Практика ВПР: решать 1 и 2 задание ВПР по русскому языку в 7 классе.
Формулировка задания 1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Формулировка задания 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) - морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) - морфологический разбор слова;(4) - синтаксический разбор предложения.
Вариант 1Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Проснувшись к..питан Грэй на какое(то) мгновение забыл как он п..пал в эти м..ста. С (не)малым удивлением обнаружил он счас..ливый блеск ра(н,нн)его утра. Всё вокру(г/к) было залито солнечном светом.
Он увидел крутой обры(в/ф) бер..га среди (ярко)з..лёных в..твей дерев..ев и м..нящ..ю даль син..го моря. (В)низу(2) шипел тихий пр(и/е)бой. Бл..стела на со..нце трава пели птиц.. . Влажные цв..ты были похожи на только что умытых холодной в..дой детей.
Холодная капля р..сы медле(н,нн)о ра(з/с)текалась по со(н,нн)ому лицу.(4) Поднявшись с з..мли Грэй пошёл (в)перё(д/т). Он выбрался из (не)большой рощиц.. . Перед ним был кустарник ра(з/с)броса(н,нн)ый(3) по склону х..лма. Колючие кусты постоя(н,нн)о ц..плялись за него м..шая дв..жению. Наконец к..питан выбрался на открытое место, которое зар..сло пёстр..ми цв..точ..ками.
Проснувшись, капитан Грэй на какое-то мгновение забыл, как он попал в эти места. С немалым удивлением обнаружил он счастливый блеск раннего утра. Всё вокруг было залито солнечным светом.
Он увидел крутой обрыв берега среди ярко-зелёных ветвей деревьев и манящую даль синего моря. Внизу шипел тихий прибой. Блестела на солнце трава, пели птицы. Влажные цветы были похожи на только что умытых холодной водой детей.
Холодная капля росы медленно растекалась по сонному лицу. Поднявшись с земли, Грэй пошёл вперёд. Он выбрался из небольшой рощицы. Перед ним был кустарник, разбросанный по склону холма. Колючие кусты постоянно цеплялись за него, мешая движению. Наконец капитан выбрался на открытое место, которое заросло пёстрыми цветочками.
(По А. Грину)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - в, корень - низ, суффикс - у;
внизу от низ (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова разбросанный
Кустарник (какой?) разбросанный - причастие, н. ф. - разбросанный; от глаг. разбросать.
Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, вин. п., ед. ч., м. р.
В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Холодная капля росы медленно растекалась по сонному лицу.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: капля (подлежащее, выражено именем существительным), растекалась (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (катя) холодная - определение, выражено именем прилагательным; (катя) росы — дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение); (растекалась) медленно - обстоятельство, выражено наречием; (растекалась) по лицу - дополнение, выражено именем существительным с предлогом (возможно: обстоятельство), (по лицу) сонному - определение, выражено именем прилагательным.
Вариант 2Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Каких тол..ко фруктовых д..р..в..ев нет в чудес..ном сосе(д/т)ск..м с..ду! Ябл..ки и груш.. вишня и черешня перс..ки и абрикосы всё что душе угодно. К осе(н,нн)..м праздникам (з/с)десь созр..ва..т и радостно свет..т..ся виногра(д/т).(4) Г..в..рят, он (не)сла(д/т)кий а кислый. Но это (не)правда. Р..стут тут и кислые, и (кисло)сла(д/т)кие, и сла(д/т)кие сорта.
Откуда тебе это извес..но друж..к с бе(з/с)п..койством(2) спрашива..т сосе(д/т)ка Дар..я. Но ей (не)стоит волноваться. Са(д/т) окруж..н высоким (ж..лто)з..лёным забором и она держ..т ст..рож..вую с..баку. Остр..ухий пёс настоящий волк. Если кто(нибудь) подойдя (по)ближе к забору останов..т.ся, пёс сразу отчая(н,нн)о ла..т и рвёт.ся с дли(н,нн)ой ц..пи.
(Не)задачливый прохожий вид..н из окна ч..рдака открывающегося(3) в ухож..(н,нн)ый са(д/т) сосе(д/т)к...
Каких только фруктовых деревьев нет в чудесном соседском саду! Яблоки и груши, вишня и черешня, персики и абрикосы - всё* что душе угодно. К осенним праздникам здесь созревает и радостно светится виноград. Говорят, он не сладкий, а кислый. Но это неправда. Растут тут и кислые, и кисло-сладкие, и сладкие сорта.
«Откуда тебе это известно, дружок?» - с беспокойством спрашивает соседка Дарья. Но ей не стоит волноваться. Сад окружён высоким жёлто- зелёным забором, и она держит сторожевую собаку. Остроухий пёс - настоящий волк. Если кто-нибудь, подойдя поближе к забору, остановится, пёс сразу отчаянно лает и рвётся с длинной цепи.
Незадачливый прохожий виден из окна чердака, открывающегося в ухоженный сад соседки.
* Постановку запятой перед союзом ЧТО в данной конструкции не считать ошибкой.
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
бес – приставка, покой – корень, ств – суффикс, ом – окончание;
беспокойством от покой (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова открывающегося
1. (Из) окна (какого?) открывающегося - причастие, н. ф. - открывающийся; от глаг. открываться.
2. Пост. - действии, наст, вр., несов. в.; непост. - в род. п., ед. ч., ср. р.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
К осенним праздникам здесь созревает и радостно светится виноград.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: виноград (подлежащее, выражено именем существительным) созревает (и) светится (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (созревает) к праздникам - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (созревает) здесь - обстоятельство, выражено наречием; (к праздникам) осенним - определение, выражено именем прилагательным; (светится) радостно - обстоятельство, выражено наречием.
Вариант 3.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Бабушкин са(д/т) исти(н,нн)ый рай. В..сной ожива..т р..стущие(3) (з/с)десь д..р..вца и кустарники яблон..ки груш.. вишни крыж..вник. Они покрывают..ся нежн..ми (бело)розов..ми цв..тами. А пр(и/е)ход..т время и в саду по..вляют..ся фрукты и яг..ды. Куст (остро)листн..го крыжовника сплош.. усыпа(н,нн) кисл..ми пл..дами. (Не)сла(д/т)кое а кислое душу раду..т внуч..к мудро(2) зам..ча..т бабушка Марья.
У краш..(н,нн)ого забора живописно ра(з/с)кинулись кусты красн..й см..родины.(4) На дли(н,нн)ой веточке грозд..ями в..сят пр..зрач..ные, будто ст..кля(н,нн)ые, яго(д/т)ки с ж..лтыми зёрнышками. См..родинка созревшая на со..нц.. г..рит сверка..т бл..стит и пл..мене..т. Так и хочет..ся сорвать какую(нибудь) ар..матн..ю гроздоч..ку и взяв её двумя пал..цами отправить прямо в рот! Какое об..едение!
А на клумб.. обрамлё(н,нн)ой ни(з/с)ким каме(н,нн)ым бордюром (во)всю цв.тут р..зноцветные флоксы.
Бабушкин сад - истинный рай. Весной оживают растущие здесь деревца и кустарники: яблоньки, груши, вишни, крыжовник. Они покрываются нежными бело-розовыми цветами. А приходит время, и в саду появляются фрукты и ягоды. Куст остролистного крыжовника сплошь усыпан кислыми плодами. «Не сладкое, а кислое душу радует, внучок», - мудро замечает бабушка Марья.
У крашеного забора живописно раскинулись кусты красной смородины. На длинной веточке гроздьями висят прозрачные, будто стеклянные, ягодки с жёлтыми зёрнышками. Смородинка, созревшая на солнце, горит, сверкает, блестит и пламенеет. Так и хочется сорвать какую-нибудь ароматную гроздочку и, взяв её двумя пальцами, отправить прямо в рот! Какое объедение!
А на клумбе, обрамлённой низким каменным бордюром, вовсю цветут разноцветные флоксы.
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
корень - мудр, суффикс - о;
мудро от мудрый (суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
растущие
1. Деревца и кустарники (какие?) растущие - причастие, н. ф. - растущий; от глаг. расти.
2. Пост. - действит., наст, вр., несов. в.; непост. - в им. и., ми. ч.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
У крашеного забора живописно раскинулись кусты красной смородины.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: кусты (подлежащее, выражено именем существительным) раскинулись (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (раскинулись) живописно - обстоятельство, выражено наречием; (раскинулись) у забора - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом (возможно: дополнение); (у забора) крашеного - определение, выражено отглагольным прилагательным; (кусты) смородины - дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение); (смородины) красной - определение, выражено именем прилагательным.
Вариант 4.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Черешни в запущ..(н,нн)ом с..ду тёт.. Мари.. вид..мо(невид..мо)! У крыл..ца у к..литк.. у забора и во дв..ре всюду ра(з/с)р..слись эти д..рев..я. Я пр(и/е)к..саюсь к в..сящ..м(3) на ветк.. ягодам но (не)рву их.
(Не)крупные черешенки держ..т..ся кре(б/п)ко оп..дают лиш.. изре(д/т)к..(2), только если какая(нибудь) яг..(д/т)ка перезре..т став (ч..рно)син..й, как слива.
(Кругло)щ..кая черешня ост..ёт..ся з..лёной (не)долго. Заг..рая на соломе(н,нн)ой крыш., дач., я однажды вид..л чудес..н..ю к..ртину. Ра(н,нн)..м утром я пр..метил: яг..ды были (во)все (не)спелые а з..лёные. Днём у них зарделись щ..чки и к веч..ру они покраснели. Такие яг..(д/т)ки мечта.
Моя тётя (не)ожида(н,нн)о ра(з/с)щедр..лась и уг..стила меня вкус..ной черешней.(4) Что делать с пят..ю пригоршнями яг..(д/т) тётя спраш..ваю я и мом..нтально их с..едаю.
Черешни в запущенном саду тёти Марии видимо-невидимо! У крыльца, у калитки, у забора и во дворе - всюду разрослись эти деревья. Я прикасаюсь к висящим на ветке ягодам, но не рву их.
Некрупные черешенки держатся крепко, опадают лишь изредка, только если какая-нибудь ягодка перезреет, став чёрно-синей, как слива.
Круглощёкая черешня остаётся зелёной недолго. Загорая на соломенной крыше дачи, я однажды видел чудесную картину. Ранним утром я приметил: ягоды были вовсе не спелые, а зелёные. Днём у них зарделись щёчки, и к вечеру они покраснели. Такие ягодки - мечта.
Моя тётя неожиданно расщедрилась и угостила меня вкусной черешней. «Что делать с пятью пригоршнями ягод, тётя?» - спрашиваю я и моментально их съедаю.
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - из, корень - редк, суффикс - а;
изредка от редкий (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
висящим
1. Ягодам (каким?) висящим - причастие, н. ф. - висящий; от глаг. висеть.
2. Пост. - действ., наст, вр., несов. в.; непост. - в дат. п., мн. ч.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Моя тётя неожиданно расщедрилась и угостила меня вкусной черешней.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: тётя (подлежащее, выражено именем существительным)
расщедрилась (и) угостила (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (тётя) моя - определение, выражено местоимением; (расщедрилась) неожиданно - обстоятельство, выражено наречием; (угостила) меня - дополнение, выражено местоимением; (угостила) черешней - дополнение, выражено именем существительным; (черешней) вкусной - определение, выражено именем прилагательным.
Вариант 5.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Если кто(то) хоть однажды проб..вал перс..к, то зна..т его (не)забыва..мый вкус.
Я люблю зале(з/с)ть на крышу деревя(н,нн)..го с..рая и (с)верху(2) выгляд..вать самые соч..ные плоды сле..ка п..р..зревшие на со..нц.. . Один, с румя(н,нн)ой щ..чкой, треснул и ра(з/с)крылся так, что в..дна косточ..ка. Пл..дов в этом году видимо(невидимо). Зачем тётя Мария тебе столько перс..ков думаю я. Ответ (не)сложный. Она соб..рёт их и нав..рив в..рен..я надолго постав..т банки в погре(б/п).
Ещё (з/с)десь р..стут два сорта слив «ведёрная» и ч..рнослив. Ч..рнослив круглая слива поч..ти ч..рного цвета. У «ведёрной сливы» кож..ца тонкая(пр..тонкая) и сколь(з/с)кая. Тётя всегда вар..т из неё (кисло)сла(д/т)кое повидло или пастилу(4) Интерес..но, с..еда..т ли она за зиму все заг..товле(н,нн)ые(3) (в)прок сладости.
Если кто-то хоть однажды пробовал персик, то знает его незабываемый вкус.
Я люблю залезть на крышу деревянного сарая и сверху выглядывать самые сочные плоды, слегка перезревшие на солнце. Один, с румяной щёчкой, треснул и раскрылся так, что видна косточка. Плодов в этом году видимо-невидимо. «Зачем, тётя Мария, тебе столько персиков?» - думаю я. Ответ несложный. Она соберёт их и, наварив варенья, надолго поставит банки в погреб.
Ещё здесь растут два сорта слив: «ведёрная» и чернослив. Чернослив - круглая слива почти чёрного цвета. У «ведёрной сливы» кожица тонкая- претонкая и скользкая. Тётя всегда варит из неё кисло-сладкое повидло или пастилу. Интересно, съедает ли она за зиму все заготовленные впрок сладости?
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - с, корень - верх, суффикс - у;
сверху от верх (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова заготовленные
1. Сладости (какие?) заготовленные - причастие, н. ф. - заготовленный; от глаг. заготовить.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, вин. п., мн. ч.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Тётя всегда варит из неё кисло-сладкое повидло или пастилу
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: тётя (подлежащее, выражено именем существительным) варит (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (варит) из неё - дополнение, выражено местоимением с предлогом; (варит) повидло (или) пастилу - однородные дополнения, выражены именами существительными; (варит) всегда - обстоятельство, выражено наречием; (повидло) кисло- сладкое — определение, выражено именем прилагательным.
Вариант 6. Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
От..шли вишня черешня перс..ки и абрикосы. Н..ступа..т время ябл..к белого налива мельбы антоновки. Ябл..ки это (не)груш.. . Даже дес..ть ж..лтых груш.., если они (не)созрели, (н..)куда (не)г..дят..ся. А з..лёное ябл.ко с ещё бел..ми косточ.ками име..т вкус. Слегк..
(2) вонзишь зубы - и во рту ощ..ща..т..ся что(то) кислое(пр..кислое). Я половину (бледно)з..лёного ябл..ка (не)отдам за спелый фрукт.
(4)Чем дол..ше ябл.ко р..стёт, тем оно крупнее. Но и крупное ябл.ко может быть (не)сладким а бе(з/с)вкус..ным. Маленькое ябл..ч..ко (не)ре(д/т)ко вкус..нее большего. Например, райские яблоч.ки бл..стящие
(3) на осе(н,нн)...м со..нц.. . Они с к..слинкой но соч..ные.
Румя(н,нн)ые ябл..ки пр..красны и они кр..суясь на скл..нё(н,нн)ой ветк.. как будто пр..зывают (С,с)орви нас Петька!
Отошли вишня, черешня, персики и абрикосы. Наступает время яблок: белого налива, мельбы, антоновки. Яблоки - это не груши. Даже десять жёлтых груш, если они не созрели, никуда не годятся. А зелёное яблоко с ещё белыми косточками всё-таки имеет вкус. Слегка вонзишь зубы - и во рту ощущается что-то кислое-прекислое. Я половину бледно- зелёного яблока не отдам за спелый фрукт.
Чем дольше яблоко растёт, тем оно крупнее. Но и крупное яблоко может быть не сладким, а безвкусным. Маленькое яблочко нередко вкуснее большого. Например, райские яблочки, блестящие на осеннем солнце. Они с кислинкой, но сочные.
Румяные яблоки прекрасны, и они, красуясь на склонённой ветке, как будто призывают: «Сорви нас, Петька!»
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - с, корень - легк, суффикс - а;
слегка от лёгкий (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова
блестящие
Яблочки (какие?) блестящие - причастие, и. ф. - блестящий; от глаг. блестеть.
Пост. - действит., наст, вр., несов. в.; непост. - в им. и., ми. ч.
В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Я половину бледно-зелёного яблока не отдам за спелый фрукт.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: я (подлежащее, выражено местоимением) не отдам (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (не отдам) половину - дополнение, выражено именем существительным; (не отдам) за фрукт - дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (половину) яблока - дополнение, выражено именем существительным; (яблока) бледно-зелёного — определение, выражено именем прилагательным; (за фрукт) спелый - определение, выражено именем прилагательным.
Вариант 7.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Какая чудес..ная погода! Со..нце уже (не)печ..т (по)летнему(2) и в воздух.. чу..ствуют..ся зап..хи осен.. . Небо чистое, словно оно умыто и пр..наряже(н,нн)о по случаю т..ржестве(н,нн)ого дня.
Сегодня в т..рговых р..дах ра(з/с)положе(н,нн)ых(3) на центральн..й площад.. (не)большого горо(д/т)ка открывается ярмарка. Осе(н,нн)яя ярмарка важное событие для сел..ск..х жителей. Продавц.. суетят..ся и кричат зазывая покупат..лей. Им хоч..т..ся удивить наро(д/т) (не)обыкнове(н,нн)ыми экз..мплярами овощей и фруктов выр..ще(н,нн)ыми в этом году. Вот на пр..лавк.. красует.ся гиган..ского размера (ярко)ж..лтая тыква а рядом выложе(н,нн)ы ..громные розовые пом..доры. На засолку такие (не)пойдут.
(Не)тор..пливые покупатели д..ловито пр..цен..ваются к ним и отход..т в ст..ронку.(4) Сдвинув кепку на затылок мужич..к торгу..тся с продавц..м и сб..вает цену чуть ли не (в)двое.
Какая чудесная погода! Солнце уже не печёт по-летнему, и в воздухе чувствуются запахи осени. Небо чистое, словно оно умыто и принаряжено по случаю торжественного дня.
Сегодня в торговых рядах, расположенных на центральной площади небольшого городка, открывается ярмарка. Осенняя ярмарка - важное событие для сельских жителей. Продавцы суетятся и кричат, зазывая покупателей. Им хочется удивить народ необыкновенными экземплярами овощей и фруктов, выращенными в этом году. Вот на прилавке красуется гигантского размера ярко-жёлтая тыква, а рядом выложены огромные розовые помидоры. На засолку такие не пойдут.
Неторопливые покупатели деловито прицениваются к ним и отходят в сторонку. Сдвинув кепку на затылок, мужичок торгуется с продавцом и сбивает цену чуть ли не вдвое.
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - по, корень - лет, суффикс -н, ему ;
по-летнему от летний (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова расположенных
1. (В) рядах (каких?) расположенных - причастие, н. ф. - расположенный; от глаг. расположить.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, предл. п., мн. ч.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Неторопливые покупатели деловито прицениваются к ним и отходят в сторонку.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: покупатели (подлежащее, выражено именем существительным) прицениваются (и) отходят (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (покупатели) неторопливые - определение, выражено именем прилагательным; (прицениваются) деловито - обстоятельство, выражено наречием; (прицениваются) к ним — дополнение, выражено местоимением с предлогом; (отходят) в сторонку - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом.
Вариант 8.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Это (не)выдум..(н,нн)ая а правдивая история. Я (н..)кого (не)обман..ваю: ч..сы пробили тр..на..цать!
Старые(пр..старые) ч..сы доставшиеся(3) отцу от прадеда служили верно. Ра(з/с) в го(д/т) отец осторожно снимал их со ст..ны и(з/с)вл..кая из футляра п..утину. Он прот..рал ч..сы и проч..щал гуси(н,нн)..м п..ром веш..л обратно и радостно сиял. У меня была (много)летн..я пр..выч..ка: когда б..ют ч..сы, считать удары. Однажды ч..сы пробили тр..на..цать.
Ты (не)ошиба..ш..ся Борис спраш..ва..т отец. Он подход..т к ч..сам в(з/с)б..рает..ся на (не)высокий табурет к..сает..ся какого(то) к..лёсика. Отец внимательно осматр..ва..т насте(н,нн)ые ч..сы и пр..слушива..тся (к)ним.(4) Тёмно(ж..лтый) маятник проделывает д..кови(н,нн)ые номера и отец пр..веш..вает гири: две б..л..шие и одну мал..н..кую. Отец отлич..ный мастер. Ч..сы наш.. снова(2) точны.
Это не выдуманная, а правдивая история. Я никого не обманываю: часы пробили тринадцать!
Старые-престарые часы, доставшиеся отцу от прадеда, служили верно. Раз в год отец осторожно снимал их со стены, извлекая из футляра паутину. Он протирал часы и прочищал гусиным пером, вешал обратно и радостно сиял. У меня была многолетняя привычка: когда бьют часы, считать удары. Однажды часы пробили тринадцать.
«Ты не ошибаешься, Борис?» - спрашивает отец. Он подходит к часам, взбирается на невысокий табурет, касается какого-то колёсика. Отец внимательно осматривает настенные часы и прислушивается к ним. Тёмно-жёлтый маятник проделывает диковинные номера, и отец привешивает гири: две большие и одну маленькую. Отец - отличный мастер. Часы наши снова точны.
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - с, корень - нов, суффикс - а;
снова от новый (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова доставшиеся
1. Часы (какие?) доставшиеся - причастие, н. ф. - доставшийся; от глаг. достаться.
2. Пост. - действит., прош. вр., сов. в.; непост. - в им. п., мн. ч.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Отец внимательно осматривает настенные часы и прислушивается к ним.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: отец (подлежащее, выражено именем существительным) осматривает (и) прислушивается (однородные сказуемые, выражены глаголами). Второстепенные члены предложения: (осматривает) часы - дополнение, выражено именем существительным; (осматривает) внимательно - обстоятельство, выражено наречием; (часы) настенные - определение, выражено именем прилагательным; (прислушивается) к ним - дополнение, выражено местоимением с предлогом.
Вариант 9.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Моя страсть к скрипк.. р..сла и пост..пе(н,нн)о крепла.(4) Часто по д..рог.. в школу я слышал чудес..н..ю музыку доносившуюся из большего дома покрыт..го(3) черепиц..й. (От)туда (до)темна(2) л..лись по улиц., звуки разных инструментов но ч..ще всего был слыш..н ут..нчё(н,нн)ый голо(з/с) скрипк...
В этом дом.. живёт (много)детная сем..я извес..ного скрипача (С,с)ветловского. Все его дети игра..т на музыкальных инструментах на скрипк.. на альте или на флейт.. . (Кое)кто из р..бят мож..т во(з/с)произве(з/с)ти (не)затейливую мелодию на стекля(н,нн)ых стакан..ч..ках или глиня(н,нн)ых горш..ч..ках.
П..дружившись со старш..м сыном музыканта я стал ра(з/с)спраш..вать его о скрипк.. . Мальчик объяснил что скрипка - самый (бл..го)родный инструмент. (За)тем он пригласил меня в гост., и я с зам..рающ..м сер..цем переступил поро(г/к) музыкального рая.
Моя страсть к скрипке росла и постепенно крепла. Часто по дороге в школу я слышал чудесную музыку, доносившуюся из большого дома, покрытого черепицей. Оттуда дотемна лились по улице звуки разных инструментов, но чаще всего был слышен утончённый голос скрипки.
В этом доме живёт многодетная семья известного скрипача Светловского. Все его дети играют на музыкальных инструментах: на скрипке, на альте или на флейте. Кое-кто из ребят может воспроизвести незатейливую мелодию на стеклянных стаканчиках или глиняных горшочках.
Подружившись со старшим сыном музыканта, я стал расспрашивать его о скрипке. Мальчик объяснил, что скрипка - самый благородный инструмент. Затем он пригласил меня в гости, и я с замирающим сердцем переступил порог музыкального рая.
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - до, корень - темн, суффикс - а;
дотемна от тёмный (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова покрытого
1. (Из) дома (какого?) покрытого - причастие, и. ф. - покрытый; от глаг. покрыть.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, род. п., ед. ч., м. р.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Моя страсть к скрипке росла и постепенно крепла
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: страсть (подлежащее, выражено именем существительным) росла (и) крепла (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (страсть) к скрипке - дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (моя) страсть - определение, выражено местоимением; (крепла) постепенно - обстоятельство, выражено наречием.
Вариант 10.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Неужели вас (ни)когда (не)м..нило раннее летнее утро? Во(з/с)ход..т со..нце. Оно т..ржестве(н,нн)о по..вляет..ся на огромн..м неб.., словно государь в бл..ста..щей золотом карет.. запряж..(н,нн)ой огне(н,нн)ыми лош..дьми.
А разве можно ус..деть дома днём, когда со..нце уже (во)всю печ..т ра(з/с)к..ляя землю Хочет..ся погрузиться в прогрет..ю(3) воду реч..нки, прохладн..ю только (в)низу(2). На (мелко)вод..е копошат..ся какие(то) забавные с..здания комары на дли(н,нн)ых ла(б/п)ках и д..кови(н,нн)ые мухи. Там, где поглубже, (не)редко пряч..т..ся (не)большие караси. На другой ст..роне речк.. р..стёт камыш.. . На поверхност.. воды плавают (тёмно)з..лёные, словно глянц..вые, лист..я. Из них грац..озно выгляд..вают (бледно)ж..лтые и белые лилии.(4)
А как чудесен летний веч..р Огне(н,нн)ый шар пост..пе(н,нн)о уход..т за горизонт осв..щая мя..ким светом всю окрес..ность. Лето волшебная пора.
Неужели вас никогда не манило раннее летнее утро? Восходит солнце. Оно торжественно появляется на огромном небе, словно государь в блистающей золотом карете, запряжённой огненными лошадьми.
А разве можно усидеть дома днём, когда солнце уже вовсю печёт, раскаляя землю? Хочется погрузиться в прогретую воду речонки, прохладную только внизу. На мелководье копошатся какие-то забавные создания: комары на длинных лапках и диковинные мухи. Там, где поглубже, нередко прячутся небольшие караси. На другой стороне речки растёт камыш. На поверхности воды плавают тёмно-зелёные, словно глянцевые, листья. Из них грациозно выглядывают бледно-жёлтые и белые лилии.
А как чудесен летний вечер! Огненный шар постепенно уходит за горизонт, освещая мягким светом всю окрестность. Лето - волшебная пора.
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - в, корень - низ, суффикс - у;
внизу от низ (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
прогретую
1. (В) воду (какую?) прогретую - причастие, н. ф. - прогретый; от глаг. прогреть.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, вин. п., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Из них грациозно выглядывают бледно-жёлтые и белые лилии.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: лилии (подлежащее, выражено именем существительным) выглядывают (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (выглядывают) из них - дополнение, выражено местоимением с предлогом (возможно: обстоятельство); (выглядывают) грациозно - обстоятельство, выражено наречием; (лилии) бледно-жёлтые (и) белые — однородные определения, выражены именами прилагательными.
Вариант 11.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Серёжа ш..л по заброше(н,нн)ой дорог... (В)доль неё р..сли гр..мадные б..рёзы, и было им лет по двести. (Не)которые б..рёзы были такие ра(з/с)кидистые, что под тен..ю иного дер..ва могло укрыт..ся стадо коро(в/ф). Ближе к з..мле к..ра на дерев..ях была совсем ч..рной, (з/с)пёкш..йся от врем..ни. Многие дерев..я от старост., были дуплист..ми. Заветные дупла Серёжа знал наперечёт.(4) (За)то (на)верху б..рёзы были (снежно)белыми. Там, у самого неба, они (по)м..лодому(2) уб..рались зел..нью, и их пл..кучие ветви ра(з/с)точали зап..х свеж..го листа.
(В)скор.. мальч..к вош..л в с..сновый бор и тогда см..листый жар о(б/п)дал его. Г..лова кружилась. Ему х..телось (без)огля(д/т)ки идти по этому светлому бору осв..щё(н,нн)ому(3) со..нцем. От ж..ры млели дерев..я и задрёмывая что(то) ш..птали (в)полголоса.
Серёжа шёл по заброшенной дороге. Вдоль неё росли громадные берёзы, и было им лет по двести. Некоторые берёзы были такие раскидистые, что под тенью иного дерева могло укрыться стадо коров. Ближе к земле кора на деревьях была совсем чёрной, спёкшейся от времени. Многие деревья от старости были дуплистыми. Заветные дупла Серёжа знал наперечёт. Зато наверху берёзы были снежно-белыми. Там, у самого неба, они по-молодому убирались зеленью, и их плакучие ветви расточали запах свежего листа.
Вскоре мальчик вошёл в сосновый бор, и тогда смолистый жар обдал его. Голова кружилась. Ему хотелось без оглядки идти по этому светлому бору, освещённому солнцем. От жары млели деревья и, задрёмывая, что-то шептали вполголоса.
(По С. Романовскому)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - по, корень - молод, суффикс - ому;
по-молодому от молодой (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова освещённому
1. (По) бору (какому?) освещённому - причастие, н. ф. - освещённый; от глаг. осветить.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, дат. п., ед. ч., м. р.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Заветные дупла Серёжа знал наперечёт.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: Серёжа (подлежащее, выражено именем существительным) знал (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (знал) дупла - дополнение, выражено именем существительным; (дута) заветные - определение, выражено именем прилагательным; (знал) наперечёт - обстоятельство, выражено наречием.
Вариант 12.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Рыб..лову ле(г/к)че всего открыва..т..ся кр..сота пр..роды, и ему ясна её затаё(н,нн)ая(3) прел..сть. Любой ч..ловек, если он пров..дёт хотя бы день с удоч..ками на р..ке или озер.., буд..т (с)нов.. и (с)нов..(2) в(з/с)пом..нать этот самый спокойный день св..ей жизн...
Он надыш..т..ся зап..хом трав услыш..т птич..й пересвист и курлыкан..е жур..влей.(4) Увидев в тёмн..й воде блеск крупной рыбы он почувствует её упругий бе(г/к) на тон..чайш..й леск.. . Ему покаж..т..ся (не)обыкнове(н,нн)ым всё вокру(г/к) оли(в/ф)ковые жуки-плавунц.. заросш..е тиной коряги и роз..вые острова водя(н,нн)ой гречихи.
(Не)забыть закатные обл..ка (по)особе(н,нн)ому сверка..щие з..л..тыми кр..ями в прозрач..ной вод.. и первую зв..зду, что задр..жит, как осколок др..гоце(н,нн)ого камня. А разве можно забыть тиш..ну ночи дыш..щ..ю сырост..ю л..сных чащ..
Рыболову легче всего открывается красота природы, и ему ясна её затаённая прелесть. Любой человек, если он проведёт хотя бы день с удочками на реке или озере, будет снова и снова вспоминать этот самый спокойный день своей жизни.
Он надышится запахом трав, услышит птичий пересвист и курлыканье журавлей. Увидев в тёмной воде блеск крупной рыбы, он почувствует её упругий бег на тончайшей леске. Ему покажется необыкновенным всё вокруг: оливковые жуки-плавунцы, заросшие тиной коряги и розовые острова водяной гречихи.
Не забыть закатные облака, по-особенному сверкающие золотыми краями в прозрачной воде, и первую звезду, что задрожит, как осколок драгоценного камня. А разве можно забыть тишину ночи, дышащую сыростью лесных чащ?*
(По К.Г. Паустовскому) * Допустима постановка восклицательного знака.
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - с, корень - нов, суффикс - а;
снова от новый (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
затаенная
1. Прелесть (какая?) затаённая - причастие, н. ф. - затаённый; от глаг. затаить.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, им. п., ед. ч., ж.р.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Он надышится запахом трав, услышит птичий пересвист и курлыканье журавлей.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: он (подлежащее, выражено местоимением) надышится, услышит (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (надышится) запахом - дополнение, выражено именем существительным; (запахом) трав - дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение); (услышит) пересвист - дополнение, выражено именем существительным; (пересвист) птичий - определение, выражено именем прилагательным; (услышит) курлыканье - дополнение, выражено именем существительным; (курлыканье) журавлей — дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение).
Вариант 13.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Толя см..трел в оз..ро. (От)туда в пляш..щем свет., факела поднимались пузыр..ки. Они были похожи на ж..мчужины. Прозрач..ные ж..мчужины словно наниза(н,нн)ые(3) на нить увелич..вались а потом бе(з/с)звучно проп..дали. Пузыр.ки всё шли один за другим и к..чались на (не)существу..щей изогнутой п..утин.. . Мальч..к (не)св..дил с них глаз. Он ож..дал что (в)след за ними выплыв..т что(нибудь) особе(н,нн)ое. Или они отв..рдеют станут жемчугом (не)вида(н,нн)ой нежност...
Толя попрыгал (в)течени.. м..нуты вытряхивая воду из ушей. Постепе(н,нн)о всё кругом наполн.лось звуками потрескиванием факела словами пр..ятеля бульканием пузыр..ков. Пузыр..ки снов.(2) т..нулись из (з.леновато)тёмной глубины и покач..вались на нит.. (4) Толя зах..тел эту нить жемчуга под..рить маме. Они облагали бы её заг..рел..ю шею. Мама стала бы ещё красивее!
Толя смотрел в озеро. Оттуда в пляшущем свете факела поднимались пузырьки. Они были похожи на жемчужины. Прозрачные жемчужины, словно нанизанные на нить, увеличивались, а потом беззвучно пропадали. Пузырьки всё шли один за другим и качались на несуществующей изогнутой паутине. Мальчик не сводил с них глаз. Он ожидал, что вслед за ними выплывет что-нибудь особенное. Или они отвердеют, станут жемчугом невиданной нежности.
Толя попрыгал в течение минуты, вытряхивая воду из ушей. Постепенно всё кругом наполнилось звуками: потрескиванием факела, словами приятеля, бульканьем пузырьков. Пузырьки снова тянулись из зеленовато-тёмной глубины и покачивались на нити. Толя захотел эту нить жемчуга подарить маме. Они облегали бы её загорелую шею. Мама стала бы ещё красивее!
(По С. Романовскому)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - с, корень - нов, суффикс - а;
снова от новый (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова нанизанные
1. Жемчужины (какие?) нанизанные - причастие, н. ф. - нанизанный; от глаг. нанизать.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, им. п., мн. ч.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Пузырьки снова тянулись из зеленовато-тёмной глубины и покачивались на нити.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: пузырьки (подлежащее, выражено именем существительным) тянулись (и) покачивались (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (тянулись) снова - обстоятельство, выражено наречием; (тянулись) из глубины - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (из глубины) зеленовато-тёмной - определение, выражено именем прилагательным; (покачивались) на нити - дополнение, выражено именем существительным с предлогом (возможно: обстоятельство).
Вариант 14.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Грэй (не)ут..мимо изучал замок делая поразительные открытия. На ч..рдаке он наш..л (с)перва(2) стальной рыцар..ский хлам и книги перепл..тё(н,нн)ые(3) в кожу. (За)тем - и(з/с)тлевшие одежды и полчища г..лубей.
В погреб.. он то(же) увид..л (не)что интерес..ное. (3/С)десь, в мутном свет.. остроконечных окон пр(и/е)давле(н,нн)ых треугольн..ками каме(н,нн)ых сводов ра(з/с)пол..гались маленькие и большие боч..ки. А самая большая была в форм.. плоск..го круга, она зан..мала всю попереч..ную стену. Ст..летний тёмный ду(б/п) её стенок бл..стел, как отшлифова(н,нн)ый. Среди боч..нков стояли в плетё(н,нн)ых к..рзинах пузатые бутылки (тёмно)син..го и з..лён..го стекла. На к..мнях и на земля(н,нн)ом полу р..сли серые грибы на тонких но(ж/ш)ках.(4) Огромная п..утина зол..тилась в дальн..м углу когда вечером со..нце высматр..вало её последн..м луч..м.
Грэй неутомимо изучал замок, делая поразительные открытия. На чердаке он нашёл сперва стальной рыцарский хлам и книги, переплетённые в кожу. Затем - истлевшие одежды и полчища голубей.
В погребе он тоже увидел нечто интересное. Здесь, в мутном свете остроконечных окон, придавленных треугольниками каменных сводов, располагались маленькие и большие бочки. А самая большая была в форме плоского круга, она занимала всю поперечную стену. Столетний тёмный дуб её стенок блестел, как отшлифованный. Среди бочонков стояли в плетёных корзинах пузатые бутылки тёмно-синего и зелёного стекла. На камнях и на земляном полу росли серые грибы на тонких ножках. Огромная паутина золотилась в дальнем углу, когда вечером солнце высматривало её последним лучом.
(По А. Грину)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - с, корень - перв, суффикс - а;
сперва от первый (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова переплетённые
1. Книги (какие?) переплетённые - причастие, и. ф. - переплетённый; от глаг. переплести.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, вин. и., ми. ч.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
На камнях и на земляном полу росли серые грибы на тонких ножках.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: грибы (подлежащее, выражено именем существительным) росли (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (росли) на камнях (и) на полу - однородные обстоятельства, выражены именами существительными с предлогами; (на полу) земляном - определение, выражено именем прилагательным; (грибы) серые - определение, выражено именем прилагательным; (грибы) на ножках - дополнение, выражено именем существительным с предлогом (возможно: определение); (на ножках) тонких - определение, выражено именем прилагательным.
Вариант 15.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Кама и(з/с)гибает..ся искрящейся дугой а (за)тем уход..т в низов..я. Её бере(г/к) укр..шают белые камни вых..дящ..е из сосен. (С)лев..(2) отступая от Камы за реку Тойму много в..ков ж..вёт мой р..дной гор..д Елабуга. На его гербе и(з/с)давн.. красу..т..ся дятел в знак пр..знания труд..любия моих з..мляков.
Перед гор..дом ра(з/с)кинулись прозрач..ные озёра до краёв наполне(н/нн)ые(3) светл..й влагой. Дли(н,нн)ые тени от д..рев..ев л..жат по бер..гам и (от)сюда я слышу чудес..ный зап..х медов..го воздуха. Как круж..т..ся от него г..лова! (В)течени.. лета в наших лугах цв..тут ирисы(4) Я (н..)когда (не)срываю их - любуюсь и(з/с)далек.. . Как ярко сия..т со..нце! Озёра нал..вают..ся (тёмно)син..м цветом и Кама сине..т. Она в(з/с)пом..на..т что(то) очень хорошее засм..тревш..сь на гор..д.
Кама изгибается искрящейся дугой, а затем уходит в низовья. Её берег украшают белые камни, выходящие из сосен. Слева отступая от Камы за реку Тойму, много веков живёт мой родной город Елабуга. На его гербе издавна красуется дятел в знак признания трудолюбия моих земляков.
Перед городом раскинулись прозрачные озёра, до краёв наполненные светлой влагой. Длинные тени от деревьев лежат по берегам, и отсюда я слышу чудесный запах медового воздуха. Как кружится от него голова! В течение лета в наших лугах цветут ирисы. Я никогда не срываю их - любуюсь издалека. Как ярко сияет солнце! Озёра наливаются тёмно-синим цветом, и Кама синеет. Она вспоминает что-то очень хорошее, засмотревшись на город.
(По С. Романовскому)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - с, корень - лев, суффикс - а;
слева от левый (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова наполненные
1. Озёра (какие?) наполненные - причастие, н. ф. - наполненный; от глаг. наполнить.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, им. и., мн. ч.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Синтаксический разбор предложения В течение лета в наших лугах цветут ирисы.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: ирисы (подлежащее, выражено именем существительным) цветут (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (цветут) в течение лета - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (цветут) в лугах - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (в лугах) наших - определение, выражено местоимением.
Вариант 16.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
(В)начал.. мая я пок..дал дом д..ржа путь на (юго)восток.
Было св..тло. Вдру(г/к) (тёмно)серая туча зат..нула поч..ти полнеба. Со..нце ушло за сер..ю з..весу. Та часть неба, что ост..валась (по)прежн..му(2) (светло)синей, м..нуту (на)зад бл..ставшая,(3) (то)же потускнела обр..ла сизый о(т,тт)енок. Эта ст..рона лишилась солнечн..й по(д/т)светк.. наполн..лась тревожн..м ожиданием.
(С)прав.., на гр..зовой половин.., забилась л..ства. Откуда(то) взл..тели голуби буд(то) кем(то) в(з/с)полошё(н,нн)ые. Птиц.. казались бел..ми на сером фон.. . Но они перешли гр..ницу бури и нырнув в наст..роже(н,нн)ую синеву вдруг (з/с)делались ч..рными. Их силуэты стремительно перем..щались (в)дали по кругу когда ра(з/с)к..тился первый ро(б/п)кий гром.
(С)нов.. загр..мело, и в..твистая молния мгнове(н,нн)о прожгла тучу. Густо и косо удар..ли плети оглушительн..го ливня(4) Нач..налось время гро(з/с).
В начале мая я покидал дом, держа путь на юго-восток.
Было светло. Вдруг тёмно-серая туча затянула почти полнеба. Солнце ушло за серую завесу. Та часть неба, что оставалась по-прежнему светло-синей, минуту назад блиставшая, тоже потускнела, обрела сизый оттенок. Эта сторона лишилась солнечной подсветки, наполнилась тревожным ожиданием.
Справа, на грозовой половине, забилась листва. Откуда-то взлетели голуби, будто кем-то всполошённые. Птицы казались белыми на сером фоне. Но они перешли границу бури и, нырнув в настороженную синеву, вдруг сделались чёрными. Их силуэты стремительно перемещались вдали по кругу, когда раскатился первый робкий гром.
Снова загремело, и ветвистая молния мгновенно прожгла тучу. Густо и косо ударили плети оглушительного ливня. Начиналось время гроз.
(По Я. Хелемскому)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - по, корень - прежн, суффикс - ему;
по-прежнему от прежний (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова блиставшая
1. Часть (какая?) блиставшая - причастие, н. ф. - блиставший; от глаг. блистать.
2. Пост. - действии, прош. вр., несов. в.; непост. - в им. п., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Густо и косо ударили плети оглушительного ливня.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: тети (подлежащее, выражено именем существительным) ударили (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (ударили) густо (и) косо - однородные обстоятельства, выражены наречиями; (тети) ливня — дополнение, выражено именем существительным (возможно: определение); (ливня) оглушительного - определение, выражено именем прилагательным.
Вариант 17Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Галя шла по яблон..вому саду. Она от..скала на з..мле больш..е ж..лтое яблоко пр..к..снулась к нему губами но не с..ела а тол..ко вдохнула его м..довый зап..х. Яблоко от дыхания девоч..ки запахло ярч.. . Галя ра(з/с)смотрела его на со..нце и в глуб..не уг..дала семеч..ки.(4) Семеч..ки просвеч..вая в(з/с)драг..вали (в)нутри яблока как сер..це новор..ждё(н,нн)ого пт..нца.
Скво(з/с)ь лист..я девоч..ка увидела стар..ю яблоню мозолистыми в..твями опл..та..щую(3) небо. (На)верху(2) какой(то) мальч..к соб..рал яблоки в переполне(н,нн)ый подол рубахи.
Яблоки уже (не)пом..щались в подоле пад..ли (в)низ. Мальч..к (не)уклюже спустился с дер..ва и(з/с)пуга(н,нн)о озираясь. Галя окликнула его. От неожида(н,нн)ост.. он ра(з/с)т..рял все яблоки и быстро поб..жал проч.. . Запнулся о корень вскочил на ноги и прихрамывая зат..р..пился к оград...
Галя шла по яблоневому саду. Она отыскала на земле большое жёлтое яблоко, прикоснулась к нему губами, но не съела, а только вдохнула его медовый запах. Яблоко от дыхания девочки запахло ярче. Галя рассмотрела его на солнце и в глубине угадала семечки. Семечки, просвечивая, вздрагивали внутри яблока, как сердце новорождённого птенца.
Сквозь листья девочка увидела старую яблоню, мозолистыми ветвями оплетающую небо. Наверху какой-то мальчик собирал яблоки в переполненный подол рубахи.
Яблоки уже не помещались в подоле падали вниз. Мальчик неуклюже спустился с дерева, испуганно озираясь. Галя окликнула его. От неожиданности он растерял все яблоки и быстро побежал прочь. Запнулся о корень, вскочил на ноги и, прихрамывая, заторопился к ограде.
(По С. Романовскому)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - на, корень - верх, суффикс - у;
наверху-верх (приставочно-суффиксальный)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова оплетающую
1. Яблоню (какую?) оплетающую - причастие, н. ф. - оплетающий; от глаг. оплетать.
2. Пост. - действит., наст, вр., несов. в.; непост. - в вин. и., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Галя рассмотрела его на солнце и в глубине угадала семечки.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: Галя (подлежащее, выражено именем существительным)
рассмотрела (и) угадала (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (рассмотрела) его - дополнение, выражено
местоимением; (рассмотрела) на солнце — обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (угадала) в глубине - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (угадала) семечки - дополнение, выражено именем существительным.
Вариант 18.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
П..ляна была обыкнове(н,нн)ая п..крытая (не)высок..й травой. Но если (чуть)чуть пр..щурить глаза, то можно было в..обр..зить, что она п..хожа на красн.. оз..ро. Это от з..мл..ники словно высыпа(н,нн)ой(3) на п..ляну из огромной к..рзинк.. . Серёжа сразу понял, что ягоды хват..т всем. И сам наест..ся (до)сыта(2) и пр(и/е)несёт домой.
Ребята ра(з/с)сред..точились и стали собирать з..мл..нику. Серёжа набрал к..рзину и отош..л на край п..ляны. И вдру(г/к) увидел глубокий сле(д/т), точь(в)точь ч..ловеческий, если бы не ко(г/к)ти. Неужели м..дведь? Сергей прош..л (в)доль п..сча(н,нн)ой пол..ны по следу.(4) (По)видимому, зверь л..жал на со..нце услыш..л гол.ха и уд..лился в чащ... Судя по размеру следов, м..дведь был большим. Что(бы) не и(з/с)пугать ребят, Серёжа решил (н..)кому (н..)чего (не)г..в..рить.
Поляна была обыкновенная, покрытая невысокой травой. Но если чуть-чуть прищурить глаза, то можно было вообразить, что она похожа на красное озеро. Это от земляники, словно высыпанной на поляну из огромной корзинки. Серёжа сразу понял, что ягоды хватит всем. И сам наестся досыта и принесёт домой.
Ребята рассредоточились и стали собирать землянику. Серёжа набрал корзину и отошёл на край поляны. И вдруг увидел глубокий след, точь-в- точь человеческий, если бы не когти. Неужели медведь? Сергей прошёл вдоль песчаной полосы по следу. По-видимому, зверь лежал на солнце, услышал голоса и удалился в чащу. Судя по размеру следов, медведь был большим. Чтобы не испугать ребят, Серёжа решил никому ничего не говорить.
(По С. Романовскому)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - до, корень - сыт, суффикс - а;
досыта от сытый (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова высыпанной
1. (От) земляники (какой?) высыпанной - причастие, и. ф. - высыпанный; от глаг. высыпать.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, род. п., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Сергей прошёл вдоль песчаной полосы по следу.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: Сергей (подлежащее, выражено именем существительным) прошёл (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (прошёл) вдоль полосы - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом (возможно: дополнение); (полосы) песчаной - определение, выражено именем прилагательным; (прошёл) по следу - дополнение, выражено именем существительным с предлогом (возможно: обстоятельство).
Вариант 19.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Серёжа быстро(2) ш..л по влажн..й траве всё ещё от..гощё(н,нн)ой(3) р..сой к оз..ру. Ни(з/с)кие луговые к..локольч..ки приветливо к..вали ему син..ми голо(в/ф)ками (ото)всюду слыш..лись звонкие птич..и г..лоса.
(В)близи оз..ро было прозрач..ное, и его песча(н,нн)ый бере(г/к) был чист. В оз..ро впадал ручей из рудника находящ..гося рядом. В в..доворот.. плавали г..ловастики.
Серёжа охотно выпил из л..доней р..дниковой воды.(4) А потом ст..нул через гол..ву рубашку сброс..л штаны и подняв брызги вл..тел в оз..ро. Он плыл в верхнем тёпл..м сло.. воды ра(з/с)пл..ставшись, как л..гушка, и всё(таки) ноги его обж..гало хол..дом. Тогда мальч..к пугался и пов..рачивал к берегу. Так здор..во преодолеть опас..ность! А потом где(нибудь) на печк.. в(з/с)помнить о своём удальстве и уже и(з/с)пугат..ся (по)настоящему.
Серёжа быстро шёл по влажной траве, всё ещё отягощённой росой, к озеру. Низкие луговые колокольчики приветливо кивали ему синими головками, отовсюду слышались звонкие птичьи голоса.
Вблизи озеро было прозрачное, и его песчаный берег был чист. В озеро впадал ручей из родника, находящегося рядом. В водовороте плавали головастики.
Серёжа охотно выпил из ладоней родниковой воды. А потом стянул через голову рубашку, сбросил штаны и, подняв брызги, влетел в озеро. Он плыл в верхнем тёплом слое воды, распластавшись, как лягушка, и всё-таки ноги его обжигало холодом. Тогда мальчик пугался и поворачивал к берегу. Так здорово преодолеть опасность! А потом где-нибудь на печке вспомнить о своём удальстве и уже испугаться по-настоящему.
(По С. Романовскому)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
корень - быстр, суффикс - о;
быстро от быстрый (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
отягощённой
1. (По) траве (какой?) отягощённой - причастие, н. ф. - отягощённый; от глаг. отяготить.
2. Пост. - страдат., прош. вр., сов. в.; непост. - в полной форме, дат. п., ед. ч., ж. р.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Серёжа охотно выпил из ладоней родниковой воды.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: Серёжа (подлежащее, выражено именем существительным) выпил (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (выпил) охотно - обстоятельство, выражено наречием; (выпил) из ладоней - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом (возможно: дополнение); (выпил) воды - дополнение, выражено существительным; (воды) родниковой - определение, выражено именем прилагательным.
Вариант 20.Задание 1Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст
Из к..ридора по деревя(н,нн)..й лес..ниц.. дети подн..лись на ч..рдак.(4)
(3/С)десь было сыро и пр..хладно. Дождь (не)истово б..рабан..л по жестя(н,нн)ой крыш.. . Дожд..вые капли прон..кая чере(з/с) дыроч..ки ра(з/с)брызг..вались вокру(г/к). Половиц.. были засыпа(н,нн)ы мя..кой з..млёй. Две к..рпич..ные трубы, дли(н,нн)ые, как шеи ж. .рафов, разр..зали ч..рдак (на)двое. Они поднимались (в)верх что(бы) задышать г..ряч..м дымом когда хозяева затоп..т печ..ку. А каких только д..кови(н,нн)ых предметов отслуживш..х(3) или (не)отслуживш..х своё, тут (не)было!
(С)прав..(2) в..днелась стари(н,нн)ая ступа с пест..ком в которой когда(то) толкли з. .рнистую соль. (С)лев.. пр(и/е)стро..лся потемневший от врем..ни медный та(з/с). Тут можно было от..скать и множество других в..щей п..крытых пуш..стой пыл..ю. Серёжа посм..трел (на)верх, где в своём гнёздышк.. прятались ласточ..ки, и улыбнулся.
Из коридора по деревянной лестнице дети поднялись на чердак.
Здесь было сыро и прохладно. Дождь неистово барабанил по жестяной крыше. Дождевые капли, проникая через дырочки, разбрызгивались вокруг. Половицы были засыпаны мягкой землёй. Две кирпичные трубы, длинные, как шеи жирафов, разрезали чердак надвое. Они поднимались вверх, чтобы задышать горячим дымом, когда хозяева затопят печку. А каких только диковинных предметов, отслуживших или не отслуживших своё, тут не было!
Справа виднелась старинная ступа с пестиком, в которой когда-то толкли зернистую соль. Слева пристроился потемневший от времени медный таз. Тут можно было отыскать и множество других вещей, покрытых пушистой пылью. Серёжа посмотрел наверх, где в своём гнёздышке прятались ласточки, и улыбнулся.
(По С. Романовскому)
Задание 2Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
приставка - с, корень - перв, суффикс - а;
справа от правый (приставочно-суффиксальный способ)
(3) - морфологический разбор слова;
Морфологический разбор слова отслуживших
1. Предметов (каких?) отслуживших - причастие, н. ф. - отслуживший; от глаг. отслужить.
2. Пост. - действит., прош. вр., сов. в.; непост. - в род. и., мн. ч.
3. В предложении является определением.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Из коридора по деревянной лестнице дети поднялись на чердак.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: дети (подлежащее, выражено именем существительным) поднялись (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (поднялись) из коридора - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (поднялись) по лестнице - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом (возможно: дополнение); (по лестнице) деревянной - определение, выражено именем прилагательным; (поднялись) на чердак - обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом.