Текст ЕГЭ. Ф. Искандер. Тема: Справедливость.

Текст ЕГЭ. Ф. Искандер. О справедливости.
 
(1)В каком соотношении между собой чувство жалости и чувство справедливости? 
(2)Жалость выше справедливости, но справедливость долговечней. (3) Вспоминая момент проявления жалости к человеку с некоторого временного расстояния, мы можем осознать, что, пожалуй, переборщили. (4) Этот человек был недостоин этой степени жалости. (5) Но, вспоминая справедливое решение по отношению к человеку, мы не можем себе сказать, что переборщили по части справедливости. 
(6) Жалость, я уверен, не объяснима никакими рациональными соображениями, она идет к человеку сверху, от Бога. (7) Однако почти всякий человек иногда мучительно вспоминает случаи из своей жизни, где должен был проявить жалость, но не проявил. (8) Думаю, сигналы сверху были, но мы сами в то время были нас только «расчеловечены», что не могли их принять. (9) Однако человек нравственно не тупой сохраняет этическую память и, восстанавливая картину своего равнодушия, мучается, кается и тем самым прочищает приемник своей души. 
(10)Чувство справедливости, можно сказать, более горизонтальное: пытаясь найти справедливое решение по отношению к человеку, мы как бы сравниваем одного с многими, мысленно перебегаем от этого человека к другим и от этих многих - как вывод - этому одному. 
(11)Первоначальным толчком чувству справедливости может быть жалость к человеку, но человек в сложных случаях жизни, отталкиваясь от жалости, может так запутаться в поисках формулы добра, что приходит к самым безжалостным и несправедливым выводам. 
(12)Таким был наш социализм на практике. (13) Можно со всей безусловностью утверждать, что первоначальным толчком всех социалистических теорий была жалость к обездоленному человеку, жалость к «униженным и оскорбленным».(14) Как же могло получиться, что учение, в основе которого лежала жалость к человеку, породило самое безжалостное общество? (15) И стали его лозунгом не совсем случайные слова Горького: жалость унижает человека. (16) Были же среди революционеров искренние, желающие добра люди. (17) Неужели они не видели противоречия между объявленным идеалом этого государства - любви к народу - и самым безжалостным отношением к нему в жизни? (18) Безусловно, видели, но оправдывали. (19) Чем безупречней выполнение единого революционного долга, тем свободнее чувствует себя революционер от какого-либо долга перед конкретными окружающими людьми, ведь он дальше других пошёл ради будущей справедливой жизни. (20) Так он компенсирует свое революционное усердие и порождает новые (временные!) угнетения на пути к окончательной справедливости. 
(21) Из живого опыта жизни человек знает, что иногда к человеку надо проявить безжалостность для его же пользы. (22) Так, безжалостен учитель, оставляющий нерадивого ученика в школе после занятий, безжалостен родитель, наказывающий расшалившегося ребенка, безжалостен хирург, распарывающий живого человека. 
(23) Хитрый механизм приспособляемости легко затмевает разум. (24) Революционер, благословляющий пролитие крови, охотно уподобляет себя хирургу, чаще всего забывая, что хирург проливает кровь человека для того, чтобы спасти именно этого человека. (25) А революционер проливает кровь этого человека, чтобы сохранить верность идее, правильность которой ничем не доказана. 
(26) Произошла подмена жалости к человеку жалостью к сказке, понятой как новая истина. Платонов в «Чевенгуре» это замечательно описал. (27) Все коммунисты этого произведения вполне искренние люди, и они бесконечно теоретизируют о справедливости и безжалостно убирают тех, кто, по их мнению, мешает устанавливать будущее царство справедливости. 

(По Ф. Искандеру)

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
    ?ндекс цитирования