Текст ЕГЭ. А.Б. Фенько. О деньгах.
(1)Тема денег представляет собой одну из болевых точек нашего массового сознания. (2)Причём если у взрослых отношение к ним по-прежнему неоднозначное (сказываются старые нравственные установки: деньги — это нечто непристойное), то юное поколение демонстрирует реалистичный подход. (3)«В каждом человеке в большей или меньшей степени хранится любовь к деньгам и власти», — написала отличница одной из столичных школ, где ученикам предложили сочинение на тему «Роль денег в нашей жизни».
(4)Сегодняшние дети гораздо лучше приспособлены к рыночной экономике, чем их родители, и способны чётко объяснить, что такое дефолт и НДС, знают, какой курс доллара и евро. (5)Но вот одного школьника публично оскорбил одноклассник. (6)Конфликт удалось замять благодаря материальной компенсации за «моральный ущерб», и обе стороны остались довольны сделкой. (7)Откуда взялся этот прагматизм? (8)Денежные реформы, бешеная инфляция, стремительное обнищание одних и финансовый взлёт других — всё это происходило на глазах современных детей и стало своего рода нормой. (9)Хорошо известно, что дети адаптируются к новым обстоятельствам быстрее и легче, чем взрослые, потому что главная задача детства — вписаться в мир.
(10)А взрослых эта лёгкость порой пугает. (11)Однако на практике почти всем родителям приходится решать морально-этические вопросы, когда речь заходит о карманных деньгах. (12)Кто-то считает, что «деньги испортят ребёнка», и не даёт чаду ни копейки. (13)Кто-то воспринимает текущие карманные расходы ребёнка как некую подачку — самый простой и удобный способ «отделаться» от него, а заодно от своих обязанностей воспитателя. (14)Наконец, третьи предпочитают не снабжать детей определённой, чётко оговорённой суммой, а вводят систему поощрений и наказаний рублём.
(15)Это в корне неверно. (16)Выклянчивая у родителей деньги своим примерным поведением, ориентируясь на их настроение, ребёнок усваивает рабскую психологию просителя и приспособленца, а отнюдь не учится рыночным добродетелям — соблюдению контракта или умению планировать расходы.
(17)Мало кто сомневается, что в цивилизованной стране должно быть всеобщее медицинское обслуживание и хорошая система образования. (18)Но почему никто не говорит о необходимости пропаганды здорового экономического поведения? (19)Ведь это, можно сказать, основа стабильности общества.
(20)…Психологи изучали экономические установки современных москвичей от 17 лет до 71 года. (21)Что касается отношения к зарабатыванию денег и их тратам, то всё зависит от возраста. (22)Те, кому за 35, предпочитают тратить меньше, а зарабатывать больше. (23)Москвичи помоложе выбирают модель западного потребительского общества: много зарабатывать и много тратить. (24)А вот среди самой молодой группы опрошенных (от 17 до 24 лет) велик процент тех, кто настроен много тратить, ничего не зарабатывая сам.
(25)И эти настроения в основном характерны для девушек. (26)Во-первых, потому, что возрождается патриархальная модель семейного уклада. (27)И во-вторых, молодёжь в большей степени, чем взрослые, подвержена влиянию рекламы. (28)А та с утра до вечера призывает к одному — тратить, тратить и тратить… (29)Но реалистического отношения к деньгам у молодёжи не формирует никто: ни семья, ни школа, ни общество…
(По А. Б. Фенько*)
* Анна Борисовна Фенько (1919–2005 гг.) — кандидат психологических наук, психолог и журналист, преподаватель психологии.