Задание 1.
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Долго мы ехали но м…тель всё не ослаб...вала а как(будто) усиливалась. День был ветре(н,нн)ый2 и даже с подветре(н,нн)ой стороны чу...ствовалось как непр...ста(н,нн)о гудит в какую(то) скважину снизу. Ноги мои стали мерзнуть и я напрасно старался набросить на них что(нибудь) сверху. Ямщик то и дело поворачивал ко мне обветре(н,нн)ое лицо с покрасневшими3 глазами и об...нд...вевшими ресницами и что(то) кричал. Он вероятно пытался пр...ободрить меня4. Он ра...читывал на скорое окончание пут…шествия но ра...чёты его (н...)оправдались и мы долго плутали во тьме. Он ещё на станции уверял что к ветрам всегда пр...терпет...ся можно только я южанин и дом…сед пр...терпевал эти неудобства моего путешествия скажу открове(н,нн)о с трудом. Меня не покидало ощущение что предпринятая мною поездка вовсе (не)безопа...на.
Задание 2.
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.
1) (не)внятные слова, а бурчание, ранее (не)испытанное чувство, в (не)кошеном овсе
2) далеко (не)привлекательная вещь, пуговица (не)пришита, еще (не)распечатанная банка
3) вовсе (не)бесплодные попытки, (не)отставая от отряда, (не)чего говорить об этом
4) (не)интересная история, (не)взирая на головную боль, мне было (не)когда
Задание 4.
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) нехоже(н,нн)ые тропы, выгруже(н,нн)ая баржа, жизне(н,нн)ые принципы
2) изране(н,нн)ое тело, топлё(н,нн)ое молоко, поштопа(н,нн)ая гимнастёрка.
3) позолоче(н,нн)ые ложки, конституцио(н,нн)ый суд, орли(н,нн)ый взгляд
4) вымазанное платье, скошенный луг, варённая в котелке картошка
Задание 5.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Мне показалось, что гость был обижен холодным приемом.
2) Никто из тех, кто в нашей школе занимались бальными танцами, не стал профессиональным танцором.
3) В подарок я получил не только марки, но и прекрасный альбом.
4) В «Ровеснике» печатают интересные статьи.
Текст 2.
(1) Домашнее чтение вслух очень сближает.
(2) Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)А если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4) Когда смотрю на книги, стоящие у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: справочники, словари, учебники, сочинения классиков, современные книги и так далее. (5) Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (6) Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.
(7) Часто спрашивают: «Как выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом?» (8) Разве трудно выбрать время? (9) Находится же оно для совместного просмотра телевизора! (10) Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают?
(11) Страница книги — такой огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!
(12) Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! (13) Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14) Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (15) Когда книгу читает вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16) Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая других слушателей к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.
(18) Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом.
(С. Львов)
Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8.
Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «влечет за собой» из предложения 2. Запишите ответ.
Задание 10.
В предложениях 1- 4 найдите слово с лексическим значением «действующие лица литературного произведения». Выпишите это слово.
Задание 11.
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) страница книги
2) огромный экран
3) вместе и вслух
4) с волнением вспоминают
Задание 12.
Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.
Задание 13.
Определите тип односоставного предложения 8. Запишите ответ.
Задание 14.
Среди предложений 14-18 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним (синонимичное выражение), запишите этот синоним.
Задание 15.
Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16.
Среди предложений 13-17 найдите предложение с обособленным(-ыми) обстоятельством(-ами). Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17.
Среди предложений 14-17 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
Смотрите также: