Драма как род литературы. Жанры драмы

Роди литературы: драма. Определение. Особенности драмы


Драма (от греч. drama — действие) - род литературы, в котором текст разыгрывается въявь или в воображении реципиента.
Драматические произведения предназначены для театра, и это определяет многие их особенности
  • ограниченность во времени и вытекающие из этого чёткость замысла, 
  • строгий отбор событий и героев, 
  • напряженность конфликта и острота сюжета. 
Одно из свойств драмы (в родовом смысле этого слова) заключается в том, что события изображаются в момент их совершения, тогда как «эпопея, роман, простой рассказ уже самой своей формой отодвигают события вдаль, так как между читателем и действующими лицами они выдвигают рассказчика»

Драма близка эпосу событийностью, сюжетом, а лирике - непосредственностью воспроизведения чувств героев. 

Драма связана с музыкой, которая почти всегда сопровождает спектакли и помогает в раскрытии смысла произведения; с живописью, так как постановка пьесы требует соответствующей обстановки (декорации)

Важнейшую роль в драме играет конфликт, так как необходимость за небольшой отрезок времени раскрыть события, характеры, требует их особого построения, напряженности. Острый конфликт необходим и для того, чтобы поддерживать интерес зрителей, заставить их сопереживать.

Непосредственное воздействие драматического произведения на зрителя определяет воспитательное значение драматического рода, что подчеркивал Аристотель и использовала греческая рабовладельческая аристократия. 


Пьеса как форма драматического произведения


Основная форма драматических действий - пьесы - небольшие драматические произведения, предназначенные для постановки в театре в течение 2-3-х часов. Пьеса обычно она начинается с перечисления действующих лиц с короткой их характеристикой, с указанием профессии, возраста, внешности.

Текст пьес в основном состоит из диалогов и монологов.

Монолог в пьесе играет различную роль:

  • он может стоять в начале пьесы и знакомить зрителя с той средой, в которой будет происходить действие (Лука. Нехорошо, барыня... Губите вы себя только... Горничная и кухарка пошли по ягоды, всякое дыхание радуется, даже кошка, и та свое удовольствие понимает и по двору гуляет, пташек ловит, а вы цельный день сидите в комнате, словно в монастыре, и никакого удовольствия. Да право! Почитай, уж год прошёл, как вы из дому не выходите!..);
  • он может подготовить появление на сцене одного из главных лиц, сообщая об этом лице некоторые сведения (Лука. Я ему говорил, но... леший какой-то... ругается и прямо в комнаты прёт... уж в столовой стоит...);
  • он может выразить переживания и мысли главного лица пьесы в особенно важный момент и раскрыть его характер (Смирнов. <…> Для меня легче сидеть на бочке с порохом, чем говорить с женщиной. Брр!.. Даже мороз по коже дерёт — до такой степени разозлил меня этот шлейф! Стоит мне хотя бы издали увидеть поэтическое создание, как у меня от злости в икрах начинаются судороги. Просто хоть караул кричи.).

Автор от своего лица даёт в драме лишь краткие указания на обстановку действия и замечания о жестах, действиях и интонации героев пьесы. Такие указания называются ремарками.

Текст драматического произведения делится на несколько больших частей, называемых действиями или актами. В зависимости от размеров пьеса может быть одноактной, двухактной и так далее до пятиактной.

Каждый акт пьесы подразделяется на ряд явлений. Явление образуется появлением или уходом со сцены одного из действующих лиц пьесы.

Отдельные короткие фразы действующих лиц или последние слова их речи, требующие ответа другого лица, называются репликами.

Борьба между двумя группами лиц, отдельными лицами или одним лицом и целой общественной группой называется интригой пьесы, социальный конфликт - коллизия

Кроме того, деление драматургии на виды и жанры часто связано с пафосом произведения: трагическим в трагедии, сатирическим или юмористическим в комедии, драматическим в драме. Пафос в свою очередь определяется особенностями конфликта. 


Жанры драмы


Трагедия – это драматическое произведение, в котором изображается острая борьба выдающейся личности с исключительными внешними препятствиями или сложная внутренняя душевная борьба. 

В основе трагедии лежит конфликт между исключительной личностью, которая стремится к возвышенной цели, и превосходящими ее силами. Противостоящие герою силы могут быть представлены другими людьми, обществом, судьбой. В действии героя, которое делает трагическую развязку неизбежной, и воплощается главный конфликт трагедии. Например, Отелло, Гамлет, Король Лир, отстаивая гуманистический принцип жизни, ведут борьбу с людьми иных взглядов и гибнут. Конфликт в трагедии носит неразрешимый характер. 

Действие, влекущее за собой трагические последствия, совершается не из-за глупости, несовершенств или пороков героя. Напротив, герой трагедии непременно смел, обладает умом, силой воли, мощными чувствами и не готов поступаться своими ценностями, несмотря на все предупреждения и предостережения. Однако это не отменяет трагической развязки. Конфликт трагедии заканчивается поражением героя (не обязательно смертью), оно вполне может быть внутренним или касаться потери чего-то жизненно важного. 

Одним из самых сущностных признаков трагедии с античных времен считался катарсис (отгреч. katharsys — очищение) — душевное очищение как результат потрясения, которое испытывает зритель трагического спектакля, объятый ужасом и состраданием.
Трагедия возникла в античном фольклоре во время праздника, посвященного богу Дионису. Конфликты трагедий отличаются серьезностью, глубиной, возвышенностью, а герои - силой характера, значительностью, что производит эмоциональное воздействие на зрителя. Древние греки, учитывая воспитательное значение трагедии, называли ее «венцом искусства».

Античная трагедия - совершенная форма трагедии. Таковы трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида. 

Высокого совершенства достигла трагедия и в эпоху Возрождения (В.Шекспир), и в классицизме (П.Корнель, Ж.Расин). Любили трагедию и романтики (В.Гюго, М.Лермонтов). В реалистической литературе трагедия не получила широкого развития. В основном она развивалась на историческом материале («Борис Годунов» А.С. Пушкина, трагедии А.Н. Толстого). 

В советской драматургии возник новый жанр трагедии - оптимистическая трагедия, утверждающая бессмертие героя в памяти народа, бессмертие его подвига в революционной борьбе. Начало этого жанра положил В.Вишневский своей пьесой «Оптимистическая трагедия». 



Комедия – это драматическое произведение, в котором осмеиваются какие-либо отрицательные черты и свойства людей, а иногда и целый строй общественных отношений. 

В основе комедии лежит некоторый конфликт, который на самом деле является только кажущимся, иллюзорным. По этой причине завершение комедии нередко предстает как демонстрация его иллюзорности и незначимости, сопровождающееся разоблачением человеческих недостатков и страстей.

Типичный конец комедии — счастливый. Нередко в основе фабулы комедии лежит триада «исходное равновесие — нарушение равновесия — восстановление равновесия». В отличие от трагедии с ее мрачной и возвышенной атмосферой, для комедии характерна суета, путаница и неразбериха. Нарушение равновесия в комедии иногда оказывается результатом недоразумения, недопонимания, а потому восстановление равновесия — это обычно ликвидация этого недопонимания, то есть осознание персонажем иллюзорности своих страхов и опасений.

В комедии господствует низкое, смеховое начало, и этим она отличается как от трагедии, так и от драмы. «Низкое» в этом случае следует понимать как противоположность «возвышенного»: в комедии действуют простые люди, как правило, смешные и оригинальные, их образы лишены героизма или высокого пафоса. Это обыкновенные персонажи со своими человеческими слабостями и недостатками. Соответственно, они преследуют обычные, заурядные, «низкие» цели.

Герои комедии нередко несостоятельны, не соответствуют своему положению, ослеплены страстью, как бы не имеют облика нормального человека. Их несостоятельность в конечном счете выражается в том, что они не способны вызывать негодование зрителя. 

Персонаж комедии в значительной части случаев — это не индивидуализированная личность, а маска, то есть схематичный образ, обобщающий некоторые черты характера, типичные качества личности.

Существенным признаком при классификации комедий являются средства создания комизма. Исходно комедия была связана с клоунадой, то есть комизмом формы: в такой комедии люди должны нелепо драться, падать, садиться мимо стульев, издавать неприличные звуки и т. д. Более тонкие формы комедии предполагают комизм слова, а также ярко выраженное сатирическое начало и обличение социальной реальности (а не простое выставление персонажей в комичном свете).

Различают комедию положений (ситуаций) и комедию типов (характеров). Комедия положений — это драматическое произведение, в котором комедийное начало создается при помощи событий и обстоятельств. Источником комического в комедии типов являются характеры, то есть личности персонажей, их качества.

Как и трагедия, комедия возникла во время Великих Дионисий. Ее основоположником является древнегреческий комедиограф Аристофан.

В комедии используются юмор, различные виды иронии, выражающей насмешку над недостатками, сарказм, гротеск и т.д. Главное оружие комедии - смех, который может вызываться серьезными недостатками (пороками) и безобидными причинами, может быть шутливым, юмористическим и гневным, обличительным, сатирическим, как например, у Д.Фонвизина, Н.Гоголя, Б. Шоу. После античной комедии значительны комедии В. Шекспира, Лопе де Веги, Ж-Б. Мольера, А. Островского, Э.Рязанова, Л.Гайдая.


Драма – особый вид драматического рода, совмещающий в себе как трагическое, так и комическое. 
Драма занимает промежуточное положение между комедией и трагедией:
  1. от трагедии драма берет серьезный конфликт, от комедии — его счастливое, благополучное завершение, которое наступает благодаря осознанию героем своей ошибки. В то же время драма редко поднимается до тех же высот, что трагедия: в драме нередко изображается обычная частная жизнь, лишенная героизма. Конфликт драмы может быть бытовым или психологическим.
  2. драма сочетает в себе не только высокое, но и низкое начало, не только трагизм и высокие чувства, но и комизм, шутовство, высмеивание. В силу этого комедию можно соотнести со средним (изящным) стилем.

Драма основана на конфликте, не имеющем сверхличного характера. Драматург, как правило, изображает повседневную частную жизнь людей, их разнообразные взаимоотношения, столкновения. 

Стихия драмы – современность, частная жизнь людей, ситуация, основанная на разрешимых конфликтах, касающихся судьбы отдельного человека, не затрагивающих событий большого государственного значения. 

Как особый вид драматического рода возникла в XVIII веке. В ней отражены признаки и трагедии и комедии. Эволюция драмы от XVIII до XXI в. обнаруживает закономерное обострение конфликта, т.е. перемещение ее структурных ориентиров от комедии к трагедии.

Герои драмы обычные люди, с обычной судьбой. 

С XIX века драма стала ведущим драматическим видом, имеющим различные жанровые формы: 

  • семейно-бытовая драма, 
  • психологическая, 
  • героическая, 
  • лирическая, 
  • романтическая, 
  • социально-политическая и др. 
Драма нашла свое наивысшее развитие в творчестве А.Островского, Л.Толстого, А.Чехова, М.Горького, а в зарубежной литературе выдающимися драматургами-новаторами являются Г.Ибсен, Г.Гауптман, Б.Брехт, У.Теннеси Уильямс и др. Популярна драма в творчестве К.Симонова, А.Арбузова, В.Розова, А.Вампилова, Л.Петрушевской и др.

Мелодрама (с греч. «музыкальная драма») - пьеса с музыкой, пением, которые сопровождают действие.

Иногда так называют оперетту или даже оперу. В современной драматургии более распространено другое значение: мелодрама – это драма эмоциональная, сентиментальная по содержанию, с нравоучительными выводами, красивыми декорациями и костюмами, трогательной музыкой и пением. 

В такой мелодраме обычно показывается большая любовь и трудности на ее пути, страдания героев, необычные ситуации, в которые они попадают. Надуманность ситуаций, схематизм характеров, излишняя чувствительность мелодрамы определили к ней скептическое отношение многих критиков и писателей. Но интерес к мелодраме зрителей способствовал совершенствованию этого жанра.

Очень популярны мелодрамы итальянского драматурга Эдуарда де Филиппо, индийская мелодрама, пьесы А.Володина, Э.Радзинского и т.д.


Фарс (от лат. farcio – начиняю, так как комедийные вставки как бы «начиняли» мистерии) – старинный вид лёгкой, весёлой комедии бытового характера.

Центральными персонажами фарса являются горожане, представленные в виде образов-масок; излюбленный прием фарса – буффонада. 

С XIX в. до настоящего времени фарс – комедия-водевиль, где комические приёмы носят чисто внешний характер.


Водевиль - жанр лёгкой комедийной пьесы или спектакля с занимательной интригой или анекдотическим сюжетом, сопровождающийся музыкой, песнями, танцами (А.П. Чехов «Медведь», «Свадьба»). 

Интермедия – короткая сценка шутливого содержания, которая ставилась в драматических произведениях между действиями.

Буффонда (от итал. buffonata – шутка, комическая выходка) – род сценического действа, основу которого составляют смешные положения, которые носят примитивный характер и часто доведены до абсурда.

Так, элементы буффонады использованы В.Маяковским в театральном представлении «Мистерия-Буфф».

Среди нестандартных видов драматургии, стоящих за пределами классической жанровой системы, хотя и тяготеющие типологически к драме, можно назвать такие специфические формы средневекового театра, как мистерия (от греч. mysterion — таинство, служба, обряд) — грандиозная инсценировка библейских сказаний, миракль (от фр. miracle и поздне-лат. miraculum — чудо) — небольшие бытовые сценки, в которых действовали не библейские персонажи, а простые люди, в основном крестьяне или жители городов; моралите (от фр. moralite и лат. moralis —нравственный) — драматургический вариант аллегорической поэмы. и отчасти басни.


Дополнительные материалы по теме:
Список литературы:
  • Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б.. Основы теории литературы.
  • Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
  • Федотов О.И.. Основы теории литературы.
  • Федотов О.И. История западноевропейской литературы средних веков.
?ндекс цитирования