Тест ЕГЭ по русскому языку по демоверсии ФИПИ 2019. Вариант 9

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 

(1)Врачи давно заметили, что люди, работающие в шахтах на добыче каменной соли, калийных солей, почти не страдают лёгочными заболеваниями. (2)<…> возникла спелеотерапия, основанная на положительном влиянии на организм человека среды соляных естественных и искусственных пещер. (3)Эта среда отличается специфическим микроклиматом (важно прежде всего его постоянство), стерильной чистотой воздуха, в котором отсутствуют аллергены, но зато есть полезные для человека ионы калия, магния и других элементов. 

ЗАДАНИЕ 1

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 

1) Шахтёры заметили, что среда соляных пещер отличается специфическим микроклиматом, стерильной чистотой воздуха, в котором отсутствуют аллергены, но зато есть полезные для человека ионы калия, магния и других элементов. 

2) Врачи заметили, что люди, работающие в соляных шахтах, меньше болеют лёгочными заболеваниями, в результате чего возникла спелеотерапия, в основе которой – положительное влияние на организм человека среды соляных пещер: постоянного микроклимата; чистого, без аллергенов, воздуха; полезных ионов. 

3) Спелеотерапия возникла в результате наблюдения врачей за людьми, работающими в соляных шахтах и, как оказалось, почти не страдающими лёгочными заболеваниями, ведь среда соляных пещер благодаря постоянству микроклимата, стерильной чистоте воздуха и наличию полезных ионов положительно влияет на организм человека. 

4) Врачи давно заметили, что люди, работающие в шахтах на добыче каменной соли, калийных солей, никогда не страдают лёгочными заболеваниями, потому что в соляных пещерах отсутствуют ионы калия 
и магния. 

5) Спелеотерапия, основанная на положительном влиянии на организм человека естественных пещер, активно применяется современными врачами в комплексном лечении тяжёлых лёгочных заболеваний у людей, работающих в шахтах на добыче каменной соли и калийных солей. 

 

ЗАДАНИЕ 2

Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это наречие. 
 

ЗАДАНИЕ 3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. 


ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна. 
1) Выражающий согласие, одобрение, утвердительный. Положительное решение. Положительная оценка. П. ответ. 
2) Полезный, существенный, заслуживающий одобрения. П. результат. 
П. факт. Положительное явление. 
3) полн. ф. В математике: представляющий собой величину, взятую со знаком «плюс» (+), бóльшую, чем ноль. Положительное число. 
4) полн. ф. Относящийся к тому виду электричества, материальные частицы которого называются протонами, позитронами (спец.). П. электрический заряд. 
 

ЗАДАНИЕ 4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. 

прИнятый 
досУха 
жалюзИ 
корЫсть 
закУпорив 
 

ЗАДАНИЕ 5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

Козетта держала себя на той же ДРУЖЕСКОЙ, участливой ноте, которую они взяли в первое неожиданное свидание в Коломне 
Однажды в Коломне в НЕСТЕРПИМО солнечный до рези в глазах день Тезкин столкнулся с Козеттой. 
На них была видна истерзанная земля, залитая ИСКУСНЫМИ морями, с вырубленными лесами и наступавшими оврагами. 
В него точно бес вселился, он сделался РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫМ, грубым, орал на всех, кто приставал к нему с расспросами и увещеваниями, и целыми днями слонялся по дому или по улицам, не зная, как справиться с душевной мукой. 
Он не унаследовал ни ума, ни ЖИТЕЙСКОЙ ловкости старших братьев, рос в их тени, донашивал за ними одежду и ходил в те же детские учреждения, где его звучная фамилия была хорошо известна. 
 

ЗАДАНИЕ 6

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Правильная устная и письменная речь поможет приобрести уважение окружающих.  

ЗАДАНИЕ 7

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно 

известные ПРОФЕССОРЫ 
более ДВУХСОТ участников 
ОБЕИМИ руками 
более КРАСИВЫЙ 
не МАШИТЕ руками 
 

ЗАДАНИЕ 8

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 

А) неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без 
Б) нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм 
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 

1) Ученые выяснили, что не только люди, но и животные способны распознавать свое отражение в зеркале. 
2) Калитин заявил, что я не согласен с обвинениями, выдвинутыми в мой адрес. 
3) Вася был очень голодным и жадно смотрел на стол, облизывая ложку, поскольку приготовленная каша мамой еще не остыла, 
4) Хорошо отдохнув, он вернулся с деревни в город. 
5) На минуту Арсений остановился, задержал дыхание и идет дальше. 
6) Никто из проживающих точно не скажут, когда будет горячая вода. 
7) В фильме “Зеркало” Тарковский хотел показать всю сложность человеческой души. 
8) Многие из тех, кого вы знаете, знакомы с этим загадочным человеком. 
9) Он любил и интересовался искусством с самого раннего детства, поэтому был частым посетителем музея. 
 

ЗАДАНИЕ 9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов. 

1. конс..рвировать, прив..заться, обор..няться 
2. в..рсистый, с..тевая, раск..ленный 
3. неисч..рпаемый, сомн..ваться, прекл..няться 
4. по..вились, дез..ртир, д..летант 
5. возн..кновение, скр..пучий, гориз..нтальный 
 

ЗАДАНИЕ 10

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. 

1. нед..варить, н..дломить, п..бежать 
2. ра..говориться, во..нестись, не..дешний 
3. пр..усадебный, пр..странный, пр..клеить 
4. от..драть, н..дкусить, з..бежать 
5. по..нажать, на..сечь, по..лететь 


ЗАДАНИЕ 11

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Изюм..нка, обесточ..ли 
2. Младенч..ский, привередл..вый 
3. Дымч..тая, издавн.. 
4. Шахмат..ст, циркони..вый 
5. Перевод..ик, бан..ик 
 

ЗАДАНИЕ 12

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 

1. Дорогосто..щие, мел..щий 
2. (они) леч..тся, маяч..щий 
3. Леле..л, (они) сто..т (дорого) 
4. Бре..шься, закле..нный 
5. Неприемл..мый, брош..нный 
 

ЗАДАНИЕ 13

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. 

Ещё (НЕ)ОБДУМАННОЕ решение и впрямь быстро превратилось в чёткий план. 
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (НЕ)широкой, но быстрой реки, образовав глубокий затон. 
До ближайшей деревни путь отнюдь (НЕ)БЛИЗКИЙ. 
Турок уставился в землю, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на входящих часовых. 
В 1839 году отцу Лескова, (НЕ)ПОЛАДИВШЕМУ с губернатором, пришлось выйти в отставку. 
 

ЗАДАНИЕ 14

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. 

И вдруг вцепилась в его рубашку, обняла, (КАК)БУДТО заплакала, и тогда словно (ИЗ)ПОД земли показалась медсестра и привычным движением быстро сделала ей укол. 
Ничем другим дед (В)СИЛУ преклонных лет помочь уже не мог, ЗА(ТО) рассказывал истории про прежнюю жизнь и плакал горючими слезами 
В зимнее время островок, находившийся всего-то в (ПОЛУ)ЧАСЕ лета от Петрозаводска, оказывался (В)ДАЛИ от внешнего мира. 
Я не написал ни слова и ВРЯД(ЛИ) ЧТО(НИБУДЬ) еще напишу. 
Это было ТАК(ЖЕ) очевидно, как и то, что горизонт в степи не есть КАКАЯ(ТО) граница света, а лишь ограничение его видимой части.  

ЗАДАНИЕ 15

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н. 

Пушкин на протяжении многих лет числился чиновником министерства иностра(1)ых дел; эта неизбежная в его положении обяза(2)ость отнимала какую-то часть драгоце(3)ого времени, тяготила и раздражала его, но не привлекала и не занимала ни его ума, ни его сердца: вся энергия его личности была поглоще(4)а творчеством. 
 

ЗАДАНИЕ 16

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запищите номера этих предложений. 

1) В утреннем воздухе звенели птицы и голова была полна романтических историй. 
2) Всё блестит нежится и страстно тянется к солнцу. 
3) Длинные и закопчённые сверху трубы выпускают клубы чёрного и грязного дыма. 
4) Под огромным старым клёном росли фиалки и стелился по земле вьюнок. 
5) Ни свет ни заря в пустынных залах филармонии начинала звучать музыка.
 

ЗАДАНИЕ 17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Родившись в семье известного книгоиздателя (1) будущий композитор Глазунов с детства воспитывался в атмосфере увлечённого музицирования (2) поражая родных (3) необыкновенной способностью мгновенно запоминать музыку (4) однажды услышанную. 
 

ЗАДАНИЕ 18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Чтобы знать язык (1) глубокоуважаемый (2) Иван Петрович (3) его (4) несомненно (5) надо учить и постоянно практиковаться в нём. 
 

ЗАДАНИЕ 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Солдаты в блестящих портупеях провели меня вверх по лестнице и длинному коридору к столу (1) возле (2) которого (3) трое дежурных в штатском зарегистрировали меня (4) и впустили через громадную дубовую дверь в зал с длинным столом и множеством стульев. 
 

ЗАДАНИЕ 20

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Дело тяжёлое для всех было ещё и потому (1) что (2) хотя прямых доказательств злого умысла обнаружено не было (3) но не было и доказательств обратного (4) а масштабы последствий требовали суровой кары виновному. 
 

ЗАДАНИЕ 21

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении?

(1)Долина гейзеров – это вулканический каньон шириной всего около двух километров и длиной чуть более четырех. (2)Опытный турист скажет: «Приличных размеров долина, приятное, верно, местечко». (3)А знающий добавит: «Не просто долина в горах, а ущелье среди вулканов». (4)Камчатские вулканы и вправду уникальное явление природы. (5)Такого количества плотно примыкающих друг к другу действующих вулканов на Земле, пожалуй, нет больше нигде. (6)В центре Долины, на левом берегу реки Гейзерной, расположился гейзер Великан. (7)Вся Долина время от времени окутывается паром настолько, что в его густых облаках трудно рассмотреть выходы воды. (8)В такие моменты оказавшиеся здесь люди обращаются в слух: в ущелье звучит симфония торжествующей воды, слышатся шипенье и всплески. 
 

Прочитайте текст и выполните задания 22-27 

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного 
к слабому. 
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство. 
– (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого? 
(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен. 
(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, 
в простых, даже забавных. 
(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа. 
(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала: 
– Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет. 
(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией. 
(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету. 
– (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд. 
(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся. 
– (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он. 
(51)Она побледнела и вся как-то опустилась. 
– (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался... 
– (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть! 
(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал. 
(По Н.А. Тэффи*) 

* Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик. 


ЗАДАНИЕ 22

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 

1) Любовь-страсть облагораживает человека, заставляет его быть заботливым, нежным, внимательным. 
2) Нельзя сказать, что чувство нежности принижает человека. 
3) Нежность представляется автору в образе женщины, склонившейся 
к изголовью. 
4) Нежность нередко встречается в нашей жизни, она помогает человеку утвердить свою личность. 
5) Грубость больного мужа обидела, расстроила его заботливую, нежную 
и внимательную жену. 
 

ЗАДАНИЕ 23

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 
1) В предложениях 7–10 содержится рассуждение. 
2) В предложениях 11–14 представлено повествование. 
3) В предложении 30 представлено описание. 
4) В предложениях 44–45 представлено повествование. 
5) Предложения 57–58 содержат рассуждение. 
 

ЗАДАНИЕ 24

Из предложений 5–10 выпишите антонимы (антонимическую пару). 
 

ЗАДАНИЕ 25

Среди предложений 28–34 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. 
 

ЗАДАНИЕ 26

«В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём – (А)__________ (предложения 2, 3 – 4, 5) и синтаксическое средство – (Б)__________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп – (В)__________ 
(«тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство – (Г)__________ («как трепетная птица» в предложении 29)». 

Список терминов: 
1) сравнительный оборот 
2) эпитет 
3) разговорные слова 
4) ряды однородных членов предложения 
5) противопоставление 
6) литота 
7) фразеологизмы 
8) парцелляция 
9) риторические вопросы 
 

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования