Решать задание 7,8,9,10 ВПР 2020 по русскому языку - 8 класс

Практика ВПР: решать 7, 8, 9, 10 задания ВПР по русскому языку 2020 в 8 классе.

Формулировка задания 7. Определите и запишите основную мысль текста.

Формулировка задания 8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.

Формулировка задания 9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение "..." из предложения. Запишите ответ.

Формулировка задания 10. В предложениях ... найдите слово с лексическим значением «...». Выпишите это слово.


Вариант 1.

Текст

(1) Говорят, что счастье – это когда тебя понимают. (2) Это верно. (3)Но никому не будет счастья, если каждый не станет человеком, который понимает других людей, принимает их именно как других, со своей жизнью и чувствами, и умеет сочувствовать им, отзываясь на их чувства. (4) Вот ступеньки в «школе чувств»: другие люди – чужие чувства – отзывчивость к ним – свои чувства…

(5) Да и не только люди учат нас чувствовать. (6) Оглядимся вокруг себя, всмотримся в самые простые предметы, окружающие нас. (7) Вот стол, лампа на столе, шкаф с одеждой, обои на стене, электрическая лампа, занавеска на окне… (8) Каждая вещь сделана человеком, в каждую вложены чьи-то способности, ум, чувство. (9) Это всё – застывшее человеческое дело, превратившееся в предметы; живые жизни, воплотившиеся в вещи…

(10) А книги? (11) Даже обычные школьные учебники! (12) Нам кажется, они безличны, что их никто не писал, не мучился над ними, они сами собой откуда-то взялись или выросли, как дерево в лесу или трава на лугу. (13) Но в каждой странице, в каждой строчке – живое, человеческое!

(14) Будем стараться почувствовать живого, другого человека не только в каждом, кого мы встретим, но и за каждой вещью, каждой книгой, каждым учебником. (15) Мы не читаем учебник – мы общаемся с автором, с человеком! (16)И никогда не будем позволять себе обращаться с вещью или с книгой так, будто они мертвы. (17) На мой взгляд, нет ничего мёртвого вокруг нас, мёртвое – на кладбище, а вокруг нас, живых, – живое, человеческое, оно во всём, надо только увидеть его и почувствовать. (18) Здесь речь идёт не о том, чтобы беречь вещи, это само собой разумеется, здесь речь о другом: о духовном прозрении, о том, чтобы каждая вещь была для нас живой, чтобы не с книгами-предметами имели мы дело, а с живыми людьми, чьё чувство вложено в книги, чтобы мы видели человеческое в человеческих предметах и вещах!

(С. Соловейчик)



Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.

 
Задание 8.
Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.

 
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение школа чувств (школе чувств) из предложения 4. Запишите ответ.

 
Задание 10.
В предложениях 9-12 найдите слово с лексическим значением «книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету». Выпишите это слово.


Вариант 2.

Текст

(1) До чего прекрасны наши меньшие братья – животные! (2) Они совершенно не скованы никакими условностями и ведут себя так, как подсказывает им природа. (3) До чего прекрасны дети в своей естественности! (4) Они увлечённо играют, создают собственный мир, мало заботясь о том, во что они одеты, как и с кем нужно разговаривать и на какие темы. (5) К сожалению, мы, взрослые, на их фоне выглядим смешными, напыщенными, чопорными созданиями, сгибаясь под грузом проблем, которые сами себе создаём. (6) Наша жизнь настолько перегружена ими, что мы используем любую возможность сбросить с себя это бремя, расслабиться там, где за нами никто не наблюдает, или попасть туда, где все ведут себя без условностей, чтобы отдохнуть от необходимости соблюдать определённые процедуры в общении с себе подобными.

(7) Этикет – это невероятная обуза, это кодекс совершенно бессмысленных слов и телодвижений, сопровождающих нас с рождения и до гроба. (8)В этом и состоит главное противоречие нашей жизни. (9) Бессмыслица, с одной стороны, и необходимость – с другой.

(10) Мы искренне смеёмся, когда герои блестящего философского фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» выполняют два раза почтительный жест «ку» при виде полицейских или чиновников. (11) А ведь мы ежедневно и по сто раз следуем подобным правилам, общаясь с нашими знакомыми, друзьями, родственниками. (12) Для чего всё это?

(13) Соблюдать все эти многочисленные правила необходимо, поскольку в противном случае окружающие (безусловно, соблюдающие их) будут считать нас невоспитанными и безнравственными и будут соответственным образом к нам относиться. (14) Обратите внимание, как относятся люди к пьяным. (15) Их сторонятся. (16) А как называют поведение психически больных людей? Неадекватным.

(17) Для животного оказаться в изоляции от стада равносильно смерти. (18) Изоляция от общества всегда была самым тяжёлым наказанием для любого живого существа на планете. (19) Человек, который ведёт себя не так, как это принято в среде соплеменников, автоматически оказывается в одиночестве. (20) Подвергнуться изгнанию всегда было пыткой, тяжёлым испытанием.

(В. Южин)


Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.

 
Задание 8.
Определите и запишите микротему 4-го абзаца текста.


Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение подсказывает природа из предложения 1. Запишите ответ.

 
Задание 10.
В предложениях 13-16 найдите слово с лексическим значением «образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка». Выпишите это слово.



Вариант 3.

Текст

(1)Давайте поговорим о жизни, о развитии нашего языка. (2)Когда читаешь биографии слов, окончательно утверждаешься в мысли, что русский язык, как и всякий здоровый и сильный организм, всегда находится в движении, в динамике непрерывного роста. (3)Одни его слова отмирают, другие рождаются, третьи из областных и жаргонных становятся литературными, четвёртые из литературных уходят назад - в просторечие, пятые произносятся совсем по-другому, чем произносились лет сорок назад, шестые при употреблении требуют других падежей, чем это было, скажем, при Жуковском и Пушкине.

 (4)В языке всё движется, течёт, непрерывно меняется. (5)Несмотря на эту очевидную динамику, только пуристы (сторонники чрезмерных требований к сохранению языка) всегда утверждают, что язык - это нечто неподвижное, - не бурный поток, а стоячее озеро.

 (6)Конечно, в жизни языка чрезвычайно сильна охранная тенденция. (7)Эта важная тенденция заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи. (8)Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы напора бесчисленного множества слов, рождающихся каждую минуту. (9)Он весь расшатался бы, утратил бы свой целостный, монолитный характер. (10)Безусловно, только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется следующее: как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны.

 (11)В каждую эпоху в литературном языке существуют два противоположные стремления, равные по силе, одинаково естественные: одно - к безудержному обновлению речи, другое - к охране её старых, испытанных, издавна установленных форм. (12)Оба стремления, проявляясь с одинаковой силой, обрекли бы наш язык на неподвижность. (13)Сила новаторов всё же во всякое время немного превышает силу консерваторов - это-то и обеспечивает языку его правильный рост. (14)Всё дело в норме - в гармонии.

(По К.И. Чуковскому)


Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.

 
Задание 8.
Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.

 
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение биография слова (биографии слов) из предложения 2. Запишите ответ.

 
Задание 10.
В предложениях 12-14 найдите слово с лексическим значением «согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь». Выпишите это слово.



Вариант 4.

Текст

(1) Если человек своим поведением грубо нарушает общественный порядок, проявляет явное неуважение к отдельным лицам или обществу в целом, уголовное право квалифицирует его как хулигана.

(2) Чтобы проследить историю возникновения этого слова, совершим экскурс в предместье Лондона конца XVIII века. (3) Жил там некто Хулигэн, содержатель постоялого двора, который с другими членами своего отнюдь не святого семейства наводил ужас на всю округу, замеревшую в страхе. (4) Необузданный буян и драчун настолько прославился нарушениями закона, что имя его пополнило разряд нарицательных негативного свойства.

(5) В XIX веке хулиганами стали именовать дерзких уличных озорников Лондона, а затем и грабителей, преступающих закон и нападающих на прохожих на неосвещённых улицах. (6) Кроме того, распространению этого слова в немалой степени способствовала популярная комическая песенка, исполнявшаяся в Англии в 1880–1890-х годах, героем которой был знакомый нам Хулигэн. (7) Затем невольную рекламу создала одна из газет, сделав его персонажем множества пародий и шуток.

(8) О хулиганах заговорили уже не только на Британских островах, но и во всей Европе, а затем в Америке. (9) В начале XX века слово «хулиган» прочно утвердилось в русском языке и стало частью современного литературного языка.

(По Э.А. Вартаньяну)


Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.

 
Задание 8.
Определите и запишите микротему 1-го абзаца текста.

 
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение дерзкие озорники (дерзких уличных озорников) из предложения 5. Запишите ответ.

 
Задание 10.
В предложениях 1-3 найдите слово с лексическим значением «оценить (-ивать), определить (-лять) каким-нибудь». Выпишите это слово.


Вариант 5.

Текст

(1) Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? (2) Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пёстрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами?..

(3) Безусловно, человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. (4)В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек — сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. (5) Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку и ответы на загадки современности.

(6) Родословное древо нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий; эти корни питались глубокими подпочвенными соками, невидными невооруженному глазу. (7) Потребовалась работа не одного поколения учёных, художников-реставраторов, собирателей-коллекционеров, подвижнический труд знатоков, для того чтобы приоткрылась завеса времени и мы увидели безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси.

(Е. Осетров)

 
Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.

 
Задание 8.
Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.

 
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение древо искусства из предложения 6. Запишите ответ.

 
Задание 10.
В предложениях 1-2 найдите слово с лексическим значением «картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке». Выпишите это слово.


Вариант 6.

Текст

(1) Человек, не любящий книгу, несчастен, но не всегда догадывается об этом. (2) Может быть, жизнь его наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события – сопереживания и осмысления прочитанного. (3) Некоторые люди, говоря о любви к чтению, добавляют, что им нравится читать, но... только не стихи. (4) В этих словах кроется неправда, потому что человек, не испытывающий любви к поэзии, не может по-настоящему любить прозу.

(5) Разумеется, читателю прозы необходимо обладать артистизмом восприятия. (6) Но обаяние именно поэзии гораздо больше, чем прозы, скрывается не только в мысли, в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (7) Именно поэтому воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе.

(8) Подлинное прочтение художественного слова подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей. (9) Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух. (10) Но в том, что такой слух можно воспитать, я убеждён.

(11) И я хотел бы выразить мою запоздалую, но глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (12) Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца моих дней я оставался бы преданным читателем поэзии.

(По Е. Евтушенко)

 
Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.

 
Задание 8.
Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.

 
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение музыка слова (музыке слова) из предложения 6. Запишите ответ.

 
Задание 10.
В предложениях 5-7 найдите слово с лексическим значением «очарование, притягательная сила». Выпишите это слово.


Вариант 7.

Текст

(1)Нынче Даля-писателя не так уж часто читают. (2)Не много пишут о нём литературоведческих статей и диссертаций. (3)Да и сам В.И. Даль свои сочинения рассматривал как подступ к основному труду – подвигу. (4)Он в высшей степени скромно называл себя – писателя, этнографа, медика, ботаника, географа, моряка, инженера – учеником, собиравшим весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего «живого русского языка». (5)Всюду, где бы ни бывал он (а изъездил он пол-России), он «жадно хватал на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой беседе» людей всех сословий, всех окраин. (6)И собрал – 30 тысяч пословиц, 200 тысяч слов – на 83 тысячи больше, чем в тогда изданном Академическом словаре.

(7)Даль открыл и изучил изумительный рудник, сплошь исполненный золотоносных жил и самоцветов-самородков. (8)Черпайте горстями! (9)«Старатель», исполнивший пушкинский завет, был удостоен Ломоносовской премии.

(10)Словарь Даля – это, безусловно, не только лексикон, словник, это единственная в своём роде энциклопедия широкой народной жизни. (11)Это книга для изучения. (12)Такая масса сведений из самых разнообразных областей жизни и человеческой деятельности, быта, такое обилие синонимов, «вещественных подтверждений слов», что, по заключению крупнейшего лингвиста академика Я.К.Грота, нужна целая когорта учёных-специалистов для их проверки. (13)И всё безошибочно.

(14)Даль гордился своим трудом. (15)Но, отстаивая и обосновывая его значение, с обидой отвергая казавшиеся ему несправедливыми нападки, он отнюдь не возражал против дополнений и уточнений. (16)Он так писал о нормативах пользования лексикой: «Изучать нам надо родной язык, спознаться через него с духом родного слова, и принимать или перенимать с толком, чувством, с расстановкой».

(17)Слова, слова, слова. (18)А для Даля – они самые что ни на есть неотложные дела. (19)Вернее, главное дело его жизни.

(С. Шиповский)


Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.

 
Задание 8. 
Определите и запишите микротему 5-го абзаца текста.

 
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «хватал на лету» из предложения 5. Запишите ответ.

 
Задание 10.
В предложениях 7- 10 найдите слово с лексическим значением «словарный запас языка». Выпишите это слово.


Вариант 8.

Текст

(1) Красота живет в душе человека, отсюда и естественная, как есть и как пить, потребность человека в красоте.

(2) 3абор автобазы нельзя сделать таким же прекрасным, как решетка Летнего сада. (3) Однако у него другая функция. (4)Но согласимся, что и этот пресловутый забор может быть по-своему красив или безобразен, все зависит от того, думали ли люди об этом, когда его воздвигали, то есть жила ли в их душе красота, были ли они наделены потребностью красоты.

(5)Я ездил по свету не так уж много, но все же я был во Франции, Англии, Германии, Дании, Польше, Болгарии, Венгрии, Китае, Вьетнаме, Албании... (6)Наблюдая, сопоставляя и сравнивая, я могу сказать, что часто современные, самые индустриальные и грандиозные сооружения красивы и даже изящны. (7)Нельзя сказать, что они вписываются в ландшафт, так как они сами определяют его, они сами и есть ландшафт, но все же нельзя сказать и то, что они безобразны, что они уродливы.

(8)Величавое необязательно огромно. (9)Величавому лебедю не нужно быть величиной с двухэтажное здание, как настоящий дворец, который может выглядеть величавее стоэтажной коробки. (10)Существует, однако, и обратная закономерность: не все грандиозное и огромное обязательно уродливо. (11)Земля наша достаточно велика, чтобы «освоить» и адаптировать большие сооружения. (12)Ведь Эверест, Фудзияма, Эльбрус, Монблан, Килиманджаро не портят внешнего вида нашей планеты.

(13)Однако у людей, увлекшихся только экономическими или только политическими соображениями, может отсутствовать один простейший критерий: как это будет выглядеть сегодня и тем более завтра.

(По В. Солоухину)


Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.

 
Задание 8.
Определите и запишите микротему 2 -го абзаца текста.

 
Задание 9.
 
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «как настоящий дворец» из предложения 9. Запишите ответ.

 
Задание 10.
 
В предложениях 11-13 найдите слово с лексическим значением «предположение по поводу чего-либо». Выпишите это слово.


Вариант 9.

Текст

(1) Домашнее чтение вслух очень сближает.

(2) Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)А если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом. (4) Когда смотрю на книги, стоящие у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: справоч­ники, словари, учебники, сочинения класси­ков, современные книги и так далее. (5) Смогу мысленно собрать вместе на особую полку книги, что читали сообща и вслух. (6) Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7) Часто спрашивают: «Как выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом?» (8) Разве трудно выбрать время? (9) Находится же оно для совместного просмотра телевизора! (10) Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, когда ничего особенного не показывают?

(11) Страница книги — такой огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

(12) Советую вам, прошу вас, уговариваю — попробуйте! (13) Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14) Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений. (15) Когда книгу читает вслух кто-нибудь дома, то, что происходит на каждой ее странице, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16) Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая других слушателей к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало только ему и чем он теперь одаривает других.

(18) Словом, попробуйте читать книгу вслух вместе со своими близкими, и я надеюсь, нет, я уверен: вы не пожалеете об этом.

(С. Львов)


Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.

 
Задание 8.
Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.

 
Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «влечет за собой» из предложения 2. Запишите ответ.

 
Задание 10.
 
В предложениях 1- 4 найдите слово с лексическим значением «действующие лица литературного произведения». Выпишите это слово.


Вариант 10.

Текст 

(1) Если бы природа чувствовала благодар­ность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благо­дарность выпала бы на долю Михаила При­швина.

(2)Прежде всего жизнь Пришвина — при­мер того, как человек, отрешившись от всего наносного, начал жить только по велению сердца. (3)В таком образе жизни заключается величайший здра­вый смысл. (4) Человек, живущий в согласии со своим внутренним миром, — всегда сози­датель, обогатитель и художник.(5) Неизвестно, что сделал бы в своей жиз­ни писатель, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). (6) Во вся­ком случае, вряд ли открыл бы миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. (7)Природа требует при­стального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы второго его мира этой природы, обогащающе­го нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой и неожидан­ными открытиями. (8) Книги Пришвина, по его словам, — это «бесконечная ра­дость постоянных открытий». (9)И все у При­швина блистает поэзией, как трава от росы.

(10) Часто слышу от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство!» (11)В чем тайна это­го писателя? (12)В чем секрет его книг?

(13) Как известно, слова «колдовство», «вол­шебство» относят обыкновенно к сказкам.

(14) Но ведь Пришвин не сказочник. (15) Он человек земли, свидетель всего, что соверша­ется вокруг него в мире.

(16) Видимо, секрет пришвинского обая­ния, очарования и поэтической пленитель­ности как раз в этой его зоркости. (17) Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное и увлекательное, что под приску­чившим покровом окружающих явлений ви­дит глубокое содержание.

(18)И природа благодарна писателю за эту заинтересованность и любовь.

(По К. Паустовскому)


Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 8.
Определите и запишите микротему 5 -го абзаца текста.


Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «как трава от росы» из предложения 9. Запишите ответ.


Задание 10.
В предложениях 16-18 найдите слово с лексическим значением «надоевший, ставший неприятным». Выпишите это слово.


Вариант 11.

Текст

(1)Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература XIX века — явление, безусловно, исключительное. (2)Впечатление, ко­торое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тес­ной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».

(3) Можно было бы сказать, что она подоб­на Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не похо­дили в нашем читательском восприятии ско­рее на ослепительные светила или на само­стоятельные «вселенные». (4)Одни только имена Льва Толстого или Достоевского сразу же вызывают представле­ние об огромных художественных мирах, множестве идей и образов. (5) Эти идеи и образы по-свое­му преломляются в сознании все новых и но­вых поколений читателей. (6) Каждая из великих книг — это не толь­ко часть души и зачастую целые годы жиз­ни самого автора, но и страницы народной истории. (7)Недаром Тургенев сказал о Гого­ле: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».

(По А. Туркову)


Задание 7.
Определите и запишите основную мысль текста.


Задание 8.
Определите и запишите микротему 4-го абзаца текста.


Задание 9.
Определите, каким средством языковой выразительности является слово «ослепительные» из предложения 3. Запишите ответ.


Задание 10.
В предложениях 1-3 найдите слово с лексическим значением «влияние, воздействие». Выпишите это слово.


Материалы ВПР:
?ндекс цитирования