Задание 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Я жил на окраине парка примыкавш...го к (не)густому смеш...(н,нн)ому лесу.4 До...щатая дача моя была (не)дострое(н,нн)а (не)струга(н,нн)ые полы мебели почти (ни)какой. От сырости (по)вид...мому (ни)когда (не)и...чезавшей мои сапоги валявш...еся под кроватью обр...стали барх...том плесени.
Всё лето почти (не)пр...ста(н,нн)о шли дожди. Бывало то и дело в яркой син...ве скапливались2 белые обл..ка и (в)дали перекатывался гром потом начинал сыпать сквозь солнце бл...стящий дождь быстро пр..вращавшийся от зноя в душистый сосновый пар. Как(то) неожида(н,нн)о дождь заканчивался и из парка из леса с соседних пас...бищ... отовсюду снов... слышалась радос...ная птич...я разноголосица.
Перед закатом (по)прежнему оставалось ясно и на моих до...атых стенах дрожала падая3 в окна сквозь листву хрустально(золотая) сетка ни(з/с)кого солнца.
Задание 2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.
1) (не)высокая лиственница, (не)доуменно смотрела, (не)шелохнувшись
2) (не)только ландыши, но и земляника, (не)каждый может понять, (не)проронив ни слова
3) (не)смотря на обстоятельства, лежал будто (не)живой, (не)веселые мысли
4) (не)расстегивая полушубка, (не)тот человек, (не)доброе предзнаменование
Задание 4.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) ваго(н,нн)ое депо, глиня(н,нн)ый сосуд, сваре(н,нн)ый суп
2) полужаре(н,нн)ый бекон, жела(н,нн)ый подарок, ране(н,нн)ый солдат
3) соломе(н,нн)ая подстилка, линова(н,нн)ый лист, неожида(н,нн)ое известие
4) румя(н,нн)ые щёки, подли(н,нн)ый документ, проблема реше(н,нн)а
Задание 5.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
включишь, начатый, цемент, торты
Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) В пятницу ребята очень долго репетировали спектакль, поэтому пришли со школы очень поздно.
2) Горький запах полыни, который был смешан с нежным ароматом цветов, разлит в утреннем воздухе.
3) Прочитав статью, она очень заинтересовала меня.
4) Этот поступок вызвал не только бурю негодования, но и удивление.
(1)Нынче Даля-писателя не так уж часто читают. (2)Не много пишут о нём литературоведческих статей и диссертаций. (3)Да и сам В.И. Даль свои сочинения рассматривал как подступ к основному труду – подвигу. (4)Он в высшей степени скромно называл себя – писателя, этнографа, медика, ботаника, географа, моряка, инженера – учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего «живого русского языка». (5)Всюду, где бы ни бывал он (а изъездил он пол-России), он «жадно хватал на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой беседе» людей всех сословий, всех окраин. (6)И собрал – 30 тысяч пословиц, 200 тысяч слов – на 83 тысячи больше, чем в тогда изданном Академическом словаре.
(7)Даль открыл и изучил изумительный рудник, сплошь исполненный золотоносных жил и самоцветов-самородков. (8)Черпайте горстями! (9)«Старатель», исполнивший пушкинский завет, был удостоен Ломоносовской премии.
(10)Словарь Даля – это, безусловно, не только лексикон, словник, это единственная в своём роде энциклопедия широкой народной жизни. (11)Это книга для изучения. (12)Такая масса сведений из самых разнообразных областей жизни и человеческой деятельности, быта, такое обилие синонимов, «вещественных подтверждений слов», что, по заключению крупнейшего лингвиста академика Я.К.Грота, нужна целая когорта учёных-специалистов для их проверки. (13)И всё безошибочно.
(14)Даль гордился своим трудом. (15)Но, отстаивая и обосновывая его значение, с обидой отвергая казавшиеся ему несправедливыми нападки, он отнюдь не возражал против дополнений и уточнений. (16)Он так писал о нормативах пользования лексикой: «Изучать нам надо родной язык, спознаться через него с духом родного слова, и принимать или перенимать с толком, чувством, с расстановкой».
(17)Слова, слова, слова. (18)А для Даля – они самые что ни на есть неотложные дела. (19)Вернее, главное дело его жизни.
(С. Шиповский)
Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8.
Определите и запишите микротему 5-го абзаца текста.
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «хватал на лету» из предложения 5. Запишите ответ.
Задание 10.
В предложениях 7- 10 найдите слово с лексическим значением «словарный запас языка». Выпишите это слово.
Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) Даль гордился
2) гордился трудом
3) открыл и изучил
4) крупнейшего лингвиста
Задание 12.
Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
Задание 13.
Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ.
Задание 14.
Среди предложений 7-13 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Задание 15.
Среди предложений 8-13 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16.
Среди предложений 14-19 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17.
Среди предложений 1-9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
Смотрите также: