Текст ЕГЭ М. Пришвина об учителе.
(1)Мне суждено было сделаться народным учителем в самое лихое время жизни... (2)Место моего назначения, бывшее имение Барышниковых Алексино, находилось в глубине уезда. (3)Дом — дворец, громадное каменное здание стиля александровского ампира — стоит на берегу прекрасного озера, окружённого парками. (4)Именно здесь находилась школа второй ступени, в которую я и определился.
(5)Нас было всего только четверо преподавателей: всей математикой занималась эта болезненная, но неутомимая работница просвещения Елена Сергеевна, естественной историей — сестра её, Александра Сергеевна; историей культуры занимался студент, сын местного сапожника Сергей Васильевич Кириков, и словесностью — я. (6)Вся руководящая роль была у Елены Сергеевны, мы только ей помогали.
(7)Много пришлось бы рассказывать, как мы среди дремучих лесов синели в классах от холода, как добывали всей школой в лесу дрова, как приходилось на третий этаж таскать вязанки дров и отапливать музей усадебного быта.
(8)Тогда на заседаниях всерьёз обсуждались вопросы, например, такие, нельзя ли бумагу заменить берестой или писать стилетом на струганых дощечках.
(9)Самое ужасное, что великое наше духовное дело упиралось своей райской вершиной в самое пекло ада материального и постоянно палило себе молодые ростки, но зато как же незабываемо прекрасны остаются навсегда моменты признания отдельными крестьянами учительского труда.
(10)Раз осенью в холодный моросливый день меня встретил один крестьянин — его звали Ефим Иванович Барановский — и ужаснулся, что я иду на босу ногу в дырявых резиновых калошах; сам он ехал в город на базар с возом. (11)Поздно ночью — слышу я, кто-то стучится ко мне в музей, открываю и вижу: весь серый от дождя, с новыми сапогами в руках стоит Ефим Иванович и говорит мне, передавая подарок, парадными своими словами:
(12) — Категорически вам сочувствую, потому что взять вам нечего.(13) Да, я знаю, как доставались ему эти пуды ржи, отданные им за сапо¬ги, и что значил этот подарок! (14)Но мало того, передав мне сапоги, он ещё сказал:
(15)— Вы не думайте, что помрёте с голоду, этого я не допущу, вы только учите, а душу вашу я подкормлю.
(По М. Пришвину)