Решать задание 9,10,11,12,13 ВПР 2020 по русскому языку - 6 класс

Практика ВПР: решать 9, 10, 11, 12, 13 задания ВПР по русскому языку 2020 в 6 классе.

Формулировка задания 9: Определите и запишите основную мысль текста.
Формулировка задания 10: Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Формулировка задания 11: (Вопрос по содержанию тексту)
Формулировка задания 12: Определите и запишите лексическое значение слова (...) из предложения. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
Формулировка задания 13: Определите стилистическую окраску слова (...) из предложения, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Вариант 1. 

Текст

(1)Ясная Поляна - место, известное почитателям русской культуры во всём мире. (2)Это усадьба русского писателя Льва Николаевича Толстого. (3)Здесь он родился и прожил большую часть своей жизни. (4)Здесь родились его дети. (5)Отсюда ушёл он в конце жизни, решив странствовать по Руси. (6)Дорога от Ясной Поляны до станции Щёкино. (7)В старину говорили - шоссейка. (8)Таких дорог множество на Руси - широких или узких, обсаженных тополями или берёзками. (9)Но в часы своего трагического ухода из дома, где была прожита почти вся долгая жизнь, Лев Николаевич Толстой видел именно эту щёкинскую дорогу, а не какую-либо иную. (10)Здесь, ёжась от резкого ноябрьского ветра, бросал он в предутренней мгле последний взгляд на эти деревья, вороньи гнёзда, на редкие ещё огни в избах. (11)Такой осталась в его сознании любимая, покидаемая им земля.

(12)Как не снять благоговейно шапку тому, кто проезжает здесь в наши дни? (13)«Если хочешь понять поэта, побывай у него на родине», - сказал однажды Гёте. (14)Эти мудрые слова не устарели и сегодня. (15)Родина поэта - это не только язык, на котором он пишет, не только люди, окружающие его, но и дорога, знакомая с детства, поле, деревья, дом, старинный фонарь у входа, кусты сирени, клумбы. (16)Это и скрипучая лестница, полка с книгами, печь, рабочий стол, вид из окна...

(17)Обратимся к самому Толстому. (18)Двадцатого сентября 1858 года он записал в своём дневнике: «Без своей Ясной Поляны я с трудом могу себе представить Россию и моё отношение к ней. (19)Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего Отечества. (20)Но я не буду до пристрастия любить его».

(По Я. Хелемскому)



Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11.

Почему щёкинская дорога оказалась столь важной в жизни Л.Н. Толстого?


Задание 12.

Определите и запишите лексическое значение слова «язык» из предложения 15. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13.

Определите стилистическую окраску слова «благоговейно» из предложения 12, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Вариант 2.

Текст

(1)Если не считать месяцев ссылки, Иван Сергеевич Тургенев обычно приезжал в своё имение Спасское летом, а не зимой. (2)Заметьте, в его охотничьих записях, запечатлевших здешнюю округу, почти всё происходит в разгар лета, в знойные дни, редко осенью. (3)А о холодной поре разве что в рассказе «Лес и степь» найдёте вы несколько строк: «А в зимний день ходить по высоким сугробам за зайцами, дышать морозным острым воздухом, невольно щуриться от ослепительного мелкого сверканья мягкого снега, любоваться зелёным цветом неба над красноватым лесом!..»

(4)Но где бы ни проводил Иван Сергеевич зимы, его тянуло сюда. (5)И, правда, над пятью из шести своих романов он работал в Спасском. (6)Здесь были написаны и повести, и стихотворения в прозе, и статьи, и послания друзьям. (7)А вот строки из письма, адресованного Тургеневым близкому другу - поэту Якову Полонскому: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, Родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу».

(8)Мне случилось побывать во французском городке Буживале, где Тургенев проводил много месяцев вдали от Отчизны, откуда в предчувствии близкой смерти послал он прощальный поклон дому, саду, России. (9)Буживаль оказался чем-то средним между деревней и городком. (10)Запомнились черепичные кровли, осенние сады, романская церковь, очень старая, мост над Сеной. (11)Я живо представлял себе, как писатель, уже больной и слабый, глядя из окна своего кабинета, видел Сену, видел платаны и ясени, а думал об Оке, о липах и клёнах Спасского. (12)Известно, что на стёклах дверей в буживальском его доме были сделаны росписи. (13)По желанию хозяина художник изобразил зимние пейзажи России и сцены охоты. (14)И в далёкой Франции писатель мечтал о снегах Спасского, о родном доме.

(По Я. Хелемскому)


Задание 9.

Определите и запишите основную мысль текста.



Задание 10.

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11.

Почему стёкла дверей в доме в Буживале писатель попросил расписать зимними пейзажами России и сценами охоты?


Задание 12.

Определите и запишите лексическое значение слова «холодная» («холодной») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13.

Определите стилистическую окраску слова «Отчизна» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Вариант 3.

Текст

(1)Далеко не всегда городские улицы разных городов освещались фонарями и были безопасны в тёмное время суток. (2)Впервые фонари появились на улицах Парижа.

(3) Началось всё с того, что полиция стала требовать, чтобы каждый домовладелец, помогая охране порядка, выставлял с десяти часов вечера в окне нижнего этажа зажжённую лампу.

(4) Через некоторое время возникли специальные команды фонарщиков, которые за небольшую плату освещали дорогу всем желающим. (5)А спустя ещё несколько лет в городе были установлены фонари. (6)В честь этого события король Людовик Четырнадцатый повелел отчеканить медаль. (7)Говорят, что его царствование стали называть «блестящим» именно из-за уличных фонарей.

(8)Через двадцать лет после Парижа был освещён Лондон. (9)Один изобретательный человек по имени Эдуард Геминг взялся за небольшие деньги выставлять у каждой десятой двери фонарь. (10)Правда, фонари он выставлял не круглый год, а только зимой и только в безлунные ночи с шести до двенадцати часов. (11)И всё-таки его предложение вызвало бурю восторга. (12)Его называли гениальным изобретателем, говорили, что «открытия других изобретателей ничто в сравнении с подвигом человека, который превратил ночь в белый день».

(13)У нас в России ещё сто лет назад улицы освещались масляными фонарями. (14)Как выглядели тогда улицы Петербурга, рассказывает нам Н.В. Гоголь в повести «Невский проспект»: «Как только сумерки упадут на дома и улицы и будочник, накрывшись рогожей, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. (15)Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет...» (16)Так что в России фонарь оказался не только средством обеспечения порядка на улицах в тёмное время суток, но и способом создания волшебства. (17)Недаром специальные аппараты для демонстрации рисунков, прообразы современных видеопроекторов, называли «волшебными фонарями».

(По М. Ильину)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11

Почему Эдуарда Геминга называли гениальным изобретателем?


Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «буря» («бурю») из предложения 11. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «повелеть» («повелел») из предложения 6, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.



Вариант 4

Текст

(1)«Прочитайте мне что-нибудь... что-нибудь ваше любимое!» - просит Павел Григорьевич. (2)Я иду к этажерке с моими книгами. (З)Любимое? (4)Там много книг, и почти все любимые. (5)Среди них есть одна, синенькая, и называется она очень скучно: «Галерея детских портретов». (6)Но это вовсе не скучная книга, наоборот! (7)Там описано детство разных людей из взрослых книжек: Наташа Ростова и её брат Петя - из книги «Война и мир»; Илья Обломов и Андрей Штольц - из «Обломова»; Марфенька и Верочка из книги «Обрыв» и многие другие. (8)Павел Григорьевич просит меня прочитать вслух что-нибудь очень хорошее. (9)Что же мне прочитать?

(10)Я очень люблю рассказ о Пете Ростове. (11)Во время нашествия Наполеона на Россию Петя Ростов, совсем молоденький, почти мальчик, пошёл добровольцем в армию, чтобы защищать свою Родину. (12)Он был добрый ко всем, ласковый, раздаривал всё, что имел: перочинный ножик, кофейник, изюм. (1З)«Отличный изюм, берите, - говорил он, - без косточек». (14)Он жалел пленного мальчишку-барабанщика. (15)А сам какой храбрый был! (16)Ночью, переодетый во французский мундир, поехал с другим офицером в разведку - прямо в неприятельский лагерь! (17)А на следующее утро в боевой схватке с французами Петя Ростов был убит. (18)Об этом я и читаю Павлу Григорьевичу. (19)Когда я читаю про себя, глазами, это описание гибели Пети, то - сказать начистоту? - всегда плачу. (20)Ведь Петя для меня не литературный персонаж, а настоящий, живой мальчик, друг, товарищ детства.

(21)Марина Ивановна Цветаева свои детские книги называла в стихах «неизменившие друзья в потёртом красном переплёте». (22)И я знаю: я вырасту, разные люди будут встречаться на моём пути, а эти друзья останутся: и Петя, и Наташа, и Илюша. (2З)Они никогда мне не изменят. (По А. Бруштейн)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11

Почему Петя Ростов, почти мальчик, оказался на войне?


Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «косточка» («косточек») из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «начистоту» из предложения 19, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.

Вариант 5

Текст

(1) Эта старая карта хранится сейчас в музейных фондах. (2)Извлечённая из командирского планшета, она сильно потёрта на сгибах, где-то подклеена. (3)Это очень подробная карта. (4)На неё нанесены все населённые пункты того отрезка псковской земли, который она вместила. (5)Цветными карандашами обозначены штабы и наблюдательные пункты, батареи, пулемётные гнёзда, переправы. (6)Извилистой линией отмечена линия фронта. (7)По одну сторону - наши части, укрепления, огневые точки; по другую - вражеские, замеченные нашими разведчиками. (8)Все ориентиры на территории, которую занял противник, аккуратно пронумерованы. (9)Достаточно было командиру назвать нужные цифры, и соответствующие цели были бы сразу уничтожены. (10)Но вот что странно: некоторые из целей выделены особо - по ним было запрещено вести огонь.

(11) Разгадать секрет можно, прочитав на карте некоторые названия. (12)И тогда окажется, что река на карте - Сороть, синее пятно озера - Маленец, а ближайшие высоты - это Савкина горка и Воронич, что огневая точка противника расположена в Михайловском, у домика няни А.С. Пушкина. (13)Немцы специально возводили укрепления рядом с бесценными пушкинскими памятниками. (14)В парке Тригорского у них была батарея, в Пушкинских горах - штаб, в Святогорском монастыре - орудия. (15)Прикрылись реликвиями, как щитом, и были уверены в своей безнаказанности.

(16)Бои в этом районе были кровопролитные. (17)Сейчас на их месте воздвигли обелиск, установили плиту в память воинов двести восьмой дивизии, которая здесь воевала. (18)Освободить заветные места, не причинив им разрушений, уничтожить захватчиков, пощадив при этом красоту пушкинской земли, - вот о чём думал, к чему стремился в бою каждый из этих воинов. (19)Тот, кто сегодня восхищается нетленной прелестью здешней природы, с волнением осматривает исторические памятники, должен знать о тех жизнях, которыми оплачена неприкосновенность прекрасного. (20)Об этой дорогой цене и напоминает командирская карта, сама ставшая одной из музейных реликвий.

(По Я. Хелемскому)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11

Почему некоторые цели на карте были отмечены особо?


Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «точка» («точки») из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «воздвигнуть» («воздвигли») из предложения 17, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Вариант 6

Текст

(1)Было это в 1944 году, накануне освобождения Пушкинских гор от фашистов. (2)На передовую прибыли профессора-пушкинисты. (З)Подполковник представил бойцам гостей и сказал: «А сейчас слово о Пушкине произнесёт Дмитрий Дмитриевич Благой». (4)И в центре батареи появился высокий человек в очках с толстыми стёклами, чтобы начать первую в своей жизни лекцию на артиллерийской позиции. (5)Благой смущённо улыбался, оглядывая собравшихся близорукими глазами. (6)Всем было понятно волнение профессора. (7)Что-то необыкновенное было в том, как под этим светлым мартовским небом, в напряжённой тишине, которая могла ежеминутно разрушиться, где огонь мог возобладать над словом, собрались батарейцы послушать лекцию о поэте - без отрыва от своих орудий.

- (8)Направляясь к вам, - начал Дмитрий Дмитриевич, - мы проезжали разрушенный Новоржев и увидели на одной из развалин надпись: «АД!» (9)Мы даже не очень ей удивились, так ужасна была открывшаяся нам картина. (10)Но потом нам объяснили, что это был обломок стеклянной таблички «Детский сад». (11)Представляете, как это страшно? (12)В ад хотят превратить нашу землю. (1З)Враги задумали растоптать всё: наши сады и нашу поэзию. (14)Но Пушкина, как и Россию, уничтожить нельзя. (15)Гоголь сказал об Александре Сергеевиче: «В нём русская природа, русская душа, русский язык отразились в такой же чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». (16)Вслушайтесь в эти слова, и вы осознаете всю их неоспоримость.

(17)Профессор говорил всё взволнованней. (18)Он перешёл к рассказу о пушкинском наследии. (19)И оказалось, что аудитория, собравшаяся на артиллерийской позиции, так же восприимчива и чутка, как та, к которой он обращался в университете. (20)А необычность обстановки лишь усиливала приподнятую настроенность лектора и слушателей. (21)И батарейцы чувствовали себя причастными к жизни великого поэта, соучастниками того, что было здесь когда-то. (22)Всё окружающее становилось своим.

(По Я. Хелемскому)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11

Почему профессор-пушкинист Дмитрий Дмитриевич Благой волновался перед выступлением на артиллерийской позиции?


Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «картина» из предложения 9. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «возобладать» из предложения 7, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Вариант 7

Текст

(1)В России взрослых людей принято называть по имени и отчеству. (2)Слова «отчество» и «отечество» созвучны, похожи. (3)Это не простое совпадение. (4)Слово «отчество» указывает на твоего предка, а «отечество» означает страну предков, то есть отцов. (5)Это родственные слова. (6)Даже чувства они вызывают в наших душах одни и те же: уважение и любовь. (7)В старину тех, кто не любил своей Родины и не помнил предков, считали некультурными и даже подозрительными людьми.

(8)Отчество, то есть имя отца, добавленное к собственному имени, возникло очень давно, ещё в десятом веке. (9)Звучали тогда отчества примерно так: «Иван, сын Петров», «Фёдор, сын Лукин». (10)Но подобные имена считали полуотчествами - так называли незнатных, простых людей. (11)Позднее из сокращённого варианта полуотчеств появились фамилии - Петров, Лукин и множество других.

(12) А привычные для нас отчества: Степанович, Андреевич, Фёдорович - в старину могли получить только знатные люди Московской Руси. (13)Такое отчество было сродни титулу или знаку величия. (14)Его носили князья, аристократы, потомственные дворяне или церковнослужители. (15)Не зря в древности спрашивали: «Как вас звать-величать?» (16)Например, великого князя величали не только по отцу: к его имени прибавляли имена деда, прадеда и прапрадеда. (17)Полное имя киевского князя Владимира тогда звучало так: «Князь Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава...» (18)С пятнадцатого века возникла традиция награждения отчествами обычных людей - в качестве награды за верную службу или особые заслуги. (19)Человека, не отличившегося такими достижениями, до старости все звали только по имени.

(По книге «Моя семья»)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11

Почему с пятнадцатого века некоторых незнатных людей Московской Руси начали величать по отчеству?


Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «обычный» («обычных») из предложения 18. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «величать» из предложения 16, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Вариант 8

Текст

(1)С глубокой древности люди искали и придумывали разные приспособления для измерения времени. (2)В комедии, которая была написана греческим драматургом Аристофаном две тысячи триста лет тому назад, есть такой эпизод. (З)Жительница Афин говорит своему мужу: «Когда тень будет в десять шагов, приходи ужинать». (4)Что значит это выражение «тень в десять шагов»? (5)По-видимому, недалеко от дома, в котором жили супруги, стоял столб или памятник. (6)В солнечный день он отбрасывал тень. (7)Чтобы узнать, который час, прохожие мерили тень шагами. (8)Утром она была длиннее, в полдень становилась совсем коротенькой, а к вечеру опять удлинялась. (9)Столб, который использовали как часы, назывался «гномон».

(10)Конечно, гномон был неудобными часами: он показывал время только в солнечный день и очень неточно. (11)И его нельзя было взять в дорогу, а в дороге часы так необходимы.

(12) Индийские нищенствующие монахи - факиры - решили задачу определения времени в пути довольно просто: они превратили в часы обыкновенную дорожную палку.

(13) Отправляясь в далёкое путешествие, факир брал с собой посох особенного устройства.

(14) Посох был не круглым, как обычная палка, а восьмигранным. (15)Наверху в каждой грани высверливали отверстие, в которое вставлялась маленькая палочка. (16)Чтобы узнать время, факир поднимал свой посох, держа его за шнурок. (17)Тень, падающая от палочки на грань отвесно висящего посоха, показывала, который час. (18) Длину тени здесь не надо было каждый раз мерить, потому что на грани были вырезаны чёрточки, обозначающие часы. (19)Но зачем тогда нужно столько граней?

(20)Дело в том, что в разное время года видимый путь солнца различен. (21)Поэтому и тень, которая во всём зависит от солнца, ведёт себя летом и зимой неодинаково. (22) Летом солнце поднимается на небе выше, чем зимой, поэтому и тень в летний полдень короче, чем в зимний. (23)В этом значимость граней посоха. (24)Каждая грань размечена для одного какого-нибудь времени года и не годится для другого.

(По М. Ильину)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11

Почему индийские монахи делали посох многогранным?


Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «мерить» («мерили») из предложения 7. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «значимость» из предложения 23, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Вариант 9

Текст

(1)Многие думают, что заяц - несмелое и беззащитное животное. (2)Трусость зайца проявляется во всех его торопливых движениях, она даже утверждена в русской поговорке «Труслив, как заяц». (3)Но так ли это на самом деле?

(4)Заяц отнюдь не робкого десятка. (5)Точно зная о приближении врагов (охотничьих собак, лисиц или волков), он не удирает сразу, а, устроившись в траве, терпеливо, до последнего момента выжидает, не свернут ли они в сторону. (6)Взрослые зайцы, знающие, почём фунт лиха, на глазах у захлебывающегося лаем громадного цепного пса преспокойно едят то, что растёт в саду или в огороде. (7)Разве это не свидетельствует об их храбрости? (8)И лишь столкнувшись с врагом нос к носу, заяц меняет тактику: быстро убегает, петляя так, как умеет только он один. (9)Спасаясь от преследователей, заяц может на ходу прыгнуть в проезжающую мимо телегу и зарыться в сено, а во время ледохода даже переправиться через реку, бесстрашно прыгая с льдины на льдину.

(10)Зайцы умеют за себя постоять. (11)Пойманного взрослого зайца не так-то просто взять в руки: он отчаянно сопротивляется, кричит, вырывается, бьёт врага сильными задними лапами и пускает в ход острые зубы. (12)Не боится заяц и пернатых хищников - филина или орла: он отбивается от них когтями задних лап, лёжа на спине. (13)Один зоолог рассказывал о том, как пасущийся в степи конь случайно потревожил отдыхавшего в густой траве зайца, который, рассердившись, наказал обидчика - царапнул его за нос. (14)Испуганному коню ничего не оставалось, как ускакать подальше, а косой между тем спокойно вернулся на прежнее место.

(По Г.П. Шалаевой)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11

В чём, по мнению автора текста, проявляется храбрость зайца?


Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «постоять» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «удирать» («удирает») из предложения 5, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Вариант 10

Текст

(1)Лису считают очень хитрым животным. (2)Об этом свидетельствуют и произведения народного творчества. (З)Множество сказок и притч сложено про хитрую лисицу, которая ворует домашнюю птицу, обманывает других зверей или людей. (4)Она красива, красноречива, льстива, с лёгкостью может притвориться беззащитной и слабой. (5)Чтобы достичь желаемого, рыжая плутовка готова задействовать все свои козыри: обман, мошенничество, хитрость, коварство, лесть. (6)Во всех народных сказках лисица неизменно демонстрирует чудеса изворотливости, изобретательности, предприимчивости.

(7)Хитрая лиса как персонаж сказок появилась в результате наблюдений народа за повадками этого зверька. (8)Лиса всегда способна уйти от погони, оставив своих преследователей в недоумении и растерянности. (9)Мало того, что она умеет запутывать следы и сбивать охотничьих собак с толку (она словно бы «переплетает» свои следы со следами собак), лиса также хорошо знает все лазы в земле, из которых есть потайные выходы. (10)Охотники, загнав лисицу в такое убежище, стараются выманить её оттуда, потирая руки от предвкушения роскошной добычи, а плутовка-то уже далеко, её и след простыл. (11)Спасаясь от охотников, лисы практически никогда не выбегают на открытое место, понимая, что на открытом месте они беззащитны и до них очень просто добраться.

(12) Лисы очень предприимчивые животные. (13) Они могут тихо подкрадываться к намеченной добыче и приманивать её, используя для этого хвост. (14)Таким образом они ловят кроликов и других зверей. (15)Зачарованный и, возможно, даже загипнотизированный кролик, наблюдающий за тем, как лиса ловит свой хвост, не понимает, что, отвлекая его внимание, хищница подкрадывается к нему всё ближе и ближе. (16)И вот, когда лиса оказывается на достаточно близком расстоянии, она неожиданно резко распрямляется и молниеносно хватает свою добычу. (По материалам Интернета)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11

В чём, по мнению автора текста, проявляется хитрость лисы?


Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «считать» («считают») из предложения 1. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «плутовка» из предложения 5, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


Вариант 11

Текст

(1) Среди разнообразных шалей и платков, выполненных отечественными мастерами, выделяются своей неповторимостью оренбургские пуховые платки. (2)Оренбургские платки вяжут вручную, вкладывая в труд всё мастерство и вдохновение. (3)При вязке используют пух коз оренбургской породы: он хорошо удерживает тепло, мягок, эластичен и поэтому легко растягивается. (4)Все эти качества пряжи придают платкам удивительные свойства: они настолько легки и тонки, что их можно свободно продеть сквозь обручальное кольцо.(5)Чтобы связать вручную пуховый платок, мастерице порой надо затратить до двухсот пятидесяти часов времени. (6)Сначала она руками перебирает пух, разрыхляя каждый клочок, очищая его от примесей и грубого волоса, после этого расчёсывает пух специальными двухрядными гребнями, а затем прядёт пуховые нити на коротких лёгких веретёшках. (7)Оренбургские мастерицы вяжут свои платки на обыкновенных стальных «чулочных» спицах и используют характерную вязку - двухизнаночную гладь. (8)Особенно высоко ценится платок, который связан одной мастерицей от начала до конца. (9)Готовый платок пушат и натягивают на специальные пяльцы для восстановления формы и размера.

(10)Ценность оренбургских платков определяется не только мастерством исполнения.

(11) Мотивы узора платков необычайно разнообразны и неповторимы. (12)Невозможно найти двух одинаковых платков, поскольку это исключается самой техникой исполнения - вязанием. (13)У мастериц большое количество основных мотивов узора: «рыбка», «горошек», «мышиный след», «соты», «кошачьи лапки» и многие другие. (14)Умело соединяя мелкие элементы, мастерицы получают более сложные узоры: «розетки», «шашечки», «цепочки», «змейки», «бантики», «снежинки». (15)Каждый раз создаётся новая композиция, которую из-за её усложнённости очень трудно повторить. (16)Мастерицы не пользуются какими-либо готовыми рисунками и описаниями: им легче вывязать новый рисунок, не уступающий прежним по красоте, чем воссоздать раз сделанное. (По В. Г. Смолицкому)


Задание 9

Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 10

Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.


Задание 11

Что, по мнению автора текста, придаёт оренбургским платкам лёгкость и тонкость?


Задание 12

Определите и запишите лексическое значение слова «удерживать» («удерживает») из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.


Задание 13

Определите стилистическую окраску слова «неповторимы» из предложения 11, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.


?ндекс цитирования