Содержание:
↑ Эпос. Определение. Свойства и признаки эпоса.
Наиболее естественными и правдоподобными сферами бытования литературных произведений, воспроизводящих жизнь в формах самой жизни, представляются эпос и драма, в основе которых лежит объективное отражение процессов общения человека с миром, протекающих во времени и пространстве.
1) героический эпос («Слово о полку Игореве», «Песнь о Роланде»),
2) большое стихотворное произведение или эпопея («Одиссея», «Алпамыш»), былины и т.д.
3) эпос – род литературы, теоретическое понятие, а не историко-литературное.
Событийность, свойственная эпическим произведениям, делает их предрасположенными к сюжетности. Эпос имеет определенные преимущества перед лирикой и драмой, обладая полной свободой в организации художественного времени и пространства и располагая универсальным арсеналом средств не только объективного изображения реальной действительности, но и субъективного выражения сознания автора и действующих лиц. Иными словами, эпос обладает уникальной способностью поглощать в себя элементы и лирики, и драмы, адаптируя их в общей повествовательной структуре.
В родовых эпических произведениях объективно повествуется о тех или иных жизненных явлениях и событиях, раскрывающих определённые стороны человеческого общества, людские радости и горести. Воспроизведение жизненных событий в художественном произведении – главная особенность эпического рода. Герой произведения действует как будто свободно, согласно своей воле, а в действительности все его поступки взаимосвязаны с окружающими его условиями. Сюжет, конфликт, система характеров – отличительные признаки эпического рода.
Эпическое произведение, не ограниченное ни объемом, ни регламентированной речевой структурой, включает в себя и лирические отступления, и драматические формы монолога, диалога и полилога. Повествование в эпосе исходит обычно или от автора-повествователя, или от героя-рассказчика, или без персонализации, как бы от лица самой истины, автора всевидящего и всезнающего, или, наконец, от обобщенного представителя некоего социума, за речевой маской которого («сказом ») писатель скрывает свое истинное лицо, в результате чего способ повествования служит не только средством, но и предметом изображения.
Полная свобода эпического произведения в организации хронотопа, выражении авторского сознания, мыслей и переживаний персонажей, гибкое разнообразие способов повествования, универсальный ассортимент изобразительно-выразительных средств, отсутствие жесткой регламентации в их использовании совокупно обеспечивают ему неисчерпаемые возможности в осуществлении познавательной функции.↑ Эпические жанры
Учитывая многообразие эпических видов, эпический род делят на три формы:
- малую,
- среднюю
- большую.
↑ Малые жанры эпического рода
Она делится на волшебные, сказки о животных, социально-бытовые. Основа фольклорной сказки – древнейшие верования (тотемизм, анимизм, антропоморфизм), мифология. Возникнув в период разложения родового строя, сказки сохранили реальные детали, которые соответствовали представлениям людей тех эпох: благоговейное почитание предков, соблюдение системы всевозможных запретов и жертвоприношений, магические действия и многое другое.
Если в сказке фантастический элемент воспринимается как условный вымысел, то в преданиях и легендах (от лат. Iegenda — то, что должно быть прочитано) он составляет самую суть их создания и функционирования и совершенно искренне переживается как реальность, сверхъестественная, удивительная, но все-таки реальность.
Повествование в рассказе должно быть сжатым, лаконичным, поэтому следует подбирать события важные, наиболее полно раскрывающие характер героя. В русской литературе рассказ возник в XVIII веке и был близок к сказкам. Более полное литературное формирование рассказа произошло в творчестве Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. Рассказ развивается и в современной литературе (А.Н. Толстой, М.Шолохов, Ю.Нагибин, Ф.Мухаммадиев, Т.Пулатов, В.Пьецух, Ю.Казаков, Л.Петрушевская, Т.Толстая).
Рассказ как литературный жанр имеет целый ряд признаков. Это относительно небольшой объем (и это самый устойчивый признак). Существует мнение, что рассказ всегда излагает завершенную историю и характеризуется единством времени и места (события рассказа не разбросаны по различным местам и временным планам). Некоторые исследователи идут дальше и утверждают, что «в рассказе внимание сконцентрировано на одном герое в одной определенной ситуации в определенный момент». Впрочем, эти критерии действуют далеко не всегда; более того, именно нарушение этих принципов может обыгрываться автором рассказа.
Новелла возникла в Италии, прославилась в творчестве Д. Бокаччо («Декамерон»). Любили новеллу писатели-романтики. Многое сделали для развития новеллы французские писатели П.Мериме («Кармен»), Г.Мопассан («Пышка»). Новеллой является «Пиковая дама» А.Пушкина, многие произведения А.Чехова, И.Бунина.
Сатирические очерки - фельетоны.
злободневность и насыщенную образность, документальную точность и высокий эмоциональный накал.
↑ Большая форма эпоса
Для жанров большой формы характерна экстенсивность построения, которая заключается в том, что в них фиксируется большое количество событий, деталей, персонажей, причем делается это с высокой подробностью. В этом отношении жанры большой формы отличаются от рассказа и его разновидностей, построение которых интенсивно, то есть предполагает выделение самого существенного.
Основным эпическим жанром является роман; в обычном употреблении при помощи этого термина обозначают любое эпическое произведение большого объема. Однако такой подход не совсем верен, потому что можно выделить такой большой эпический жанр, как эпопея. Тем не менее, роман в силу его более широкой распространенности следует считать основной большой эпической жанровой формой.
Роман появился еще в эпоху поздней античности («Золотой осел» Апулея) из новых форм объяснения жизни. Это чисто литературный жанр. В.Кожинов считает, что роман возник в эпоху Возрождения.
Для романа характерны:- большой охват жизненных явлений,
- многоплановость и многосюжетность повествования,
- многочисленность персонажей;
- глубокое и всестороннее раскрытие событий и характеров,
- многообразие средств и способов изображения действительности и человека в их различных взаимоотношениях.
Наибольшее развитие роман получил в реалистической литературе, но имеются и сентименталистский роман («Сентиментальное путешествие» Л.Стерна), и романтический роман («Собор Парижской Богоматери» В.Гюго, «Ледяной дом» И.Лажечникова). Роман имеет много жанровых разновидностей. Наиболее ранние романы – рыцарские, плутовские, приключенческие. Классическими романами эпохи Возрождения являются «Дон Кихот» М.Сервантеса и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле. Затем появляются роман-воспитание («История Тома Джонса-найдёныша» Г.Филдинга, «Вильгельм Мейстер» Гёте), психологические, научно-фантастические, детективные и т.д.
В России роман получил широкое развитие в XIX веке, особенно в творчестве И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого. Развитие романа связано с взаимодействием его жанров, поэтому в XX веке роман синкретический, т.е. соединяющий в себе особенности и психологического, и философского, и исторического, и детективного романа. Получили развитие такие жанры, как политический роман, интеллектуальный, публицистический.
Теория романа создавалась М.Бахтиным в 1920-1930-х гг., но публиковалась в середине 1960-х гг.
Крупнейшие теоретики романа:
- В.Кожинов («Происхождение романа», 1963),
- Д.Лукач «Теория романа»(1920-е гг.),
- Б.Грифцов «Теория романа»(1920-е гг.).
М.Бахтин связывает роман с переустройством «литературного мышления Европы», так как в нём представлена новая модель мира и человека, происходит пространственно-временных координат, в том числе изменение литературного образа. Роман раскрыл «многообразие языков, культур, времён». Типология романа, по М.Бахтину, основывается на фундаментальной идее хронотопа: хронотопичен сюжет; пространство, время, язык; социальные и философские идеи и обобщения. Бахтин выделяет романы барокко, просветительские, роман воспитания и испытания. В.Кожинов, Б.Грифцов и многие писатели (Г.Флобер, Г.Мопассан) считают развитой формой романа роман аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско»(XVIII в.)
Наиболее развитой формой романа является роман-эпопея - большое эпическое повествование, в основу которого положено крупнейшее историческое событие, имеющее огромное, решающее значение для народа, для государства, и главным его героем является народ («Война и мир» Л.Толстого, «Тихий Дон» М.Шолохова, «Живые и мертвые» К.Симонова, романы С.Айни и Сорбона).
В литературе романы иногда объединяются в циклы, серии по идейно-тематической направленности, по главным героям («Человеческая комедия» О.Бальзака, «Ругон-Макары» Э.Золя, «В поисках утраченного времени» М.Пруста).
Цикл из двух романов называется дилогия («12 стульев» и «Золотой теленок» И.Ильфа и Е.Петрова); цикл из трех романов – трилогия («Хождение по мукам» А.Толстого, «Живые и мертвые» К.Симонова, трилогия Дж.Икроми и др.); цикл из четырех романов – тетралогия (Д.Апдайк «Кролик, беги», «Исцелившийся кролик», «Кролик разбогател», «Кролик успокоился»).
Эпопея в качестве предмета имеет национальное эпическое прошлое, которое отделено от автора и читателя «эпической дистанцией». Эта дистанция предполагает, во-первых, то, что описываемые события напрямую не связаны с современностью, а во-вторых, оцениваются положительно, в силу чего для эпопеи характерно героическое начало. Прошлое в эпопее всегда осмысляется как источник всего лучшего для последующих времен.
↑ Средняя форма эпоса
Повесть более документальна и конкретна, чем роман, в ней больше достоверности. Неслучайно автобиографические произведения чаще всего бывают повестями (автобиографические трилогии Л.Толстого, А.Горького и др.). Популярны повести «Дни и ночи» К.Симонова, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Ятим» С.Айни, повести Ю.Трифонова, В.Быкова, Б.Васильева, Ч.Айтматова, В.Распутина, Э.Радзинского и др.
Повестями в древнерусской литературе называли описания исторического события: «Повесть о разорении Рязани Батыем». Позднее так стали называть литературные формы, не такие большие, как роман, и не такие маленькие, как рассказ. Английское tail передается по-русски то словом «повесть», то словом «рассказ», то словом «история». Иногда употребляется также термин «новелла», под которой понимается короткая повесть с неожиданным сюжетным поворотом («новеллистическим сюжетом»). «Выстрел» и «Метель» Пушкина называют и повестями (сам цикл — «Повести Белкина»), и новеллами.
Дополнительные материалы по теме:
Список литературы:
- О.И. Федотов. Основы теории литературы.
- Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
- Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
- Shaw Н. Dictionary of Literary Terms. New-York.