Решать
Вариант 6 ВПР по русскому языку 6 класс.
Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Тихо ш..потом нач..нает сначала ш..лестеть песок, перекатываясь по крутым склонам барханов и увалов; словно тонкий свист ра(з/с)дается вокруг! Затем немного т..ряются яс..ность и ре(з/с)кость контуров. Песок нач..нает как(бы) дымит..ся. Окрес..ные в..ршины вдру(г/к) пр(е/и)вр..щают..ся в дымящ..ся вулканы. Всё вокруг бурлит и в(з/с)дымает..ся. Бурные п..токи песка как(бы) подн..маются по краям барханов и бугров. Первые т..жёлые капли д..ждя пада..т3 на разг..рячённую и несп..койную землю.
Двигат..ся дальше почти (не)возможно. Вас ярос..но б..ёт в лицо песча(н,нн)ая буря. Караван пов..рачива..тся спиной к п..токам песка и т..рп..ливо ждёт4. Но вот ч..сло капель всё увеличивает..ся и под их тяжест..ю см..ряется песок. Влага спаива..т пе..инки и (з/с)держивает их порыв. Дож(д/т)ь усп..каивает и ветер и пе..а(н,нн)ую2 бурю. Опас..ность м..новала.
(По А. Ферсману)
Тихо, шёпотом начинает сначала шелестеть песок, перекатываясь по крутым склонам барханов и увалов; словно тонкий свист раздаётся вокруг! Затем немного теряются ясность и резкость контуров. Песок начинает как бы дымиться. Окрестные вершины вдруг превращаются в дымящиеся вулканы. Всё вокруг бурлит и вздымается. Бурные потоки песка как бы поднимаются по краям барханов и бугров. Первые тяжёлые капли дождя падают на разгорячённую и неспокойную землю.
Двигаться дальше почти невозможно. Вас яростно бьёт в лицо песчаная буря. Караван поворачивается спиной к потокам песка и торопливо ждёт. Но вот число капель всё увеличивается, и под их тяжестью смиряется песок. Влага спаивает песчинки и сдерживает их порыв. Дождь успокаивает и ветер, и песчаную бурю. Опасность миновала.
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) - морфемный и словообразовательный разборы слова;
песч — корень, ан — суффикс, ую — окончание, песчан — основа слова.
Песчаную от песок (суффиксальный)
(3) - морфологический разбор слова;
падают
1. Падают (что делают?) - глагол, н. ф. - падать.
2. Пост. - несов. вид, невозвр., непереходн., I спр.; непост. - в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-е л., мн. ч.
3. В предложении является сказуемым.
(4) - синтаксический разбор предложения.
Караван поворачивается спиной к потокам песка и торопливо ждёт.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
Грамматическая основа: караван (подлежащее, выражено именем существительным) поворачивается (и) ждёт (однородные сказуемые, выражены глаголами).
Второстепенные члены предложения: (поворачивается) спиной – дополнение, выражено существительным (возможно обстоятельство); (поворачивается) к потокам -дополнение, выражено существительным с предлогом; (к потокам) песка – дополнение, выражено существительным (возможно определение); (ждёт) торопливо – обстоятельство, выражено наречием.
Задание 3В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: опасность;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например: в слове 9 букв и 8 звуков, так как буква ь звука не обозначает.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке
Задание 4Поставьте знак ударения в следующих словах.
красива, средства, премировать, газопровод
красИва, срЕдства, премировАть, газопровОд
Задание 5Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
До первого поворота мальчик кое-как боролся с силой земного притяжения.
предлог, числ., сущ, сущ, наречие, гл, предлог, сущ, прил, сущ.
Задание 6Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) двое стульев
2) обе школьницы
3) вкусное салями
4) пять километров
два стула, вкусная салями
Задание 7Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Душистый чай с малиновым вареньем и песочным пирогом был очень вкусный.
2) Красив лес в ранние осенние деньки
3) Медведь схватит шустренькую рыбу лапой и выбросит на берег.
4) Ворота между скалами очень опасное место.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
распознавание предложения и места постановки тире:
Ворота между скалами - очень опасное место.
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Задание 8Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания —внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) В день ее рождения Семен приносил то куклу то платьице.
2) Заря охватила полнеба и на фоне зари резко отделились беловато-матовые громады гор.
3) В сизом воздухе стояли над лесом облака и тлели слабым светом.
4) Писем мне Федор не было?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Писем мне, Федор, не было?
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе
Текст 2.
(1) В 1702 году, в эпоху Петра I, из Голландии в Россию впервые были завезены луковицы садовых тюльпанов. (2) Название цветка произошло от персидского слова тюрбан, так как его бутоны похожи на восточный головной убор, напоминающий чалму.
(3) О происхождении тюльпана рассказывает одна легенда. (4) Царь Фархад был влюблен в красавицу Ширин. (5) Но злые завистники пустили слух, будто Ширин убита. (6) Царь не в силах был перенести такой удар. (7) Он не знал, что ему делать. (8) И тогда, обезумев от горя, оседлал коня и ринулся к скалам. (9) Он врезался в скалы и разбился. (10) На том месте, где кровь попала на землю, выросли прекрасные цветы — красные тюльпаны.
(11) Известна также легенда о том, что однажды на лугу вырос золотистый тюльпан, в котором было заключено счастье, но бутон его не хотел раскрываться, и никакие средства не могли помочь. (12) Как-то по лугу шла женщина с маленьким ребенком. (13) Раскрыв ручки, смеясь, ребенок подбежал к гордому тюльпану. (14) И от его веселого беззаботного смеха цветок раскрылся, даря всем счастье.
Задание 9Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Тюльпаны, завезенные Петром I и названные в честь головных уборов, были воспеты в разных легендах.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 10Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1) Появление в России тюльпанов, происхождение названия этих цветов.
2) Прекрасная легенда о происхождении тюльпанов.
3) Легенда о том, почему тюльпан раскрылся.
Задание 11Откуда тюльпан получил свое название?
Ответ может быть сформулирован так:
Название цветка произошло от персидского слова тюрбан, так как его бутоны похожи на восточный головной убор, напоминающий чалму.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
Задание 12Определите и запишите лексическое значение слова «удар» из предложения 6.
Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Удар – нравственное потрясение.
Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова;
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении.
Вариант ответа:
Послышался удар топора.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях
Задание 13Определите стилистическую окраску слова «ринуться» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова: ринуться - книжное;
2) подбор синонима к данному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
Ринуться – броситься, направиться, устремиться.
Может быть подобран другой синоним
Задание 14Объясните и запишите значение фразеологизма
витать в облаках. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
объяснение значения фразеологизма:
витать в облаках - бесплодно фантазировать, мечтать; быть непрактичным, далёким от действительности;
толкование ситуации в заданном контексте, например:
Подруги моей старшей сестры Тани уже выбрали учебные заведения, куда хотят поступить после школы. А Таня ещё не определилась, всё мечтает о чём-то особенном, витает в облаках.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма