Задание 2 итогового собеседования – подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания.
Содержание:
↑ Критерии оценивания задания 2
Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания | Баллы | |
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | |
Все основные микротемы исходного текста сохранены | 2 | |
Упущена или добавлена одна микротема | 1 | |
Упущено или добавлено две микротемы или более | 0 | |
П2 | Работа с высказыванием | |
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично | 1 | |
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа | 0 | |
П3 | Способы цитирования | |
Ошибок при цитировании нет | 1 | |
Допущена одна ошибка при цитировании или более | 0 | |
Максимальное количество баллов | 4 |
Необходимо пересказать прочитанный ранее текст и уместно использовать в пересказе цитату. Можно использовать любой способ цитирования. Время на подготовку - 2 минуты.
↑ Требования к пересказу
- При пересказе текста должны быть сохранены все микротемы исходного текста.
Микротема – это главная, объединяющая несколько предложений, мысль абзаца.
- Соблюдение фактологической точности (если не помните год или название, лучше не включать в свой пересказ информацию, в которой вы не уверены).
- Уместное и логичное цитирование.
Цитирование – использование чужого текста в своем выступлении. Цитаты, как правило, сопровождаются ссылками на источник.Цитирование бывает полным и частичным. При частичном цитировании важно сохранять смысловую точность. Нельзя "выдергивать" слова из контекста, заменять их по своему усмотрению. Сокращать цитату, убирая лишние слова, допустимо, только если это не меняет её смысла.
↑ Способы цитирования
1. Прямая речь – дословное использование цитаты с указанием на источник речи.Л.Н. Толстой писал: "Ученый – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни".
2. Косвенная речь – это чужая речь, воспроизводимая не от лица говорящего и введенная автором повествования в форме изъяснительной придаточной части сложноподчиненного предложения.
Л.Н. Толстой писал, что "ученый – тот, кто много знает из книг; образованный – тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни".
А.П. Чехов считал, что "равнодушие – паралич души".
***В косвенной речи, нельзя использовать форму 1 лица. В прямой речи нельзя вводить цитату при помощи изъяснительного придаточного. Например, нельзя использовать союз "что", как в косвенной речи.
Уместное и логичное цитирование подразумевает включение цитаты в повествование так, чтобы она была связана с основным содержанием, предыдущей и следующей мыслью. Помимо смысловой связки необходимо использовать формальные виды связи: вводные слова, союзы, местоимения.↑ Алгоритм выполнения задания
- После выполнения 1 задания, у вас должен быть уже готов план текста (по абзацам). Можно использовать в плане ключевые словосочетания, которые объясняют содержание абзаца.
- Не упускайте микротемы. (Это главные мысли каждого абзаца)
- Подумайте, в каком абзаце будет уместно использовать цитату.
- Можно использовать как частичное цитирование, так и прямую речь. Чтобы цитата была уместной, используйте связку. Например: Неслучайно, о ФИО говорили следующее. Подтверждением этому может служить высказывание ФИО: «…..». Используйте вводные слова и словосочетания.
- Пересказ должен быть последовательным и достаточно подробным.
- Старайтесь заранее обдумывать свою мысль, прежде чем вы ее произнесете, чтобы не допустить большого количества орфоэпический, грамматических и речевых ошибок.
Типичные ошибки при выполнении задания 2
- Длинные паузы в речи. Старайтесь избегать длинных пауз. Для этого вы должны понимать, чем закончите предложение, важно научиться конструировать мысль в голове, прежде чем вы произнесете ее.
- Искажения имен собственных, терминов. Лучше изучить все сложные слова во время выполнения 1 задания.
- Фактические ошибки при пересказе. Если вы не уверены в том или ином факте, лучше сказать обобщенно. Если вы не запомнили даты, то не делайте на них акцент.
- Сжатый пересказ вместо подробного.
- Пропуски микротем.
- Неумение логично включать цитаты (без логических и лексических связок).
- Неумение использовать способы цитирования.
- Постоянные повторы. Старайтесь заменять часто повторяющиеся слова синонимами. Не начинайте предложения одинаково.
- Неправильный выбор слов. Чаще всего это неправильное использование паронимов.
- Лексическая сочетаемость слов. Если вы не уверены в словосочетании, замените его на более простое.
ВАЖНО! Все задания итогового собеседования проверяется по дополнительному критерию "Грамотность речи". Учитываются грамматические, речевые, орфоэпические ошибки и фактическая точность. Максимальное количество баллов (за задания 1 - 4) - 7
Комментарии (0)