Сочинение ЕГЭ - Проблема. Примеры формулировок проблем.

Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

Содержание:

Требования к формулировке проблемы.

К1. Формулировка проблем исходного текста
Для экспертов, проверяющих работу экзаменуемого, по каждому исходному тексту дается информация о тексте в табличной форме, отражающая проблематику исходного текста и позицию автора. Эти проблемы в той или иной форме должны быть отражены в сочинении выпускника.

Например, к тексту С. Михалкова дана следующая информация:

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Роль чтения в детстве - в период
 становлении личности человека. (Какую
 рол играет чтение в детстве?)
1. Общение с книгой особенно важно
 в детстве, в период формирования
 личности.
2. Проблема влияния книги на судьбу
 человека. (Каким образом книги влияют на
 судьбу человека?)
2. Вовремя прочитанная книга может
 определить психологию, мировоззрение,
 нравственные принципы человека.



 К тексту В. Почуева дана информация:
Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема конфликта обществен-
 ных и личных интересов. (В чем
 заключается конфликт общественных и
 личных интересов?)
1. Конфликт заключается в том, что
 личность осознаёт свою значимость в
 обществе и часто оказывается перед
 выбором: жертвовать собой ради общего
 блага или ставить свои интересы или
 интересы своих близких выше
 общественных.
2. Проблема определения высшей
 ценности человеческого общества. (Что
 можно считать высшей ценностью
 человеческого общества?)
2. Забота о каждом человеке, о его
 благе является главной целью подлинно
 гуманного общества.
3. Проблема обретения истины в
 споре. (Что может помешать оппонентам
 обрести в споре истину?)
3. Когда оппонентами движет не
 нравственное чувство, не глубокая вера в
 свою правоту, а желание доказать всем
 своё превосходство над соперником,
 основная цель спора - обретение истины -
 не будет достигнута.

 
 
К 1Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения)
 верно сформулировал одну из проблем исходного текста.
Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой
 проблемы, нет
1
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем
 исходного текста
*Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал
 неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну
 из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1-К4
 оценивается 0 баллов
0

1 балл за формулировку проблему можно получить, если «в той или иной форме в любой из частей сочинения верно сформулирована одна из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет».

Примеры формулировок в сочинениях (1 балл)

По тексту В. Почуева: 
«Из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм: «Истина рождается в  споре». Именно проблему рождения истины в споре поднимает автор текста».

По тексту С. Михалкова.
«Писатель Сергей Михалков ставит проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве».

«Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»

Иногда учащиеся расширяют проблематику текста или используют содержащийся в нем фактический материал для выводов, не имеющих отношения к обсуждаемой проблеме. Если при этом указанное выше основное требование выполнено, оценка за понимание не должна снижаться.

Примеры формулировок в сочинениях (0 баллов)

0 баллов за понимание проблемы ставится, если «экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста».
Примеры, в которых экзаменуемые получили 0 баллов.

Сочинения по тексту С. Михалкова.
«Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».

«Проблема, которую хотел нам показать С. Михалков такова: дети в настоящее время не читают книг».

«В своем тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным?»

«В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности развиваться и стремиться к чему-либо».

«Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, - духовная бедность людей, не читающих книги».

«В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого духовного мира».

Пример сочинения по тексту В. Набокова. (0 баллов по критериям К1-К4)  

«Одной из проблем текста Владимира Владимировича Набокова является ложь во благо себе. Автор хочет донести до нас то, что человек живет в мире поддельных ценностей, которые уродуют его эстетический вкус и нравственный облик.
Я согласна с позицией писателя. Люди каждый день «обращаются за помощью» к обману, чтобы вынести из нее собственную выгоду. Как сказано в предложениях 18-20, мы и правда предстаем перед нравственным судом.
Свою точку зрения я бы хотела подтвердить аргументом из жизни. Мы смотрим телевизор, и по нему показывают рекламу, естественно. Там нам предлагают разные услуги и покупки. Прекрасно зная о том, что нас могут обмануть, мы все равно звоним, что-то отправляем, верим, что это не развод. Но в итоге терпим поражение, в то время как работодатели реклам празднуют победу. Они за счет нашей наивности заработали деньги.
Люди врут и подставляют не только других, но и себя, даже когда осознают риск что-либо потерять. Все всегда надеются на лучшее, но иллюзия идеального мира в итоге когда-нибудь исчезнет. Пора перестать верить в прекрасную жизнь. Кто-нибудь да причинит боль другому для своей выгоды.
В завершение хотелось бы добавить: нам нужно уметь различать фальшь от естественной правды, жить настоящим, а не сказочными мечтами о мире, где нет боли, обиды, лжи и предательства».

Пояснение экспертов:

Ни одна из обозначенных в Памятке эксперта проблем - проблема обывательства (кто такой обыватель?), проблема негативного влияния рекламы (чем вредна реклама?),проблема пошлости (почему пошлость безнравственна?) - не нашла отражения ни в одной из частей сочинения экзаменуемого. Более того, автор работы проявил полное непонимание сути исходного текста, поэтому «увел» свое рассуждение в совершенно иное русло, что противоречит принципу опоры на исходный текст. Все это позволяет эксперту выставить по критерию К1 заслуженные 0 баллов, а следовательно, автоматически выставить 0 баллов по критериям К2-К4.

Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2019 года. ФИПИ.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования