12 вариант ЕГЭ по русскому языку 2025


Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2025 (с ответами). Соответствует демоверсии ЕГЭ 2025 года.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Официально-деловой функциональный стиль русского литературного языка – это та его разновидность, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, различных документов (справок, удостоверений, доверенностей и проч.), в деловой переписке организаций. Из перечня речевых жанров следует, что основная форма его реализации письменная.
<…> этот стиль подвергается серьёзным изменениям под влиянием социально-исторических сдвигов в обществе, он выделяется среди других функциональных разновидностей языка своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью и стандартизованностью.
Названные черты официально-делового стиля отражаются не только в системе языковых средств, но и в неязыковых способах оформления конкретных текстов: в композиции, рубрикации, выделении абзацев и проч., т.е. в стандартизованном оформлении многих деловых документов.
Стандартизация деловой речи (прежде всего языка массовой типовой документации) – одна из наиболее приметных черт официально-делового стиля. Процесс стандартизации развивается в основном в двух направлениях: а) в широком использовании готовых, уже утвердившихся словесных формул, трафаретов, штампов (например, стандартных синтаксических моделей с отымёнными предлогами: в целях, в связи с, в соответствии с и т.д., что вполне закономерно, поскольку намного упрощает и облегчает процесс составления типовых текстов деловых бумаг); б) в частой повторяемости одних и тех же слов, форм, оборотов, конструкций, в стремлении к однотипности способов выражения мысли в однотипных ситуациях, в отказе от использования выразительных средств языка.

ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите уступительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот союз.


ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) СТИЛЬ. Способ летосчисления. Старый с. По новому стилю.
2) ФОРМА. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.
3) ДЕЛОВОЙ. Относящийся к общественной, служебной деятельности, к работе. Деловое письмо. Д. разговор.
4) РАЗВИВАТЬСЯ. Протекать, происходить. Действие романа р. медленно. События р. стремительно. Общество, жизнь развивается по определённым законам.
5) ШИРОКИЙ. Имеющий большую ширину, большой в поперечнике; просторный. Широкая улица. Широкие поля шляпы. Широкая грудь.


ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (стиль, административно-правовая деятельность, жанр, синтаксическая модель и др.).
2) Логичность текста обеспечивается последовательным изложением мыслей: определение официально-делового стиля речи как разновидности русского литературного языка, основные черты официально-делового стиля речи, отражение особенностей официально-делового стиля речи на уровне языковых средств и неязыковых способах оформления, стандартизация деловой речи как основной признак официально-делового стиля и основные направления его развития.
3) Жанр текста – рецензия. Даются комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); обобщённая аргументированная оценка явления; выводы о значимости работы.
4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью является передача знаний о явлении (об официально-деловом стиле речи) с помощью раскрытия системы понятий.

ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) зАтемно
2) газопрОвод
3) крЕмень
4) нОгтей
5) цепОчка


ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Директор ЗВУЧНЫМ голосом объявил победителей олимпиады.
В Кемеровской области открыты залежи КАМЕННОГО угля.
ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ возраст в сочетании с сединой подчёркивал благородство этого человека.
На выставке были продемонстрированы новейшие образцы пожарной и спасательной техники, позволяющей бороться с пожарами в ВЫСОТНЫХ зданиях.
На родительском собрании классный руководитель напомнил, как важно вовремя ОГРАДИТЬ детей от угроз, скрывающихся в Интернете.


ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Поднявшись на вершину горы, альпинисты остановились: глубокая бездна открылась перед ними.


ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара САПОГ
ПОЕЗЖАЙ домой
НАИБОЛЬШЕ красивый
две СЕДЬМЫХ
нет ПОЛУТОРА метров


ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
1) Автору удалось убедить своих читателей благодаря особым приёмам воздействия.
2) Учёный Владимир Лодочников считал
то, что все физические свойства материи, находящейся в глубине Земли, должны изменяться.
3) Сегодня он справился с поставленной задачей вопреки сложившихся условий.
4) Риф на дне Красного моря проходит в трёхкилометровой толще солей, накопившихся за многие миллионы лет.
5) Наверное, вы знакомы с термином «омографы», обозначающему слова, которые имеют одинаковый графический облик, но различаются значением и произношением.
6) Воспринимая на слух некоторые слова, происходит искажение смысла текста.
7) Смысл названия пьесы «Вишнёвого сада» до сих пор вызывает споры среди литературоведов.
8) Некоторые из тех, кто собирался принять участие в олимпиаде, не приехали.
9) Дома ученики пробуют самостоятельно выполнить данное упражнение, пользуясь орфоэпическим словарём.


ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) др..знить, непром..каемый, парад..ксальный
2) предпол..жительно, вопл..щать (в жизнь), усл..жнённый
3) бл..стеть, осл..пив, пл..нительный
4) од..чать, зам..чание, мат..риал
5) экз..менатор, п..стух, пол..скать (кошку)


ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прои..шествие, бе..цельный, и..подтишка
2) пр..ступление, пр..чудливый (узор), пр..беречь
3) необ..ятный, сверх..естественный, соб..ётся
4) по..небесный, на..пись, пре..шественник
5) не..плаченный (счёт), с..звучно, пр..родина


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) преподават..ль, привередл..вый
2) спорщ..к, завис..ть (от других)
3) программир..вать, распар..вать (швы)
4) кост..ная (нога), дров..ной (сарай)
5) (рыболовный) сач..к, девч..нка

ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вылеч..шься, невид..мый
2) вы́сто..вший (в бою), приемл..мый
3) (ветры) гон..т, (соловьи) засвищ..т
4) увенч..нный, (люди) слыш..т
5) обид..шься, зави́с..вший


ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Гостей встречали в (НЕ) БОЛЬШОЙ комнате с камином.
2) Виктор гордился (НЕ) КЕМ иным, как своим дедушкой.
3) Дремотой розовой объята трава (НЕ) КОШЕННОЙ межи.
4) На конверте был написан никому (НЕ) ИЗВЕСТНЫЙ адрес отправителя.
5) Посреди равнины стоял дом, ничем (НЕ) ОГОРОЖЕННЫЙ.
 

ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.
1) (МАЛО)ПОМАЛУ на лавочках собирались люди, лузгали семечки, смеялись и (ПО)ВЕЧЕРНЕМУ мирно судачили.
2) Современники автора и читатели последующих поколений могут трактовать одно и ТО(ЖЕ) произведение (ПО)РАЗНОМУ.
3) Я относился к ней (ПО)ДРУЖЕСКИ, и она была со мной (ПО)ДЕТСКИ приветлива.
4) Вы знаете, мама, лучше мы на этом деле сэкономим ЧУТЬ(ЧУТЬ), а я потом куплю КАКУЮ(НИБУДЬ) вещицу.
5) ЧТО(БЫ) ни делал писатель, он всё это делал (ПО)СВОЕМУ задорно и весело.

ЗАДАНИЕ 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
Пострадавшее от пожара 1812 года здание университета было восстановле(1)о и частично перестрое(2)о архитектором Доменико Жилярди, сохранившим композицио(3)ый замысел архитектора М.Ф. Казакова.


ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Педагог не видел в юном музыканте ни композиторского таланта ни выдающихся исполнительских способностей.
2) С А.Н. Островским молодого П.И. Чайковского сближала не только любовь к народной песне и русскому театру но и совместная работа.
3) В сизом воздухе над лесом и полями стояли облака и тлели слабым светом.
4) Соль можно получить естественным выпариванием из солёных вод или искусственным путём.
5) За окном гремел гром и дул сильный ветер.


ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В опере «Война и мир» (1) написанной Сергеем Прокофьевым (2) по роману Льва Толстого (3) есть сцены (4) оставляющие поистине незабываемое (5) впечатление: первый бал Наташи Ростовой, ночь в Отрадном.


ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стихотворение «Смерть поэта» написано М.Ю. Лермонтовым после гибели А.С. Пушкина. Оно не было опубликовано (1) однако (2) распространялось в списках. Продолжение стихотворения Лермонтов написал (3) возможно (4) после того, как узнал подробности дуэли и смерти Пушкина.


ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Французскую поэзию (1) основу которой (2) составляли патриотические и вольнолюбивые настроения (3) исследователи рассматривают как идеологию революционного времени.


ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Месяца два после свадьбы мой отчим служил на пристани в конторе (1) и (2) хотя очень тяжело было видеть (3) как он приходит и садится на то место (4) где прежде сидел отец (5) и ест его ложкой из его тарелки (6) всё-таки можно было ещё жить, возвращаясь домой (7) когда он уже спал.


ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)О связях Александра Николаевича Островского с Рыбинским театром говорит известный факт: в 1880 году запретили пьесу великого драматурга «Василиса Мелентьева». (2)Цензура посчитала так: это произведение якобы подрывает «авторитет царской власти». (3)Антрепренёр Рыбинского театра, некто Алексеев, обратился к Островскому с просьбой. (4)Эта просьба заключалось в следующем: во что бы то ни стало надо выхлопотать разрешение на постановку этой пьесы в Рыбинске. (5)Драматург не замедлил с ответом: «Разрешение на „Василису Мелентьеву‟ я готов дать с большим удовольствием». (6)Островский сдержал данное обещание: разрешение было получено. (7)Рыбинские артисты с большим успехом поставили замечательную пьесу!


ЗАДАНИЕ 22. 
Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) Приручением животных люди занимались только на заре человеческой культуры. (М. Пришвин)
Б) Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов
В) Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул;
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул.
(Ф. Тютчев)
Г) Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
(А. Пушкин)
Д) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза (С. Есенин)
1) сравнение
2) бессоюзие
3) гипербола
4) лексический повтор
5) метафора
6) градация
7) риторическое обращение
8) риторическое восклицание
9) аллитерация

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Прочитайте текст и выполните задания 23–27. 

(1)Одно из забавных свойств человеческой природы заключается в том, что каждый человек стремится доигрывать собственный образ, навязанный ему окружающими людьми. (2)Иной пищит, а доигрывает.
(3)Вот пример.
(4)Однажды, когда я учился в школе, мы всем классом работали на одном пустыре, стараясь превратить его в место для культурного отдыха. (5)Как это ни странно, в самом деле превратили.
(6)Так или иначе сейчас, приезжая в родной город, я иногда в жару отдыхаю под нашими, теперь огромными, деревьями. (7)Но дело не в этом. (8)Дело в том, что в тот давний день, когда мы возделывали пустырь, один из ребят обратил внимание остальных на то, как я держу носилки, на которых мы перетаскивали землю. (9)Военрук, присматривавший за нами, тоже обратил внимание на то, как я держу носилки. (10)Все обратили внимание на то, как я держу носилки. (11)Надо было найти повод для веселья, и повод был найден. (12)Оказалось, что я держу носилки, как Отъявленный Лентяй.
(13)Теперь всё работало на образ. (14)Если я на контрольной по математике сидел, никому не мешая, спокойно дожидаясь, пока мой товарищ решит задачу, то все приписывали это моей лени, а не тупости. (15)Естественно, я не пытался в этом кого-нибудь разуверить. (16)Когда же я писал сочинения прямо из головы, не пользуясь учебниками и шпаргалками, это тем более служило доказательством моей неисправимой лени.
(17)Развитие образа привело к тому, что я вынужден был перестать делать домашние уроки. (18)При этом, чтобы сохранить остроту положения, я должен был достаточно хорошо учиться.
(19)По этой причине я каждый день, как только начиналось объяснение материала по гуманитарным предметам, ложился на парту и делал вид, что дремлю. (20)Если учителя возмущались моей позе, я говорил, что заболел, но не хочу пропускать занятий, чтобы не отстать. (21)Лёжа на парте, я внимательно слушал голос учителя, не отвлекаясь на обычные шалости, и старался запомнить всё, что он говорит. (22)После объяснения нового материала, если оставалось время, я вызывался отвечать в счёт будущего урока.
(23)Учитель ставил мне в журнал хорошую оценку, звенел звонок, и все были довольны. (24)И никто, кроме меня, не знал, что только что зафиксированные знания рушатся из моей головы, как рушится штанга из рук штангиста после того, как прозвучит судейское: «Вес взят!» (25)Более того, будучи лентяем, я вполне прилично учился.
(26)Тогда ко мне решили применить метод массированного воспитания, модный в те годы. (27)Суть его заключалась в том, что все учителя неожиданно наваливались на одного нерадивого ученика и, пользуясь его растерянностью, доводили его успеваемость до образцово-показательного блеска.
(28)Как правило, опыт удавался. (29)То ли на меня навалились слишком дружно, то ли забыли мой приличный уровень, но, когда стали подводить итоги опыта работы надо мной, выяснилось, что меня довели до уровня кандидата в медалисты.
(30)Кончилось всё это тем, что я вместо запланированной серебряной медали получил золотую, потому что один из кандидатов на золотую по дороге сорвался и отстал.
(31)Он был и в самом деле очень сильным учеником, но ему никак не давались сочинения. (32)Вместо него я получил золотую медаль и зонтиком по шее от его мамаши на выпускном вечере. (33)Вернее, не на само́м вечере, а перед вечером в раздевалке.
– (34)Негодяй, притворявшийся лентяем! – сказала она, увидев меня в раздевалке и одёргивая зонтик.

(По Ф.А. Искандеру*)

* Фазиль Абдулович Искандер – советский и российский прозаик, журналист, поэт, сценарист, общественный деятель.


ЗАДАНИЕ 23. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автор утверждает, что каждый человек стремится воплотить образ, навязанный ему обществом.
2) Герой рассказа получил своё прозвище, потому что отказался возделывать пустырь вместе с одноклассниками во время весеннего субботника.
3) Герой писал сочинения, пользуясь учебниками и шпаргалками.
4) Изображая лентяя, рассказчик на самом деле получал прочные, основательные знания.
5) Рассказчик хорошо учился, даже вошёл в число медалистов.


ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 5 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 4.
2) В предложениях 14–16 раскрывается содержание того, о чём говорится в предложении 13.
3) В предложении 23 перечислены последовательно происходящие действия.
4) В предложениях 26–30 содержится рассуждение с элементами повествования.
5) В предложениях 31–33 представлено описание.


ЗАДАНИЕ 25. Из предложений 17–24 выпишите слово со значением «относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру».


ЗАДАНИЕ 26. Среди предложений 1–4 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


ЗАДАНИЕ 27. 

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Как репутация влияет на поведение человека?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их.

Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent