Решать
Вариант 5 ВПР по русскому языку 6 класс.
Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Через пни и колоды через высокие коч..ки через л..сные п..ляны проб..рается в своё логово ёж..4.
Осенью у ежей мало добыч.. . П..прятались в землю черви скрылись юркие ящериц.. в клубки (с,з)вились сколь(з/с)кие змеи и ч..рные ужи. Трудно находить жуков и глупых л..гушек.
В ясные осе(н,нн)ие2 дни готов..т себе хл..потливый труже(н,нн)ик еж.. тёплое зимов..ще. Ноч..ю и днём т..ска..т в нору под старым пнём душистые сухие листоч..ки и мя(к,г)кий л..сной мох – стел..т3 зимн..ю постель.
Скоро заб..рется еж.. в своё логово и з..снёт на всю долгую зиму. Он больше не стан..т бегать по лесу и ловить ч..рвей и жуков.
Пр(е/и)дёт з..ма и накро..т его нору глубокий снежный сугро(б/п).
Никто (не)найдет его логова и никто (не)разбудит. До весе(н,нн)его солныш..ка всю зиму пр..спит еж.. и будут ему снит..ся л..сные ежи(н,нн)ые сны.
Через пни и колоды, через высокие кочки, через лесные поляны пробирается в свое логово ёж. Осенью у ежей мало добычи. Попрятались в землю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свернулись скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.
В ясные осенние дни готовит себе хлопотливый труженик ёж тёплое зимовище. Ночью и днем таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лесной мох - стелет зимнюю постель.
Скоро заберется ёж в свое логово и заснёт на всю долгую зиму. Он больше не станет бегать по лесу и ловить червей и жуков. Придет зима, и накроет его нору глубокий снежный сугроб.
Никто не найдет его логово и никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зиму проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
осен — корень, н — суффикс, ие — окончание, осенн — основа слова.
Осенние от осень (суффиксальный)
(3) - морфологический разбор слова;
стелет
1. Стелет (что делает?) - глагол, н. ф. - стелить.
2. Пост. - несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. - в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Через пни и колоды, через высокие кочки, через лесные поляны пробирается в своё логово ёж.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными второстепенными членами предложения (дополнениями)
Грамматическая основа: ёж (подлежащее, выражено существительным) пробирается (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (пробирается) через пни (и) колоды, кочки, поляны - дополнение, выражено существительным с предлогом (возможно обстоятельство);(пробирается) в логово – обстоятельство, выражено существительным с предлогом (возможно дополнение); (кочки) высокие – определение, выражено прилагательным; (поляны) лесные – определение, выражено прилагательным; (логово) своё – определение, выражено местоимением
Задание 3В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: находить;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 8 букв и 7 звуков, так как буква ь звука не обозначает.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке
Задание 4Поставьте знак ударения в следующих словах.
повторишь, средство, банты, взяла
повторИшь, срЕдство, бАнты, взялА
Задание 5Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода
сущ., предл., сущ., мест, гл, предлог, сущ, предлог, сущ, прил, сущ
Задание 6Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) обеим девочкам
2) книга самая наинтереснейшая
3) около ста экспонатов
4) пять грамм
книга самая интересная, пять граммов
Задание 7Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Девочки и мальчики гурьбой бегут на каток.
2) Сок березкины слезы.
3) Жёлтые и красные листья падают на аллеи.
4) Мама сварила удивительно вкусный кисель.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Сок - березкины слезы.
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Задание 8Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания —внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дед стар однако продолжает служить сторожем.
2) Иди Алиса пора делать уроки.
3) Солнце уже садилось а прохлады не было.
4) Луна сильно светила и озаряла гору.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Иди, Алиса, пора делать уроки.
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Текст 2.
(1) У родителей рос очень эмоциональный сын. (2) Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал вбивать в изгородь гвоздь каждый раз, когда он теряет терпение или ссорится с кем-нибудь. (3) В первый день мальчик забил 37 гвоздей в забор. (4) В последующие недели он научился контролировать себя, и число забитых гвоздей в заборе уменьшалось день ото дня. (5) Он обнаружил, что легче контролировать себя, чем забивать гвозди!
(6) И вот настал день, в течение которого мальчик не забил ни одного гвоздя в забор. (7) Радостный, он пошел к отцу и сказал ему, что в этот день не забил ни одного гвоздя! (8) Тогда отец велел ему доставать гвоздь из забора всякий раз, когда он не терял терпения и не ссорился с кем-либо. (9) Проходили дни, и наконец мальчик смог сказать отцу, что он достал все гвозди из забора. (10) Тогда отец привел мальчика к забору и сказал:
(11) — Сын, ты вел себя хорошо, но смотри, сколько дырок теперь в заборе. (12) Изгородь теперь уже не такая, как прежде. (13) Когда ты ссоришься с кем-либо и говоришь что-нибудь плохое, ты оставляешь такую же рану, как эти. (14) Ты можешь всадить нож в человека и можешь достать его, но всегда остается рана. (15) Неважно, сколько раз ты извиняешься, рана остается. (16) Рана словесная причиняет такую же боль, как и физическая.
Задание 9Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Очень важно уметь контролировать свои эмоции, поскольку ссоры и злые слова ранят окружающих так, что извинения не помогают исцелить "душевные раны".
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 10
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1) Мальчик учится контролировать эмоции.
2) Важно закрепить результат работы над собой.
3) Душевные раны
Задание 11
Почему, по мнению автора, важно контролировать свои эмоции?
Ответ может быть сформулирован так:
Контролировать эмоции важно, потому что неосознанно можно обидеть человека, и эта рана останется даже после извинений.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «число» из предложения 4.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Число – количество чего-либо.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
Существительные изменяются в роде, числе и падеже.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях
Задание 13
Определите стилистическую окраску слова «всадить» из предложения 14 , запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: всадить - разговорное;
2) подбор синонима к данному слову.
Всадить – вонзить, вогнать, воткнуть.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
Может быть подобран другой синоним
Задание 14Объясните и запишите значение фразеологизма
горит в руках. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
объяснение значения фразеологизма:
горит в руках - выполняется быстро, ловко, хорошо, успешно (о работе, деле и т.п.);
толкование ситуации в заданном контексте, например:
Моя подруга - человек очень организованный. В свободное время она успевает и маме помочь, и с младшим братом поиграть, и сходить на тренировку по гимнастике. У неё всякое дело горит в руках.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма