Открытый вариант ЕГЭ по русскому языку 2025 с ответами и пояснениями

Как работать с тестом? 📝
Выполните задания в течение 3,5 часов (как на реальном экзамене).
  • Проверьте ответы и разберите ошибки.
  • Обратите внимание на пояснения – они помогут понять, почему верен тот или иной вариант.
  • Напишите сочинение и сравните его с критериями оценивания.

Часть 1. Тестовые задания

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

Иногда чрезвычайно важно осветить по-новому какое-нибудь знакомое и, по-видимому, хорошо изученное явление его обновлённой проблематизацией, открытием в нём новых сторон с помощью ряда определённо направленных вопросов. Особенно <…> важно в тех областях, где исследование переобременено массой щепетильных и детальных, но лишённых всякого направления описаний и классификаций. При такой обновлённой проблематизации может оказаться, что какое-нибудь явление, представлявшееся частным и второстепенным, имеет принципиальное значение для науки. Удачно поставленной проблемой можно вскрыть заложенные в таком явлении методические возможности.

Таким в высшей степени продуктивным «узловым» явлением представляется так называемая чужая речь, то есть синтаксические шаблоны «прямая речь», «косвенная речь», «несобственно-прямая речь», модификация этих шаблонов и вариации этих модификаций, которые мы встречаем в языке для передачи чужих высказываний и для включения этих высказываний именно как чужих в связный монологический контекст.

Исключительный методологический интерес, присущий этим явлениям, до сих пор совершенно не оценён. В этом на поверхностный взгляд второстепенном вопросе синтаксиса учёные не сумели увидеть проблемы огромной общелингвистической и принципиальной важности. И именно при социологическом подходе к изучению языка вскрывается вся методологическая значительность, вся показательность этого явления.

(По В.Н. Волошинову)

ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.


ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ОСВЕТИТЬ. кого, что. Сделать светлым; направить лучи света на кого-что-нибудь; снабдить светом. Луна осветила поляну.

2) МАССА. Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства (спец.). Единица массы.

3) ЧУЖОЙ. Далёкий по духу, взглядам. Братья стали чужими.

4) ВЗГЛЯД. перен. Мнение, суждение. Правильный взгляд на вещи.

5) ВОПРОС. То или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения; задача, требующая решения; проблема. Оставить вопрос открытым.


ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.

1) Эпитеты («изученное явление», «обновлённой проблематизации», «поставленной проблемой», «синтаксические шаблоны», «методологическая значительность»), метафоры (имеет принципиальное значение для науки, модификации этих шаблонов) способствуют созданию эмоциональности, выразительности изложения, передают авторскую оценку описываемых явлений.

2) Отвлечённость и обобщённость изложения обеспечиваются употреблением книжной лексики (проблематизация, модификация, контекст).

3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствуют термины и терминологические сочетания (прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и др.).

4) Текст написан языком художественной литературы, так как цель автора – эмоционально-эстетическое воздействие на чувства, воображение, мысли читателя с помощью создания живых образов, картин, а не посредством приведения логических доводов.

5) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (исследование, описаний, высказываний и др.), конструкции с обособленными членами, сложноподчинённые предложения.



ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) мозаИчный
2) ерЕтик
3) прирУченный
4) дОверху
5) чЕрпать


ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Проведённый молодыми учёными СРАВНИМЫЙ анализ помог выявить те методы исследования, которые позволили получить достоверные результаты.

Герой испытывал ГОРДОСТЬ за свою страну.

Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.

На нас чуть не обрушилась КАМЕННАЯ глыба, да мы успели отбежать в сторону.

Каждое ГОДИЧНОЕ кольцо дерева состоит из летнего и зимнего слоёв, которые различают по окрасу: светлый слой является летним, а тёмный – зимним.



ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

По сравнению с характеристиками ламп накаливания в качестве одного из положительных достоинств люминесцентных ламп можно назвать высокую светоотдачу.


ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПОДСТРИГЛИ куст
в ОДНОЙ кроссовке
выдать ДВУМСТАМ сотрудникам
в ПОЛУТОРА километрах
ЛЯЖЬТЕ на спину


ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное построение предложения с косвенной речью
В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова
Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами
1) Обнаружив в кометах органические вещества, у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.
2) В зоопарке мы услышали нехарактерные обезьянам звуки и даже записали их на диктофон.
3) Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».
4) Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных.
5) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.
6) Сегодня люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем прежде.
7) Изготовляемый из растительных волокон или тряпичной массы материал для письма и печатания называют бумагой.
8) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на выставку художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.
9) В журнале «Юности» была опубликована интересная рецензия на вышедшие сборники стихотворений.


ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) б..гровый, диап..зон, (смотреть) иск..са
2) (предвыборная) к..мпания, загром..ждать, т..мительный
3) бар..льеф, бл..стящий, сомн..ваться
4) обр..мление, симп..тичный, р..внина
5) сж..мать (кулак), проч..тать (книгу), ч..стота (помещения)


ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) по..веска (с изумрудом), на..ставить (платье), пре..защита (диссертации)
2) под..грать, пред..нфарктное (состояние), меж..нститутский
3) пред..юбилейный, об..ёмный, в..юга
4) пр..станище, пр..стыдил (друга), пр..волье (вокруг)
5) не..добный (пирог), ра..гореться, во..держание (от пищи)


ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) щаве́л..вый, гру́ш..вый
2) обезвод..ли (землю), леле..ть (ребёнка)
3) милост..вый, толщ..на
4) издавн.., (посмотреть) направ..
5) ко́вш..к, чере́ш..нка


ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ненавид..вший, засте́л..м (постель)
2) насто..нный (чай), зала..вшая (собака)
3) вылет..шь, слыш..м
4) неприемл..мый, движ..мый
5) (море) рокоч..т, (журавль) курлыч..т


ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) Мы продолжали идти вперёд, (НЕ)СМОТРЯ ни на какие трудности.
2) Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.
3) (НЕ)СУЛИ́ журавля в небе, а дай синицу в руки.
4) Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
5) Если моя выходка вам кажется смешна, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня (НИ)МАЛО не огорчит.


ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (К)ВЕЧЕРУ он был уже весь мокрый; его санитарная сумка, как ни берёг он её от воды, в конце концов ТО(ЖЕ) намокла.
2) Бежать (ОТ)СЮДА нужно, да (ПО)СКОРЕЕ!
3) (ОТ)ЧЕГО люди не летают ТАК(ЖЕ), как птицы?
4) А.Н. Островский всю жизнь уделял серьёзное внимание работе над языком: он следил (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) каждая фраза соответствовала выдвинутой идее.
5) Да и (ВО)ОБЩЕ не такой это человек, чтобы работать (В)(ПОЛ)СИЛЫ.


ЗАДАНИЕ 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

«Повесть време(1)ы́х лет» называет книги реками, торжестве(2)о поящими Вселе(3)ую мудростью поисти(4)е неизмеримой глубины.


ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) С утра все ждали половодья и к обеду вода в реке поднялась.

2) Ствол дерева хотя и стремится вверх но очень медленно.

3) Мы обратились к роману Ф.М. Достоевского долго обсуждали произведение и решили перечитать некоторые эпизоды.

4) Солнечные лучи не только высушили все капли на стекле но и нагрели его.

5) Сегодня на улице пасмурно и морозно и ветрено.



ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лежнев встал, запер дверь (1) и (2) вернувшись к столу (3) сел прямо напротив Рудина (4) тихонько опершись подбородком на обе руки.


ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Стало быть (1) этот немец (2) теперь (3) выезжает. Значит (4) на четвёртом этаже остаётся (5) только (6) одна старухина квартира занятая.
(По Ф.М. Достоевскому)


ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чтобы выбрать (1) сколько букв Н нужно написать в слове (2) установите (3) от какого слова оно образовалось (4) и (5) какой суффикс был использован.


ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она была неумна (1) но все её недостатки таяли в таком наплыве грации (2) такое обаяние исходило от её слов (3) что я готов был смотреть на неё (4) и слушать её вечно.


ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Курильские острова – это вершины наиболее высоких гор вулканической гряды, уходящих на многие километры в глубину океана. (2)Острова заселены очень неравномерно: на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане постоянно проживает несколько тысяч человек – на остальные люди приезжают временно. (3)На островах более 150 вулканов, из которых 39 действующие. (4)Самый высокий вулкан – Алаид – находится на острове Атласова. (5)На островах множество горячих источников с высоким содержанием минералов. (6)Поэтому пить воду из этих источников нельзя. (7)Впрочем, и купаться во многих не получится: вода кипит. (8)На острове Кунашир даже есть озеро, которое называется Понто – Кипящее.


ЗАДАНИЕ 22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ 
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
А) – Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин.
(Ю.В. Бондарев)
Б) Себя не видят синие просторы.
(С.П. Щипачёв)
В) Они всю жизнь растили клевер
И понимали толк в овсе…
А я теперь пашу и сею
Лишь на газетной полосе.
(А.М. Иванов)
Г) Рекой текут… позёмки.

Д) Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
(С.А. Есенин)
1) сравнение
2) аллитерация
3) антитеза
4) риторическое обращение
5) олицетворение
6) парцелляция
7) анафора
8) ассонанс
9) литота
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Прочитайте текст и выполните задания 23–27.

(1)Однажды мне довелось побывать на Северном Урале. (2)Я сидел на каменной осыпи1 одного из отрогов2 вершины Кваркуш. (3)Из-за сопки3 медленно поднималось солнце, и сопка то озарялась с восточной стороны, то снова делалась сумеречной от наползающих на неё облаков. (4)Но вот солнце оказалось на горбу сопки, ударило лучами по облакам и густым туманам. (5)Снег засверкал на вершине, облака потускнели, нехотя сползли в ущелья, и мир разделился надвое. (6)Вверху были сопки, с белыми зайцами на спинах, все в солнечном сиянии, все в сверкании. (7)А внизу всё затоплено, закрыто. (8)Это был тот час, когда неживая чернота сопок и осыпей окутывалась призрачным дымком и сопки не отпугивали, а манили к себе этой призрачной загадочностью.

(9)Здесь, на вершинах Урала, – начало жизни рек. (10)Здесь, в поднебесье, лежат вечные снега, питая острые родники теми скупыми каплями, из которых потом рождаются великие реки, то яростно, то степенно идущие до самого Каспийского моря. (11)Реки рождаются в блаженной, вечной тишине. (12)Рождение не терпит суеты, рождению нужен покой. (13)Низкое, скупое на тепло и щедрое на свет солнце всё же оплавляет прессованные, тяжёлые, как свинец, валы снегов, и разбегаются во все стороны юркие ручейки. (14)Ещё малые, ещё хилые, тут же совсем близко сходятся они вместе и вперехлёст, весело заплетаясь на ходу, катятся вниз по камням и осыпям. (15)И уже не остановить их, не вернуть. (16)Реки что человеческие судьбы: у них много поворотов, но нет пути назад.

(17)Осыпь, на которой я сижу, оканчивается взлётом иссечённых ветрами сопок. (18)Под сопкою, чуть ли не выскакивая на усыпанные семенами снежные груды, растут подснежники с тёплыми шероховатыми листьями. (19)А на высыпке мелкого камешника, возле маленькой, но уже по-старушечьи скрюченной пихточки, я вижу крупные багрово-розовые цветы. (20)Внизу, на склонах Урала, растут они выводками, корней по тридцать, голова к голове, лист в лист. (21)И цветы там яркие, с жёлтыми зрачками. (22)Как же попали сюда эти? (23)Каким ветром-судьбою занесло в безжалостные осыпи, в студёное поднебесье их тяжёлые семена? (24)Может, птица в клюве принесла?

(25)Их всего три. (26)И стебли их тонки, и листья у них будто из жести, и побагровели эти листья на срезах от стужи. (27)А цветы? (28)До чего же мудра жизнь! (29)Венцы цветов прикрыты, и жёлтых зрачков не видать. (30)Цветы стоят, как детишки в ярких шапочках с завязанными ушами, и не дают холоду сжечь семена. (31)И лепестки у цветов с проседью, и толсты они. (32)Вся сила этого цвета идёт на то, чтобы сберечь семена, и они не откроются во всю ширь, не зазеваются на приветливо сияющее солнце. (33)Они не доверяют этому солнцу. (34)Они слишком много перенесли, прежде чем пробудились от зябкого сна среди голых камней.

(35)Пройдут годы, и плеснут на осыпи всполохи ярких, багровых цветов. (36)А пока их здесь всего три, мужественных, непокорных цветка, и в них залог будущей красоты. (37)Я верю, что они выживут и уронят крепкие семена свои в ручейки, а те занесут их меж камней и найдут им щёлку, из которой идёт хотя и чуть ощутимое, но тёплое дыхание земли. (38)Я верю в это, потому что лет восемьдесят назад возле Кваркуша и других приполярных вершин и сопок не было ни одного деревца. (39)А сейчас в распадках низкие, костлявые, полураздетые, но сплошные леса, и даже на западном склоне Кваркуша, вокруг альпийских лугов где островками, где в одиночку – низкие, почти нагие деревца, но такие крепкие, узлистые, что корни их раскалывают камень, а от стволов отскакивает топор. (40)Деревья ведут постоянное, тяжёлое наступление и закаляются в борьбе, в вечном походе. (41)Иные из них падают, умирают на ходу, как в атаке, а всё-таки они идут. (42)Идут вперёд и вперёд!

(43)А следом за лесом летят птицы, идут звери, идёт живая жизнь, и вместе с ней эти багрово-розовые цветы с работящими корнями и живучим семенем. (44)И все эти светящиеся внизу на полянах бледными лампадами купавки, жёлтые лютики, невиданно мелкие, с мошечку величиной, незабудки, и даже чудом проникшие сюда лазоревые цветы, и уверенные в себе подснежники с восхищением глядят на нездешних жителей, на трёх разведчиков, как бы наполненных живою, горячею кровью. (45)Пусть не остынет алая кровь в тонких жилах цветов! 

(По В.П. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – советский и российский писатель, драматург, эссеист.
___________
1 Осыпь – осыпавшиеся обломки горной породы.
2 Отро́г – ответвление основной горной цепи.
3 Со́пка – небольшая гора с округлой вершиной.

ЗАДАНИЕ 23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик сравнивает реки с человеческими судьбами и находит между ними общее: у них много поворотов, но нет пути назад.

2) Внимание рассказчика привлекли подснежники, потому что имели очень длинные стебли.

3) На сопках совсем нет деревьев, они не приживаются на склонах.

4) Цветы, растущие среди камней, являются, по мнению рассказчика, залогом будущей красоты.

5) На Урале берут своё начало реки, впадающие в Каспийское море.



ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 8 содержатся элементы описания.

2) Предложение 11 дополняет содержание предложения 10.

3) В предложении 34 содержится указание на следствие из того, о чём говорится в предложении 33.

4) Предложение 39 противопоставлено по содержанию предложению 38.

5) В предложениях 44, 45 представлено повествование.



ЗАДАНИЕ 25. Из предложений 26–31 выпишите антонимы (антонимическую пару).



ЗАДАНИЕ 26. Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, частицы, лексических повторов и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).


Часть 2. Сочинение

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «В чём проявляется сила природы?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами- иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.




Похожие новости
Комментарии (0)
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent