Задание 6 ЕГЭ по русскому языку посвящено поиску и исправлению речевых ошибок. В частности, проверяется знание лексической сочетаемости слов, а также умение находить и исправлять тавтологию и плеоназм. Поскольку задание имеет вариации, мы разделил практику на 2 части. В этой статье представлены задания, в которых необходимо исключить лишнее слово из предложения. Задания на замену неверно употребленного слова можно найти во второй части практики.
При подготовке к ЕГЭ рекомендуем изучать лексические (речевые) нормы комплексно: из 50 первичных баллов ЕГЭ знание лексических норм даёт выпускнику 5 баллов (Это задания 5, 6, 27). В пособии «Речевые нормы» мы подробно рассмотрели все речевые ошибки, за которые (согласно кодификатору) снимают баллы в сочинении. Кроме того, речевым нормам посвящены следующие наши пособия: «Топ речевых ошибок», «Паронимы», «Исключить и заменить: задание 6 ЕГЭ» (вы можете посмотреть демонстрационные фрагменты книг на странице с описанием пособия).
Формулировка задания:Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ИСКЛЮЧИВ лишнее слово. Выпишите это слово.
1. Журнал «Наука и жизнь» опубликовал материалы, в которых шла речь об особенностях ситуации, сложившейся в России, начиная с реформ Александра и до свержения династии рода Романовых.
2. Коренные аборигены Америки живут в суровых условиях.
3. Благодаря героическим усилиям небольшой группы наших пехотинцев и миномётчиков ответная контратака противника была отбита.
4. Певец, с которым мы познакомились во время поездки, пришёл на собрание писателей и подарил нам бесплатно несколько своих пластинок.
5. Свобода религиозного вероисповедания в России закреплена конституционно.
6. После его назначения жизнь в городе стала бить другим ключом.
7. Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии.
9. Крестьянская простота и прямолинейность, народный фольклор и поэзия природы, отражения того и другого в литературе меня привлекали.
10. Первый тур стартовавшего в Швеции чемпионата мира по хоккею не принёс никаких неожиданных сюрпризов.
11. Народный фольклор, зародившийся в древности, –– историческая основа мировой художественной культуры.
12. Как объяснить способность некоторых организмов заранее предчувствовать цунами, землетрясения, магнитные бури?
13. Эти события навсегда запоминаются на всю жизнь, остаются в памяти как отпечаток, точный и подробный.
14. С неделю он стрелял лягушек, но потом этот напрасный сизифов труд был прерван делегацией чегемских родственников, которые подошли прямо к пруду, и старейший из них вежливо, но твердо взял из рук Марата его мелкокалиберку.
15. Поднявшись на вершину горы, альпинисты остановились: глубокая бездна открылась перед ними.
16. Я вижу, как воды реки постепенно подмывают берег, на котором стоят беседки, и очень опасаюсь, что однажды эти строения могут рухнуть вниз.
17. Найдя подходящую скалу, из которой можно было вырубить цельный монолит нужного размера, египтяне обтёсывали камень с трёх сторон –– так, что его оставалось отделить от скалы только снизу.
18. Из-за возросших политических рисков предприниматели были вынуждены временно приостановить реализацию большинства проектов.
19. Проект реформы правильного правописания был представлен учёными Российской академии наук в 1912 году, но не был утверждён, хотя продолжал широко обсуждаться.
20. Главную суть своей книги учёный изложил на научной конференции.
21. О реальных событиях: о счастливом детстве, любимых наставниках, об учёбе в Тенишевском училище, о революции, трудных годах эмиграции –– В.В. Набоков рассказал в своём автобиографическом романе «Другие берега».
22. Люди в традиционной одежде –– длинных меховых пальто –– предлагают местные изысканные деликатесы: мёд, варенье, колбасы, сыр, настойку.
23. Зло возвращается обратно бумерангом к тому, кто его сотворил.
24. Целью соревнований было не достижение хороших высоких результатов, а обмен опытом между дружественными командами.
25. Актёр произносил монолог героя, оживлённо жестикулируя руками, и его энергичные движения завораживали зал.
26. Платонов в нерешительности прошёлся по мраморному вестибюлю и оглядел витрины киосков, где выставлены были памятные сувениры.
27. Все мои друзья ясно видят перспективы будущего, связанные с получением образования и овладением профессией.
28. Места для отступления назад у главнокомандующего не было.
29. Нужно вновь возобновить на телевидении учебные передачи, научно-популярные программы, пропагандировать выдающиеся изобретения, представлять их авторов.
30. Я решил ознакомиться с полным прейскурантом цен на продукцию фабрики.
31. В институте появилась свободная вакансия: на кафедру новейшей истории требуется доцент.
32. Мировое человечество вошло в третье тысячелетие с громадными знаниями и колоссальным потенциалом их использования.
33. Судьба подарила нам бесплатно этот безоблачно-яркий день, и мы стоим на снежной вершине Альп.
34. Туристы целеустремлённо приближались к цели своего путешествия, но их силы были на исходе.
35. Посев семян хвойных пород необходимо проводить в очень оптимальные сроки, когда почва влажная и температура её верхних слоёв достигает 6–8 ̊С – для кедра и 8–10 ̊С – для ели и пихты.
36. Правильное правописание слов-исключений необходимо запомнить, поскольку они являются частью орфографического правила.
37. В Петербурге в доме Теплова собрались любители музыки на первую премьеру концерта молодого композитора.
38. К словарным относятся те слова, правильное правописание которых нужно запомнить, потому что оно не определяется правилами.
39. Злободневность, умение вести взаимный диалог со зрителем, интеллигентная внешность и профессионализм ведущего сразу же расположили к нему телезрителей.
40. По воспоминаниям К.С. Станиславского, первая премьера одного из его спектаклей чуть не обернулась катастрофой: за час до начала спектакля упали все ширмы, служившие декорациями.
41. В ту пору, когда я писал свою автобиографию, было не принято рассказывать о подвигах разведчиков на войне.
42. Потеющие от стресса ладони рук, учащение дыхания и сердцебиения –– результат работы сложного механизма мозга, оценивающего стрессовые факторы.
43. Каждому работающему человеку необходимо знать, как правильно составлять свою автобиографию и какую информацию необходимо указать в ней.
Источники:
1) ОБЗ ФИПИ;
2) Пособие «Исключить и заменить»;
3) задания, составленные командой Рустьюторс на основе словосочетаний из сборников ЕГЭ (от разработчиков).
Комментарии (0)