Знание средств выразительности проверяется не только в 22 задании, но и в 3 задании ("Стилистический анализ текста"), потому важно не только уметь определять то или иное средство выразительности, но и понимать его функцию, а также знать, какие средства выразительности можно встретить в текстах различных стилей. Об этом можно узнать из нашего пособия !!! "Анализ текста: задания 1-3, 22-26".
Содержание:
↑ Формулировка задания 22 ЕГЭ по русскому языку 2025
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Думаю думу свою. (Н.А. Некрасов) Б) В сто сорок солнц закат пылал.(В.В. Маяковский) В) Янтарь на трубках Цареграда,Фарфор и бронза на столе. (А.С. Пушкин) Г) Край ты мой заброшенный,Край ты мой, пустырь. (С.А. Есенин) Д) Остаться мне случится одному.Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.М. Винокуров) | 1) многосоюзие 2) анафора 3) антитеза 4) парцелляция 5) гипербола 6) сравнение 7) ассонанс 8) эпифора 9) метонимия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
↑ Список средств выразительности (задание 22 ЕГЭ 2025 г.)
- Изобразительно-выразительные средства фонетики: аллитерация, ассонанс
- Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, литота, сравнение.
- Изобразительно-выразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, многосоюзие, бессоюзие.
↑ Алгоритм и особенности выполнения
1. Внимательно прочитайте все термины из второй колонки, вспомните определение каждого термина.
2. Прочитайте предложения из левой колонки. Сначала проанализируйте промаркированные явления (если они есть). Всегда маркируются ассонанс, аллитерация и метонимия. При аллитерации и ассонансе будут подчеркнуты и выделены полужирно отдельные буквы. В остальных случаях слово/словосочетание будет выделено полужирным и курсивом. Если маркировка отсутствует, необходимо проанализировать весь представленный фрагмент.
3. Иногда в качестве языкового материала используются предложения с фразеологизмом. Экзаменуемый должен понять, какое средство выразительности лежит в основе фразеологизма. Так, в основе фразеологизма «море по колено», лежит литота, а в основе фразеологизма «ангельское терпение» - эпитет.
4. Ответ на задание 22 представляет собой пять цифр, которые должны быть записаны по порядку. Максимально за полностью правильный ответ можно получить 2 балла. Если на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, то экзаменуемый получит 1 балл. Обратите внимание! Если количество символов в ответе больше требуемого, выставляется 0 баллов вне зависимости от того, были ли указаны все необходимые символы.
5. В ответе не может быть повторяющихся цифр. Значит, если в двух языковых примерах присутствует, предположим, гипербола, необходимо в каждом случае проанализировать, какие ещё средства выразительности встречаются в этих примерах, и соотнести средства выразительности с представленным списком таким образом, чтобы избежать повторяющихся цифр в ответе.
↑ Теория. Средства выразительности.
↑ Изобразительно-выразительные средства фонетики (аллитерация, ассонанс)
Примеры аллитерации:
- Тише едешь, дальше будешь;
- Коси, коса, пока роса, роса долой – и ты домой;
- Колос от колоса – не слыхать и голоса;
- Шипенье пенистых бокалов / И пунша пламень голубой (А. Пушкин)
- Чуть слышно, бесшумно / Шуршат камыши (К. Бальмонт)
Примеры ассонанса:
- Зеленеют земли перелеском, /Снежный месяц бледным, летним блеском… (А. Белый)
- Роман внушительный, старинный, / Отменно длинный, длинный, длинный, / Нравоучительный и чинный, / Без элегических затей.(А. Пушкин)
- Вдоль по Питерской, по Тверской Ямской / Едет мой милой с колокольчиком.
↑ Изобразительно-выразительные средства лексики (эпитет, метафора, гипербола и т.д.)
- Имя прилагательное или причастие в функции определения: Закружилась листва золотая… (С.А. Есенин); Край ты мой заброшенный… (С.А. Есенин); Лесов таинственная сень/ С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин)
- Наречие (чаще всего в функции обстоятельства): Что ты жадно глядишь на дорогу? (Н.А. Некрасов); Гордо реет буревестник (М. Горький)
- Имя существительное (чаще всего в функции приложения): Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. (М.Ю. Лермонтов)
- Постоянный эпитет*: Глухо шепчет тёмный лес. (Н.А. Некрасов)
! Не следует смешивать эпитет и логическое (обыкновенное) определение. Логическое определение указывает на признак предмета, который выделяет объект из ряда других (лисья шуба, круглый стол), а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя (лучезарная улыбка, суровый взгляд). Одно и то же определение может быть эпитетом, но может им и не быть. Сравните: каменная стена (логическое прилагательное "каменная") / говорил с каменным лицом (эпитет "каменным")
- Преувеличение размера, веса предмета: И сосна до звезды достаёт. (О.Э. Мандельштам)
- Преувеличение количества, охвата чего-либо: Быть может, качеств ваших тьму,/ Любуясь им, вы придали ему. (А.С. Грибоедов)
- Преувеличение интенсивности процесса, проявления силы чего-либо: Да, мочи нет: мильон терзаний / Груди от дружеских тисков. (А.С. Грибоедов)
- Преувеличение значения и значимости явления, человека: Какую радость ощущаю?/ Куда я ныне восхищен? / Небесну пищу я вкушаю, /На верьх Олимпа вознесен! (М.В. Ломоносов)
- Гипербола в составе фразеологизма: Мы работали до седьмого пота.
- Развёрнутая гипербола: Позавтракав как следует, Гаргантюа отправлялся в церковь... В церкви отстаивали 26 или 30 обеден... Далее… он садился за стол и, будучи по природе флегматиком, начинал свой обед с нескольких дюжин окороков, копчёных языков и колбасы, икры и других закусок… В это время четверо слуг один за другим непрерывно кидали ему в рот полными лопатками горчицу. (Ф. Рабле)
- Преуменьшение размера, веса предмета: Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.В. Гоголь)
- Преуменьшение количества, охвата чего-либо: Шалун уж заморозил пальчик. (А.С. Пушкин)
- Преуменьшение интенсивности процесса, проявления силы чего-либо: Андерсен знал, что можно… любить… каждую её потерянную ресницу, каждую пылинку на её платье. (К.Г. Паустовский)
- Преуменьшение значения и значимости явления, человека: Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить. (Н.А. Некрасов)
- Литота в составе фразеологизма: Теперь мне море по колено!
- Развёрнутая литота: Что за чудо! Чуть ли не под носом у него стоит человечек – крошечный, но самый настоящий человечек! В руках у него – лук и стрела, за спиной – колчан. А сам он всего в три пальца ростом. (Дж. Свифт)
Виды метафора:
- Имя существительное: В каждый гвоздик душистой сирени, / Распевая, вползает пчела. (А.А. Фет)
- Глагол: Писатель часто бывает удивлён, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы. (К.Г. Паустовский)
- Метафорический фразеологизм: Сосед быстро шёл в гору.
- Перенос по внешнему сходству цвета, формы, объёма, положения в пространстве и времени и проч.: В дымных тучках пурпур розы. (А.А. Фет)
- Перенос по функции (назначению): Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно. (А.С. Пушкин)
- Симметричный перенос (например, с предмета на предмет): В саду горит костёр рябины красной,/ Но никого не может он согреть. (С.А. Есенин)
- Асимметричный перенос (например, овеществление как перенос с предмета на человека): Так беспомощно грудь холодела. (А.А. Ахматова)
- Развёрнутая метафора: Из кружки на землю я вылил/ Мутного неба остатки. (Е.М. Винокуров)
Разновидностью метонимии считается синекдоха – название части вместо целого или (реже) наоборот. Мы все глядим в Наполеоны. (А. Пушкин)
Метонимия бывает «качественная» и «количественная».
КАЧЕСТВЕННАЯ МЕТОНИМИЯ
- Метонимия места: Весь город уже спал, когда мы приехали. (город = жители города)
- Метонимия времени: Какой был трудный год! (трудный год = события, переживания, которые происходи в это время)
- Метонимия средств (орудий, органов): У него очень верный глаз. (верный глаз = человек, способный сразу и верно оценить что-либо)
- Метонимия принадлежности: Она знает наизусть всего Есенина. (Есенин = стихотворения Есенина)
- Метонимия материала (вещества): У меня в кармане одна медь. (медь = медные монеты)
- Метонимия признака: Пётр – малый с головой. (с головой = умный, толковый человек)
- Обозначение целого предмета через наименование его части: На заводе не хватает рабочих рук.
- Обозначение части предмета через наименование целого: Его зарыли в шар земной. (С.С. Орлов)
- Употребление собственного имени в значении нарицательного: Мы все глядим в Наполеоны. (А.С. Пушкин)
- Олицетворение явлений неорганической природы: Светлое и пресветлое солнце!.. Зачем, господине, простерло ты горячий луч на воинов милого? («Слово о полку Игореве»)
- Олицетворение растений и животных: И цветущие кисти черёмух / Мыли листьями рамы фрамуг. (Б.Л. Пастернак)
- Олицетворение предметов материальной культуры: Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Г. Паустовский)
- Олицетворение переживаний и состояний человека: Ну, Горе, пойдём с нами вместе. (Народная сказка)
- Олицетворение в составе фразеологизма: Пора посмотреть правде в глаза.
- Развёрнутое олицетворение: Зелёная причёска, / Девическая грудь, / О тонкая берёзка, / Что загляделась в пруд? (С.А. Есенин)
Виды сравнения:
- Сравнительный оборот: Деятельность господина Лаевского развёрнута перед вами, как длинная китайская грамота. (А.П. Чехов)
- Сравнительное придаточное: Раскрытые глаза смотрели в небо; выражение их было такое, как будто Дерсу что-то забыл и теперь силился вспомнить. (В.К. Арсеньев)
- Сравнение, оформленное в отдельном предложении: Дети же во вторжении большого кучера в их область не видели ничего странного: пусть играет, лишь бы не дрался! Точно так маленькие собаки не видят ничего странного, когда в их компанию затёсывается какой-нибудь большой, искренний пёс и начинает играть с ними. (А.П. Чехов)
- Сравнение, выражаемое при помощи сравнительных предлогов подобно, наподобие, вроде: Далее здесь были два мягкие кресла с ослабевшими пружинами; стол наподобие письменного… (Н.С. Лесков)
- Сравнение, выражаемое при помощи сравнительных частиц как, как бы, будто, как будто, словно, точно, что, например, при составном именном сказуемом: Любовь словно звезда. Но: если убрать частицу «словно», то получится пример метафоры: Любовь – звезда.
- Творительный сравнения (сравнение, выражаемое при помощи формы творительного падежа существительного): Из перерубленной старой берёзы градом лилися прощальные слёзы. (Н.А. Некрасов)
- Сравнение, выражаемое формой сравнительной или превосходной степени имени прилагательного, наречия или слова категории состояния: Сильнее кошки зверя нет. (И.А. Крылов)
- Сравнение, вводимое при помощи слов похожий (похож), подобный (подобен), напоминает, кажется и др.: Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (А.С. Серафимович)
- Сочинённое сравнение (сравнение в виде отдельного предложения, присоединённого при помощи наречия «так»): Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук / Хватает на лету и закрепляет вдруг / И тёмный бред души и трав неясный запах. / Так, для безбрежного покинув скудный дол, / Летит за облака Юпитера орёл, / Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах. (А.А. Фет)
- Сравнение, выражаемое с помощью наречия или притяжательного прилагательного: Поступил по-дружески! Мама говорила бабушкиным голосом.
РАЗВЕРНУТОЕ СРАВНЕНИЕ: Как плавающий в небе ястреб, давши много кругов сильными крыльями, вдруг останавливается распластанный на одном месте и бьёт оттуда стрелой на раскричавшегося у самой дороги самца-перепела, – так Тарасов сын, Остап, налетел вдруг на хорунжего и сразу накинул ему на шею верёвку. (Н.В. Гоголь)
↑ Изобразительно-выразительные средства синтаксиса (риторическое восклицание / обращение / вопрос, анафора, эпифора и т.д.)
- Анафора в начале соседних предложений: Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.М. Достоевский)
- Анафора в начале удалённых друг от друга предложений: Люблю зимы твоей жестокой / Недвижный воздух и мороз… <…> Люблю воинственную живость / Потешных Марсовых полей… (А.С. Пушкин)
- Анафора внутри одного предложения: Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить.
- Анафора в начале стихотворных строк: Эта мгла и жар постели, / Эта дробь и эти трели… (А.А. Фет)
В рамках задания 22 ЕГЭ не рассматривается фонетическая и морфемная анафора!
- Эпифора в конце соседних предложений: Солнце будет светить всегда. Счастливы мы будем всегда.
- Эпифора в конце удалённых друг от друга предложений: В огромном городе моём – ночь. / Из дома сонного иду – прочь. / И люди думают: жена, дочь, – / А я запомнила одно: ночь. (М.И. Цветаева)
- Эпифора внутри одного предложения: В ворота въезжает он; / На дворе встречает он. (В.А. Жуковский)
- Эпифора в конце стихотворных строк: Милый друг, и в этом тихом доме / Лихорадка бьёт меня. / Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня! (А.А. Блок)
Контекстные антонимы* – слова, которые противоположны друг другу только в рамках одного текста.
Антитеза, создаваемая при помощи антонимов: Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.А. Некрасов)
Антитеза, создаваемая в том числе при помощи противительных союзов а, но, да (в значении но), зато, однако: Забывается быстро плохое, / А хорошее долго живёт. (К.Я. Ваншенкин)
Антитеза, создаваемая в том числе особыми предлогами: Человек, в отличие от животных, приобрёл могучее мышление и воображение (И.А. Ефремов)
Антитеза, создаваемая в том числе выбранной автором синтаксической конструкцией (включая уступительные конструкции и проч.): Хотя всеми принят, но вовсе не любим.
Развёрнутая антитеза: Туристу интересно всё понемногу, паломнику – только те святыни, ради которых он отправился в свой долгий путь. Турист подвержен настроениям. Паломник слышит зов. (Т.Н. Толстая)
- Градация-нагнетание (возрастающая градация, прямая градация): Не жалею, не зову, не плачу, / Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин)
- Градация-ослабление (нисходящая градация, убывающая градация): Мне завещал отец, во-первых, / Угождать всем людям без изъятья:/ Хозяину, где доведётся жить, / Слуге его, который чистит платье, / Швейцару, дворнику, во избежанье зла, / Собачке дворника, чтоб ласкова была. (А.C. Грибоедов)
- В двусоставном повествовательном предложении подлежащее предшествует сказуемому: Я читаю книгу.
- Согласованное определение ставится обычно перед определяемым словом: Он рассказал интересную историю.
- Несогласованное определение обычно стоит после определяемого слова: У него была только одна тетрадь в клетку.
- Дополнения и обстоятельства, выраженные именами существительными, ставятся после слов, к которым они относятся, а обстоятельства-наречия перед этими словами: Он громко пел песню.
- Расположение подлежащего после сказуемого: В большую уборную из коридора, где уже трещали сигнальные звонки, под разными предлогами заглядывали любопытные. (М.А. Булгаков)
- Расположение согласованного определения после определяемого слова: Подобно птичке перелётной, / И он, изгнанник беззаботный, Гнезда надёжного не знал. (А.С. Пушкин)
- Расположение несогласованного определения до определяемого слова: Сравнится ль что в моих стихах / С нежнейшей матери слезами? (В.А. Жуковский)
- Расположение дополнения перед сказуемым: Присмиревшую музу мою / Я сам неохотно ласкаю! (Н.А. Некрасов)
- Расположение предлога после слова, к которому он относится: Живым – Европы посреди – / Зарыть такой народ? (М.И. Цветаева)
- Разрыв зависящих друг от друга членов предложения: Покорный Перуну старик одному, / Заветов грядущего вестник. (А.С. Пушкин)
- Повтор слов, стоящих в одной и той же грамматической форме и являющихся одним и тем же членом предложения: Мне опостылели слова, слова, слова. (А.А. Тарковский)
- Повтор слов, стоящих в одной и той же грамматической форме, но являющихся разными членами предложения: Это ещё не сказка. Сказка только начинается.
- Синтаксический параллелизм в соседних предложениях: Спите, спящие рты. / Летите, летящие листья! (М.И. Цветаева)
- Синтаксический параллелизм в удалённых друг от друга предложениях: Позвонишь ли ты мне? Не знаю. Напишешь ли ты мне? Вряд ли.
- Синтаксический параллелизм в смежных конструкциях внутри одного предложения: Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
- Синтаксический параллелизм в стихотворных строках, не совпадающих с предложениями: В синем небе звёзды блещут, / В синем море волны хлещут… (А.С. Пушкин)
- Парцелляция с участием однородных членов предложения: Когда избавит нас творец / От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! / И книжных и бисквитных лавок! (А.С. Грибоедов)
- Парцелляция с участием разных членов предложения: Был разбит стрелковый полк. / Наш. В бою неравном. (Р.И. Рождественский)
- Парцелляция в виде придаточной части сложноподчинённого предложения: И хотя мы покидаем родные места, всё-таки мы снова и снова возвращаемся к ним, как бы ни грешили знакомством с другими краями. Потому что жить без этой малой родины невозможно. (В.И. Белов)
- Парцелляция в виде части сложносочинённого предложения: Пришёл я домой, лёг и лежу. И ужасно скучаю от огорчения. (М.М. Зощенко)
- Законченная вопросно-ответная конструкция: Есть ли альтернатива у невозобновляемых природных ресурсов? Конечно, есть.
- Неполный вопросно-ответный ход: Представили? И как вы думаете: в такой ситуации Сергей мог поступить иначе? Согласитесь, что всё-таки не мог.
- Вопрос-утверждение или вопрос-отрицание: На кого не действует новизна? (А.П. Чехов)
- Медитативный вопрос (вопрос, используемый не для запроса информации, поиска ответа, а для выражения состояния эмоционального размышления): Где найду исход желанный? / Где воскресну я душой? (В.А. Жуковский)
Особенностью риторического вопроса является то, что предложения, не имеющие в своем составе отрицательной частицы «не», воспринимаются как отрицательные, и, наоборот, предложения, имеющие в своем составе частицу «не», осознаются как утвердительные. Сравните утвердительные и отрицательные предложения с риторическими вопросами: Разве весело слышать дурное мнение о себе? = Невесело слышать дурное мнение о себе.
- Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательной частицы (что за, что и, как, какой, сколько, ну и, ишь как, ишь что, ещё бы и др.): Как он умел забыть себя! (А.С. Пушкин)
- Риторическое восклицание, выражаемое с помощью формообразующей частицы, помогающей образовать форму повелительного наклонения глагола (пусть, пускай, да, давайте и др.): Да здравствует солнце, да скроется тьма! (А.С. Пушкин)
- Риторическое восклицание, выражаемое с помощью восклицательного междометия (о, ах, ох, ух, господи, мамочка, жуть, ужас, класс, батюшки, боже мой, увы, ого, вот те на, браво, чёрт возьми и др.): О, если б голос мой умел сердца тревожить! (А.С. Пушкин)
- Обращение к вещам: Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твоё существование… (А.П. Чехов)
- Обращение к явлениям природы: Тучки небесные, вечные странники! / Степью лазурною, цепью жемчужною / Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники. (М.Ю. Лермонтов)
- Обращение к стране (земле, малой родине, городу и др.): Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? (А.А. Блок)
- Обращение к абстрактным понятиям: Прости ж и ты, моя свобода! (А.С. Пушкин)
- Обращение к воображаемому человеку (представляемой в воображении группе лиц): Но есть и божий суд, наперсники разврата! (М.Ю. Лермонтов)
- Многосоюзие в ряде(-ах) однородных членов предложения(-ий): Свойство этих ночных огней – приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. (В.Г. Короленко)
- Многосоюзие в том числе в сложном(-ых) предложении(-ях): Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге. (Н.В. Гоголь)
- Бессоюзие в ряде(-ах) однородных членов предложения(-ий): Швед, русский – колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
- Бессоюзие в том числе в сложном(-ых) предложении(-ях): День вечереет, небо опустело. /Гул молотилки слышен на гумне… (И.А. Бунин)