Что такое настоящая дружба? Именно об этом заставляет задуматься текст И. Пановой.
Что делает из обычного храбреца настоящего героя? Почему и ради чего человек готов совершить подвиг? Именно об этих вопросах рассуждает В.П. Катаев…
Удивительное сходство украшающего нашу жизнь крохотного подснежника и скромных, незаметных людей с огромной душой, вмещающих в себя всё лучшее, что есть в человечестве и также являющихся украшением жизни — вот о чём размышляет в своём тексте Г. Троепольский. Автор подчёркивает несоответствие внешней невзрачности и внутреннего величия неравнодушных людей и стремится восславить их, обратить внимание читателя на лучшие качества, которыми эти люди обладают. Троепольский желает им счастья и призывает отдохнуть душой, любуясь подснежниками в весеннем лесу.
Советский журналист и писатель Евгений Михайлович Богат в предложенном для анализа тексте утверждает, что творчество – это «рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир». Всегда ли это так? Мы знаем, что творчество может проявляться и в обыденной жизни, в самой будничной форме.
Рассмотрим эти позиции на примерах из текста…
Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек - это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С. Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
В чём проявляется любовь человека к природе, к родному краю? Мне кажется, что она проявляется в самых обычных вещах: в умении видеть «простую» красоту, чувствовать окружающий мир. Если человек наблюдательный, то самый простой деревенский вид может показаться ему прекрасным. Читая текст И.С. Соколова-Микитова, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.
Александр Исаевич Солженицын - один из писателей, который всегда остро ощущал личную причастность ко всему происходящему в России. В своих произведениях он поднимал проблемы, связанные с историей России и русского народа и с современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот писатель приходит к важным философским обобщениям, выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё место в мире. В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор утверждает, что человек, несмотря на величайшие достижения в области науки и техники, не должен считать себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в одно существо живую душу. Человек обязан бережно относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и неповторимость каждого живого существа.
Владимир Солоухин - один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель ставит и в тексте о прекрасном росном утре.
Евгений Богат – один из советских писателей, который остро ощущал личную причастность ко всему происходящему в России. Журналист в своих произведениях размышляет о знаменитых открытиях, известных людях, прославивших Россию.
В предложенном тексте речь идёт именно о таких людях: писателе Радищеве, простом рабочем Павлове…
Валентин Катаев известен читателям больше как детский писатель. Мы знаем его знаменитую повесть «Сын полка», в которой он рассказывает о буднях войны, о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю советского народа. Вот и в предложенном тексте автор ставит проблему мужества и героизма во время Великой Отечественной войны.
Школа... Какая нежность переполняет мою душу при произнесении этого слова, сколько счастливых воспоминаний о событиях школьной жизни мгновенно проносится передо мной! Учителя в течение многих лет заботились о нас, окружали теплом и лаской, помогали в трудные минуты нашей жизни. Я всегда с большим трепетом буду вспоминать счастливые школьные годы и мысленно благодарить учителей за сформированные ими человеческие качества, свойства характера, которые всегда будут помогать мне в жизни. Именно к проблеме влияния школы на формирование характера человека обращается в своём тексте выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.
Природа! Какая красота звучит в этом слове, как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков люди пытались познать природу, проникнуть в её тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили о матушке-природе, многие талантливые писатели воспевали её в своих произведениях. Вот и в тексте Ивана Сергеевича Соколова-Микитова мы видим, как человек восхищается природой, любит самые простой окружающий мир.
Война… Какое страшное слово! Но самое страшное в том, что на войне больше всего страдали дети. У них просто «отобрали» их детство. Они в один миг вдруг становились взрослыми, сражаясь наравне с бывалыми бойцами.
Именно к проблеме влияния войны на детей, их взрослению и обращается в своём тексте русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент В.П. Катаев.
В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем, какая тактика будет способствовать успеху обсуждения.
Каждый человек в современном мире стремится получить хорошее образование. А задумывался ли кто-нибудь о том, что стоит за этим понятием и каков должен быть объём знаний образованного человека? Я думаю, вряд ли... Мы редко размышляем об этом, озабоченные выбором престижных вузов и востребованных сегодня специальностей. А текст С. Кокориной заставляет подумать о том, что такое настоящее образование и какой человек с полным правом может считать себя образованным.
Книги очень много значат для человека. В них – неоценимый опыт предыдущих поколений, который мы перенимаем. Иногда, прочитав какое-нибудь произведение, человек вдруг понимает, какой жизненный путь ему выбрать, как дальше идти по жизни, с какими мыслями и делами. Вот и герой-рассказчик Соколова-Микитова «с величайшим увлечением отдавался чтению книг, в которых описывались похождения отважных охотников-следопытов».
Какого человека можно назвать творческой личностью? Мне кажется, что это очень трудный вопрос, на который нельзя дать однозначного ответа. Творчество – это особый дар, а проявляться он может в самых разных ситуациях. Но в любом случае творческий дар – это не что-то готовое, данное человеку раз и навсегда с рождения, его надо развивать, прилагать усилия, чтобы тебя назвали талантливым человеком.
Текст советского журналиста и писателя Евгения Богата, я думаю, посвящён именно проблеме творчества и творческого человека…
«Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир для безмерной свободы, творчества и счастья», - убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы можем сказать: вера писателя в безмерные возможности человека, в его способность к творчеству, в силу его стремлений к свободе, которую может подарить полёт, была не напрасной.
«Равнодушие к нуждающимся в помощи - это один из самых опасных пороков», - утверждает В. Сухомлинский. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто в наше время помощью, в которой нуждаются люди, оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы ведём себя по отношению к окружающим как неравнодушные люди, свободны ли мы от порока равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами привета, пожелания или благодарности, обращёнными к собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского.
«Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» - этими словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л. Павлова.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам -
эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф. Искандера.
«Трудно представить теперь чудесную игру воображения, которая владела мною в детстве», – убеждённо говорит в тексте Иван Сергеевич Соколов Микитов. Эти слова автора повестей и рассказов, путевых очерков о природе как нельзя лучше показывают, как детское воображение человека влияет на всю дальнейшую его жизнь.
«Что такое творчество? Самый распространённый ответ: творчество – это рождение чудесной новизны, появление новых великих художественных и материальных ценностей, которые украшают мир», – утверждает Евгений Михайлович Богат. С этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто творчество может проявиться в самых обыденных и простых вещах, например, водителя автобуса, который, видя, что в машине много старых людей, ведёт её особенно бережно, тоже можно назвать творцом.
«Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества». Эти слова известного чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика как нельзя лучше характеризуют героя текста В.П. Катаева – наводчика Ковалёва.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
эти бессмертные строки Ф.И. Тютчева вспомнились мне, когда я читал текст Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, в котором воспевается «обычный русский простор: поля, леса, деревни с соломенными и деревянными кровлями, поросшими бархатным мхом, с тусклыми маленькими оконцами, из которых выглядывали лица людей».
От экзаменуемого не требуется придерживаться строгих рамок того или иного жанра, той или иной композиции. Жанрово-композиционные характеристики текста экзаменационного сочинения не учитываются экспертами. Сочинение может быть классическим трёхчастным, то есть состоять из вступления, главной части и заключения, может делиться на несколько частей со своими микротемами в каждой. Однако при любом варианте композиции в сочинении должно прослеживаться коммуникативное намерение пишущего, без него невозможны смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения – важнейшие признаки текста.
Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.
Вернуться в раздел
СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ