Знание средств выразительности проверяется не только в 26 задании, но и в 3 задании ("Стилистический анализ текста"), потому важно не только уметь определять то или иное средство выразительности, но и понимать его функцию, а также знать, какие средства выразительности можно встретить в текстах различных стилей. Об этом можно узнать из нашего пособия !!! "Анализ текста: задания 1-3, 22-26".
Содержание:
↑ Формулировка задания 26 (ЕГЭ 2024)
Список терминов:
- обращение
- анафора
- противопоставление
- эпитет
- ряды однородных членов предложения
- синтаксический параллелизм
- вводная конструкция
- сравнение
- метафора
↑ Список средств выразительности, проверяемых в задании 26
- Фонетические средства: аллитерация, ассонанс.
- Словообразовательные средства: слова с суффиксами определённого значения, слова с эмоционально окрашенными суффиксами.
- Морфологические средства: особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
- Лексические средства: просторечные слова, жаргонные слова, диалектные слова, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы (включая индивидуально-авторские слова), общеупотребительная лексика, разговорная лексика, книжная лексика, нейтральная лексика, высокая лексика, сниженная лексика, эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и др.), фразеологизмы
- Тропы: метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, сравнение, эпитет
- Синтаксические средства: вводные слова и конструкции,вставные конструкции, восклицательное предложение, вопросительное предложение, риторическое восклицание, риторический вопрос, риторическое обращение, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения (включая сравнительный оборот), обращение
- Форма речи: диалог
- Приёмы: лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, градация, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза (противопоставление)
↑ Алгоритм выполнения задания 26
- Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.
- Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это просторечные и жаргонные слова, устаревшая или новая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.
- Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.
- Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.
↑ Теория. Средства выразительности.
↑ Фонетические средства (аллитерация, ассонанс)
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)
В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)
«От запада и до Востока, от жалости и до восторга»
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)
Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой...(Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)
↑ Словообразовательные средства
К словообразовательным средствам выразительности, проверяемым в задании 26 относят слова с суффиксами определённого значения, а также слова с эмоционально окрашенными суффиксами.
Примеры слов с уменьшительно-ласкательными- суффиксами. У существительных: -ок- (-ек-) – голосок, дружок, денёк; -очек (-ечек) - голосочек, дружочек, денечек; -ец- – братец, морозец; -чик- – апельсинчик, блинчик, костюмчик; -ик- – арбузик, бутузик, домик; -к- - дорожка, дочка, земелька; -ушк- (-юшк-) - дедушка, женушка, заюшка; -оньк- (-еньк-) – кисонька, лапонька, дороженька, зоренька; -ец-, -иц-, -ц- - письмецо, платьице, зеркальце, деревцо. У прилагательных: -оньк- (-еньк-) – глупенький, плохонький, добренький, старенький; -ехоньк- (-охоньк-) - светлехонький, скорехонький, легохонький; -ехонек- (-охонек-), -ешенек- (-ошенек-) – близехонек, легошенек.
Суффиксальные образования со значением пренебрежительности, презрительности, иронии: -ишк- – воришка, лгунишка, зайчишка, шалунишка, городишко, домишко, здоровьишко, житьишко и т. д.; -онк- (-енк-) – душонка, книжонка, бабенка, лошаденка; -шк- - старикашка; -ц- - ленца.
Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление (-ищ-: На улице непролазная грязища! От него винищем так и несет! Вот это басище! Ну и голосище!; -ин-: Вот так домина! (Но: дурачина).
Оттенок разговорности придают словам следующие суффиксы: -як- – здоровяк, добряк, свояк; -ик, -ник - – вечерник, глазник, зубник; -ун- – болтун, хвастун; -к- – вечерка (вечерняя газета), летучка, пятидневка; -овк- – в существительных женского рода, обозначающих предметы и лица: столовка, курсовка, спецовка, путевка; плутовка, мотовка, чертовка; -яг- – дворняга, сотняга, штормяга и др.
С оттенком грубо-просторечным: -н(я) - брехня, грызня, долбня; -j- - бабьё, дурачьё, мужичьё; разговорно-просторечным: -ух- – грязнуха, толстуха, стряпуха.
Можно также отметить ряд суффиксов, характерных для научной и научно-технической, а также профессиональной речи (-ость- плавкость, ковкость, сопротивляемость; -ств- – гегельянство, кантианство, толстовство; -изм- – идеализм, феодализм, материализм; -аци(я) (-яци(я) - акклиматизация, вулканизация, аргументация; -фикаци(я) (-ификаци(я) - электрификация, газификация; -тор- изолятор, коммуникатор; -ит (преимущественно термины медицинские) – бронхит, гайморит, плеврит; профессионализмы: -к- - вклейка, верстка, обмотка; -аж - метраж, типаж, тоннаж, литраж; -чат- - коленчатый, ступенчатый; -чик (-щик) - передатчик, счетчик, тральщик; -ун - шатун, колун; -льн(я) – гладильня, коптильня и др.)
В публицистической речи употребительны слова с суффиксами: -ость - договоренность, сработанность; -щин- – белогвардейщина, обыденщина: -ан - критикан, политикан; -истск- большевистский и др.
↑ Морфологические средства
Особенности употребления в тексте слов разных частей речиСледите за обновлением. В ближайшее время раздел будет дополнен.
↑ Лексические средства (диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы, архаизмы, книжная/ разговорная/ нейтральная лексика, фразеологизмы и т.д.)
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой - плохой
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).
Суффикс, метафора, гипотенуза, профицит, подлежащее и др.
Дом, рука, человек, гора, читать, говорить, красный, легкий и т. д.
Рука (ср. длань, лапа), наказание (ср. кара, нагоняй), есть (ср. вкушать, уплетать), влажный (ср. промозглый), захотеть (ср. восхотеть) и т.д.
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,
Дворничиха, миллионерша, беспредел, нал; лежать на боку 'бездельничать'; семь пятниц на неделе (о том, кто часто и легко меняет свои решения); мутить воду 'умышленно вносить неразбериху во что-либо'; водить за нос 'обманывать'; лезть в бутылку 'раздражаться по пустякам' и др.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.
Претворение, трибун, кончина, избранник, чужбина, творец; непоколебимый, согбенный, титанический, багряный, невозвратимый; безвременно, беззаветно, вдохновенно, вовеки, доныне, навеки; восторжествовать, обагриться, вершить, обрести, воздвигнуть и др.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка, возложить, вышеназванный, ибо, гнусный, миндальничать и т.д.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).
Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.
Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)
↑ Тропы (метафора, олицетворение, гипербола, литота, метонимия, сравнение, эпитет)
Примеры:
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.
Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Примеры:
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)
"мечты кипят" (А. С. Пушкин).
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;
Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
...Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури.../и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;
Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.
Разливы рек ее, подобные морям... (Лермонтов)
Девичьи лица ярче роз.. (Пушкин)
...Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни...(Лермонтов)
Обратите внимание! Сравнение – троп,сравнительный оборот – синтаксическое средство.
Сравнительный оборот, в отличие от сравнения, может не обладать яркой образностью, не нести в себе переносного значения.
↑ Синтаксические средства (вводные слова, риторическое восклицание / обращение, односоставные, неполные предложения, обособленные члены предложения и т.д.)
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!
Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу... (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ. (Пушкин)
Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! (Лермонтов)
Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои... (Тютчев)
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Как дела?
О чем ты говоришь?
Вам нравится этот спектакль?
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!
Мы читали разные книги. Я - "Евгения Онегина", сестра - "Капитанскую дочку".
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)
Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)
Тишина.
Светает.
На улице никого нет.
Снег, падающий целый день, покрыл землю и деревья.
Ему, выздоравливающему, весь мир казался прекрасным.
Не договариваясь, друзья поздравили друг друга с праздником.
Вместо лекционных занятий, деканат поставил на эти часы лабораторную работу.
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны...(Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого... (Лермонтов)
И каждый вечер, в час назначенный (иль это только снится мне?), девичий стан, шелками схваченный, в туманном движется окне (Бл.).
↑ Форма речи (диалог)
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
– Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь...
– Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он. - Если бы не вы!...(Бондарев)
↑ Приёмы (лексический повтор, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, вопросно-ответная форма изложения, градация, многосоюзие, бессоюзие, инверсия, парцелляция, антитеза (противопоставление)
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.
Когда волнуется желтеющая нива... Когда росой обрызганный душистой... Когда студеный ключ играет по оврагу... Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат...(Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)
Обратите внимание! Анафора и эпифора могут быть как в отдельных предложениях (причём не обязательно соседних), так и внутри одного предложения. Например: Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить.
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.
Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.
Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)
Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии...(Бунин)
Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому на Канаве, в котором жила Marriette (Л. Толстой)».
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)
Обратите внимание! Термин «лексический повтор» одновременно используется в заданиях 25, 26 и 27, но в разных функциях. В задании 25 действует строгое правило: лексический повтор – это повтор одного и того же слова в одной и той же форме. В задании 26 под лексическим повтором может подразумеваться более широкое явление (см. определение). При проверке развёрнутого ответа (задание 27) повтор слова со всеми его словоформами трактуется как речевая ошибка, учитываемая по критерию К6 («Богатство речи»).
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…
...Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.
Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
...Но идет... Шатается... Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)
«Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.»
Обратите внимание! Вопросно-ответная форма изложения как приём используется прежде всего в монологической речи, когда автор сам задаёт вопрос и сам же на него отвечает.
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
«Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)
«...Председатель палаты знал наизусть “Людмилу” Жуковского, которая еще была тогда непростывшею новостию, и мастерски читал многие места, особенно: “Борзаснул, долина спит” и слово “чу!”так, что в самом деле виделось, как будто долина спит; для большего сходства он даже в это время зажмуривал глаза» (Гоголь)
Парижа я люблю осенний строгий плен и пятна ржавые сбежавшей позолоты, и небо серое, и веток переплёты – чернильно-синие, как нити тёмных вен (М. Волошин);
О подвигах, о доблести, о славе Я забывал на горестной земле (А. Блок);
И плащ, и стрела, и лукавый кинжал... (А.С. Пушкин)
В деревне скучно: грязь, ненастье, Осенний ветер, мелкий снег (А.С. Пушкин).
Швед, русский, колет, рубит, режет... (А.С. Пушкин)