Содержание:
↑ Род произведений литературы. Определение.
Очевидно, что литература неоднородна: между всеми литературными текстами можно обнаружить нечто общее, но это не означает, что все литературные тексты одинаковы. Поэтому возникает вопрос о классификации, типологизации литературных произведений. Результатом этой классификации стало выделение литературных родов и жанров.
Литературные роды отличаются друг от друга способами пространственно-временной организации произведений; своеобразием показа в них человека; формами присутствия автора; характером обращённости текста к читателю. При этом деление литературы на роды не совпадает с её членением на поэзию и прозу.
Эти группы называют литературными родами, и они представляют собой самые обширные и общие разновидности литературных произведений. Три рода литературы были выделены Аристотелем, о чем мы знаем из его полностью не дошедшей до нас работы «Поэтика».
↑ История литературных родов
Несмотря на огромный авторитет Аристотеля, в течение долгих веков выделенные великим философом роды литературы не привлекали к себе особого внимания.
Ситуация изменилась лишь в девятнадцатом веке, когда другой великий философ — Гегель — отождествил эпос с объективным началом, лирику — с субъективным, а драму — с синтезом двух этих начал.
У нас нет уверенности, что сам Аристотель подразумевал что-то более основательное, чем замечание о том, что произведение может писаться от первого лица (лирика), от третьего (эпос) и с участием второго лица (драма). Во всяком случае, то немногое, что сказано об этих родах в его «Поэтике», наводит скорее на эту мысль, чем на рассуждение о субъективном и объективном, очень актуальное в контексте девятнадцатого века, когда литература представлялась прежде всего формой познания мира, а не репликой в диалоге с читателем. Мы помним также, что Аристотель был автором «Риторики» и, конечно, рассматривал литературу не только в познавательном, но и в коммуникативном аспекте. Гегель же риторику вообще ставил очень невысоко, а когнитивный (познавательный) аспект литературы заслонял в девятнадцатом веке все остальное. Однако освещенная авторитетом Аристотеля и глубоко осмысленная Гегелем теория трех литературных родов стала уже неотъемлемой частью науки о литературе, и нам следует излагать ее так, как это принято. Ведь теория, ставшая традицией, сама становится объективной реальностью, формирующей литературный процесс.
↑ Теория литературных родов
В настоящее время разграничение между литературными родами проводится на основании ряда признаков:
- формы представления,
- возможности выражения авторской оценки,
- соотношения между субъективностью и объективностью, а также между изобразительностью и выразительностью.
Дело в том, что мысли и переживания лирического героя — это передающая форма лирики. В силу этого лирика всегда показывает мир в преломлении через восприятие лирического «Я». Субъективная оценка в силу этого преобладает, и лирику нередко осмысляют не столько как изображение мира, сколько как изображение субъекта, который мир воспринимает. В лирике выразительность преобладает над изобразительностью.
В эпических произведениях встречаются отрывки, в которых авторы напрямую выражают свое эмоциональное отношение к описываемому. Такие отрывки называются лирическими отступлениями. Чаще же всего лирика реализуется в стихотворных жанрах.
Драма обычно ставится на сцене, хотя существуют драмы, написанные преимущественно для чтения. Это особенно относится к интеллектуальным драмам. Передающая форма драмы как рода — действие в диалогах. События и переживания персонажей в драме предъявляются зрителю (или читателю) непосредственно, как если бы он был свидетелем событий. В драме выражение авторской оценки максимально затруднено. Слово в драме воспроизводит процесс речевого общения и служит едва ли не единственным средством выражения внутреннего мира героев; оно немыслимо без сопровождения действиями персонажей (в тексте драмы эти действия заменяются лаконичными и сугубо описательными ремарками автора). В драме выразительность и изобразительность уравновешены.
↑ Границы между родами литературы. Лиро-эпос
Существует множество произведений, в которых границы родов соблюдены не строго. Такие произведения называются синкретическими. Примером может служить лиро-эпический род.
Таков, например, роман в стихах «Евгений Онегин». По преимуществу это произведение эпическое, даже названное Белинским энциклопедией русской жизни. Однако обилие специальных лирических отступлений и общий лирический тон, продиктованный стихотворной манерой, говорит, что перед нами лиро-эпическая поэма, названная автором романом.
С другой стороны, Гоголь называл поэмой «Мертвые души» — произведение заведомо эпическое, но содержащее лирические отступления. Впрочем, название «поэма» скорее подразумевает параллель с эпическими поэмами древности — «Илиадой» и «Одиссеей».
Существуют яркие примеры лирической прозы, в которых субъективные переживания выступают на первый план и нередко даже заслоняют собой событийную канву произведения.
Кроме того, в некоторых произведениях, формально предназначенных только для чтения, то есть тяготеющих к эпосу, изложение строится таким образом, что в нем полностью отсутствуют следы повествователя или рассказчика, а изложение событий настолько лаконично, что текст в целом в высшей степени напоминает реплики драматических персонажей и авторские ремарки. Впрочем, это не означает, что литературные роды представляет собой нечто нереальное — очередную «выдумку» ученых. Дело в том, что литературные роды — это не предписание. Скорее, к ним стоит относиться как к вспомогательным схемам, которые позволяют упорядочить и классифицировать реальное многообразие литературных текстов и реализованных в них возможностей. И в этом случае для понимания литературного произведения не так важно, реализуется ли литературный род в чистом виде или же он выступает в смешении с другими родами.
Литературные роды иногда рассматриваются исторически: сначала возникает эпос как объективное повествование о жизни этноса, потом возникает лирика как выражение субъективного начала, затем — драма в виде своеобразного синтеза лирики и эпоса. Но это скорее логическая история, история идей или история развития абсолютной идеи по Гегелю. Реально литературное развитие выглядит сложней и вряд ли укладывается в диалектику объективного и субъективного по той простой причине, что помимо автора и мира в этом развитии присутствует третья сила — читатель.
Следует иметь в виду, что в некоторых случаях один и тот же термин используется на разных уровнях классификации литературных родов и жанров. Это касается прежде всего термина «драма», который используется как для обозначения рода, так и для обозначения вида.
↑ Принципы деления литературы на роды
В современном литературоведении можно выделить три основных принципа деления литературы на роды.
- Принцип, выделенный Аристотелем в «Поэтике». В качестве такого принципа он предложил определенный способ изображения действительности. Аристотель указывал, что автор может рассказывать о событии, как о чём-то отдельном от себя (эпос); таким образом, при котором автор остаётся самим собой, не меняет своего лица (поэзия, лирика); автор может изображать героев как действующих (драма).
- Принцип, выделенный и определённый Гегелем, который делил литературу на роды в зависимости от предмета изображения. Эпос изображает события, лирика – душевное состояние, драма – действие.
- Принцип, разработанный В.Г. Белинским в статье «Разделение поэзии на роды и виды»(1841 г.). Критик указывал, что в литературе по-разному проявляется связь человека, автора с окружающим миром, с действительностью; что в искусстве очень редко встречаются чистые родовые структуры.
По В.Белинскому, существует три типа связей, определяющих специфику каждого литературного рода. В эпосе сталкиваются человек и общество; в драме противостоят друг другу характеры, в лирике раскрываются переживания личности, её реакция на те или иные явления жизни.
В этой связи исторически сложилось, что эпос – это такой способ изображения, при котором в произведении дается объективная картина действительности. Само слово «эпос» - греческое и означает «сказание», «повествование».
Эпос тяготеет к сюжетности и описательности, допуская и проявление психологизма. Для него характерны номинативность и прозаическая организация художественной речи. Изначально эпос возник как речь одного лица – рассказчика, и поэтому тяготел к монологизму, но познавательные и изобразительные возможности этого рода оказались столь широки, что в нём совершенно свободно проявляется и разноречие. Эпос пользуется различными способами изложения (описание, повествование, монолог, диалог, авторские отступления), авторской речью и речью персонажей.
В лирике изображение действительности дается через переживание, через отношение к происходящему, для этого рода характерен субъективный, личностный подход к действительности, поэтому лирика тяготеет к монологизму и психологизму, ей не свойственна сюжетность и в очень ограниченном виде проявляется описательность, вследствие чего лирические произведения невелики по объёму.
В драматическом роде способ изображения действительности, как и в эпосе, отличается объективным отношением к происходящему, но в центре драмы – действие, главная передающая форма – диалог, а также предназначение для постановки на сцене. Действие совершается героями драмы, а авторские пояснения имеют вспомогательное, второстепенное значение и содержатся в ремарках (пояснения) к действиям героев. Драматургия ориентирована на разноречие.
Дополнительные материалы по теме:
Список литературы:
- Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
- Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
- О.И. Федотов. Основы теории литературы.