Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Средства выразительности. Теория и практика.

Задание 26 ЕГЭ по русскому языку 2024. Теория и практика. Речь. Языковые средства выразительности.
Знание средств выразительности проверяется не только в 26 задании, но и в 3 задании ("Стилистический анализ текста"), потому важно не только уметь определять то или иное средство выразительности, но и понимать его функцию, а также знать, какие средства выразительности можно встретить в текстах различных стилей. Об этом можно узнать из нашего пособия !!! "Анализ текста: задания 1-3, 22-26".

Содержание:


Формулировка задания 26 (ЕГЭ 2024)

«Делясь с читателем своими чувствами и эмоциями от встречи с малой родиной, В.И. Белов использует различные средства выразительности, в том числе синтаксические: (А)_________ (в предложениях 12, 24) и (Б)_________ (в предложении 31). Передать состояние рассказчика, связанное с воспоминаниями о детстве, помогают тропы: (В)__________ («синие зубчатые леса» в предложении 3, «нервным маревом» в предложении 7, «древний запах» в предложении 14), а также (Г)________ («укор… свидетельниц человеческого горя и радости» в предложении 23, «рождаются… города» в предложении 28)».

Список терминов:
  1. обращение
  2. анафора
  3. противопоставление
  4. эпитет
  5. ряды однородных членов предложения
  6. синтаксический параллелизм
  7. вводная конструкция
  8. сравнение
  9. метафора

Список средств выразительности, проверяемых в задании 26

  • Фонетические средства: аллитерация, ассонанс.
  • Словообразовательные средства: слова с суффиксами определённого значения, слова с эмоционально окрашенными суффиксами.
  • Морфологические средства: особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
  • Лексические средства: просторечные слова, жаргонные слова, диалектные слова, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы (включая индивидуально-авторские слова), общеупотребительная лексика, разговорная лексика, книжная лексика, нейтральная лексика, высокая лексика, сниженная лексика, эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и др.), фразеологизмы
  • Тропы: метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, сравнение, эпитет
  • Синтаксические средства: вводные слова и конструкции,вставные конструкции, восклицательное предложение, вопросительное предложение, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения (включая сравнительный оборот), обращение
  • Форма речи: диалог
  • Приёмы: лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, градация, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза (противопоставление)

Алгоритм выполнения задания 26

  1. Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.
  2. Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это просторечные и жаргонные слова, устаревшая или новая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
  3. Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
  4. Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Теория. Средства выразительности.

Фонетические средства (аллитерация, ассонанс)

АЛЛИТЕРАЦИЯ – стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Примеры:
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)
В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)


АССОНАНС – повтор одинаковых или похожих гласных звуков (преимущественно ударных).
Примеры:
«От запада и до Востока, от жалости и до восторга»
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)
Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой...(Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)


Словообразовательные средства

К словообразовательным средствам выразительности, проверяемым в задании 26 относят слова с суффиксами определённого значения, а также слова с эмоционально окрашенными суффиксами. 

  • Примеры слов с уменьшительно-ласкательными- суффиксами. У существительных: -ок- (-ек-) – голосок, дружок, денёк; -очек (-ечек) - голосочек, дружочек, денечек; -ец- – братец, морозец; -чик- – апельсинчик, блинчик, костюмчик; -ик- – арбузик, бутузик, домик; -к- - дорожка, дочка, земелька; -ушк- (-юшк-) - дедушка, женушка, заюшка; -оньк- (-еньк-) – кисонька, лапонька, дороженька, зоренька; -ец-, -иц-, -ц- - письмецо, платьице, зеркальце, деревцо. У прилагательных: -оньк- (-еньк-) – глупенький, плохонький, добренький, старенький; -ехоньк- (-охоньк-) - светлехонький, скорехонький, легохонький; -ехонек- (-охонек-), -ешенек- (-ошенек-) – близехонек, легошенек. 

  • Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности, иронии: -ишк- – воришка, лгунишка, зайчишка, шалунишка, городишко, домишко, здоровьишко, житьишко и т. д.; -онк- (-енк-) – душонка, книжонка, бабенка, лошаденка; -шк- - старикашка; -ц- - ленца. 

  • Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление (-ищ-: На улице непролазная грязища! От него винищем так и несет! Вот это басище! Ну и голосище!;  -ин-: Вот так домина! (Но: дурачина). 

  • Оттенок разговорности придают словам следующие суффиксы: -як- – здоровяк, добряк, свояк; -ик, -ник - – вечерник, глазник, зубник; -ун- – болтун, хвастун; -к- – вечерка (вечерняя газета), летучка, пятидневка; -овк- – в существительных женского рода, обозначающих предметы и лица: столовка, курсовка, спецовка, путевка; плутовка, мотовка, чертовка; -яг- – дворняга, сотняга, штормяга и др.

  • С оттенком грубо-просторечным: -н(я) - брехня, грызня, долбня; -j- - бабьё, дурачьё, мужичьё; разговорно-просторечным: -ух- – грязнуха, толстуха, стряпуха.

Можно также отметить ряд суффиксов, характерных для научной и научно-технической, а также профессиональной речи (-ость- плавкость, ковкость, сопротивляемость; -ств- – гегельянство, кантианство, толстовство; -изм- – идеализм, феодализм, материализм; -аци(я) (-яци(я) - акклиматизация, вулканизация, аргументация; -фикаци(я) (-ификаци(я) - электрификация, газификация; -тор- изолятор, коммуникатор; -ит (преимущественно термины медицинские) – бронхит, гайморит, плеврит; профессионализмы: -к- - вклейка, верстка, обмотка; -аж - метраж, типаж, тоннаж, литраж; -чат- - коленчатый, ступенчатый; -чик (-щик) - передатчик, счетчик, тральщик; -ун - шатун, колун; -льн(я) – гладильня, коптильня и др.)

В публицистической речи употребительны слова с суффиксами: -ость - договоренность, сработанность; -щин- – белогвардейщина, обыденщина: -ан - критикан, политикан; -истск- большевистский и др.


Морфологические средства

Особенности употребления в тексте слов разных частей речи
Следите за обновлением. В ближайшее время раздел будет дополнен.

Лексические средства (диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, архаизмы, книжная/ разговорная/ нейтральная лексика, фразеологизмы и т.д.)


ДИАЛЕКТИЗМЫ  слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Примеры:
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой - плохой
 
ЖАРГОНИЗМЫ  речь социальной группы, отличная от общего языка.
Примеры:
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие
 
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ  слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде. 
Примеры:
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).
 
ТЕРМИНЫ  слова, обозначающие специальные понятия науки, искусства, техники и др. Термины часто искусственно созданы с использованием латинских и греческих корней и отличаются от «обычных» слов языка тем, что они однозначны в данной терминологии и не имеют синонимов, то есть каждому термину должен соответствовать только один объект данной науки. Каждое слово-термин имеет строгое определение, зафиксированное в специальных научных исследованиях или терминологических словарях.
Примеры:
Суффикс, метафора, гипотенуза, профицит, подлежащее и др. 

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ ЛЕКСИКА  слова общеизвестные и употребляемые всеми говорящими на данном языке. 
Примеры:
Дом, рука, человек, гора, читать, говорить, красный, легкий и т. д.

НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА. к нейтральной лексике относятся слова, употребляемые в разных стилях.
Примеры: 
Рука (ср. длань, лапа), наказание (ср. кара,  нагоняй), есть (ср. вкушать, уплетать), влажный (ср. промозглый), захотеть (ср. восхотеть) и т.д.
 
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА  слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Примеры:
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,


СНИЖЕННАЯ ЛЕКСИКА слова и выражения, носящие разговорный характер, неупотребляемые в строго нормативной речи, например в официальной обстановке. Сниженная лексика делится на два разряда: разговорную и просторечную
Примеры:
Дворничиха, миллионерша, беспредел, нал; лежать на боку 'бездельничать'; семь пятниц на неделе (о том, кто часто и легко меняет свои решения); мутить воду 'умышленно вносить неразбериху во что-либо'; водить за нос 'обманывать'; лезть в бутылку 'раздражаться по пустякам' и др.
 
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА  слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи. 
Примеры:
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.

 
ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА  слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок. 
Примеры:
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.


ВЫСОКАЯ ЛЕКСИКА. Высокую лексику характеризует приподнятость, возвышенность, иногда торжественность и поэтичность. Этой приподнятостью, патетичностью высокие слова отличаются от суховатой книжной лексики.
Примеры: 
Претворение, трибун, кончина, избранник, чужбина, творец; непоколебимый, согбенный, титанический, багряный, невозвратимый; безвременно, беззаветно, вдохновенно, вовеки, доныне, навеки; восторжествовать, обагриться, вершить, обрести, воздвигнуть и др.
 
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА  слова, характеризующиеся способностью вызывать особое стилистическое впечатление вне контекста: иронию, недовольство, презрение и т.д. В значении таких слов содержатся не только сведения об обозначаемом предмете, но и дополнительная информация: отношение говорящего к предмету речи, характеристика говорящего, сфера употребления и т.д.
Примеры:
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка, возложить, вышеназванный, ибо, гнусный, миндальничать и т.д.

 
АРХАИЗМЫ  устаревшее слово или оборот речи. 
Примеры:
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).  

 
ИСТОРИЗМЫ  слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали. 
Примеры:
Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

 
НЕОЛОГИЗМ  новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями
Примеры:
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
 
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  лексически неделимые, устойчивые словосочетания. 
Примеры:
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.

Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)

Тропы (метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, сравнение, эпитет)

ЭПИТЕТ – эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием.
! Не следует смешивать эпитет и обыкновенное определение. Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя. Сравните: каменная стена (относительное прилагательное) / говорил с каменным лицом (эпитет)

Примеры:
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).


ГИПЕРБОЛА – преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Примеры:
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.
Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)


ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Примеры:
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.


МЕТАФОРА – скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. Иными, словами метафора – сокращенное сравнение, лишенное союзов или других сравнительных слов. Метафору можно переделать в сравнение.
! Чаще всего метафора выражена либо двумя существительными («нить дружбы», «море поклонников», «на дне души»), либо сочетанием глагола и существительного («сердце очерствело», «душа закрылась», «тоска рвалась из письма», «книги помогли взлететь», «победить одиночество», «слова распирали грудь», «план лопнул», «боль сдавливала сердце», «сердце облилось жалостью», «спугнуть счастье», «обида вырвалась на волю», «мечта разлетелась в куски», «ухватиться за слова», «звуки летели»).

Примеры:
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)
"мечты кипят" (А. С. Пушкин).
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)


МЕТОНИМИЯ – замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Примеры:
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;
Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.


ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
Примеры:
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
...Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)


СРАВНЕНИЕ – уподобление одной ситуации другой, одного явления другому.
Примеры:
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;
Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.
Разливы рек ее, подобные морям... (Лермонтов)
Девичьи лица ярче роз.. (Пушкин)
...Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни...(Лермонтов)


Обратите внимание! Сравнение – троп,сравнительный оборот – синтаксическое средство.
Сравнительный оборот, в отличие от сравнения, может не обладать яркой образностью, не нести в себе переносного значения.

Синтаксические средства (вводные слова, риторическое восклицание / обращение, односоставные, неполные предложения, обособленные члены предложения и т.д.) 


РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ – вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Примеры:
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!
Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу... (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)


ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ – слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
Примеры:
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ. (Пушкин)
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! (Лермонтов)
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои... (Тютчев)


ВВОДНЫЕ СЛОВА/КОНСТРУКЦИИ – слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми. Вводные слова выражают степень уверенности (возможно), порядок следования мысли (во-первых), способ оформления мысли (иными словами), отношение к высказыванию (к счастью), источник сообщения (по-моему) и т.д.
Примеры: 
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.


ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак "?" 
Примеры: 
Как дела?
О чем ты говоришь?
Вам нравится этот спектакль?


ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.
Примеры: 
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!


НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.  
Примеры: 
Мы читали разные книги. Я - "Евгения Онегина", сестра - "Капитанскую дочку".
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов) 
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев). 


ОБРАЩЕНИЯ – слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится "!" знак.
Примеры: 
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)
Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский) 


ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения, в которых грамматическая основа состоит только из одного главного члена (подлежащего или сказуемого).
Примеры: 
Тишина.
Светает.
На улице никого нет. 


ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (включая сравнительный оборот*) – члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства), которые выделяются по смыслу и интонацией, а на письме пунктуационно, чтобы придать им большую самостоятельность. Обособленные члены уточняют высказываемую мысль, конкретизируют описание действия, дают более углубленную характеристику лицу или предмету, вносят в предложение экспрессивную окраску. 
Примеры:
Снег, падающий целый день, покрыл землю и деревья.
Ему, выздоравливающему, весь мир казался прекрасным. 
Не договариваясь, друзья поздравили друг друга с праздником.
Вместо лекционных занятий, деканат поставил на эти часы лабораторную работу. 


СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ* – сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.
Примеры: 
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны...(Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого... (Лермонтов)


ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ – слова, словосочетания и предложения, которые содержат дополнительные сведения, добавочные сообщения, уточнения, попутные замечания, синтаксические не связанные с основным предложением, вставляются в предложение, разрывая его структуру.
Примеры: Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (П.);
И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.).

Форма речи (диалог)

ДИАЛОГ  разговор двух или более героев повествования.
Пример:
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
– Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь...
– Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он. - Если бы не вы!...(Бондарев)


Приёмы (лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, градация, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза (противопоставление)


АНАФОРА единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Примеры:
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.

Когда волнуется желтеющая нива... Когда росой обрызганный душистой... Когда студеный ключ играет по оврагу... Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)
 
ЭПИФОРА повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Примеры:
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек
.  
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат...(Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)
 
Обратите внимание! Анафора и эпифора могут быть как в отдельных предложениях (причём не обязательно соседних), так и внутри одного предложения. Например: Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить.  

АНТИТЕЗА противопоставление противоположных понятий, положений, образов. В рамках антитезы могут противопоставляться слова/ словосочетания/ предложения. В основе антитеза часто лежат антонимы (в том числе контекстные*). Часто антитеза выражается при помощи противительных союзов А/НО.
Примеры:
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)
 
ГРАДАЦИЯ последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Примеры:
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)
 
ИНВЕРСИЯ нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
Примеры:
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии...(Бунин)
 
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР  повторение одних и тех же слов как особый стилистический приём, например, для подчёркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски.
Примеры:
Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому на Канаве, в котором жила Marriette (Л. Толстой)». 
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)


Обратите внимание! Термин «лексический повтор» одновременно используется в заданиях 25, 26 и 27, но в разных функциях. В задании 25 действует строгое правило: лексический повтор – это повтор одного и того же слова в одной и той же форме. В задании 26 под лексическим повтором может подразумеваться более широкое явление (см. определение). При проверке развёрнутого ответа (задание 27) повтор слова со всеми его словоформами трактуется как речевая ошибка, учитываемая по критерию К6 («Богатство речи»). 
 
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ  тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Примеры:
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

...Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)

 
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Примеры:
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
 ...Но идет... Шатается... Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)
 
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ текст, представленный в виде вопросов и ответов на них.
Примеры:
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»

Обратите внимание! Вопросно-ответная форма изложения как приём используется прежде всего в монологической речи, когда автор сам задаёт вопрос и сам же на него отвечает.
 
ЦИТИРОВАНИЕ  слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.
Примеры:
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого». 
«Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)
«...Председатель палаты знал наизусть “Людмилу” Жуковского, которая еще была тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места, особенно: “Борзаснул, долина спит” и слово “чу!”так, что в самом деле виделось, как будто долина спит; для большего сходства он даже в это время зажмуривал глаза» (Гоголь)

 
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон)  избыточный с грамматической точки зрения повтор союзов (реже – других служебных слов) при соединении однородных членов, частей предложения или предложений в составе сложного синтаксического целого, придающий высказыванию экспрессивный характер.
Примеры:
Парижа я люблю осенний строгий плен и пятна ржавые сбежавшей позолоты, и небо серое, и веток переплёты – чернильно-синие, как нити тёмных вен (М. Волошин);
О подвигах, о доблести, о славе Я забывал на горестной земле (А. Блок);
И плащ, и стрела, и лукавый кинжал... (А.С. Пушкин)

 
БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – стилистическая фигура, состоящая в намеренном (стилистически мотивированном) опущении союзов в синтаксических конструкциях сочинительного типа (при сочинении, в частности – перечислении членов предложения или частей сложного предложения). Обычно бессоюзие усиливает изображаемое, подчёркивая большое количество, разнообразие, быструю смену событий, силу чувства, мозаичность впечатления и т.п.
Примеры:
В деревне скучно: грязь, ненастье, Осенний ветер, мелкий снег (А.С. Пушкин).
Швед, русский, колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин)

 

Все о заданиях, связанных с анализом текста


Практика

 Материалы для подготовки к ЕГЭ:
Похожие новости
Комментарии (1)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Фариза - 14 октября 2023 17:48
ок