Содержание:
↑ Требования к формулировке проблемы
1 балл за формулировку проблему можно получить, если одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно.
Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну
из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.
Для экспертов, проверяющих работу экзаменуемого, по каждому исходному тексту дается информация о тексте в табличной форме, отражающая проблематику исходного текста и позицию автора. Эти проблемы в той или иной форме должны быть отражены в сочинении выпускника.
Если выпускник в начале сочинения ставит несколько проблем (например, задает ряд вопросов), то эксперт будет искать, на какой из вопросов есть ответ (то есть авторская позиция). Этот вопрос и будет считаться ведущей проблемой, поставленной выпускником.
Если экзаменуемый меняет местами или объединяет проблему и авторскую позицию, эксперт устанавливает, понят ли текст. Если текст понят верно, проблему засчитывают.
↑ Примеры сформулированных проблем
Например, к тексту С. Михалкова дана следующая информация:
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Роль чтения в детстве - в период становления личности человека. (Какую роль играет чтение в детстве?) | 1. Общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности: книги расширяют кругозор, развивают человека духовно. |
2. Проблема влияния книги на судьбу человека. (Каким образом книги влияют на судьбу человека?) | 2. Вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека. |
К тексту В. Почуева дана информация:
Примерный круг проблем | Авторская позиция |
1. Проблема конфликта общественных и личных интересов. (В чем заключается конфликт общественных и личных интересов?) | 1. Конфликт заключается в том, что личность осознаёт свою значимость в обществе и часто оказывается перед выбором: жертвовать собой ради общего блага или ставить свои интересы или интересы своих близких выше общественных. |
2. Проблема определения высшей ценности человеческого общества. (Что можно считать высшей ценностью человеческого общества?) | 2. Забота о каждом человеке, о его благе является главной целью подлинно гуманного общества. |
3. Проблема обретения истины в споре. (Что может помешать оппонентам обрести в споре истину?) | 3. Когда оппонентами движет не нравственное чувство, не глубокая вера в свою правоту, а желание доказать всем своё превосходство над соперником, основная цель спора - обретение истины - не будет достигнута. |
↑ Примеры формулировок (1 балл)
По тексту В. Почуева:«Из глубины веков дошел до нас замечательный афоризм: «Истина рождается в споре». Именно проблему рождения истины в споре поднимает автор текста».
По тексту С. Михалкова.
«Писатель Сергей Михалков ставит проблему важности чтения классической художественной литературы в детстве».
«Основная проблема, поставленная Сергеем Михалковым, связана с влиянием классической художественной литературы на внутренний мир ребенка. Почему именно в детстве важно прочесть лучшие книги мировой классики? Может ли счастливо сложиться судьба человека, если он не прочтёт в детстве книг, вошедших в сокровищницу мировой литературы? Какова роль книги в процессе становления человека как личности?»
↑ Примеры формулировок в сочинениях (0 баллов)
0 баллов за понимание проблемы ставится, если «экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста».Сочинения по тексту С. Михалкова.
«Прочитав этот текст, я ещё раз убедился, что одной из важнейших проблем на нынешний день в России является необразованность».
«Проблема, которую хотел нам показать С. Михалков такова: дети в настоящее время не читают книг».
«В своем тексте автор поднимает тему образованности, болезненную и довольно сложную для многих. Кого считать умным и образованным?»
«В этом тексте проблемой является нехватка знаний, интеллекта, способности развиваться и стремиться к чему-либо».
«Я думаю, что одна из главных проблем, поставленная автором этого текста, - духовная бедность людей, не читающих книги».
«В этом тексте Михалков ставит проблему начитанности и наличия богатого духовного мира».
↑ Пример сочинения по тексту В. Набокова. (0 баллов по критериям К1-К4)
«Одной из проблем текста Владимира Владимировича Набокова является ложь во благо себе. Автор хочет донести до нас то, что человек живет в мире поддельных ценностей, которые уродуют его эстетический вкус и нравственный облик.Я согласна с позицией писателя. Люди каждый день «обращаются за помощью» к обману, чтобы вынести из нее собственную выгоду. Как сказано в предложениях 18-20, мы и правда предстаем перед нравственным судом.
Свою точку зрения я бы хотела подтвердить аргументом из жизни. Мы смотрим телевизор, и по нему показывают рекламу, естественно. Там нам предлагают разные услуги и покупки. Прекрасно зная о том, что нас могут обмануть, мы все равно звоним, что-то отправляем, верим, что это не развод. Но в итоге терпим поражение, в то время как работодатели реклам празднуют победу. Они за счет нашей наивности заработали деньги.
Люди врут и подставляют не только других, но и себя, даже когда осознают риск что-либо потерять. Все всегда надеются на лучшее, но иллюзия идеального мира в итоге когда-нибудь исчезнет. Пора перестать верить в прекрасную жизнь. Кто-нибудь да причинит боль другому для своей выгоды.
В завершение хотелось бы добавить: нам нужно уметь различать фальшь от естественной правды, жить настоящим, а не сказочными мечтами о мире, где нет боли, обиды, лжи и предательства».
↑ Пояснение экспертов:
Ни одна из обозначенных в Памятке эксперта проблем - проблема обывательства (кто такой обыватель?), проблема негативного влияния рекламы (чем вредна реклама?),проблема пошлости (почему пошлость безнравственна?) - не нашла отражения ни в одной из частей сочинения экзаменуемого. Более того, автор работы проявил полное непонимание сути исходного текста, поэтому «увел» свое рассуждение в совершенно иное русло, что противоречит принципу опоры на исходный текст. Все это позволяет эксперту выставить по критерию К1 заслуженные 0 баллов, а следовательно, автоматически выставить 0 баллов по критериям К2-К4.Источник: Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ.
РАЗДЕЛ СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ 2023