Осенью 1832 года доктор Даль, ординатор Санкт-Петербургского военно-сухопутного госпиталя, отправился к Пушкину со <...> книгой «Русские сказки», недавно изданной и вызвавшей неудовольствие правительства, нашедшего в них политический умысел. Оставшиеся у книгопродавцев экземпляры «Русских сказок» были изъяты, автор допрашивался в Третьем отделении.
Прежде Даль не был близко знаком с Пушкиным и теперь шёл к поэту с понятным волнением.
Сам Даль так вспоминает об этой встрече с Пушкиным: «Пушкин по обыкновению своему засы́пал меня множеством отрывочных замечаний, которые все шли к делу, показывали глубокое чувство истины. „Сказка сказкой, – говорил он, – а язык наш сам по себе, и ему-то нигде нельзя дать этого русского раздолья, как в сказке. А как это сделать, – надо бы сделать, чтобы научиться говорить по-русски и не в сказке… А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото! А не даётся в руки, нет!”».
Пушкина порадовало собирательство Далем народных слов, пословиц и поговорок. Позднее Даль писал: «Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов». И дальше: «Пушкин горячо поддерживал это направление».
По настоянию Пушкина Даль стал готовить словарь живого великорусского языка, и перстень, подаренный ему умирающим Пушкиным, – это дружеское напутствие, благословение на великий подвиг.
(По В.И. Страдымову)
ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это местоимение.
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) придАное
2) Оптовый
3) щЁлкать
4) воврЕмя
5) звонИшь
ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Аркадий делал впечатление интеллигентного человека, имеющего жизненный опыт.
ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
на ширине ПЛЕЧ
ВОСЕМЬЮСОТЫЙ экземпляр
ЛЯГТЕ на бок
НЕЛЕПЕЙШИЙ наряд
между НИМИ
ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) неправильное построение предложения с косвенной речью | 1) Перед открытием турнира ведущий сказал, что «сначала я представлю членов жюри». 2) Те, кто следит за новинками литературы, читал широко обсуждаемые произведения известной писательницы. 3) В дальнейших исследованиях автор как опирался на данные толковых словарей, так и на материалы летописей. 4) Благодаря уникальных экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты. 5) Приближаясь к перекрёстку, включился красный сигнал светофора. 6) Подобно многим другим произведениям В.И. Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет. 7) Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда придут в поле комбайны. 8) Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ. 9) Всадник погнал лошадь вдоль железной дороги вслед удаляющемуся поезду. |
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) тр..фарет, ди..лог, обог..щение
2) (московский) ст..рожил, обозн..чение, (металл) нак..лился
3) преобр..зить, ур..внение (с переменной), к..медия
4) оч..щение, экспер..мент, нап..вать (мелодию)
5) к..снуться, в..рсистый, г..ревать
ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..емственность, пр..стыдить, пр..даваться (веселью)
2) об..гнуть (овраг), с..переживание, пр..верка
3) пед..нститут, дез..нфекция, контр..гра
4) бе..выходное, бе..дельник, ра..мышлять
5) ш..ёт (платье), об..ективный, трет..и (сутки)
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) сирен..ватый, (реки) обезвод..ли (в жару)
2) вод..ной, ветр..ная (мельница)
3) немец..кий, француз..кий
4) развед..вать, совет..вать
5) переплёт..ик, смаз..ик
1) уед..шь, сбав..вший
2) бор..шься, немину..мый
3) спряч..шься, закле..вший
4) высад..шь, охраня..мый
5) забле..т (ягнята), се..щий (пшеницу)
ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Дожди зарядили надолго, а я к сырой погоде был (НЕ) ПОДГОТОВЛЕН и промок до нитки.
2) В (НЕ) БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
3) Всем известно, что наша система образования одна из лучших, если (НЕ) ЛУЧШАЯ в мире.
4) Лес казался (НЕ) ПОДВИЖНЫМ, притихшим.
5) (НЕ) ПРЕКРАЩАВШИЙСЯ всю ночь сильный восточный ветер поднял большую зыбь на реке.
ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Отец (В)ТЕЧЕНИЕ часа говорил со мной (НА)СЧЁТ поездки в деревню.
2) (В)ВИДУ обстоятельств встречу пришлось перенести (НА)УТРО.
3) Дорожка, по обе стороны которой высились (ВЕЧНО)ЗЕЛЁНЫЕ сосны, уходила (В)ДАЛЬ.
4) ЧТО(БЫ) он ни предлагал, его слушали так, (КАК)БУДТО то, что он предлагал, давно известно.
5) Брат приехал (В)НАЧАЛЕ марта, чтобы (В)ТЕЧЕНИЕ весны закончить отделку дома.
ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на всё происходящее вокруг.
2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.
3) Прошлогодняя дорожная колея заросла ромашками.
4) Голос у старика был мягкий ласковый.
5) Вся досада на прежних врагов была забыта и Иван Ильич был счастлив.
ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Таня (1) к удивлению Серёжи (2) ловко затормозила.
– Дедушка (3) как нам выйти из лесу? – закричала она.
Старичок медленно выпрямился и посмотрел на детей.
– Я бы вас провёл (4) милые (5) да (6) ведь (7) я на работе, с работы не уйдёшь.
ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
ЗАДАНИЕ 22.
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский) Б) Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве (С. Есенин) В) Над садами высоко и медленно плавал коршун. (И. Гончаров) Г) Досталась им буханка светлого хлеба – радость! Сегодня фильм хороший в клубе – радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли – радость! (А. Солженицын) Д) Пришел, увидел, победил (Цезарь) | 1) метафора 2) литота 3) сравнение 4) парцелляция 5) гипербола 6) градация 7) ассонанс 8) эпифора 9) эпитет |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Один из самых обаятельных образов русской литературы – образ чудака. (2)Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля даёт такое определение: «Чудак, чудачка – человек странный, своеобычный, делающий всё не по-людски, а по-своему, вопреки общему мнению и обыку».
(3)Но если раньше называли чудаками людей странных, необычных, то теперь это определение лишилось оттенка острого недоумения, непонимания или неприятия. (4)Чудаками стали называть людей духовно красивых, деятельных и бескорыстных, не лишённых разных человеческих странностей. (5)Определение «чудак» начало наполняться изнутри обаянием, которого оно раньше чаще всего было лишено.
(6)Но это вовсе не означает, что образ жизни чудака стал некоей социальной нормой. (7)В этом случае он перестал бы быть чудаком. (8)Нет, и в совершенно новых социально-нравственных условиях, в абсолютно иной исторической ситуации он оставался избранной натурой. (9)И это потому, что его отличало редкое бескорыстие, которое никогда не было и, может быть, никогда и не будет уделом всех людей, как никогда не был и никогда не будет уделом всех художнический талант или дар философского мышления.
(10)Кстати, о философском мышлении. (11)Чудак не обязательно мыслитель, но это всё же человек, ведущий «философский образ жизни». (12)Чтобы меня поняли, обращусь к небольшой жизненной иллюстрации.
(13)Я расскажу сейчас о парке. (14)Никто не верил, что можно этот парк разбить на высоте две тысячи сто метров над уровнем моря, в горах Армении. (15)А создать парк было важно: от этого зависело, быть или не быть маленькому селению Джермук с целебной минеральной водой большим курортом. (16)Нужен был парк, стягивающий к себе весь город.
(17)И нашёлся человек, который этот парк создал. (18)Старый лесник Кирилл Дрепало. (19)Раньше, до парка, он выращивал лес в высокогорных районах Армении. (20)Вместе с елью, сосной, берёзой он поднимался всё выше и достиг тысячи шестисот метров над уровнем моря. (21)А потом создал и этот парк.
(22)То, казалось бы, невозможное, что он совершил, состояло, в сущности, из обыкновенных возможностей: он ложился за полночь и поднимался в шесть утра, писал во все питомники страны, собирал семена и черенки, построил у себя опытную оранжерею. (23)А раньше, до черенков и оранжереи, когда однажды механизмы вышли из строя, «ворочал камни, как рассказывали, и усмирял топь собственными руками». (24)Он доставлял с высокогорных пастбищ хорошо унавоженную землю и добывал редкие семена неприхотливых гладиолусов.
(25)Я был в Джермуке весной, когда парк оттаивал, и видел Кирилла Сергеевича Дрепало ежедневно за делом. (26)Вот он распаковывает ящик с рассадой, вот, после нежданной вьюги, погружает руки в оживающую землю.
(27)Мне кажется, что в образе этого Старика воплощено нечто стабильное в нашей системе жизненных ценностей и целей. (28)Эту стабильность не могут поколебать самые бурные сегодняшние дискуссии. (29)Комфорт и счастье – разные понятия. (30)Можно жить с комфортом и не быть счастливым. (31)И можно быть счастливым при отсутствии комфорта. (32)Разумеется, я употребляю понятие «комфорт» в житейском, обыденном смысле, подразумевая под ним не сумму благоприятных обстоятельств и возвышенный покой души, а комплекс удобств, при которых личность чувствует себя достаточно уютно и защищённо.
(33)Этот Старик удивителен, но не исключителен. (34)Я видел в жизни много подобных ему подвижников-бессребреников, несущих всем какое-то благо: они строят телескопы (разумеется, безвозмездно) для народных обсерваторий, ищут потерянные полотна больших художников, не для себя, а чтобы передать музеям, посылают черенки выведенных ими новых сортов растений во все концы мира…
(35)В этих бескорыстных чудаках сосредоточилось, как в волшебной линзе, самое лучшее, высокое, цельное, что есть в нашем социальном строе и в нашем народном характере.
(По Е.М. Богату*)
* Евгений Михайлович Богат (1923–1985) – советский журналист, писатель, публицист.
ЗАДАНИЕ 23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
ЗАДАНИЕ 25. Из предложения 34 выпишите слово высокого стиля со значением «добро».
ЗАДАНИЕ 27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Для чего миру нужны чудаки?»
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.