В связи в изменениями в формулировке задания 27 и критериях оценивания сочинения ЕГЭ определение авторской позиции в 2025 году оценивается по критерию К1 ("
Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста")1 балл ставится, если "п
озиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулирована верно".0 баллов ставится, если "позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.
Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 (Комментарий) и К3 (Собственное отношение в позиции автора) оценивается 0 баллов
Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный на указанный в задании 27 вопрос).
Авторская позиция –
ответ на вопрос, сформулированный в проблеме/отношение автора к проблеме.
(
Проблема:
Как нужно относиться к природе?/Проблема отношения человека к природе.
Авторская позиция:
Люди должны бережно относиться к природе...)Иногда бывает так:
позиция автора – это то, на что автор просто обращает внимание, что волнует и беспокоит его. Это не конкретный ответ на вопрос, а, наоборот, принципиальный уход от прямого ответа. Однако не сформулированный автором ответ – это тоже ответ.
Важно! Следует учитывать, что в разных функциональных разновидностях языка авторская позиция проявляется по-разному. В текстах публицистического стиля автор обычно прямо заявляет свою позицию. В текстах художественного стиля позиция автора скрыта - необходимо проанализировать сюжет/персонажей, отношение автора к герою/героям, чтобы понять позицию автора.
! Обращение при формулировке авторской позиции ко мнению героя допускается. Тем не менее это не означает, что экзаменуемый всегда получит балл по критерию К1, приведя в качестве авторской позиции мнение любого героя текста. Не любого, а только того, кто может быть внутренне близок автору при осмыслении поставленной проблемы.
Для экспертов по каждому исходному тексту дается информация о тексте в табличной форме, отражающая примерный круг проблем и позицию автора по каждой из них. Например, к текстам Е.М. Богата, И.С. Соколова-Микитова и В.П. Катаева дана следующая информация.
(1)Волнующая это вещь – ощутить великую этику, давшую миру бессмертных героев, в поведении и образе мышления окружающих нас сегодня «обыкновенных» людей. (2)Но чтобы почувствовать это, нужны усилия мысли и сердца: в потоке дней, в повторяющихся мелочах иногда утрачивается ощущение социальной объёмности жизни, начинаешь воспринимать её не стереоскопически, а в совершенно искусственном, механическом делении на «будничное сегодня» и «легендарное позавчера». (3)В «будничном сегодня» живёт будто бы ничем не замечательный человек: сослуживец, попутчик, сосед по даче, а в «легендарном позавчера» жили Томас Мор, Кампанелла,
декабристы, герои революции. (4)И та минута, когда в «обыкновенном» современнике узнаёшь черты легендарного героя, даёт урок мудрости.
(5)Для Радищева высшая радость, как известно, состояла в том, чтобы «соучастником быть во благоденствие себе подобных».
(6)И вот эти самые, казалось бы, музейно-величавые слова я услышал однажды от детского хирурга, доктора медицинских наук В.И. Францева, и относились они не к легендарной, отдалённой от нас столетиями личности, а к рабочему-лекальщику Сергею Степановичу Павлову. (7)Он создал уникальный хирургический инструмент, помогающий при операциях на сердце, – инструмент, который до этого
хорошо делали только в Англии, где мы и покупали его.
(8)Размеры инструмента, его суть Павлов узнал от инженера, сына которого оперировали в одной из московских клиник. (9)Павлов работал над инструментом вечерами и по выходным дням в течение ряда лет. (10)Когда с ним заговорили о денежном вознаграждении, ибо ценность его работы измерялась не только исцелёнными жизнями, но и сэкономленным государству золотом, Павлов ответил: «Лучше покажите мне двух человек, которым помог мой инструмент».
(11)Именно эти его слова, напомнив «музейную» фразу Радищева, сообщали событию легендарное освещение, открывали ту объёмность ви́
дения, без которой событие это философски непонятно.
(12)Творческая ли личность Павлов? (13)Вопрос риторический!
(14)А вот человек, ничего удивительного, яркого не создавший, «самый-самый обыкновенный», – ну, обыкновеннее не бывает! – творческая ли он личность? (15)Ответить на это сложнее.
(16)Что такое творчество? (17)Самый распространённый ответ: творчество – это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир. (18)Именно так отвечают и многие философы, и большинство «обыкновенных» людей, нефилософов, задумывающихся над собственной жизнью, над тем, что они могут дать миру.
(19)А между тем в этом ответе есть глубочайшее заблуждение. (20)Оно станет понятным, если вообразить трёхмиллиардное человечество разделённым на две неравные части: небольшую – избранных людей, одарённых Божьей искрой, обладающих большими, яркими талантами, которые действительно украшают мир, радуют нас книгами, симфониями, научными открытиями. (21)И рядом – его большая часть, состоящая из «обыкновенных», «рядовых» людей. (22)Им будто бы и не дано рождать ту самую чудесную новизну, которая сопряжена у нас с самим пониманием творчества.
(23)Однако слова «творческая личность» по существу тавтология. (24)Если личность – то непременно творческая! (25)Творчество возможно и в самой скромной, самой будничной форме. (26)Это может быть слово, это может быть улыбка, которая несёт кому-то радость. (27)Я думаю, что и домашняя хозяйка, которая сообщила дому какой-то обаятельный уклад, – она тоже творец. (28)И водитель автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, – и он творец. (29)И учитель, который входит в класс с такой глубокой готовностью передать лучшее, что у него есть за душой, детям, что они это ощущают как бы растворённым в воздухе, – он творец, несомненно…
(30)Людей бездарных – без дара – не бывает. (31)Личностями, как и поэтами, не рождаются. (32)Ими делаются, как ораторами и солдатами. (33)А точнее, и рождаются, и делаются.
(По Е.М. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923–1985) – советский журналист, писатель.
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема понимания творчества. (Какую деятельность можно считать творчеством?)
| 1. Многие люди считают, что творчество – это «рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир». Однако творчество может проявляться в обыденной жизни «в самой скромной, самой будничной форме: это может быть слово, улыбка, которая несёт кому-то радость». |
2. Проблема определения творца. (Кого можно считать творцом?)
| 2. Любого человека можно назвать творцом, если он выполняет свою работу неравнодушно, с «глубокой готовностью передать лучшее, что у него есть за душой», людям. |
3. Проблема определения одарённости. (Все ли люди наделены талантами?) | 3. Бездарных людей нет, каждый человек одарён по-своему. Дар проявляется, если человек прилагает усилия. |
4. Проблема определения ценности личности. (Чем определяется ценность личности?) | 4. Ценность личности определяется добрым отношением к людям и желанием принести пользу обществу. |
(1)Как и когда родилась моя страсть к путешествиям, любовь к природе, к своей земле?
(2)В голубые, ясные дни детства мною владела мечта о дальних скитаниях, о счастливых сказочных странах. (3)На крыльях воображения уносился я далеко над землёю, подо мной проплывали снежные горы, голубые моря и леса, серебряные реки и озёра. (4)С особенным чувством смотрел я на пролетавших журавлей: птицы, их радостная свобода манили меня. (5)Недаром весною, в дни пролёта птиц, с особенной силой тянуло меня странствовать. (6)Весною – уже взрослым – обычно отправлялся я в самые далёкие и удачные путешествия.
(7)Бывалого человека, меня и теперь радостно волнуют, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. (8)Люди, не порывающие связи с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. (9)Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. (10)И, как в далёкие дни детства, над головою усталого путника, прилёгшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб. (11)Что видит он с небесной голубой высоты? (12)Быть может, запавшим в зелёной меже белоголовым зайчонком видится ему маленький мальчик с выгоревшей на солнце открытою головою?
(13)Я лежу в зелёной траве, вдыхаю влажный запах земли и растений, вижу, как по коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. (14)В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. (15)Я прищуриваю глаза, и мне кажется, что плывёт по небу сказочное белое чудовище на золочёных распахнувшихся крыльях.
(16)Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с тёплой родимой земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего мира.
(17)Скромная природа тех мест, где я провёл первые годы моей сознательной жизни, не блистала пышною красою. (18)Здесь не было величественных гор и скал, окружённых облаками, эффектных, соблазнительных для художников, потрясающих панорам. (19)Это был обычный русский простор: поля, леса, деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мхом, с тусклыми маленькими оконцами, из которых выглядывали лица людей. (20)Едешь, едешь, бывало, десятки вёрст, и как бы не изменяется, почти не движется окружающий тебя пейзаж. (21)Подчёркивая застывшую неподвижность июльского дня, поют, заливаясь, полевые кузнечики. (22)Их тонкий оглушительный звон непрерывно преследует путника, тихо бредущего вдоль наезженной, пыльной дороги. (23)Чудесным, полным бурной радостной жизни казался мне этот знакомый и родной мир.
(24)Ещё в годы раннего детства хранил я тайную мечту – увидеть и обойти мир. (25)С величайшим увлечением отдавался чтению книг,
в которых описывались похождения отважных охотников-следопытов. (26)Воображение с необычайною силою переносило меня в далёкие страны. (27)Закрыв глаза, я предавался страстным мечтаниям и уже видел себя путешественником, искателем приключений. (28)Я
мечтал о будущих путешествиях, беспечно и весело пролетая над расстилавшейся подо мною любимой землёю.
(29)Описанные в книгах подвиги и приключения волновали меня необычайно. (30)Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел стальные доспехи, сверкающие шлемы, мечи – вызванные воображением видения обступали меня, действительность мешалась подчас со сновидениями. (31)Во снах я видел описанных в книге богатырей, страшных чудовищ, сражался с ними и побеждал.
(32)Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела мною в детстве. (33)Коня с мочальною гривой представлял я живым, горячим скакуном-иноходцем. (34)Пламя и дым вырываются из ноздрей коня, с серебряных удил падает клочьями пена. (35)Выструганный из лучины меч был настоящий богатырский меч-кладенец. (36)С несокрушимою силою поражал я несметную вражескую рать, под ударами игрушечного меча слетали с высокой разросшейся крапивы пушистые вражеские головы. (37)Вражеская рать лежала поверженной на поле брани. (38)Вложив «окровавленный» меч в ножны, я гордо возвращался в заветный свой уголок.
(39)Немногие из нас, взрослых, сохранили эту чудесную способность преображаться. (40)Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми. (41)В дальних скитаниях при встрече с любезными сердцу людьми переживаю я прежнее счастье, по-прежнему крепко и радостно бьётся моё сердце.
(По И.С. Соколову-Микитову*)
* Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892–1975) – русский советский писатель и журналист, автор повестей и рассказов, путевых очерков о природе, путешествиях и людях труда
«Рассказчик вспоминает о том, как возникла у него страсть к путешествиям, любовь к родной земле. В этом ему помогают тропы: (А)_________ («голубые, ясные дни детства» в предложении 2, «серебряные реки и озёра» в предложении 3), (Б)__________ («проплывали… горы» в предложении 3). Говоря о воспоминаниях детства, писатель использует приём – (В)___________ («едешь» в предложении 20) и синтаксическое средство – (Г)__________ (в предложениях 27, 31)».
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема роли детства в жизни человека. (Какова роль детства в жизни человека?) | 1. Детские годы формируют личность человека, его мировоззрение. |
2. Проблема проявления любви к родной природе. (Как проявляется любовь к природе?) | 2. Любовь к природе, к родному краю проявляется в умении видеть их красоту, чувствовать гармонию окружающего мира. Даже знакомый окружающий мир кажется внимательному и наблюдательному человеку «чудесным, полным бурной, радостной жизни». |
3. Проблема значения книг в формировании жизненных ценностей. (Какова роль книги в формировании личности?) | 3. Чтение книг развивает у человека воображение, помогает ему определиться с выбором жизненного пути. |
4. Проблема влияния воображения на формирование личности. (Как воображение влияет на формирование личности?) | 4. Воображение переносит человека в разные места и эпохи, позволяя ему предаться мечтаниям, помогает ему определить дальнейший жизненный путь, сформировать у него представление о будущем. |
(1)Солдаты, расположившиеся вокруг пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюнявя химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
(3)Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. (4)Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках…
(5)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (6)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
– (7)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? – услышал он за собой густой, добродушный бас.
(8)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
– (9)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, – быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
(10)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (11)Прежде всего, он был немолод. (12)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а скорее принадлежал к категории «дедушек». (13)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (14)На фронт он мог не идти, но в первый же день войны записался добровольцем.
(15)Во время Первой мировой войны Ковалёв служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием – уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
(19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
(28)В минуту опасности Ковалёв преображался. (29)В нём загорался холодный огонь ярости. (30)Он не отступал ни на шаг. (31)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (32)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (33)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали…
(34)Среди людей часто попадаются храбрецы. (35)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (36)Ковалёв был истинный герой. (37)Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов.
(38)Командование неоднократно выдвигало Ковалёва на более высокую должность. (39)Но каждый раз он просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
– (40)Наводчик – это моё настоящее дело, – говорил Ковалёв, – с другими обязанностями я так хорошо не справлюсь, уж вы мне поверьте, за чинами я не гонюсь. (41)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (42)А для командира я уже не гожусь. (43)Стар. (44)Надо молодым давать дорогу. (45)Покорнейше вас прошу.
(46)В конце концов его оставили в покое. (47)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (48)И безусловно, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода…
(По В.П. Катаеву*)
* Валентин Петрович Катаев (1897–1986) – русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент.
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема определения образа истинного героя. (Какими качествами обладает настоящий герой? Кого можно считать настоящим героем?) | 1. Настоящий герой любит свою Родину, ради которой готов отдать все силы, совершить подвиг. Это скромный человек, который не гонится за чинами, а ответственно выполняет своё дело. Главное для него – долг перед Родиной. |
2. Проблема проявления бойцами мужества и героизма во время войны. (Что заставляло бойцов на войне проявлять мужество и героизм?) | 2. На войне бойцы проявляли мужество и героизм, потому что любили свою Родину, готовы были совершить подвиг, отдать все силы ради победы. |
3. Проблема значения патриотизма в жизни человека. (Что даёт человеку любовь к Родине?) | 3. Любовь к Родине пробуждает в человеке высокие стремления и чувства, ответственность за судьбу страны, желание отдать все силы ради её благополучия. |
4. Проблема особенностей детей военной поры. (В чём особенность детей военной поры?) | 4. У детей военной поры не было детства. Они слишком рано становились взрослыми. Несмотря на юный возраст, дети принимали непосредственное участие в войне, постигая тонкости военного ремесла. |
5. Проблема понимания человеком своего назначения на службе. (Каково назначение человека на службе?) | 5. На службе главное не карьерный рост, а осознание пользы, которую человек может принести Отечеству. |
6. Проблема несоответствия внешнего вида человека его сущности. (Всегда ли внешний вид человека соответствует его сущности?) | 6. Зачастую внешний вид человека, первоначальное представление о нём не соответствуют его сущности. |
Сочинения приведены без правок.Сочинение по тексту В.П. Катаева
Должен ли каждый служащий находиться на своём месте?..
Позиция автора мне вполне ясна и понятна. Не стоит менять отличного наводчика на командира взвода. «Ведь, безусловно, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода».
Сочинение по тексту Е.М. Богата
Что такое творчество?..
Автор считает, что любой человек может быть творческим, однако для этого нужно приложить усилия.
Комментарий эксперта: Наблюдается нестыковка формулировки проблемы и авторской позиции, однако при условии отражения авторской позиции по другой проблеме из «списка» снижение балла(-ов) происходит по критерию К5.
Сочинение по тексту Е.М. Богата
В предложенном для анализа тексте автор Богат рассуждает о проблеме: «творчество и личность человека»…
В своей позиции я соглашаюсь с мнением писателя. Ведь каждый из нас уникален, талантлив.
Комментарий эксперта: Особенность формулировки авторской позиции здесь заключается в том, что авторская позиция представлена внутри собственного мнения экзаменуемого, то есть косвенным путём.
Обратите внимание! Следует учитывать, что
в разных функциональных разновидностях языка авторская позиция проявляется по-разному. Так, текст Е.М.Богата является публицистическим, автор открыто заявляет о своей позиции; текст И.С. Соколова-Микитова имеет более сложную организацию, скорее, это художественно-публицистическая разновидность языка, образ рассказчика, по сути, является олицетворением образа автора; текст В.П. Катаева написан языком художественной литературы, авторская позиция не столь очевидна, скрыта за сюжетом и образами персонажей.
Сочинение по тексту И.С. Соколова-Микитова
"Как связаны человек и природа?..
Автор считает, что сегодня природа всё меньше подчиняется человеку, ведь человек её уничтожает".
Комментарий эксперта: Авторская позиция искажена.
Сочинение по тексту В.П. Катаева
"Эти дополняющие примеры доказывают то, что истинный герой не гонится за чинами, ради славы, а делает своё дело, в котором он хорош, для защиты своей Родины.
Мне близка позиция автора, я с ней согласна. В мире много истинных героев, и если они есть, то они должны быть такими как Ковалёв. В настоящее время вообще редко таких встретишь. А вот в годы войны их было много. Например, дети-разведчики, которые всеми силами пытались помочь нашим солдатам, даже ценою своих жизней".
Комментарий эксперта: Перед нами формальное выражение позиции автора. Экзаменуемый заявляет о своём согласии с мнением автора, но нигде и никаким образом не формулирует само мнение автора.
В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути.
В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся. Подобные ошибки следует квалифицировать как ошибки по критерию К5. То же самое касается дублирования в формулировке авторской позиции мысли, уже высказанной в ходе анализа указанной смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Такое дублирование учитывается по критерию К5 как логический повтор.
Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ 2024 г.
В раздел СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ