Формулировка задания (2025): Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
📚 "Средства выразительности". 100 вариантов задания 22 ЕГЭ в одном пособии!
✔ Вся теория по средствам разительности из списка ФИПИ;
✔ Упражнения после каждой темы;
✔ Практика в формате ЕГЭ с ответами для самопроверки.
Идеально для самостоятельной подготовки!
📝
Посмотреть ознакомительный фрагмент и оформить заказ
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Думаю думу свою. (Н.А. Некрасов) Б) В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский) В) Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе. (А.С. Пушкин) Г) Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. (С.А. Есенин) Д) Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е.М. Винокуров) | 1) многосоюзие 2) анафора 3) антитеза 4) парцелляция 5) гипербола 6) сравнение 7) ассонанс 8) эпифора 9) метонимия |
75924
1) В ответе не должно быть повторяющихся цифр. Значит, если в двух языковых примерах присутствует, предположим, гипербола, необходимо в каждом случае проанализировать, какие ещё средства выразительности встречаются в этих примерах, и соотнести средства выразительности с представленным списком таким образом, чтобы избежать повторяющихся цифр в ответе.
2) отдельные буквы, слова или выражения в языковых примерах маркируются (то есть выделяются полужирно и курсивом, если речь идёт о словах, или полужирно и подчёркиванием, если фиксируются отдельные буквы, обозначающие звуки). Это сигнал к тому, чтобы проанализировать именно промаркированные явления.
3) Всегда маркируются ассонанс, аллитерация и метонимия. Следовательно, нельзя признать, например, ассонансом то, что не промаркировано. Другие явления маркируются по мере необходимости.
Если маркировка отсутствует, необходимо проанализировать весь представленный фрагмент.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Закружилась листва золотая… (С. Есенин) Б) И сосна до звезды достаёт.(О. Мандельштам) В) Буря на море и думы, Много мучительных дум.(А. Фет) Г) У меня в кармане одна медь.
Д) Позвонишь ли ты мне? Не знаю. Напишешь ли ты мне? Вряд ли. | 1) ассонанс 2) метонимия 3) синтаксический параллелизм 4) аллитерация 5) анафора 6) гипербола 7) риторическое восклицание 8) эпитет 9) многосоюзие |
86123
А) Эпитет (8): «золотая» - образное определение.
Б) Гипербола (6): явное преувеличение (сосна физически не может достать до звезды).
В) Ассонанс (1): средство выразительности промаркировано, выделены гласные. Ассонанс – повторение одинаковых / однородных гласных звуков.
Г) Метонимия (2): "медь" используется вместо "медные монеты" (материал вместо предмета).
Д) Синтаксический параллелизм (3): Синтаксический параллелизм в удалённых друг от друга предложениях (Позвонишь ли ты мне? <...> Напишешь ли ты мне?)
Почему не подошли другие варианты:
Аллитерация (4): нет промаркированного примера с повторяющимися согласными.
Анафора (5): нет единоначатия ("Позвонишь... Напишешь..." - разные слова).
Многосоюзие (9): среди предложенных вариантов нет примеров с избыточным повторением союзов.
Риторическое восклицание (7): нет восклицательных предложений.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Писатель часто бывает удивлён, когда какой-нибудь давно и начисто позабытый случай или какая-нибудь подробность вдруг расцветают в его памяти именно тогда, когда они бывают необходимы для работы. (К. Паустовский) Б) Над долиной мглистой в выси синей Чистый-чистый серебристый иней.(А. Белый) В) Далее здесь были два мягкие кресла с ослабевшими пружинами; стол наподобие письменного…(Н. Лесков) Г) Пришёл я домой, лёг и лежу. И ужасно скучаю от огорчения.(М. Зощенко) Д) Каждый хочет быть любимым, каждый желает любить.
| 1) метонимия 2) парцелляция 3) ассонанс 4) литота 5) сравнение 6) эпифора 7) метафора 8) аллитерация 9) анафора
|
73529
А) Метафора (7) – "подробность вдруг расцветают в его памяти". Употреблено переносное значение: воспоминания сравниваются с цветущими растениями (без прямого указания на сравнение).
Б) Ассонанс (3) – повтор выделенных гласных.
В) Сравнение (5) – "стол наподобие письменного". Прямое указание на сравнение через сравнительный предлог "наподобие".
Г) Парцелляция (2) – намеренное разделение предложения на части. Вторая часть оформлена как отдельное предложение для усиления экспрессии.
Д) Анафора (9) – единоначатие. Повтор слова "каждый" в начале предложений.
Почему не подошли другие варианты:
Аллитерация (8) должна быть промаркирована (повтор согласных).
Метонимия (1): нет замены понятий.
Литота (4): нет преуменьшения.
Эпифора (6): нет повторения в конце предложений.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Деятельность господина Лаевского развёрнута перед вами, как длинная китайская грамота. (А. Чехов) Б) Край ты мой заброшенный…(С. Есенин) В) Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном.(Р. Рождественский) Г) Быть может, качеств ваших тьму, Любуясь им, вы придали ему.(А. Грибоедов) Д) Есть ли альтернатива у невозобновляемых природных ресурсов? Конечно, есть. | 1) гипербола 2) парцелляция 3) сравнение 4) литота 5) эпитет 6) риторическое восклицание 7) градация 8) вопросно-ответная форма изложения 9) анафора
|
35218
А) Сравнение (3): Прямое сравнение деятельности Лаевского с китайской грамотой через союз "как".
Б) Эпитет (5): Слово "заброшенный" является образным определением, выражающим эмоциональное отношение автора к краю. Это типичный пример эпитета в лирике Есенина.
В) Парцелляция (2): Намеренное разделение предложения на части ("Был разбит стрелковый полк. Наш. В бою неравном") для усиления драматизма и эмоционального воздействия. Каждая часть становится более значимой.
Г) Гипербола (1): Употребление слова "тьму" (в значении "очень много") является явным преувеличением, характерным для гиперболы. Это подчёркивает чрезмерность приписываемых качеств.
Д) Вопросно-ответная форма изложения (8): Автор сначала задаёт риторический вопрос ("Есть ли альтернатива...?"), а затем сам на него отвечает ("Конечно, есть"). Это типичный приём диалогизации монологической речи.
Почему не подошли другие варианты:
Литота (4): отсутствует преуменьшение
Риторическое восклицание (6): нет восклицательных конструкций
Анафора (9): нет единоначатия в предложениях
Градация (7): нет нарастания или ослабления признаков
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Сосед быстро шёл в гору.
Б) Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива (В. Маяковский) В) Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Г) О, если б голос мой умел сердца тревожить!(А. Пушкин) Д) На кого не действует новизна?(А. Чехов)
| 1) риторическое восклицание 2) синтаксический параллелизм 3) метафора 4) риторический вопрос 5) вопросно-ответная форма изложения 6) олицетворение 7) гипербола 8) ассонанс 9) эпифора |
37214
А) Метафора (3) - фраза употреблена в переносном значении. Здесь "шёл в гору" означает не буквальное восхождение, а карьерный рост или жизненный успех. Это классический пример скрытого сравнения без использования слов "как", "словно".
Б) Гипербола (7) - типичное для Маяковского преувеличение. Размер зевка сопоставляется с огромным географическим объектом, что создает гротескный, запоминающийся образ. Это яркий пример гиперболы в футуристической поэзии.
В) Синтаксический параллелизм (2) - предложение построено по принципу симметричной конструкции. Обе части имеют одинаковую грамматическую структуру: глагол + существительное + предложно-падежная форма. Такой параллелизм характерен для народных песен и былин.
Г) Риторическое восклицание (1) - эмоционально насыщенное высказывание с восклицательной интонацией. Начинается с междометия "О", что усиливает экспрессию. Это прекрасный пример пушкинского лирического стиля.
Д) Риторический вопрос (4) - вопрос, не требующий ответа, так как подразумевается, что новизна действует на всех.
Почему не подошли другие варианты:
Олицетворение (6) отсутствует - нет наделения неодушевленных предметов человеческими качествами
Ассонанс (8) не используется - нет заметного повторения гласных звуков
Эпифора (9) не применяется - нет повторения слов в конце предложений
Вопросно-ответная форма (5) не подходит - отсутствует ответ на поставленный вопрос
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Чудо – пуховый платок покойной матери на больных ногах. Чудо – руки бабушки, ее ворчанье и шумная ругань. (В. Астафьев) Б) Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены Нынче грозить? (М. Светлов) В) Она знает наизусть всего Есенина.
Г) Раскрытые глаза смотрели в небо; выражение их было такое, как будто Дерсу что-то забыл и теперь силился вспомнить.(В. Арсеньев) Д) Мы работали до седьмого пота. | 1) метонимия 2) риторическое обращение 3) аллитерация 4) эпифора 5) градация 6) анафора 7) парцелляция 8) гипербола 9) сравнение
|
62198
А) Анафора (6) – повтор слова "Чудо" в начале двух предложений:
Б) Риторическое обращение (2) – обращение к тучам как к одушевлённым существам.
В) Метонимия (1) – подмена понятий: "всего Есенина" (вместо "всех стихов Есенина").
Г) Сравнение (9) – сравнение, выраженное сравнительным придаточным "как будто...".
Д) Гипербола (8) – преувеличение ("до седьмого пота").
Почему не подошли другие варианты:
Аллитерация (3): нет маркированного повторения согласных звуков
Градация (5): нет нарастания или ослабления признаков
Эпифора (6): повтор в конце фрагментов текста отсутствует.
Парцелляция (7): нет намеренного разделения предложения на части
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Андерсен знал, что можно… любить… каждую её потерянную ресницу, каждую пылинку на её платье. (К. Паустовский) Б) Любовь словно звезда.
В) Когда избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и штилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок!(А. Грибоедов) Г) Представили? И как вы думаете: в такой ситуации Сергей мог поступить иначе? Согласитесь, что всё-таки не мог.
Д) В дымных тучках пурпур розы.(А. Фет) | 1) метафора 2) ассонанс 3) вопросно-ответная форма изложения 4) литота 5) анафора 6) риторическое обращение 7) сравнение 8) аллитерация 9) парцелляция |
47931
А) Литота (4) – намеренное преуменьшение: любовь к "каждой потерянной реснице" и "каждой пылинке" подчеркивает нежность чувств через микроскопические детали.
Б) Сравнение (7) – прямое сопоставление через союз "словно": "Любовь словно звезда". Характерный признак – наличие сравнительного союза.
В) Парцелляция (9) – намеренное разделение предложения на интонационно самостоятельные части: перечисление с восклицательными знаками создает эффект эмоционального нагнетания. Парцелляция с участием однородных членов предложения
Г) Вопросно-ответная форма (3) – автор сначала задает вопросы ("Представили?", "как вы думаете?"), затем сам отвечает ("Согласитесь..."). Характерный прием диалогизации текста.
Д) Метафора (1) – скрытое сравнение: "пурпур розы" описывает цвет заката через образ розы без использования сравнительных союзов.
Почему не подошли другие варианты:
Ассонанс (2) /аллитерация (8): нет заметного звукового повтора
Риторическое обращение (6): отсутствует обращение к кому-либо
Анафора (5): нет единоначатия в предложениях
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана.(М. Лермонтов) Б) Да, мочи нет: мильон терзаний Груди от дружеских тисков.(А. Грибоедов) В) Мы все глядим в Наполеоны.(А. Пушкин) Г) В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут…(А. Пушкин) Д) Хотя всеми принят, но вовсе не любим. | 1) гипербола 2) антитеза 3) парцелляция 4) эпитет 5) градация 6) синтаксический параллелизм 7) аллитерация 8) метонимия 9) многосоюзие
|
41862
А) Эпитет (4) – образное определение: "золотая тучка", "утёс-великан". Характерные для романтической поэзии Лермонтова красочные определения, создающие выразительные образы природы.
Б) Гипербола (1) – художественное преувеличение: "мильон терзаний". Типичный для комедии Грибоедова приём, подчёркивающий комичность страданий персонажа.
В) Метонимия (8) – замена понятия: "Наполеоны" вместо "люди, желающие быть подобными Наполеону".
Г) Синтаксический параллелизм (6) – одинаковое построение строк: "В синем небе... В синем море...".
Д) Антитеза (2) – противопоставление: "хотя всеми принят, но вовсе не любим". Контрастная конструкция, подчёркивающая противоречивость положения.
Почему не подошли другие варианты:
Парцелляция (3): нет разделения предложения на части
Градация (5): отсутствует нарастание/ослабление признаков
Аллитерация (7): нет заметного повтора согласных
Многосоюзие (9): нет намеренного повтора союзов
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) И цветущие кисти черёмух Мыли листьями рамы фрамуг.(Б. Пастернак) Б) На заводе не хватает рабочих рук. В) Какую радость ощущаю? Куда я ныне восхищен? Небесну пищу я вкушаю, На верьх Олимпа вознесен!(М. Ломоносов) Г) Мне завещал отец, во-первых, Угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведётся жить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, во избежанье зла, Собачке дворника, чтоб ласкова была.(А. Грибоедов) Д) Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня!(А. Блок) | 1) эпифора 2) метонимия 3) ассонанс 4) градация 5) олицетворение 6) анафора 7) литота 8) антитеза 9) гипербола
|
52941
А) Олицетворение (5) - черёмухи наделяются человеческим действием ("мыли листьями").
Б) Метонимия (2) - "рабочие руки" вместо "рабочие люди". Часть (руки) заменяет целое (работников).
В) Гипербола (9) - явное преувеличение: "Небесну пищу я вкушаю", "На верьх Олимпа вознесен". Характерный для одической поэзии XVIII века приём создания возвышенного образа.
Г) Градация (4) - последовательное нарастание: от хозяина к слуге, затем к швейцару, дворнику и даже его собаке. Это создаёт комический эффект, подчёркивая абсурдность угодливости.
Д) Эпифора (1) - повтор фразы "в тихом доме" в конце строк.
Почему не подошли другие варианты:
Ассонанс (3): нет заметного повтора гласных
Анафора (6): повтор в начале строк отсутствует
Литота (7): отсутствует художественное преуменьшение
Антитеза (8): нет противопоставления
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз. (Н. Гоголь) Б) Шипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой. (А. Пушкин) В) …Белинского и Гоголя с базара понесёт... (Н. Некрасов) Г) И блеск, и тень, и говор волн...(А. Пушкин) Д) Я стою у высоких дверей,Я слежу за работой твоей. (М. Светлов) | 1) гипербола 2) метонимия 3) ассонанс 4) риторическое восклицание 5) аллитерация 6) анафора 7) антитеза 8) многосоюзие 9) сравнение |
95286
А) Сравнение (9) - сравнение, вводимое при помощи слова "похожа": "голова... похожа на редьку".
Б) Аллитерация (5) - повтор согласных "п", "ш", "н" ("Шипенье пенистых... пунша пламень") создаёт звуковой образ шипящего напитка.
В) Метонимия (2) - "Белинского и Гоголя" вместо "книги Белинского и Гоголя". Автор заменяет его произведения.
Г) Многосоюзие (8) - повтор союза "и" ("И блеск, и тень, и говор волн").
Д) Анафора (6) - единоначатие: повтор "Я" в начале строк. Приём, усиливающий эмоциональность и создающий ритмический рисунок.
Почему не подошли другие варианты:
Гипербола (1): нет преувеличения
Ассонанс (3): повтор гласных не является доминирующим приёмом
Риторическое восклицание (4): отсутствуют восклицательные конструкции
Антитеза (7): нет противопоставления
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою (Н. Некрасов) Б) Как он умел забыть себя!(А. Пушкин) В) Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым... (С. Есенин) Г) Какие крохотны коровки! Есть, право, менее булавочной головки!(И. Крылов) Д) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко) | 1) литота 2) ассонанс 3) риторический вопрос 4) градация 5) риторическое восклицание 6) риторическое обращение 7) многосоюзие 8) эпифора 9) вопросно-ответная форма изложения
|
25417