После встречи в поезде с художником я приехал в Ленинград. Снова открылись передо мной торжественные ансамбли его площадей и пропорциональных зданий.
Я подолгу всматривался в них, стараясь разгадать их архитектурную тайну. Она заключалась в том, что <...> здания производили впечатление величия, на самом же деле они были невелики. Одна из самых замечательных построек – здание Главного штаба, вытянутое плавной дугой против Зимнего дворца, – по своей высоте не превышает четырёхэтажного дома. А между тем оно гораздо величественнее любого современного высотного дома.
Разгадка была простая. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений: оконных наличников, барельефов.
Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус – это прежде всего чувство меры.
Я уверен, что эти же законы соразмерности частей, отсутствия всего лишнего, простоты, при которой видна и доставляет истинное наслаждение каждая линия, – всё это имеет некоторое отношение и к прозе.
Писатель, полюбивший совершенство классических архитектурных форм, не допустит в своей прозе тяжеловесной и неуклюжей композиции.
Он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка.
Композиция прозаической вещи должна быть доведена до такого состояния, чтобы нельзя было ничего выбросить и ничего прибавить без того, чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий.
ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) АНСАМБЛЬ. Исполнительский коллектив (певцов, музыкантов, а также состав исполнителей). А. песни и пляски.
2) ПРОСТОЙ. полн. ф. Не лучшего качества, грубый по обработке. П. помол. П. холст (небелёный). Простые чулки (хлопчатобумажные).
3) ЧИСЛО. кого-чего. Количество считаемого, поддающегося счёту. Ч. собравшихся. Значительное ч. ошибок. Отряд числом в двадцать человек (в числе двадцати человек). Большое ч. людей.
4) ВКУС. Чувство, понимание изящного, красивого. Тонкий в. Одеваться со вкусом. На чей-нибудь вкус, в чьём-нибудь вкусе (с точки зрения чьих-нибудь мнений об изящном, красивом).
5) ДОСТАВЛЯТЬ. что. Обеспечивать, предоставлять, приносить (то, что названо существительным). Д. удовольствие, неприятность. Д. много хлопот.
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Текст написан в научном стиле; цель автора – подробно описать важнейшие архитектурные особенности здания Главного штаба.
2) Лексика, употребляемая автором, стилистически однородна: в тексте отсутствуют эмоционально-оценочные слова и слова в переносном значении, используются исключительно математические термины (дугой, пропорций, линия и др.).
3) С помощью эпитетов («тяжеловесной и неуклюжей композиции») автор показывает, чего следует избегать в прозаическом произведении.
4) Выразительность текста обеспечивается в том числе синтаксическими средствами, среди которых – ряды однородных членов предложения (величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений; он будет добиваться соразмерности частей и строгости словесного рисунка; чтобы не нарушились смысл повествования и закономерное течение событий).
5) Передавая своё представление о композиции прозаического произведения, автор не только сравнивает прозу с архитектурой, но и восхищается совершенством классических архитектурных форм.
ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) низведЁнный
2) начАвшись
3) сливОвый
4) Иксы
5) снЯта
ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Венчает экспозицию музея ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ зал Победы.
Этот человек производит ДВОЙСТВЕННОЕ впечатление.
С увеличением ПОКУПАТЕЛЬСКОГО спроса завод готов выдавать больше продукции.
Кое-где по опушкам БОЛОТНЫЙ запах был очень силён.
Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего им написанного.
ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Казалось, все заботы остались у героя рассказа в прошлом, и душа его преобразилась, и новую жизнь можно начать с белого листа.
ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ЛЯЖЬТЕ на спину
в ПОЛУТОРА метрах
пара САПОГ
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
отряд ПАРТИЗАН
ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) нарушение видо-временнóй соотнесённости глагольных форм Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 1) Праздник не только пришёл из языческой культуры, а также сохранился после принятия христианства. 2) Наиболее древней является письменность шумеров, жившие в Междуречье, в Средней Азии. 3) После окончания школы Фролов поступит работать на завод, где за короткое время приобрёл квалификацию токаря. 4) О высоком мастерстве В.Д. Поленова как колориста можно судить по полотну «Заросшему пруду». 5) Лентой извиваясь среди полей и лугов, длина реки составляла сотню километров. 6) С 1923 года В.В. Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, созданной по его инициативе. 7) Благодаря статье в газете мы узнали о возобновлении интересующего нас туристического теплоходного маршрута. 8) В рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского. 9) Благодаря находчивости Алексей вышел из словесного поединка абсолютным победителем. |
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) акад..мический, губ..рнатор, тр..нажёр
2) удл..нить, выб..рать, с..стематизировать
3) просв..щение, бл..стящий, прим..рять (платье)
4) разр..статься, в..рошить, мех..нический
5) нащ..пать (травы), зап..рать (на замок), скр..пить (листы)
ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) р..списание, с..гласие, поз..вчера
2) чере..чур, и..коверкать, ра..торгнуть
3) пр..образовать, пр..неприятный, пр..успеть
4) без..нициативный, вз..скать, пред..дущий
5) кар..ера, об..ём, двух..ярусный
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) подразум..вая, налаж..вать
2) алюмини..вый, затм..вать
3) раскра..вать, болот..стая (местность)
4) милост..вый, (улицы) обезлюд..ли
5) яблон..вый, земл..ные (работы)
1) (дети) приуч..тся, рыщ..щие (волки)
2) выкач..нный (воздух), руш..щееся (здание)
3) сдерж..нное (обещание), пересуш..нное (бельё)
4) (дрессировщики) науч..т (льва), хлещ..щие (струи)
5) (это) противореч..т (правилам), зачист..вший (напильником деталь)
ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Косо тянулись (НЕ) ОСТЫВШИЕ вечерние лучи солнца.
2) Есть слова, которым (НЕ) МЕСТО в официально-бытовой и научной сферах общения.
3) Люди, (НЕ) ВИДЕВШИЕ нашей зимы, вряд ли поймут русский характер.
4) Сохранение чистоты русского языка является (НЕ) ПРАЗДНЫМ занятием, а насущной потребностью.
5) Яма оказалась (НЕ) ГЛУБОКАЯ, но широкая.
ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ ответь.
2) ОДНАКО(Ж) (ПО)НЕМНОГУ чувствовал, что университет нимало не приближает, но лишь отдаляет его от этой жизни, в чем, наверное, и была его высшая прелесть.
3) Настенные часы на кухне ясно и звучно возвестили о (ПОЛУ)НОЧИ, и Козетта, ЧУТЬ(ЧУТЬ) покраснев, как много лет (казалось, всю жизнь) назад, проговорила.
4) И Тезкина резануло доселе неведомой ревностью, ПОТОМУ(ЧТО) не он нашел это волшебное создание и не ему на плечо склонилась (ВО)ВРЕМЯ танца аккуратная головка.
5) Он объявил, что работа (В)СКОРЕ будет готова, примерно через (ПОЛ)ЧАСА.
В кабинете великого поэта – книжные полки, почти до потолка плотно уставле(1)ые томами, письме(2)ый стол со знаменитой чернильницей с арапчонком и последней чита(3)ой им книгой.
ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Земляникой да черникой полны наши леса!
2) Ночью в лесу с трудом различаются очертания и людей и животных и предметов.
3) Звуки соловьиной песни заполнили пространство между рекой и небосводом и вслед за соловьём запели другие птицы.
4) По вечерам дедушка или читал или играл в шахматы.
5) В просвете облаков вырвалось солнце и на миг отразилось в лужах и в окнах домов.
ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех волнами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.
ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Где (1) ты (2) далёкий друг? Когда прервём разлуку?
Когда прострёшь ко мне ласкающую руку?
Когда мне встретить твой душе понятный взгляд
И сердцем отвечать на дружбы глас священный?..
Где (3) вы (4) дни радостей? Придёшь ли ты назад (5)
О время прежнее (6) о время незабвенно?
Или веселие навеки отцвело
И счастие моё с протекшим протекло?..
(В.А. Жуковский)
ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Скептицизм и неверие в высокие идеалы (1) характерны для молодого поколения (2) духовное становление (3) которого (4) пришлось на тридцатые годы XX века.
ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В половодье рыба заходила в озеро из реки Белой (1) а (2) когда вода начинала убывать (3) то мещеряки перегораживали плетнём узкий и неглубокий проток (4) которым соединялось озеро с рекою.
ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Климат степного Алтая умеренно континентальный, с выраженным контрастом между холодными и тёплыми сезонами. (2)Средняя температура января составляет минус 18 °С. (3)Холодный период продолжительный: снег ложится в конце октября и тает в конце марта. (4)Зимы малоснежные, местами покров –– не более 8 сантиметров; температура воздуха может опускаться ниже ––35 °С, оправдывая представления о суровой сибирской зиме. (5)Морозы сопровождаются ветрами –– жизнь в степи на несколько дней замирает. (6)Безморозный период на равнинах длится 90––130 дней, а лето –– около трёх месяцев. (7)Кулундинскую степь зовут любимицей солнца: лето здесь сухое и жаркое, воздух прогревается до +40 °С. (8)Летний сезон полностью опровергает расхожее мнение, будто «в Сибири тепло не бывает». (9)Лето в алтайских степях –– это обилие яркого солнца и жарких дней.
ЗАДАНИЕ 22.
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) ... избавит нас творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А. Грибоедов) Б) Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог. (Г. Державин) В) На глаза осторожной кошки похожи твои глаза (А. Ахматова) Г) Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (А. Пушкин) Д) Чудо – пуховый платок покойной матери на больных ногах. Чудо – руки бабушки, ее ворчанье и шумная ругань. (В. Астафьев) | 1) эпифора 2) антитеза 3) риторическое обращение 4) метонимия 5) парцелляция 6) сравнение 7) риторический вопрос 8) ассонанс 9) анафора |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
(1)Взрослые взяли меня с собой в гости. (2)В доме, куда они направлялись, были дети, которые встретили меня хорошо и тотчас же любезно показали мне свои игрушки и книги. (3)Меня сразу же привлекла книга, непохожая на знакомые мне до сих пор ни величиной, ни картинками. (4)Едва открыв её и прочитав первые строки (то были стихи), я так и не могла оторваться и, усевшись на диван, принялась за чтение. (5)Мне предлагали поиграть во что-нибудь, меня звали пить чай – я не отзывалась. (6)Я читала и оторвалась от чтения, лишь дочитав до конца большую книгу, которая называлась «Крокодил».
(7)За долгие годы, миновавшие с того вечера, когда я впервые прочла «Крокодила», он стал так широко известен, что нет нужды о нём распространяться. (8)Мне было не более шести лет, я не понимала толком, что значит автор, но имя автора «Крокодила» я запомнила. (9)Его звали Корней Чуковский.
(10)По пути домой меня сдержанно пожурили. (11)Хозяев – взрослых и детей – я поразила до глубины души: пришла в гости и уселась за книжку. (12)Но упрёки матери доносились откуда-то со стороны, а во мне звучали стихи Корнея Чуковского. (13)Я запомнила «Крокодила» наизусть, почти целиком, и стала охотно рассказывать его другим детям, а то, что дословно не запомнила, рассказывала своими словами, может быть, даже своими стихами, – подобная вольность казалась мне тогда вполне допустимой.
(14)Вслед за «Крокодилом» мне открылось множество книг, сочинённых Корнеем Чуковским: «Мойдодыр», «Бармалей», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Федорино горе», «Чудо-дерево».
(15)Я накидывалась на них жадно, запоминала их с ходу и стала их горячим пропагандистом.
(16)Со стихами Чуковского связано для меня первое в жизни соприкосновение со славой. (17)Начав ходить в школу, я частенько опаздывала на первый урок. (18)И вот однажды где-то в середине первого урока я приплетаюсь в школу, прошу разрешения войти в класс, понимаю, что выражение лица учительницы не сулит мне ничего доброго, шлёпаюсь на первую попавшуюся парту и тут только замечаю, что в классе очень уж много народу, чуть не вдвое больше обычного. (19)Оказалось, заболела другая учительница, и нас соединили на первые часы, устроив нечто вроде литературного утра. (20)Все желающие могут выступить с чтением любимых произведений. (21)Недолго раздумывая, я поднимаю руку и, получив слово, обрушиваю на два класса «Мойдодыра» Чуковского, целиком, наизусть, с подлинным чувством и волнением. (22)Боже, какой это был успех! (23)Никогда в жизни я больше не знала такого. (24)Он был усилен ещё и тем, что душа моя была готова совсем к другому: к упрёкам, к выговорам, и вдруг вместо них рукоплескания, восторг, признание. (25)Я ходила теперь по школьным коридорам, сопровождаемая восхищёнными взглядами и шепотками: «Вон она, та девчонка, которая…» (26)Старшеклассники пригласили меня выступить у них на вечере. (27)Меня стали называть «Мойдодыр». (28)Тут, может быть, следовало обижаться, но прозвище произносилось с таким восторгом, что я, помнится, даже гордилась им. (29)Стоит ли осуждать восьмилетнего ребёнка за подобную суетность?
(30)Этот праздник, пожалуй, не прошёл для меня бесследно, не остался только милым воспоминанием. (31)Он научил и кое-чему серьёзному, приоткрыв великое счастье волновать людей силой своей мысли, своей выдумки, всем, что именуется дорогим словом «талант». (32)Талант, по-моему, ещё одно светило, озаряющее нашу жизнь. (33)Чем больше таких светил, тем жизнь ярче и праздничнее. (34)На небе моего детства вспыхнул талант Корнея Чуковского.
(По М.И. Алигер*)
* Маргарита Иосифовна Алигер (1915–1992) – русская советская поэтесса, переводчик, журналист, военный корреспондент.
ЗАДАНИЕ 23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчица, будучи в гостях, оторвалась от чтения, только дочитав до конца «Мойдодыра».
2) Героиня рассказа, оказавшись в гостях, не заинтересовалась игрушками и сразу погрузилась в чтение книги К.И. Чуковского.
3) Из-за болезни учительницы два класса соединили на третьем уроке и устроили литературное утро.
4) Рассказчица считала допустимым пересказывать стихи поэта своими словами.
5) История с чтением произведения К.И. Чуковского осталась в памяти рассказчицы только милым воспоминанием.
ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1–6 представлено описание.
2) В предложении 6 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 5.
3) В предложении 9 содержится вывод из того, о чём говорится в предложениях 6–8.
4) Предложение 29 противопоставлено по содержанию предложению 28.
5) В предложениях 30–34 представлено рассуждение.
ЗАДАНИЕ 25. Из предложений 10–13 выпишите один фразеологизм.
ЗАДАНИЕ 26. Среди предложений 30–34 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
ЗАДАНИЕ 27. Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какую роль в жизни человека играет талант?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.
Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.