Позиция автора текста в сочинении ЕГЭ по русскому языку.


Авторская позиция (критерий К1)

В связи в изменениями в формулировке задания 27 и критериях оценивания сочинения ЕГЭ определение авторской позиции в 2025 году оценивается по критерию К1 ("Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста")
1 балл ставится, если "позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулирована верно".
0 баллов ставится, если "позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.
Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 (Комментарий) и К3 (Собственное отношение в позиции автора) оценивается 0 баллов


Достаточным и необходимым условием успешного выполнения задания в этой части работы считается умение экзаменуемого адекватно воспринять позицию автора (позитивное, негативное, двоякое и т.п. отношение к рассказанному и дать предлагаемый ответ автора на поставленный на указанный в задании 27 вопрос).
Авторская позицияответ на вопрос, сформулированный в проблеме/отношение автора к проблеме.
(Проблема: Как нужно относиться к природе?/Проблема отношения человека к природе. Авторская позиция: Люди должны бережно относиться к природе...)
Иногда бывает так: позиция автора – это то, на что автор просто обращает внимание, что волнует и беспокоит его. Это не конкретный ответ на вопрос, а, наоборот, принципиальный уход от прямого ответа. Однако не сформулированный автором ответ – это тоже ответ.

Важно! Следует учитывать, что в разных функциональных разновидностях языка авторская позиция проявляется по-разному. В текстах публицистического стиля автор обычно прямо заявляет свою позицию. В текстах художественного стиля позиция автора скрыта - необходимо проанализировать сюжет/персонажей, отношение автора к герою/героям, чтобы понять позицию автора.

Обращение при формулировке авторской позиции ко мнению героя допускается. Тем не менее это не означает, что экзаменуемый всегда получит балл по критерию К1, приведя в качестве авторской позиции мнение любого героя текста. Не любого, а только того, кто может быть внутренне близок автору при осмыслении поставленной проблемы.
Для экспертов по каждому исходному тексту дается информация о тексте в табличной форме, отражающая примерный круг проблем и позицию автора по каждой из них. Например, к текстам Е.М. Богата, И.С. Соколова-Микитова и В.П. Катаева дана следующая информация.





1 балл по критерию К1

Сочинения приведены без правок.
Сочинение по тексту В.П. Катаева
Должен ли каждый служащий находиться на своём месте?..
Позиция автора мне вполне ясна и понятна. Не стоит менять отличного наводчика на командира взвода. «Ведь, безусловно, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода».

Сочинение по тексту Е.М. Богата
Что такое творчество?..
Автор считает, что любой человек может быть творческим, однако для этого нужно приложить усилия. 

Комментарий эксперта: Наблюдается нестыковка формулировки проблемы и авторской позиции, однако при условии отражения авторской позиции по другой проблеме из «списка» снижение балла(-ов) происходит по критерию К5.

Сочинение по тексту Е.М. Богата
В предложенном для анализа тексте автор Богат рассуждает о проблеме: «творчество и личность человека»…
В своей позиции я соглашаюсь с мнением писателя. Ведь каждый из нас уникален, талантлив.

Комментарий эксперта: Особенность формулировки авторской позиции здесь заключается в том, что авторская позиция представлена внутри собственного мнения экзаменуемого, то есть косвенным путём.


Обратите внимание! 
Следует учитывать, что в разных функциональных разновидностях языка авторская позиция проявляется по-разному. Так, текст Е.М.Богата является публицистическим, автор открыто заявляет о своей позиции; текст И.С. Соколова-Микитова имеет более сложную организацию, скорее, это художественно-публицистическая разновидность языка, образ рассказчика, по сути, является олицетворением образа автора; текст В.П. Катаева написан языком художественной литературы, авторская позиция не столь очевидна, скрыта за сюжетом и образами персонажей.

0 баллов по критерию К1

Сочинение по тексту И.С. Соколова-Микитова
"Как связаны человек и природа?..
Автор считает, что сегодня природа всё меньше подчиняется человеку, ведь человек её уничтожает".

Комментарий эксперта: Авторская позиция искажена.

Сочинение по тексту В.П. Катаева
"Эти дополняющие примеры доказывают то, что истинный герой не гонится за чинами, ради славы, а делает своё дело, в котором он хорош, для защиты своей Родины.
Мне близка позиция автора, я с ней согласна. В мире много истинных героев, и если они есть, то они должны быть такими как Ковалёв. В настоящее время вообще редко таких встретишь. А вот в годы войны их было много. Например, дети-разведчики, которые всеми силами пытались помочь нашим солдатам, даже ценою своих жизней".

Комментарий эксперта: Перед нами формальное выражение позиции автора. Экзаменуемый заявляет о своём согласии с мнением автора, но нигде и никаким образом не формулирует само мнение автора.

Ошибки при формулировании авторской позиции

В исходном тексте позиция автора может не формулироваться в явном виде, поэтому участник экзамена вынужден конструировать ее, опираясь на собственное понимание ключевых слов. В этом случае недочеты вызваны тем, что понимание текста ограничивается поверхностным истолкованием его сути.

В сочинениях встречаются также ошибки, обусловленные фрагментарностью, рассогласованностью понимания текста, когда проблема и авторская позиция не соотносятся. Подобные ошибки следует квалифицировать как ошибки по критерию К5. То же самое касается дублирования в формулировке авторской позиции мысли, уже высказанной в ходе анализа указанной смысловой связи между примерами-иллюстрациями. Такое дублирование учитывается по критерию К5 как логический повтор.


Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ 2024 г.

В раздел СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ
Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent