Содержание:
↑ Какие документы и источники есть у эксперта, который проверяет сочинение ЕГЭ?
У каждого эксперта, проверяющего сочинение ЕГЭ есть:1) формулировка задания 27;
2) исходный текст (то есть текст, на основе которого создаётся экзаменационное сочинение) и информация об авторе текста;
3) текст рецензии задания 26;
4) информация о тексте;
5) общие критерии оценивания ответа на задание 27;
6) памятка для эксперта (указания по оцениванию сочинения);
7) бланк-протокол проверки развёрнутых ответов и обезличенных работ экзаменуемых – бланков-копий (форма 2–РЦОИ) с изображениями развёрнутых ответов участников ЕГЭ – не более 10 штук в одном рабочем комплекте.
↑ Какой объем цитирования, заимствования в сочинении ЕГЭ считается допустимым?
0 баллов за сочинение выставляется только в том случае, если сочинение представляет собой полностью пересказанный или переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев.Если выпускник переписывает рецензию задания 26 в сочинение, то при подсчете количества слов вычитают заимствованную часть. Если большая часть сочинения – пересказанный или переписанный исходный текст, то при подсчете учитываются только слова, принадлежащие экзаменуемому.
↑ Что будет, если написать сочинение ЕГЭ не по исходному тексту, а на свободную тему?
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту и/или по тексту из другого варианта), не проверяется и не оценивается. В протокол проставляется «X». То есть сочинение на свободную тему не принесет вам ни одного балла.↑ Сколько экспертов проверяет сочинение ЕГЭ по русскому языку?
Каждое сочинение ЕГЭ проверяют два эксперта независимо друг от друга.В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка.
Существенным считается:
1) 8 или более первичных баллов, выставленных экспертами за всю работу целиком (К1-К12).В этом случае третий эксперт выставляет баллы только по критериям, в которых есть расхождение.
2) Расхождение в 2 и более первичных балла за К7 и/или К8. В таком случае третий эксперт выставляет баллы только за К7 и/или К8.
3) Ситуация, при которой один эксперт указал на отсутствие ответа на задание, а другой выставил баллы. В этом случае третий эксперт проверяет работу заново.
↑ Что будет, если я не правильно укажу проблему текста? Должна ли проблема текста быть сформулирована дословно?
У каждого эксперта есть таблица с примерным кругом проблем и авторских позиций. В первую очередь эксперт опирается на нее. Выпускник может использовать лексику, отличающуюся от той, которая представлена в информации о тексте. Проблема может быть также процитирована по исходному тексту или указана с помощью ссылок на номера предложений в тексте.Если вы обосновали наличие проблемы при помощи комментария и авторской позиции, а в памятке не будет проблемы, то эксперт принимает решение самостоятельно. Чаще всего эксперты стараются быть на стороне выпускника.
↑ Если мне не засчитают проблему, то сколько баллов можно потерять?
Выставление нуля баллов за К1 влечет за собой выставление 0 баллов по критериям К2-К4. Следовательно, можно потерять 8 и более баллов.↑ Зачтут ли проблему, если сформулировать два проблемных вопроса?
Если экзаменуемый сформулировал несколько проблемных вопросов и среди них лишь одна формулировка правильная, то эксперт по критерию К1 выставляет 1 балл.↑ Зачтут ли сформулированную мной позицию автора, если она четко не прописана в тексте?
Позиция автора, так же как и позиция рассказчика, – это широкое понятие. В каких-то текстах позиция автора выступает как выраженная собственно автором мысль, а в каких-то – как отношение автора к герою или героям. В том числе проблема вместе с мыслями, близкими автору, его отношением, оценкой и т.д., может быть сфокусирована в речи отдельного персонажа.При этом очень важно, чтобы экзаменуемый высказывал о позиции автора последовательные, непротиворечивые суждения и чтобы исходный текст давал основания для подобных суждений. Иногда бывает так: позиция автора – это то, на что автор просто обращает внимание, что волнует и беспокоит его. Это не конкретный ответ на вопрос, а, наоборот, принципиальный уход от прямого ответа. Однако не сформулированный автором ответ – это тоже ответ.
в качестве авторской позиции можно мнение героя, который близок автору по духу при осмыслении поставленной проблемы.
↑ Что будет, если перепутать автора и рассказчика?
Если автор и рассказчик одно лицо, либо текст написан от первого лица, то можно приравнять их позиции.Авторская позиция может обозначать то же самое, что «позиция автора или рассказчика», если такая трактовка предполагается исходным текстом. Обращение при формулировке авторской позиции к мнению героя-рассказчика допускается.
↑ Засчитают ли аргумент не из литературы?
Можно использовать примеры из литературы, а можно привести факты, примеры из жизни, представить гипотетическую ситуацию, обратиться к авторитетному или общепринятому мнению и др. В любом случае важно понимать, что пример сам по себе не является обоснованием. Пример должен быть подкреплен вашими рассуждениями.↑ Сколько абзацев должно быть в сочинении ЕГЭ?
Количество абзацев определяет сам выпускник. Абзац служит для индивидуально-авторского выделения значимых в смысловом отношении частей текста. Абзац может включать одну или несколько микротем, а также её часть. Выделение границ абзаца должно быть оправдано требованиями стройности композиции и коммуникативным замыслом автора.↑ Насколько строго проверяют сочинение на речевые ошибки?
В первую очередь эксперт руководствуется таблицей речевых ошибок из методических рекомендаций. Важно также понимать, что есть отклонение от языковых норм, то есть речевая ошибка, а мотивированное отступление от норм, которые могут считаться средствами выразительности.Например:
1) лексический повтор, псевдотавтологии и псевдоплеоназмы: всякая всячина, вокруг да около, истинная правда и др.
2) уместный синтаксический параллелизм, «разумные» анафоры и эпифоры.
↑ Как связаны К6 и К10?
Если снижают баллы по критерию К10, то по критерию К6 автоматически снимается один балл.0 баллов по критерию К6 выставляется редко: только в случае лексического и грамматического однообразия речи.
↑ Какими словарями, справочниками и документами руководствуются эксперты при проверке сочинения ЕГЭ?
В первую очередь эксперты руководствуются следующими словарями и справочниками:1. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р).
2. Орфографический словарь русского языка / Б.З. Букчина, И.К. Сазонова, Л.К. Чельцова. – М.: АСТ-Пресс, 2008.
3. Основы культуры речи: учебник для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». Б.Н. Головин. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк.,1988.
4. Паронимы в русском языке. Самый полный толковый словарь: более 3500 паронимов, около 1500 паронимических рядов. В.И. Красных. – М.: Астрель: АСТ, 2010.
5. Правила русской орфографии и пунктуации: утв. АН СССР, Мин-вом высшего образования СССР, Мин-вом просвещения РСФСР / Л.В. Щерба и др. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Мин-ва просвещения РСФСР, 1956. 6. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М.: АСТ-Пресс, 2020.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (ред. от 12.08.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2009 № 195 «Об утверждении списка грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации».
9. Приказ Министерства просвещения РСФСР от 03.09.1984 № 234 «Об утверждении норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». 10
10. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з)).
11. Словарь паронимов русского языка / Г.П. Снетова, О.Б. Власова. – М.: Мир и образование, 2021.
12. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М.: АСТ, 2008.
13. Словарь паронимов русского языка. О.В. Вишнякова. – М.: Русский язык, 1984.
14. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. Около 11000 синонимических рядов. З.Е. Александрова. – 14-е изд., перераб. и доп.– М.: Русский язык – Медиа, 2006.
15. Словарь синонимов русского языка: В 2 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М.: Астрель: АСТ, 2003.
16. Словарь собственных имён русского языка. Агеенко Ф.Л. – М.: Мир и Образование, 2010.
17. Словарь современной русской фразеологии / А.В. Жуков, М.Е. Жукова. – М.: АСТПресс, 2016.
18. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – 3-е изд., испр. – М.: 2002.
19. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. Члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2006.
20. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов / под ред. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и образование, 2014.
21. Толковый словарь антонимов русского языка. Около 2700 антонимов / М.Р. Львов. – М.: АСТ-Пресс, 2021.
22. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – 4-е изд., доп. – М.: ИТИ Технологии, 2003.
23. Универсальный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Практическая стилистика / Д.Э. Розенталь. – М.: Мир и Образование, 2015.
24. Учебники по русскому языку для 10–11 классов в составе действующего на данный момент федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
25. Учебный словарь паронимов русского языка / Л.А. Введенская, Н.П. Колесников. – М.: Феникс, 2010.
26. Фразеологический словарь русского литературного языка: около 13000 фразеологических единиц / А.И. Фёдоров. – М.: АСТ, 2008.
27. Фразеологический словарь русского языка / А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, Л.А. Ломова. – М.: Русский язык – Медиа, 2003. 28. Школьный фразеологический словарь русского языка / В.П. Жуков, А.В. Жуков. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
↑ Все ли орфографические и пунктуационные ошибки учитываются при проверке?
Далеко не все. И вот почему:1. В школе изучаются далеко не все тонкости русской орфографии и пунктуации.
2. Некоторые правила предоставляют пишущему возможность выбора написания и способа пунктуационного оформления синтаксической конструкции.
3. Рекомендации словарей и справочников по правописанию не всегда совпадают.
4. Существуют объективные трудности орфографии и пунктуации, связанные с переходностью языковых явлений.
5. В некоторых случаях возможно двоякое объяснение синтаксической структуры предложения и, соответственно, возможна разная пунктуация.
Не влияют на оценку грамотности и не учитываются следующие виды ошибок:
- негрубые ошибки – ошибки, не имеющие существенного значения для характеристики грамотности, то есть связанные с нарушением правил, которые не включены в школьную программу или обусловлены явлениями языковой переходности (примеры в скобках даны в неискажённом виде) (Указанные случаи не распространяются на слова и конструкции, использованные автором исходного текста)
- выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного оформления синтаксической конструкции, предусмотренных словарями и справочниками.
- графические ошибки (пропуск, перестановка букв, замена букв, добавление лишних букв, приемы сокращения, подчеркивания и другие выделения)
- написания, для которых менялись орфографические рекомендации, например
- варианты пунктуационного оформления предложения, вызванные наличием в языке переходных явлений.
↑ Как оцениваются повторяющиеся и однотипные ошибки?
Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
↑ Что будет, если написать слово в одном месте правильно, а в другом – неправильно?
Если в одном месте экзаменуемый написал слово правильно, а в другом – неправильно, эксперт в любом случае отмечает наличие орфографической ошибки.↑ Что считается этической ошибкой?
Этической ошибкой являются:- высказывания, нарушающие законодательство РФ
- аморальные высказывания
- речевая агрессия
↑ Что считается фактической ошибкой и влечет за собой снижение балла по К12?
1) Текстуальные фактические ошибки: искажение фамилии, имени или отчества автора/героя; добавление, исключение или изменение события в сюжетной линии исходного текста; нарушение пространственно-временных характеристик и т.д.2) Фактические ошибки в фоновом материале. Это ошибки, возникающие, как правило, в процессе обоснования экзаменуемым собственного мнения: неверное указание авторства того или иного произведения.