3 Вариант ЕГЭ по русскому языку 2024 по демоверсии ФИПИ


Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2024 (с ответами). Соответствует демоверсии ЕГЭ 2024 года.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3. 
Тоска по Москве

Вскоре начались дожди. Они шли по ночам. Дни от <…> стали настороженно-молчаливыми. Во дворах было пусто. Люди попрятались от непогоды, которую в городе почти никто не замечает. Валька слонялся один, и ему казалось, что в целом мире были эти медленно идущие дожди.

Он тосковал по Москве. Тосковал по жизни, в которой все время что-то происходит. Хотелось толкаться и спешить. Хотелось, чтобы кругом говорили о делах. Но больше всего тянуло Вальку к улицам. Хотелось даже того, чего он раньше не любил. Не любил он бывать на улице, когда все возвращаются с работы и народу так много, что просто темно идти. Ничего не видишь, кроме портфелей и продуктовых сумок. Если повезет и встретится собака, то целиком ее тоже никак не увидишь— или нос мелькнет, или хвост.

Лучше всего на улицах ранним утром. Волнующе пахнет политый асфальт. Просторно. Никто не тычет мокрым луком в лицо. Никто не торчит над тобой. Видно, какие красивые дома, видно все на витринах, а главное, машины видны. Какое это наслаждение стоять у края тротуара и ждать, пока все они пройдут.

(По Р. Достян)


ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного во втором абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
  1. ТЯНУТЬ. Медленно делать что-н., медлить с осуществлением чего-н.
  2. КРАЙ. Предельная линия, предельная часть чего-н.
  3. ЖИЗНЬ. Время существования от его возникновения до конца, а также в какой-н. его период.
  4. ТОЛКАТЬСЯ. Ударять, нажимать (на дверь, ворота), стараясь открыть.
  5. ЦЕЛЫЙ. Неповрежденный, без изъянов.
 


ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
  1. Текст представляет собой художественное описание с элементами оценки. Большая часть текста — эмоциональное описание состояния героя. Первые пять предложений — описание состояния окружающей среды.
  2. Первые два предложения текста связаны между собой последовательно. Средством связи выступает указательное местоимение.
  3. Природа влияет на героя текста мальчика Вальку, вызывая у него чувство точки по Москве.
  4. Чувства Вальки, его ощущения выражаются при помощи односоставных (Он тосковал по Москве) и двусоставных предложений (Хотелось толкаться и спешить. Но больше всего тянуло...), используются безличные глаголы, личные глаголы со значением состояния.
  5. Эмоциональность текста усиливается намеренным повторением слов. Повторы, во-первых, связывают между собой предложения, во-вторых, повышают экспрессивность речи («тосковал» , «скучал», «хотелось»).


ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
  1. звонИт
  2. квАртал
  3. мозаИчный
  4. тУфля
  5. пломбИровать


ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. 

Самолёт был ВЫСОТНЫЙ, пассажирского типа. 
Грушницкий следил за нею, как ХИЩНЫЙ зверь. 
На ее ОТКЛИК одновременно обернулись и Валя, и Гуля. 
У него был АБОНЕМЕНТ, потому он купался в бассейне каждый выходные. 
Они схрумкали крепкий, КАМЕННЫЙ сухарик за десять минут 


ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, ЗАМЕНИВ неправильно употребленное слово. Выпишите это слово. 

Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм. 
 

ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. 

более ИНТЕРЕСНОЕ занятие 
около ЧЕТЫРЕХСТА людей 
не ЕЗДИ на машине 
пачка МАКАРОН 
ДВОЕ котят 


ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
 ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 
В) нарушение управления 
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами 
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Я люблю и увлекаюсь рыбалкой. 
2) Неблагодарность относилась не только к детям, но и к обществу 
3) Башуцкий листал номера "Инженерного журнала" 
4)Раскрыв пушкинский томик, выпала закладка. 
5)Докладчик оперировал с непроверенными данными. 
6)Я, пожалуй, перелистаю семьсот номеров журнала "Огонька". 
7) А синие тюльпаны как были в клубнях, так и оставались. 
8) Из всех видов мебели он знал только сделанные из связок пуфы газет. 
9) Увидев на пороге её, а не Соньку, я на секунду оторопел. 


ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
  1. ср..щение, тр..туар, з..рница
  2. прим..рять (платье), посв..тить (книгу),  б..рёзовый 
  3. сотв..рение (мира), прил..жение (к учебнику), повзр..слеть
  4. соб..ру (грибы), заст..лить (пол), бл..стательный 
  5. р..стовщик, прекл..нение, заск..чил (на минутку) 


ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
  1. пр..открыть, пр..бежать, пр..емник (директора) 
  2. пер..бросить, пр..милый, пр..клонный (возраст) 
  3. бе..душный, во..ложить, бе..смертный 
  4. дез..нформировать, до..сторический, пред..стория 
  5. р..списываться, з..морозить, пр..бабушка 
 

ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
  1. ве..ть, соч..нский 
  2. виш..нка, доверч..вый 
  3. баран..на, каменщ..к 
  4. кузнеч..к, знач..мость 
  5. заботл..вый, потч..вать 
 

ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. 
  1. скле..нный, почу..вший 
  2. вид..мый, стро..вший 
  3. знач..щий, замеш..нный (в преступлении) 
  4. ненавид..мый, подар..нный 
  5. скруч..нный,колбл..мый 


ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
  1. (НЕ)ШИРОКАЯ, но быстрая река омывала берега острова.
  2. За давно (НЕ)КРАШЕННЫМ забором заброшенной усадьбы виднелась сторожка.
  3. Первой на глаза мальчику попалась вовсе (НЕ)СТАРИННАЯ, а вполне современная золотая брошь, украшенная изумрудами.
  4. К вечеру дел оказалось (НЕ)ВПРОВОРОТ.
  5. Фраза прозвучала настолько бестактно и грубо, что офицер посмотрел на собеседника в полном (НЕ)ДОУМЕНИИ.
 

ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
  1. Болезнь (МАЛО)ПОМАЛУ начала оставлять его, и только тоска никак не могла уняться и гнала (В)ПЕРЕД.
  2. Сверкнул черными глазами и заявил, что никогда на такую подлость не согласится, и директору стоило большого труда добиться того, ЧТО(БЫ) мальчик ВСЕ(ТАКИ) получил золотую медаль.
  3. Отряд был уже в самой низине, а (С)ВЕРХУ мчалась ему (НА)ПЕРЕРЕЗ неприятельская кавалерия.
  4. Я (ТОТ)ЧАС направился к Татариновым с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать Николая Антоновича.
  5. (В)СЛЕДСТВИЕ этого вчерашние не разлей вода друзья становились врагами: один был без ума от КАКОГО(НИБУДЬ) демократа, а другой упивался откровениями патриота-государственника.
 

ЗАДАНИЕ 15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н

Корова пахнет тёплой шерстью, ванилью, зелё(1)ыми абрикосами, свежескоше(2)ой травой, высуше(3)ым на улице в ветре(4)ый день льня(5)ым пододеяльником, арбузом и снегом, новорожде(6)ым молочным младенцем, белой акацией, болотной ряской, дедушкиными руками и нагретым солнцем ракушняком. 
 

ЗАДАНИЕ 16. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
  1. Не только в настоящем но даже в будущем им улыбалось счастье. 
  2. Багрец и золото лесов и рощ редеют осенью. 
  3. Мокрые тяжелые грозди душистой сирени от влаги к земле клонятся.
  4. Абогин тяжело и широко шагнул на середину гостиной согнулся и потряс кулаками. 
  5. Пахнет молодой травкой дымом плесенью всевозможной дрянью степью и чем-то этаким особенным... 


ЗАДАНИЕ 17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. 

Район был застроен двухэтажными (1) бревенчатыми бараками (2) похожими на фрегаты (3) вытащенные на берег. 
 

ЗАДАНИЕ 18. Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Так (1) вероятно (2) садовник, обнаружив в саду досрочно налившийся плод, любуется им, осторожно пригнув ветку, или так (3) может быть (4) Дон-Жуан (5) издали с многозначительной нежностью смотрел на свою новую возлюбленную. 
 

ЗАДАНИЕ 19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Перед тем как выйти из квартиры (1) он подошел к огромному окну в гостиной (2) перед (3) которым (4) любила сидеть в кресле Лида. 
 

ЗАДАНИЕ 20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Мне показалось глупым спать (1) когда судно выходит в море (2) но (3) чтобы не выделяться (4) я тоже лёг. 
 

ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 

(1)Раскинувшийся на правом берегу реки Кубани, Краснодар — неофициальная столица Кубани, историческая родина казачества, овеянный особой южной романтикой. 

(2)Не так давно, всего 200 лет назад, города тут никакого не было, а была крепость, названная в честь императрицы Екатерины Великой (от которой казакам досталась во владение земля между рекой Кубань и Азовским морем), — Екатеринодар. 

(3)Краснодар — это город, украшенный множеством парков:«Чистяковской рощей», парком «Краснодар» с тридцатью тематическими зонами, памятником природы «Солнечный остров» с 90 видами разнообразных растений и многими другими. (4)А заложенный в середине XIX столетия «Городской сад» является старейшим парком города, природно-историческим памятником. 

(5)Одна из самых интересных достопримечательностей города — это ажурная гиперболоидная водонапорная башня, построенная в 1935 году по проекту архитектора и ученого Владимира Шухова. 

(6)Башня также является памятником федерального значения.(7)К другим памятникам федерального значения относятся здание Краснодарской филармонии и Дом М. С. Кузнецова (сейчас в нем находится консерватория). (8)Также представляют интерес здание гостиницы «Централь», памятник Екатерине II, Александровская триумфальная арка, кинотеатр «Аврора», Свято-Екатерининский кафедральный собор. 

 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27. 

(1)Добрый глаз редок. (2)Дурной глаз в каждом доме найдется. 

(3)Мне говорили, что Станиславский заставляет своих учеников: "Умейте в каждой вещи найти не худшее, но лучшее". 

(4)Чуткий художник видит, что огромное большинство из нас с наслаждением служит культу худшего, не умея подойти ко всему, что радость приносит. 

(5)С великим рвением мы готовы произносить хулу перед тем, что нам не любо. (6)Какое долгое время мы готовы проводить около того, что нам показалось отвратительным. 

(7)Встреча с нелюбимым порождает яркие слова, блестящие сравнения. (8)И быстры тогда наши речи, и сильны движения. (9)И горят глаза наши. 

(10)Но зато как медленно-скучны бывают слова ласки и одобрения. (11)Как страшимся мы найти и признать. (12)Самый запас добрых слов становится бедным и обычным. (13)И потухают глаза. 

(14)Удалось испытать одного любителя живописи. (15)За ним ходил с часами и незаметно замечал время, проводимое им около картин. (16)Оказалось, около картин осужденных было проведено времени с лишком вдвое больше, нежели около вещей ободренных. 

(17)Не было потребности смотреть на то, что, казалось, доставило радость; нужно было потратить время на осуждение. 

(18)- "Теперь знаю, чем вас удержать. 

(19) - Надо окружить вас вещами ненавистными". 

(20)Если что показалось плохим, - значит, оно не достойно обсуждения. (21)Жизнь слишком красива, слишком велика, чтобы загрязнять себя зрелищем недостойным. (22)Слишком много радостного, много заслуживающего отметки внимания. (23)Но надо знать бодрость и радость. 

(24)Надо знать, что нашему "я" ничто не может вредить. (25)Останавливаясь перед плохим, мы у себя отнимаем минуту радости. (26)Удерживаем себя вместо шага вперед. 

(27)Учиться радости, учиться видеть лишь бодрое и красивое! (28)Если мы загрязнили глаза и слова наши, то надо учиться их очистить. (29)Строго себя удержать от общения с тем, что не полюбилось. 

(30)И у нас жизнь разрастется. (31)И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. (32)Отойдет ликование злобы. 

(33)И у нас откроется глаз добрый. 

(По Н.Рериху) 


ЗАДАНИЕ 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 
  1. У человека откроется «глаз добрый», если он будет смотреть только на плохое. 
  2. Слишком мало в мире того, что заслуживает нашего внимания. 
  3. Добрый глаз редок, дурной глаз в каждом доме найдется. 
  4. Человек может долго время проводить перед тем, что ему очень нравится. 
  5. Нужно в каждой вещи видеть лучшее, а не худшее. 
 

ЗАДАНИЕ 23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 
  1. Предложение 19 раскрывает, поясняет содержание предложения 18. 
  2. В предложениях 20-26 представлено рассуждение. 
  3. Предложение 13 указывает на причину того, о чем говорится в предложении 12. 
  4. Предложение 2 противопоставлено по содержанию предложению 1. 
  5. В предложения- 14-16 представлено рассуждение. 


ЗАДАНИЕ 24. Из предложения 5 выпишите слово со значением «нравится». 
 

ЗАДАНИЕ 25. Среди предложений 20–26 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи однокоренного слова и противительного союза. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий). 
 

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. 
ЗАДАНИЕ 26. "Рассуждения Н. Рериха построены на таком приеме, как (А) ____ (предложения 1-2), что оправдывает появление в тексте (Б)____(«худшее – лучшее» в предложении 3). Однако художник часто выражает свои мысли и при помощи (В) ___ («бодрое – красивое» в предложении 27, «бедным – обычным» в предложении 12). 

Яркость и образность размышлениям придает троп (Г)_____ («яркие», «блестящие» в предложении 7, «великим» в предложении 5, «медленно-скучны» в предложении 10)". 


Список терминов: 
1) ряды однородных членов 
2) эпитет 
3) контекстные антонимы 
4) риторическое восклицание 
5) контекстные синонимы 
6) антитеза 
7) метафора 
8) антонимы 
9) парцелляция 
  

ЗАДАНИЕ 27.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
Похожие новости
Комментарии (1)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Армен - 24 октября 2023 20:46
Здравствуйте, в 10 задании 4 варианта, я заметил ошибку в ответе.