в чем-то сходных предметов (явлений, признаков) объективного мира... Множество может быть передано в виде соединения (Дождь и ветер шумят за окном), противопоставления (Это шумит не ветер, а дождь), разделения (Это шумит не то ветер, не то дождь), сопоставления (Это шум не только от ветра, но и от дождя).
На меня нацелилась груша да черемуха (однородные подлежащие);
Посох взял, развеселился Недалекий Рим пошел (однородные сказуемые);
За полями, за рекой, за лесистыми далями слабо пылали зарницы (однородные обстоятельства места);
С утра и до поздней ночи он работает над книгой (однородные обстоятельства времени);
...и перекладывались радуги от головы и до плеча (однородные дополнения);
Он не имел ни военного, ни, впрочем, никакого иного образования (однородные определения).
↑ Сочинительная связь в сложном предложении
- На одной из больших улиц Лизе встретилась великолепная карета, и в сей карете увидела она Эраста (Кар.) — перечисление.
- Я еще оставался в кафе, а он ушел, и я опять, как два года тому назад, смотрел ему вслед (газ.) — сопоставление, перечисление.
- Пальто, надо признаться, у меня было, но я не надевал его по принципиальным соображениям (Баб.) — противительные отношения.
- Стебли были разнообразны, листья, стволы; он видел травинки, суставчатые, как бамбук; его поразила многоцветность того, что называют травяным покровом; многоцветность самой почвы оказалась для него совершенно неожиданной (Ол.) — перечисление.
- Господин Прохарчин, как всякий поэтический образ, достигающий известной идейной значительности, не является самодовлеющим — он возводится к более сложному порядку художественных явлений (Ан.) — противопоставление.
↑ Подчинительная синтаксическая связь.
Средства подчинительной связи:
- окончания и предлоги,
- подчинительные союзы,
- союзные слова
↑ Подчинительная связь в словосочетании (согласование, управление, примыкание)
Слово, от которого исходит подчинительная связь (от которого задается вопрос), является опорным (главным, стержневым) в словосочетании; Слово, которое зависит от главного называется зависимым, подчиненным.
Дима работал врачом в неотложной помощи. Люди вызывали его к себе домой, когда им было плохо, и очень радовались Диминому приходу. Но как только им становилось получше и Дима уходил, они совершенно о нем забывали (Ток.).
Из приведенного текста можно вычленить несколько словосочетаний с разными смысловыми отношениями:
- работал - где? - в неотложной помощи (обстоятельственные);
- вызывали - кого? - его (объектные);
- вызывали - куда? - к себе домой (обстоятельственные);
- радовались - чему? - приходу (объектные);
- приходу - чьему? - Диминому (определительные);
- становилось получше - кому? - им (объектные);
- забывали - о ком? - о нем (объектные);
- забывали - как? - совершенно (обстоятельственные).
↑ Подчинительная связь в сложном предложении
Проследим эту грамматическую соотнесенность на примерах из «Истории России с древнейших времен» Сергея Соловьева:
- Геродот замечает, что берега Днепра по своему необыкновенному плодородию способны питать и земледельческое народонаселение (- что? - объектные).
- Город Владимир лежит на Клязьме, которая впадает в Оку (какой? - определительные).
- Новгород зависел вполне от Востока, потому что торговое значение Новгорода состояло в доставке северо-восточных товаров в Европу (- почему? - обстоятельственные).
- Когда единоплеменники их — пруссы — подверглись тяжкому игу немцев, литовцы отбились от последних в своих дебрях, заслонили от них восточных соседей своих (- когда? - обстоятельственные).
- Позже Лида видела сверху, как начинали населяться окрестные крыши домов: через чердаки на железные кровли выходили семьи, стелили одеяла и ложились спать на воздухе, помещая детей между матерью и отцом (Плат.) — разъяснение (как именно?).
- Девочка уснула и забыла все, что видела потом в другие дни: она была слишком мала, и память и ум раннего детства заросли в ее теле навсегда последующей жизнью (Плат.) — причинное обоснование (почему?).
- Снегопад был жуткий — автобусы отменили (газ.) — следствие.
↑ Предикативная связь
Птицы | распевают под моим окном, в больших хлопотах, собираются улетать в южные края, тут ни при чем, выкармливают птенцов, относятся к отряду пернатых, пренеприятные создания. |
Именно предикативная связь формирует грамматическую основу предложения. А грамматическая основа, в свою очередь, соотносит каждое конкретное высказывание с внеязыковой действительностью. Причем в данном случае возможно не только именование, называние явлений (как у словоформы или словосочетания), но и сообщение о событиях и фактах.
Иначе говоря, предикативная связь создает предложение как структурную единицу и высказывание как коммуникативную единицу, а язык реализует свою функцию общения.
↑ Полупредикативная связь
Обособление второстепенного члена (интонационное в устной речи и пунктуационное на письме) происходит потому, что некоторое слово или, скорее, группа слов берет на себя роль побочного сказуемого в предложении, т.е. вместе с основным сообщением присутствует еще одно, сопутствующее главному:
Он строит маленькую дачку в Подмосковье, недалеко от железнодорожной станции.
Это осложненное простое предложение можно представить в виде сложного или двух простых:
- Он строит маленькую дачку в Подмосковье, дачка — недалеко от железнодорожной станции или
- Он строит маленькую дачку в Подмосковье. Дачка — недалеко от станции.
Уточняющее обстоятельство недалеко от железнодорожной станции функционально сближается со сказуемым, а следовательно, оно несет новое сообщение, хотя не имеет предикативной основы. Такое уточнение приобретает полупредикативное значение, и отношения в сочетании строит недалеко от железнодорожной станции являются полупредикативными.
Обособленные второстепенные члены можно представить как конструкции, синонимичные придаточным частям сложного предложения, или приравнять ко второму, однородному сказуемому при уже имеющемся.
В предложении Ошарашенный неожиданным открытием, я поспешно провел собственные изыскания и обнаружил еще два документальных фильма обособленный причастный оборот легко трансформируется в обстоятельственное придаточное (причины или уступки):
Поскольку я был ошарашен неожиданным открытием, я поспешно провел собственные изыскания...
В предложении Листья падали, кружась одиночное обособленное деепричастие превращается в однородное сказуемое: Листья падали и кружились. Во всех примерах фиксируется тот же характер связи, а именно полупредикативный.
↑ Присоединительная связь
Продумывая высказывание, мы заранее конструируем синтаксическую форму, в которой уложилась бы наша мысль. Если мысль поспевает за произнесением, то речь течет плавно. Но если мы хотим что-то попутно добавить, присоединить к сказанному, возникает некоторый синтаксический сбой.
Многие устные высказывания, не составляющие связной монологической речи, легко «сбиваются с пути» и представляют собой цепочку присоединений: Позвони мне вечерком. Попозже. После девяти. Стоящие за точкой фразы не самостоятельны по смыслу и являются «оторвавшимися» членами того же самого предложения.
Письменные тексты также демонстрируют примеры подобного сбоя. Рассмотрим пример из Достоевского, признанного мастера передачи эмоциональной, сбивчивой речи: Даже липы мне не понравились, а ведь за сохранение их берлинец пожертвует всем из самого дорогого, даже, может быть, своей конституцией; а уж чего дороже берлинцу его конституции? (Дост.).
Частное, казалось бы, замечание (липы не понравились) вызвало попутный комментарий (берлинец пожертвует всем), требующий, по мнению автора, иронического уточнения (даже конституцией), а оно, в свою очередь, рождает дополнительное соображение.
Цепочки присоединительных конструкций создают тот неповторимый синтаксический строй, который противостоит академически логичному развертыванию речи и позволяет предельно актуализировать присоединяемый компонент.
Итак, пять видов синтаксической связи — подчинительная, сочинительная, предикативная, полупредикативная, присоединительная — формируют многообразие синтаксических структур.
Источники:
Солганик Г.Я. Русский язык и культура речи. Синтаксис.
Фоминых Б.И. Курс лекций по современному русскому языку: Синтаксис простого предложения.