Содержание:
↑ Монологическое высказывание
Задание 3 итогового собеседования по русскому языку проверяет монологическую речь ученика. Экзаменуемому на выбор предлагают 3 карточки с заданием:- описать фотографию (тип речи: описание)
- рассказать о ситуации из жизни (тип речи: повествование)
- дать ответ на вопрос (тип речи: рассуждение).
↑ Критерии оценивания задания 3
Критерии оценивания монологического высказывания | Баллы | |
М1 | Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании | |
Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 10 фраз по теме высказывания | 2 | |
Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: приведено 5‒9 фраз по теме высказывания | 1 | |
Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей: приведено менее 5 фраз по теме высказывания | 0 | |
М2 | Логичность монологического высказывания | |
Логические ошибки отсутствуют | 1 | |
Допущена одна логическая ошибка или более | 0 | |
Максимальное количество баллов | 3 |
↑ Коммуникативная задача в монологическом высказывании
Для успешного выполнения задания необходимо выполнить коммуникативную задачу, то есть в зависимости от задания описать событие, рассказать о нём или дать ответы на поставленные вопросы. Должно быть не менее 10 предложений.Важно строить свое высказывание согласно типу речи, заявленному в карточке.
Описание строится на прилагательных, глаголах, наречиях. Иногда может быть представлено последовательностью действий, но они должны носить постоянный характер. Например, это может быть описание природы, в котором много глаголов (река шумит и мчится) или регулярно повторяющиеся действия (по понедельникам он вставал рано и шел гулять). Читая описание, Вы можете представить картину и детали.
Описания могут быть фактографическими или творческими.
Фактографические описания распространены в научно-технической литературе, справочниках, в инструкциях, руководствах.
↑ Логичность монологического высказывания
Важно выстраивать речь логично и связно. Это значит использовать средства связи, развивать мысль последовательно. Это также зависит от типа речи.- непротиворечивое сочетание одного слова с другим;
- правильный порядок слов;
- такие средства выражения и поддержания логичности, как служебные слова* (предлоги, союзы, частицы), вводные слова и словосочетания (следовательно, итак, значит, во-первых, во-вторых, главное, иначе говоря и др.).
Условия логичности на уровне связного текста:
- обозначение переходов от одной мысли к другой. Необозначенность переходов от одного сообщения к другому может привести к прямому комическому эффекту;
- выбор синтаксических структур, адекватных характеру выражаемого содержания; нарушать логичность речи могут как неоправданное дробление мысли (через выражение ее преимущественно простыми предложениями), так и ее излишняя усложненность (немотивированное стягивание в одно сложное предложение группы законченных предложений);
- логичность речи на уровне целого текста (а не его частей) зависит от его композиции, от метода организации излагаемого содержания.