Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2025. Средства выразительности. Теория и практика.

Задание 22 ЕГЭ по русскому языку 2025. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности.
Знание средств выразительности проверяется не только в 22 задании, но и в 3 задании ("Стилистический анализ текста"), потому важно не только уметь определять то или иное средство выразительности, но и понимать его функцию, а также знать, какие средства выразительности можно встретить в текстах различных стилей. Об этом можно узнать из нашего пособия !!! "Анализ текста: задания 1-3, 22-26".

Формулировка задания 22 ЕГЭ по русскому языку 2025

Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Думаю думу свою.
(Н.А. Некрасов)
Б) В сто сорок солнц закат пылал.
(В.В. Маяковский)
В) Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе.
(А.С. Пушкин)
Г) Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
(С.А. Есенин)
Д) Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.
(Е.М. Винокуров)
1) многосоюзие
2) анафора
3) антитеза
4) парцелляция
5) гипербола
6) сравнение
7) ассонанс
8) эпифора
9) метонимия

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
АБВГД





Ответ:75924

Список средств выразительности, проверяемых в задании 22 (2025 г.)

  • Фонетические средства: аллитерация, ассонанс.
  • Тропы: метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, сравнение, эпитет
  • Синтаксические средства: риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение
  • Приёмы: лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, градация, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза (противопоставление)


Теория. Средства выразительности.

Фонетические средства (аллитерация, ассонанс)

АЛЛИТЕРАЦИЯ – стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Примеры:

Тише едешь, дальше будешь;

Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой;


Колос от колоса – не слыхать и голоса;


Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой. 
(А. Пушкин)

Чуть слышно, бесшумно 

Шуршат камыши. 
(К. Бальмонт)

АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков (преимущественно ударных).
Примеры:

Зеленеют земли перелеском, 
Снежный месяц бледным, летним блеском… 
(А. Белый) 

Роман внушительный, старинный, 
Отменно длинный, длинный, длинный, 
Нравоучительный и чинный, 
Без элегических затей. 
(А.С. Пушкин)

Тропы (метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, сравнение, эпитет)

ЭПИТЕТ – эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием.
! Не следует смешивать эпитет и обыкновенное определение. Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя. Сравните: каменная стена (относительное прилагательное) / говорил с каменным лицом (эпитет)

Примеры:

Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
 
Лесов таинственная сень 

С печальным шумом обнажалась… 
(А. С. Пушкин).

Гордо реет буревестник (М. Горький)

ГИПЕРБОЛА – преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Примеры:

Сто лет не виделись.

Я говорил это тысячу раз.


Это длилось целую вечность.


Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)


ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Примеры:

Жизнь человека – один миг.

Небо с овчинку; мальчик с пальчик.


Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка… (А.С. Грибоедов)


МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. Иными, словами метафора – сокращенное сравнение, лишенное союзов или других сравнительных слов. Метафору можно переделать в сравнение.
! Чаще всего метафора выражена либо двумя существительными («нить дружбы», «море поклонников», «на дне души»), либо сочетанием глагола и существительного («сердце очерствело», «душа закрылась», «тоска рвалась из письма», «книги помогли взлететь», «победить одиночество», «слова распирали грудь», «план лопнул», «боль сдавливала сердце», «сердце облилось жалостью», «спугнуть счастье», «обида вырвалась на волю», «мечта разлетелась в куски», «ухватиться за слова», «звуки летели»).

Примеры:

В крови горит огонь желанья. (А.С. Пушкин)

Грустя, и плача, и смеясь, 

Звенят ручьи моих стихов. 
(А.Блок)

Пчела из кельи восковой 

Летит за данью полевой. 
(А.С. Пушкин)

МЕТОНИМИЯ – замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Примеры:

Тарелку съел;

У него бойкое перо;


Весь дом ушел;


Выпить целый самовар;


Янтарь на трубках Цареграда, 

Фарфор и бронза на столе…

Вдруг из-за двери в бале зальной

Фагот и флейта раздались.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
Примеры:
О чем ты воешь, ветр ночной, 
О чем так сетуешь безумно?
(Ф.И. Тютчев)

...Нева всю ночь

рвалася к морю против бури, 
не одолев их буйной дури...
и спорить стало ей не в мочь.. 
(А.С. Пушкин)

СРАВНЕНИЕ – уподобление одной ситуации другой, одного явления другому.
Примеры:

Глаза, как океаны;

Мои стихи бегут, как ручьи;


Лентой бархатной чернеет 

Груда вспаханной земли.

Разливы рек ее, подобные морям... (М.Ю. Лермонтов)


Девичьи лица ярче роз.. (А.С. Пушкин)


Обратите внимание! Сравнение – троп, сравнительный оборот – синтаксическое средство.
Сравнительный оборот, в отличие от сравнения, может не обладать яркой образностью, не нести в себе переносного значения.

Синтаксические средства (риторическое восклицание / обращение, риторический вопрос) 

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ – вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Примеры:

Отчего мне так грустно, береза?

Здравствуй, солнышко!


Что за люди!


Обманчивей и снов надежды. 

Что слава? шепот ли чтеца? 
Гоненье ль низкого невежды?
Иль восхищение глупца?
(А.С. Пушкин)

Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу... (Н.В. Гоголь)


Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (И.С. Тургенев)


Приёмы (лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, градация, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза (противопоставление)

АНАФОРА  единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Примеры:

Наше оружие — наши песни, 
Наше золото — звенящие голоса.

Это – круто налившийся свист, 
Это – щёлканье сдавленных льдинок, 
Это – ночь, леденящая лист, 
Это – двух соловьёв поединок.

Опять с вековой тоскою 

Пригнулись к земле ковыли, 
Опять за туманной рекою 
Ты кличешь меня издали.
 
ЭПИФОРА  повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Примеры:
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Это есть художник Альтман, очень старый человек

По-немецки значит Альтман — очень старый человек.  

Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат...(М.А. Шолохов)

Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (М.А. Булгаков)
 
Обратите внимание! Анафора и эпифора могут быть как в отдельных предложениях (причём не обязательно соседних), так и внутри одного предложения. Например: Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить.  

АНТИТЕЗА  противопоставление противоположных понятий, положений, образов. В рамках антитезы могут противопоставляться слова/ словосочетания/ предложения. В основе антитеза часто лежат антонимы (в том числе контекстные*). Часто антитеза выражается при помощи противительных союзов А/НО.
Примеры:
Полюбил богатый – бедную, 
Полюбил ученый – глупую, 
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную.

Прекрасна, как ангел небесный, 

Как демон, коварна и зла.

То истиной дышит в ней все, 

То все в ней притворно и ложно! 
Понять невозможно её, 
Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;
Ты прозаик, я поэт;/
Ты румян как маков цвет,
Я как смерть и тощ и бледен.
 
ГРАДАЦИЯ  последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Примеры:
Не жалею, не зову, не плачу
Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Все грани чувств, все грани правды стерты: 

В мирах, в годах, в часах.

Но чернеют пламенные дали — 

Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (М.А. Шолохов)
 
ИНВЕРСИЯ  нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
Примеры:
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи 
(А. С. Пушкин).

Швейцара мимо он стрелой 

(А.С. Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, 
И змейкой бьется мне в лицо 
Ее волос, моей небрежной 
Рукой измятое, кольцо 
(Я.П. Полонский)

Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии...(И.А. Бунин)
 
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР  повторение одних и тех же слов как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски.
Примеры:
Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому на Канаве, в котором жила Marriette (Л. Толстой)». 

Это еще не сказка. Сказка только начинается.

Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)


Обратите внимание! Термин «лексический повтор» одновременно используется в заданиях 22, 26 и 27, но в разных функциях. В задании 26 действует строгое правило: лексический повтор – это повтор одного и того же слова в одной и той же форме. В задании 22 под лексическим повтором может подразумеваться более широкое явление (см. определение). При проверке развёрнутого ответа (задание 27) повтор слова со всеми его словоформами трактуется как речевая ошибка, учитываемая по критерию К10. 
 
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ  тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Примеры:
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.

Утихает светлый ветер, 

Наступает серый вечер…
(А. Блок)

Все в огне будете гореть неугасимом. 
Все в смоле будете кипеть неутолимой! 
(А.Н. Островский)
 
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Примеры:

Я! Говорю! Хватит!

Я думаю. Что вы не правы.


Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
 ...Но идет... Шатается... Одна (А.А. Ахматова)

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (А.И. Солженицын)
 
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ  текст, представленный в виде вопросов и ответов на них.
Примеры:
Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.

Обратите внимание! Вопросно-ответная форма изложения как приём используется прежде всего в монологической речи, когда автор сам задаёт вопрос и сам же на него отвечает.
 
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон)  избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов (реже – других служебных слов) при соединении однородных членов, частей предложения или предложений в составе сложного синтаксического целого, придающий высказыванию экспрессивный характер.
Примеры:
Парижа я люблю осенний строгий плен и пятна ржавые сбежавшей позолоты, и небо серое, и веток переплёты – чернильно-синие, как нити тёмных вен (М. Волошин);

И плащ, и стрела, и лукавый кинжал... 
(А.С. Пушкин)

Там - солнца луч и в зной оливы сень, 
А здесь - и гром, и молния, и слёзы… 

(А.Н. Майков) 
 
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном (стилистически мотивированном) опущении союзов в синтаксических конструкциях сочинительного типа (при сочинении, в частности – перечислении членов предложения или частей сложного предложения). Обычно бессоюзие усиливает изображаемое, подчёркивая большое количество, разнообразие, быструю смену событий, силу чувства, мозаичность впечатления и т.п.
Примеры:
В деревне скучно: грязь, ненастье, 
Осенний ветер, мелкий снег 
(А.С. Пушкин)

Швед, русский, колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин)

 

Все о заданиях, связанных с анализом текста


Практика

 Материалы для подготовки к ЕГЭ:
Похожие новости
Комментарии (3)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Фариза - 14 октября 2023 17:48
ок
123 - 24 ноября 2024 22:35
ок
Аноним - 12 декабря 2024 11:00
а оксюморон....