ВПР по русскому языку - 5 класс. Задание 1, 2. Переписывание текста. Виды разборов: фонетический, морфемный, морфологический разборы слов, синтаксический разбор предложения. ВАРИАНТ 1Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Без с..ниц зимн.. лес зам..ра..т(2). С..сновая ветка заскр..пит снежная ша(б/п)ка обруш..т..ся с ёлки(1). Но нал..тит стайка с..ниц и лес вновь ож..ва..т.
С..ниц.. с писком перел..тают с ветки на ветку, с дер..ва на дер..во. Они осматрива..т кажд.. трещинку(3) в к..ре ищ..т вкус..ные семеч..ки.
С..ниц.. (не)ул..тают на зиму в тёпл.. края, как другие птиц.. . Они звонко перекл..кают..ся в зимн.. л..су. Летом лес нап..лня..т..ся и радос..но звенит птич..ими г..л..сами. А с..ниц (не)слыхать с их скромн.. пес..нкой. В лют.. стужу с..ниц.. прил..тают к избам.(4) Ребята сыпл..т для них в к..рмушки семеч..ки п..дсолнуха.
Без синиц зимний лес замирает
(2). Сосновая ветка заскрипит, снежная шапка обрушится с ёлки
(1). Но налетит стайка синиц, и лес вновь оживает.
Синицы с писком перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево. Они осматривают каждую трещинку(3) в коре, ищут вкусные семечки.
Синицы не улетают на зиму в тёплые края, как другие птицы. Они звонко перекликаются в зимнем лесу. Летом лес наполняется и радостно звенит птичьими голосами. А синиц не слыхать с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам.(4) Ребята сыплют для них в кормушки семечки подсолнуха.
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: ёлки(1)
ё – [й’] – согласный, звонкий, мягкий
[о́] – гласный, ударный
л – [л] – согласный, звонкий, твёрдый
к – [к’] – согласный, глухой, мягкий
и – [и] – гласный, безударный
4 буквы, 5 звуков, 2 слога
замирает(2)
за- – приставка
-мир- – корень
-а- – суффикс
-ет – окончание
1) трещинку – имя существительное, обозначает предмет: осматривают (что?) трещинку;
2) начальная форма – трещинка; нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения, в винительном падеже, в единственном числе;
3) в предложении является дополнением.
В лютую стужу синицы прилетают к избам(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: синицы (подлежащее), прилетают (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (прилетают) к избам – обстоятельство; допустимо – дополнение; (прилетают) в стужу –обстоятельство; (в стужу) лютую – определение.
ВАРИАНТ 2Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1Кр..сив и п..чален русский лес ранн.. осен..ю. На з..л..том фон.. пож..лтевшей листвы выд..ляют..ся яркие пятна красно-ж..лтых клёнов(1) осин. Медленно кружат..ся в воздух.. и тихо л..жат..ся на землю лист..я.(4) От дер..ва к дер..ву прот..нулись бл..стящие с..р..бристые нити лё(г/х)кой паутины. Отцв..тают(2) поз..ние цв..ты.
Пр..зрачен и чист осенний воздух пр..зрач..на в..да в л..сных канавах овра(ж/ш)ках и руч..ях.
Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит под н..гами опавшая листва. Иногда тонко просв..стит где-то в кустах ря(б/п)чик протенька..т с..ница(3) пром..лькнёт среди сосен дроз(д/т).
Ле(г/х)ко и привольно дыш..т..ся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..т..ся ух..дить из него.
Красив и печален русский лес ранней осенью. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов
(1), осин. Медленно кружатся в воздухе и тихо ложатся на землю листья.
(4) От дерева к дереву протянулись блестящие серебристые нити лёгкой паутины. Отцветают
(2) поздние цветы.
Прозрачен и чист осенний воздух, прозрачна вода в лесных канавах, овражках и ручьях.
Тихо в осеннем лесу, лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит где-то в кустах рябчик, протенькает синица(3), промелькнёт среди сосен дрозд.
Легко и привольно дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него.
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: клёнов(1)
к – [к] – согласный, глухой, твёрдый
л – [л’] – согласный, звонкий, мягкий
ё – [о́] – гласный, ударный
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [а] – гласный, безударный
в – [ф] – согласный, глухой, твёрдый
6 букв, 6 звуков, 2 слога
отцветают(2)
от- – приставка
-цвет- – корень
-а- – суффикс
-ют – окончание
синица(3)
1) синица – имя существительное, обозначает предмет: (кто?) синица;
2) начальная форма – синица; нарицательное, одушевлённое, женского рода, 1-го склонения, в именительном падеже, в единственном числе;
3) в предложении является подлежащим.
Медленно кружатся в воздухе и тихо ложатся на землю листья.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: листья (подлежащее), кружатся и ложатся (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (кружатся) медленно – обстоятельство; (кружатся) в воздухе – обстоятельство, допустимо – дополнение; (ложатся) тихо – обстоятельство; (ложатся) на землю – обстоятельство, допустимо – дополнение.
ВАРИАНТ 3Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1В..сенн..е со..нце буд..т пч..л и соб..ра..т(2) их на п..лянах.(4) Да и как им (не)проснут..ся, когда вокру(г/к) р..стёт столько цв..тов! А когда цв..тут фруктовые д..рев..я, для пч..л праз..ник. Вишня яблони груша крыж..вник см..родина – настоящ..е раздол..е для пч..линого войска. Больше всего мёда получа..т..ся из пыльц.. липы акац..и донника.
В средн..х ш..ротах к этому списку добавля..т..ся белый(3) клевер. Его пуш..стые г..ловки ра(з/с)сыпались по п..лянам и опушкам на открытых со..нцу м..стах. Утром пч..ла трудит..ся на одном из м..доносов, пока это р..стение (не)прекраща..т выр..батывать нектар. А к обеду(1) она переход..т на другой ви(д/т).
Весеннее солнце будит пчёл и собирает(2) их на полянах.(4) Да и как им не проснуться, когда вокруг растёт столько цветов! А когда цветут фруктовые деревья, для пчёл праздник. Вишня, яблони, груша, крыжовник, смородина – настоящее раздолье для пчелиного войска. Больше всего мёда получается из пыльцы липы, акации, донника.
В средних широтах к этому списку добавляется белый(3) клевер. Его пушистые головки рассыпались по полянам и опушкам на открытых солнцу местах. Утром пчела трудится на одном из медоносов, пока это растение не прекращает вырабатывать нектар. А к обеду(1) она переходит на другой вид.
(По А. Чепижко)
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: обеду(1)
о – [а] – гласный, безударный
б – [б’] – согласный, звонкий, мягкий
е – [э́] – гласный, ударный
д – [д] – согласный, звонкий, твёрдый
у – [у] – гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 3 слога
собирает(2) / собирает / собирает
со- – приставка
-бир- – корень
-а- – суффикс
-ет – окончание
белый(3) (клевер)
1) белый (клевер) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: клевер (какой?) белый;
2) начальная форма – белый; в единственном числе, в мужском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением
Весеннее солнце будит пчёл и собирает их на полянах.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: солнце (подлежащее) будит (и) собирает (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (солнце) весеннее – определение; (будит) пчёл – дополнение; (собирает) их – дополнение; (собирает) на полянах – обстоятельство.
ВАРИАНТ 4Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1В (А,а)зи.. обита..т птица-портниха. Но эта мал..нькая швея (не)ш..ёт плат..я и ю(б/п)ки.
Когда приход..т п..ра размн..жения, она сш..ва..т два листа. Тонкий клю(в/ф) зам..ня..т(2) ей иголку. (З/с)делав клювом дыроч..ку в листе, портниха прод(е/и)ва..т заранее скрученную из хлопка или паутины ниточ..ку. Таких сте(ж/ш)ков она дела..т иной раз около д..сятка, проч..но сшивая два листоч..ка. Внутри з..лёной к..лыбельки птич..ка в..ёт гн..здо из хлопка пуха и ш..рстинок.
Птица-портниха живёт(1) вбл..зи от нас..лённых мест, в садах на плантациях. Иногда даже пос..ляет..ся на веранд.. дома и в..ёт гн..здо в ветвях комнатных(3) р..стений. Пита..т..ся птица мурав..ями но подб..ра..т и разные зёрнышки.(4)
В Азии обитает птица-портниха. Но эта маленькая швея не шьёт платья и юбки.
Когда приходит пора размножения, она сшивает два листа. Тонкий клюв заменяет(2) ей иголку. Сделав клювом дырочку в листе, портниха продевает заранее скрученную из хлопка или паутины ниточку. Таких стежков она делает иной раз около десятка, прочно сшивая два листочка. Внутри зелёной колыбельки птичка вьёт гнездо из хлопка, пуха и шерстинок.
Птица-портниха живёт(1) вблизи от населённых мест, в садах, на плантациях. Иногда даже поселяется на веранде дома и вьёт гнездо в ветвях комнатных(3) растений. Питается птица муравьями, но подбирает и разные зёрнышки.(4)
(По И. Акимушкину)
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: живёт(1)
ж − [ж] – согласный, звонкий, твёрдый
и − [ы] – гласный, безударный
в − [в’] – cогласный, звонкий, мягкий
ё − [о́] − гласный, ударный
т − [т] − согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 5 звуков, 2 слога
заменяет(2)
за- – приставка
-мен- – корень
-я- – суффикс
-ет – окончание
комнатных(3) (растений)
1) комнатных (растений) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: растений (каких?) комнатных;
2) начальная форма – комнатный; во множественном числе, в родительном падеже;
3) в предложении является определением.
Питается птица муравьями, но подбирает и разные зёрнышки.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: птица (подлежащее), питается, подбирает (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (питается) муравьями − дополнение; (подбирает) зёрнышки – дополнение, (зёрнышки) разные – определение.
ВАРИАНТ 5Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1Резн..ми, ажурн..ми, игольчат..ми появляют..ся в..сной на свет первые тр..винки. Сразу и (не)различиш.., какое р..стение проклюнулось пок..залось из влажной земли. Скоро ра(з/с)пуст..т..ся ра(з/с)прав..т..ся нежные листоч..ки.(4) И уже можно будет узнать по ним тысячелис..ник одуван..ч..к р..машку и к..локольчик.
Но самое настоящее ч..до прои(з/с)ход..т тогда, когда р..стения зацв..тают(2). И ра(з/с)цвечивают..ся з..лёные луга опушки(1) к..согоры п..ляны необыкновенными цв..точ..ными(3) узорами. Ж..лтые одуван..чики белые р..машки синие к..л..кольч..ки сразу броса..т..ся в глаза: и стебли у них высокие, и цв..тки крупные. Но среди пёстрого разнотрав..я есть и такие, вроде бы совсем неприметные, скромные, но по-своему оч..ровательные. И над этой кр..сотой разд..ют..ся птич..и трели.
Резными, ажурными, игольчатыми появляются весной на свет первые травинки. Сразу и не различишь, какое растение проклюнулось, показалось из влажной земли. Скоро распустятся, расправятся нежные листочки.
(4) И уже можно будет узнать по ним тысячелистник, одуванчик, ромашку и колокольчик.
Но самое настоящее чудо происходит тогда, когда растения зацветают(2). И расцвечиваются зелёные луга, опушки(1), косогоры, поляны необыкновенными цветочными(3) узорами. Жёлтые одуванчики, белые ромашки, синие колокольчики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные. Но среди пёстрого разнотравья есть и такие, вроде бы совсем неприметные, скромные, но по-своему очаровательные. И над этой красотой раздаются птичьи трели.
(По Т. Горовой)
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: опушки(1)
о − [а] − гласный, безударный
п − [п] − согласный, глухой, твёрдый
у − [у́] − гласный, ударный
ш −[ш] − согласный, глухой, твёрдый
к − [к’] − согласный, глухой, мягкий
и − [и] − гласный, безударный
6 букв, 6 звуков, 3 слога
зацветают(2)
за- – приставка
-цвет- – корень
-а- − суффикс
-ют – окончание
цветочными(3) (узорами)
1) цветочными (узорами) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: узорами (какими?) цветочными;
2) начальная форма – цветочный; во множественном числе, в творительном падеже;
3) в предложении является определением.
Скоро распустятся, расправятся нежные листочки.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: листочки (подлежащее), распустятся, расправятся (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (листочки) нежные − определение; (распустятся, расправятся) скоро – обстоятельство, (возможно: (распустятся) скоро – обстоятельство).
ВАРИАНТ 6Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1Пе(в/ф)чие птиц.. уже ул..тели в тёплые края. Слышно, как в орехов..й рощ.. л..сток пересч..тыва..т каждый сучок, пока (не)уп..дёт на землю.
Вдру(г/к) на тр..пе я услышал необыч..н..ю песню. Кто-то скр..жетал клювом булькал горлом даже соб..рался св..стеть. Я ост..новился у орешины(2) и прислушался к ре(з/с)ким звукам.(4) И тут ра(з/с)гл..дел в..рону. Т..ж..лая(3) птица ра(з/с)качивалась на ветк.., будто на к..челях. Ра(з/с)пев(1) у в..роны вых..дил плохой но она пела радос..но и (не)обр..щала на меня внимания.
Может, без других птиц она почу..ствовала себя сол..в..ём Кто в рощ.. до в..сны смож..т оспорить это её право.
Певчие птицы уже улетели в тёплые края. Слышно, как в ореховой роще листок пересчитывает каждый сучок, пока не упадёт на землю.
Вдруг на тропе я услышал необычную песню. Кто-то скрежетал клювом, булькал горлом, даже собирался свистеть. Я остановился у орешины(2) и прислушался к резким звукам.(4) И тут разглядел ворону. Тяжёлая(3) птица раскачивалась на ветке, будто на качелях. Распев(1) у вороны выходил плохой, но она пела радостно и не обращала на меня внимания.
Может, без других птиц она почувствовала себя соловьём? Кто в роще до весны сможет оспорить это её право?
(По Н. Красильникову)
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: распев(1)
р – [р] – согласный, звонкий, твёрдый
а – [а] – гласный, безударный
с – [с] – согласный, глухой, твёрдый
п – [п’] – согласный, глухой, мягкий
е – [э́] – гласный, ударный
в – [ф] – согласный, глухой, твёрдый
6 букв, 6 звуков, 2 слога
орешины(2)
ореш- – корень
-ин- – суффикс
-ы – окончание
тяжёлая(3) (птица)
1) тяжёлая (птица) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: птица (какая?) тяжёлая;
2) начальная форма – тяжёлый; в единственном числе, в женском роде, в именительном падеже;
3) в предложении является определением
Я остановился у орешины и прислушался к резким звукам.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: я (подлежащее) остановился (и) прислушался (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (остановился) у орешины – обстоятельство (возможно: дополнение); (прислушался) к звукам – дополнение; (к звукам) резким – определение.
ВАРИАНТ 7Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1Причина нашего праз..нич..ного настр..ения краски ру(с,сс)кого леса.
Бе(з/с)конеч..но р..знообразны они летом. Со всех ст..рон в..днеют..ся оранжевые(3) ств..лы сосен соч..ная зел..нь елей и б..лоснежный наря(д/т)(1) б..рёзок. Проступают снизу г..лубые полутона мха.(4) Гл..за ск..льзят по гла(д/т)кой тр..ве п..лянк.. и вдру(г/к) на барх..тном её к..вре вспыхива..т яркая бусинка. З..мл..ника!
Алый цвет яго(д/т) сразу броса..т..ся в гл..за. Соб..ра..шь з..мл..нику и вид..шь, что много неспелой. Если бы вся она была з..лёной, мы бы прошли мимо. З..лёные ягоды на з..лёном фон.. (не)найдёшь. А спелая яго(д/т)ка(2) сама прос..т..ся в к..рзинку. Как р..зумно всё устроено в природ..!
Причина нашего праздничного настроения – краски русского леса.
Бесконечно разнообразны они летом. Со всех сторон виднеются оранжевые(3) стволы сосен, сочная зелень елей и белоснежный наряд(1) берёзок. Проступают снизу голубые полутона мха.(4) Глаза скользят по гладкой траве полянки, и вдруг на бархатном её ковре вспыхивает яркая бусинка. Земляника!
Алый цвет ягод сразу бросается в глаза. Собираешь землянику и видишь, что много неспелой. Если бы вся она была зелёной, мы бы прошли мимо. Зелёные ягоды на зелёном фоне не найдёшь. А спелая ягодка(2) сама просится в корзинку. Как разумно всё устроено в природе!
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: наряд(1)
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
а – [а] – гласный, безударный
р – [р’] – согласный, звонкий, мягкий
я – [а́] – гласный, ударный
д – [т] – согласный, глухой, твёрдый
5 букв, 5 звуков, 2 слога
ягодка(2)
ягод- – корень
-к- – суффикс
-а – окончание
оранжевые(3) (стволы)
1) оранжевые (стволы) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: стволы (какие?) оранжевые;
2) начальная форма – оранжевый; во множественном числе, в именительном падеже;
3) в предложении является определением
Проступают снизу голубые полутона мха.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: полутона (подлежащее) проступают (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (проступают) снизу – обстоятельство; (полутона) мха – дополнение (возможно: определение); (полутона) голубые – определение.
ВАРИАНТ 8Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1Ч..дес..ны лунные мартовские ночи! Сказоч..ным каж..т..ся н..чной(1) лес. Иные, н..чные, слыш..т..ся звуки и г..л..са. Гугукнула сова и от..звались ей где-то д..леко другие нев..димки-совы. Пискнув тихонько, л..сная мыш.. проб..жала по снегу скрылась под пнём в сугроб.. . Опушкой леса проб..жала ост..рожная л..сица. В светл.. ночи выход..т к..рмит..ся на п..ля зайц.. .
Ещё спят в св..их тёплых(3) норах и б..рлогах б..рсуки и м..дведи. Но в мартовские днивсё чаще просыпа..т..ся м..дведь. Подр..стают(2) в б..рлогах р..дившиеся з..мой м..двежата.
Настоящая в..сна приход..т в с..р..дин.. марта. Радос..но, по-в..сеннему ч..рикают вороб..и. На л..сных тр..пинках провалива..т..ся под н..гами сне(г/к).(4)
Чудесны лунные мартовские ночи! Сказочным кажется ночной
(1) лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Гугукнула сова, и отозвались ей где-то далеко другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнём в сугробе. Опушкой леса пробежала осторожная лисица. В светлые ночи выходят кормиться на поля зайцы.
Ещё спят в своих тёплых(3) норах и берлогах барсуки и медведи. Но в мартовские дни всё чаще просыпается медведь. Подрастают(2) в берлогах родившиеся зимой медвежата.
Настоящая весна приходит в середине марта. Радостно, по-весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.(4)
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: ночной(1)
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [а] – гласный, безударный
ч – [ч’] – согласный, глухой, мягкий
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [о́] – гласный, ударный
й – [й’]–согласный, звонкий, мягкий
6 букв, 6 звуков, 2 слога
подрастают(2)
под- – приставка
-раст- – корень
-а- – суффикс
-ют – окончание
(в) тёплых(3) (норах)
1) (в) тёплых (норах) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: в норах (каких?) тёплых;
2) начальная форма – тёплый; во множественном числе, в предложном падеже;
3) в предложении является определением.
На лесных тропинках проваливается под ногами снег(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: снег (подлежащее), проваливается (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (проваливается) под ногами – обстоятельство, допустимо – дополнение; (проваливается) на тропинках – обстоятельство; (тропинках) лесных – определение.
ВАРИАНТ 9Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1Кр..сив и п..чален русский лес ранн.. осен..ю. На з..л..том фон.. пож..лтевшей листвы выд..ляют..ся яркие пятна красно-ж..лтых клёнов(1) осин. Медленно кружат..ся в воздух.. и тихо л..жат..ся на землю лист..я.(4) От дер..ва к дер..ву прот..нулись бл..стящие с..р..бристые нити лё(г/х)кой паутины. Отцв..тают(2) поз..ние цв..ты.
Пр..зрачен и чист осенний воздух пр..зрач..на в..да в л..сных канавах овра(ж/ш)ках и руч..ях.
Тихо в осенн..м л..су, лишь ш..лестит под н..гами опавшая листва. Иногда тонко просв..стит где-то в кустах ря(б/п)чик протенька..т с..ница(3) пром..лькнёт среди сосен дроз(д/т).
Ле(г/х)ко и привольно дыш..т..ся в осенн..м л..су. И долго (не)хоч..т..ся ух..дить из него.
Красив и печален русский лес ранней осенью. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов
(1), осин. Медленно кружатся в воздухе и тихо ложатся на землю листья.
(4) От дерева к дереву протянулись блестящие серебристые нити лёгкой паутины. Отцветают
(2) поздние цветы.
Прозрачен и чист осенний воздух, прозрачна вода в лесных канавах, овражках и ручьях.
Тихо в осеннем лесу, лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит где-то в кустах рябчик, протенькает синица(3), промелькнёт среди сосен дрозд.
Легко и привольно дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него.
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: клёнов(1)
к – [к] – согласный, глухой, твёрдый
л – [л’] – согласный, звонкий, мягкий
ё – [о́] – гласный, ударный
н – [н] – согласный, звонкий, твёрдый
о – [а] – гласный, безударный
в – [ф] – согласный, глухой, твёрдый
6 букв, 6 звуков, 2 слога
отцветают(2) / отцветают / отцветают
от- – приставка
-цвет- – корень
-а- – суффикс
-ют – окончание
синица(3)
1) синица – имя существительное, обозначает предмет: (кто?) синица;
2) начальная форма – синица; нарицательное, одушевлённое, женского рода, 1-го склонения, в именительном падеже, в единственном числе;
3) в предложении является подлежащим.
Медленно кружатся в воздухе и тихо ложатся на землю листья.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: листья (подлежащее), кружатся и ложатся (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (кружатся) медленно – обстоятельство; (кружатся) в воздухе – обстоятельство, допустимо – дополнение; (ложатся) тихо – обстоятельство; (ложатся) на землю – обстоятельство, допустимо – дополнение.
ВАРИАНТ 10Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1Белая куропатка ж..тельница м..ховых болот и обш..рных низин. Такие м..ста обыч..но покрыты мхами брус..никой и клюквой. Ко́рм..т..ся эти птиц.. на земле и (не)взл..тают на д..рев..я. Когда на болот.. вып..да..т сне(г/к) и скрыва..т весь корм, куропатки переб..рают..ся на л..сные(3) опушки(1).
Цел..ю зиму стайки куропаток корм..т..ся поч..ками с..рё(ж/ш)ками побегами м..л..дых б..рёзок. Быва..т, что всё в нижн..й части кустов уже общипано, а до более высок..х побегов куропаткам (не)дот..нут..ся. Птиц.. перел..тают(2) и ищ..т корм на другой опушк.. .(4) Вот и в..ют..ся их д..ро(ж/ш)ки вокру(г/к) зар..слей кустарников. До сумерек стайка ещё не ра(з/с) облюбу..т нов..е место.
Белая куропатка – жительница моховых болот и обширных низин. Такие места обычно покрыты мхами, брусникой и клюквой. Кормятся эти птицы на земле и не взлетают на деревья. Когда на болоте выпадает снег и скрывает весь корм, куропатки перебираются на лесные(3) опушки(1).
Целую зиму стайки куропаток кормятся почками, серёжками, побегами молодых берёзок. Бывает, что всё в нижней части кустов уже общипано, а до более высоких побегов куропаткам не дотянуться. Птицы перелетают(2) и ищут корм на другой опушке.(4) Вот и вьются их дорожки вокруг зарослей кустарников. До сумерек стайка еще не раз облюбует новое место.
(По Н.Руковскому)
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: опушки(1)
о − [а] − гласный, безударный
п − [п] − согласный, глухой, твёрдый
у − [у́] − гласный, ударный
ш − [ш] − согласный, глухой, твёрдый
к − [к’] − согласный, глухой, мягкий
и − [и] − гласный, безударный
6 букв, 6 звуков, 3 слога
перелетают(2)
пере- – приставка
-лет- – корень
-а- − суффикс
-ют – окончание
(на) лесные(3) (опушки)
1) (на) лесные (опушки) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: на опушки (какие?) лесные;
2) начальная форма – лесной; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением
Птицы перелетают и ищут корм на другой опушке.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: птицы (подлежащее) перелетают (и) ищут (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (ищут) корм − дополнение; (ищут) на опушке – обстоятельство; (на опушке) другой – определение.