Знание средств выразительности проверяется не только в 26 задании, но и в 3 задании ("Стилистический анализ текста"), потому важно не только уметь определять то или иное средство выразительности, но и понимать его функцию, а также знать, какие средства выразительности можно встретить в текстах различных стилей. Об этом можно узнать из нашего пособия !!! "Анализ текста: задания 1-3, 22-26".
–
Содержание:
↑ Формулировка задания 26 (ЕГЭ 2024)
Список терминов:
1) обращение
2) анафора
3) противопоставление
4) эпитет
5) ряды однородных членов предложения
6) синтаксический параллелизм
7) вводная конструкция
8) сравнение
9) метафора
↑ Список средств выразительности, проверяемых в задании 26:
Фонетические средства выразительности: ассонанс, аллитерация, звукопись;
Изобразительно-выразительные средства словообразования: слова с суффиксами определённого значения, с эмоционально окрашенными суффиксами, индивидуально-авторские слова;
Тропы: ирония, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет, синекдоха*;
Лексические средства выразительности: синонимы, антонимы (в том числе контекстные), фразеологизмы, книжная, разговорная и просторечная лексика, эмоционально-оценочная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, термины;
Изобразительно-выразительные средства морфологии: стилистическая функция слов разных частей речи;
Синтаксические средства выразительности: вводные и вставные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, неполное предложение, односоставное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, обращение, риторическое обращение*, риторический вопрос, риторическое восклицание, многосоюзие*, бессоюзие*, авторские знаки препинания*;
Приёмы (стилистические): анафора, эпифора*, антитеза (противопоставление), оксюморон*, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, монолог, парцелляция, синтаксический параллелизм.
* Отмечены средства выразительности, которые появились в 26 задании ЕГЭ в 2024 г.
↑ Алгоритм выполнения задания 26
2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.
↑ Теория. Средства выразительности.
↑ Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
! Не следует смешивать эпитет и обыкновенное определение. Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя. Сравните: каменная стена (относительное прилагательное) / говорил с каменным лицом (эпитет)
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.
Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Иными, словами метафора – сокращенное сравнение, лишенное союзов или других сравнительных слов. Метафору можно переделать в сравнение.
Чаще всего метафора выражена либо двумя существительными («нить дружбы», «море поклонников», «на дне души»), либо сочетанием глагола и существительного («сердце очерствело», «душа закрылась», «тоска рвалась из письма», «книги помогли взлететь», «победить одиночество», «слова распирали грудь», «план лопнул», «боль сдавливала сердце», «сердце облилось жалостью», «спугнуть счастье», «обида вырвалась на волю», «мечта разлетелась в куски», «ухватиться за слова», «звуки летели»).
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)
"мечты кипят" (А. С. Пушкин).
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;
Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.
«...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» (Лермонтов).
Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)
Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)
Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
...Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)
Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия;
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;
Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.
Разливы рек ее, подобные морям... (Лермонтов)
Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. (Пушкин)
И только замолкли — в дали голубой / Столбом уж крутился песок золотой... (Пушкин)
Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. (Гоголь)
Девичьи лица ярче роз.. (Пушкин)
...Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни...(Лермонтов)
Едва ли кто польстится на такую красавицу.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)
Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)
В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений. Символические сны графа Пьера Безухова в Можайске (после Бородинского сражения), в Шамшеве (в плену) и Николеньки Болконского (эпилог) («Война и мир»).
Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,
жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.
И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело...(лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)
"Он однажды подарил ей кольцо с вырезанным на камне сфинксом. — Что это? — спросила она. — Сфинкс? — Да, — ответил он, — и этот сфинкс — вы» (Сфинкс — аллегория роковой загадки) (Тургенев)
«Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси» (Чаша — аллегория страдания) (Пастернак)
↑ Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, обособленные члены предложения, риторические вопросы/обращения, восклицания, односоставные предложения, многосоюзие, бессоюзие, авторские знаки препинания)
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!
Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу... (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ. (Пушкин)
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! (Лермонтов)
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои... (Тютчев)
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Как дела?
О чем ты говоришь?
Вам нравится этот спектакль?
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!
Мы читали разные книги. Я - "Евгения Онегина", сестра - "Капитанскую дочку".
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)
Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны...(Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого... (Лермонтов)
Тишина.
Светает.
На улице никого нет.
Снег, падающий целый день, покрыл землю и деревья.
Ему, выздоравливающему, весь мир казался прекрасным.
Не договариваясь, друзья поздравили друг друга с праздником.
Вместо лекционных занятий, деканат поставил на эти часы лабораторную работу.
Парижа я люблю осенний строгий плен и пятна ржавые сбежавшей позолоты, и небо серое, и веток переплёты – чернильно-синие, как нити тёмных вен (М. Волошин);
О подвигах, о доблести, о славе Я забывал на горестной земле (А. Блок);
И плащ, и стрела, и лукавый кинжал... (А.С. Пушкин)
В деревне скучно: грязь, ненастье, Осенний ветер, мелкий снег (А.С. Пушкин).
Швед, русский, колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин)
Чаще всего исследователи отмечают употребление авторского тире (в творчестве Цветаевой, Маяковского, Тургенева, Блока и др.). Так, общеизвестно «пристрастие» М. Горького к тире («Maть – нe плaкaлa»). В произведениях Ф. М. Достоевского – употребление знака тире после союза «и» занимает особое место («Я ничего не слыхал», – сказал Вельчанинов и – побледнел»). Известно широкое использование М. Е. Салтыковым-Щедриным такого сравнительно редкого знака препинания, как скобки.
↑ Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.
Когда волнуется желтеющая нива... Когда росой обрызганный душистой... Когда студеный ключ играет по оврагу... Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат...(Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.
Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь.
Горячий снег.
Жар холодных числ. (А. Блок)
Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)
Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)
Эти умники все такие глупые... (Чехов)
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.
Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)
Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии...(Бунин)
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)
Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Вся фигура Платона... была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые... зубы его... выказывались двумя полукругами...(Л. Толстой)
Нам нужно злата, злата, злата'. Копите злато до конца! (Пушкин)
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…
...Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.
Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
...Но идет... Шатается... Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
«Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)
«...Председатель палаты знал наизусть “Людмилу” Жуковского, которая еще была тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места, особенно: “Борзаснул, долина спит” и слово “чу!”так, что в самом деле виделось, как будто долина спит; для большего сходства он даже в это время зажмуривал глаза» (Гоголь)
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь...
- Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он. - Если бы не вы!...(Бондарев)
↑ Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины, профессионализмы)
День – ночь; умный – глупый; интересный - скучный; сильный - слабый
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)
Дьявол был громаден, как утес, но громаден был и корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. (Бунин)
«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»
«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться - пугаться
"Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга."
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой - плохой
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).
Суффикс, метафора, гипотенуза, профицит, подлежащее и др.
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка, возложить, вышеназванный, ибо, гнусный, миндальничать и т.д.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).
Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.
Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)
↑ Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н. Некрасов) (В этой строке Н. Некрасов 6 раз повторяет звук [У] и 3 раза звук [С], дополнительно способствуя передаче воя ветра, одиночества, страха).
Люблю ГРОзу в начале мая,/ Когда весенний первый ГРОм,/Как бы Резвяся и иГРая,/ГРОхочет в небе голубом,/ГРемят Раскаты молодые…(изображение грома)
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)
В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)
«От запада и до Востока, от жалости и до восторга»
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)
Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой...(Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)
мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква
«Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах...» (Блок)
↑ Все о задания, связанных с анализом текста
↑ Практика
Материалы для подготовки к ЕГЭ: