Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
Иногда чрезвычайно важно осветить по-новому какое-нибудь знакомое и, по-видимому, хорошо изученное явление его обновлённой проблематизацией, открытием в нём новых сторон с помощью ряда определённо направленных вопросов. Особенно <…> важно в тех областях, где исследование переобременено массой щепетильных и детальных, но лишённых всякого направления описаний и классификаций. При такой обновлённой проблематизации может оказаться, что какое-нибудь явление, представлявшееся частным и второстепенным, имеет принципиальное значение для науки. Удачно поставленной проблемой можно вскрыть заложенные в таком явлении методические возможности.
Таким в высшей степени продуктивным «узловым» явлением представляется так называемая чужая речь, то есть синтаксические шаблоны «прямая речь», «косвенная речь», «несобственно-прямая речь», модификация этих шаблонов и вариации этих модификаций, которые мы встречаем в языке для передачи чужих высказываний и для включения этих высказываний именно как чужих в связный монологический контекст.
Исключительный методологический интерес, присущий этим явлениям, до сих пор совершенно не оценён. В этом на поверхностный взгляд второстепенном вопросе синтаксиса учёные не сумели увидеть проблемы огромной общелингвистической и принципиальной важности. И именно при социологическом подходе к изучению языка вскрывается вся методологическая значительность, вся показательность этого явления.
(По В.Н. Волошинову)
ЗАДАНИЕ 1. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) абзаце текста. Запишите это местоимение.
ЭТО
"Особенно ЭТО важно в тех областях, где исследование переобременено массой щепетильных и детальных, но лишённых всякого направления описаний и классификаций." Здесь речь идёт о важности нового подхода к изучению явлений, который был описан в предыдущих предложениях. Нужно подобрать указательное местоимение (это, тот, такой, таков, сей, столько и др.), которое отсылает к идее, выраженной ранее. Такое местоимение должно связывать текущую мысль с предыдущей. Почему "это"? Оно точно указывает на предыдущее высказывание (новый подход к изучению явлений). Соответствует научному стилю текста. Грамматически сочетается с наречием "особенно" ("особенно это важно").
ЗАДАНИЕ 2. В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
1) ОСВЕТИТЬ. кого, что. Сделать светлым; направить лучи света на кого-что-нибудь; снабдить светом. Луна осветила поляну.
2) МАССА. Одна из основных физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства (спец.). Единица массы.
3) ЧУЖОЙ. Далёкий по духу, взглядам. Братья стали чужими.
4) ВЗГЛЯД. перен. Мнение, суждение. Правильный взгляд на вещи.
5) ВОПРОС. То или иное положение, обстоятельство как предмет изучения и суждения; задача, требующая решения; проблема. Оставить вопрос открытым.
45
1) В тексте: "осветить по-новому какое-нибудь знакомое явление". Значение: рассмотреть, проанализировать с новой точки зрения (переносное значение). В варианте 1 дано прямое значение ("направить лучи света"). → Не подходит.
2) В тексте: "массой щепетильных и детальных описаний". Значение: большое количество, множество (переносное значение). В варианте 2 дано специальное физическое значение. → Не подходит.
3) В тексте: "чужая речь", "чужие высказывания". Значение: принадлежащий другому лицу, не свой собственный (прямое значение). В варианте 3 дано переносное значение ("далёкий по духу"). → Не подходит.
4) В тексте: "на поверхностный взгляд второстепенном вопросе". Значение: мнение, суждение, точка зрения (переносное значение). В варианте 4 именно это значение и указано. → Подходит.
5) В тексте: "в этом... второстепенном вопросе синтаксиса". Значение: проблема, предмет изучения (переносное значение). В варианте 5 это значение указано. → Подходит.
Только варианты 4 и 5 точно соответствуют значениям выделенных слов в тексте. Остальные либо дают другие значения слов, либо переносные вместо прямых (и наоборот).
ЗАДАНИЕ 3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики текста. Запишите номера ответов.
1) Эпитеты («изученное явление», «обновлённой проблематизации», «поставленной проблемой», «синтаксические шаблоны», «методологическая значительность»), метафоры (имеет принципиальное значение для науки, модификации этих шаблонов) способствуют созданию эмоциональности, выразительности изложения, передают авторскую оценку описываемых явлений.
2) Отвлечённость и обобщённость изложения обеспечиваются употреблением книжной лексики (проблематизация, модификация, контекст).
3) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте присутствуют термины и терминологические сочетания (прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь и др.).
4) Текст написан языком художественной литературы, так как цель автора – эмоционально-эстетическое воздействие на чувства, воображение, мысли читателя с помощью создания живых образов, картин, а не посредством приведения логических доводов.
5) Текст имеет грамматические особенности, характерные для книжной речи: отглагольные имена существительные (исследование, описаний, высказываний и др.), конструкции с обособленными членами, сложноподчинённые предложения.
235
1) Утверждает, что в тексте есть эпитеты и метафоры, создающие эмоциональность. На самом деле перечисленные примеры («изученное явление», «методологическая значительность» и др.) не эпитеты, а стандартные для научного стиля словосочетания, а фразы вроде «имеет принципиальное значение» не метафоры, а терминологические выражения. Текст научный, его цель — не эмоциональность, а точность. → Неверно.
2) Указывает на отвлечённость и обобщённость, подчёркнутую книжной лексикой. Подтверждение: слова «проблематизация», «модификация», «контекст» характерны для научного стиля; текст действительно абстрактен (говорит о методах исследования вообще). → Верно.
3) Отмечает наличие терминов наряду с общеупотребительной лексикой. Подтверждение: термины «прямая речь», «косвенная речь», «несобственно-прямая речь»; общеупотребительные слова: «вопрос», «важно», «описания». → Верно.
4) Связывает текст с художественной литературой и эмоциональным воздействием. Ошибка: текст научный (автор — лингвист В.Н. Волошинов), цель — не эстетика, а анализ; нет образов или картин, есть логические доводы. → Неверно.
5) Подчёркивает грамматические черты книжной речи. Подтверждение: отглагольные существительные: «исследование», «описаний», «высказываний»; сложные конструкции («При такой обновлённой проблематизации может оказаться, что...» - сложноподчинённое предложение). → Верно.
Итог:
Правильные характеристики — 2, 3, 5. Они точно отражают научный стиль текста, его лексику и грамматику. Остальные либо приписывают тексту несвойственные черты, либо неверно трактуют языковые средства.
Если хотите уверенно выполнять такие задания, попробуйте практиковаться на разных типах текстов. В пособии «Анализ текста» от Рустьюторс собраны упражнения, которые помогут:
✔ Различать стили и их особенности
✔ Находить термины и средства выразительности
✔ Анализировать сложные синтаксические конструкции
ЗАДАНИЕ 4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) мозаИчный
2) ерЕтик
3) прирУченный
4) дОверху
5) чЕрпать
145
ЗАДАНИЕ 5. В одном из приведённых ниже предложений
НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Проведённый молодыми учёными СРАВНИМЫЙ анализ помог выявить те методы исследования, которые позволили получить достоверные результаты.
Герой испытывал ГОРДОСТЬ за свою страну.
Выступление профессора было чрезвычайно ИНФОРМАТИВНЫМ и поэтому очень полезным.
На нас чуть не обрушилась КАМЕННАЯ глыба, да мы успели отбежать в сторону.
Каждое ГОДИЧНОЕ кольцо дерева состоит из летнего и зимнего слоёв, которые различают по окрасу: светлый слой является летним, а тёмный – зимним.
сравнительный
В предложении «Проведённый молодыми учёными сравнимый анализ помог выявить...» слово «сравнимый» употреблено неверно.
Паронимы:
Сравнимый – такой, который можно сравнить с другим (редко используется, чаще в философских/математических контекстах). Пример: «Эти величины несравнимы».
Сравнительный – основанный на сравнении, аналитический. Пример: «сравнительный анализ», «сравнительное исследование».
Почему «сравнительный»?
В предложении речь идёт о методе анализа, а не о возможности сравнения. Правильный вариант: «Проведённый молодыми учёными сравнительный анализ...».
Остальные предложения:- Гордость – верно (чувство гордости).
- Информативный – верно (насыщенный информацией).
- Каменная – верно (сделанная из камня).
- Годичное – верно (кольцо за год).
Как избежать ошибок с паронимами?- Запоминайте устойчивые сочетания (сравнительный анализ, сравнительное изучение).
- Тренируйтесь на специальных упражнениях.
Для углублённой подготовки к заданиям на паронимы обратитесь к пособию «
Паронимы» от Рустьюторс. В нём вы найдёте:
✔ Полный список паронимов из кодификатора ЕГЭ
✔ Примеры их употребления
✔ Тренировочные задания с ответами
Это поможет вам уверенно справляться с подобными вопросами на экзамене!
ЗАДАНИЕ 6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
По сравнению с характеристиками ламп накаливания в качестве одного из положительных достоинств люминесцентных ламп можно назвать высокую светоотдачу.
положительныхТавтология (повтор смысла). Слово "достоинств" уже подразумевает "положительную" характеристику, поэтому употребление слова "положительных" избыточно. Достоинство = положительное качество по определению. Правильный вариант: «...в
качестве одного из достоинств люминесцентных ламп...».
Как избежать подобных ошибок?- Следите за сочетаемостью слов.
- Исключайте дублирующие смысл определения (например: «главный приоритет», «памятный сувенир» — тоже тавтология).
Для отработки заданий на лексические нормы (включая тавтологию и плеоназмы) используйте практическое пособие от Рустьюторс → «
Исключить/заменить: задание 6 ЕГЭ».
ЗАДАНИЕ 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОДСТРИГЛИ куст
в ОДНОЙ кроссовке
выдать ДВУМСТАМ сотрудникам
в ПОЛУТОРА километрах
ЛЯЖЬТЕ на спину
лягтеНеправильная форма повелительного наклонения глагола «лечь» («
ЛЯЖЬТЕ на спину»). Глагол «лечь» образует повелительное наклонение как «ляг» (ед. ч.) и «лягте» (мн. ч.). Верная форма: «
Лягте на спину».
Проверка остальных слов:ПОДСТРИГЛИ куст — верно (
постригли — неправильный вариант).
в
ОДНОЙ кроссовке — верно (форма П.п. ед.ч. ж.р., кроссовка - ж.р.).
выдать
ДВУМСТАМ сотрудникам — верно (склонение числительного «двести»: двумстам).
в
ПОЛУТОРА километрах — верно (форма П.п. числительного «полтора»).
Рекомендуемые материалы для подготовки:Включает:
✔ Теорию в таблицах по всем частям речи (существительные, прилагательные, числительные, глаголы и др.).
✔ 256 заданий в формате ЕГЭ с ответами.
✔ Разбор сложных случаев (например, «поезжай/езжай», «ляг/лягте»).
Содержит:
✔ Все трудные формы слов, встречающиеся в тестах.
✔ Примеры употребления («килограмм апельсинов/апельсин», «более красивый/красивее»).
✔ Удобную навигацию по темам.
ЗАДАНИЕ 8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
| ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) неправильное построение предложения с косвенной речью В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | 1) Обнаружив в кометах органические вещества, у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли. 2) В зоопарке мы услышали нехарактерные обезьянам звуки и даже записали их на диктофон. 3) Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами». 4) Взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, Иван Грозный старался привлечь на свою сторону новых подданных. 5) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина. 6) Сегодня люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем прежде. 7) Изготовляемый из растительных волокон или тряпичной массы материал для письма и печатания называют бумагой. 8) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попали на выставку художника Голубовского, пейзажиста и анималиста. 9) В журнале «Юности» была опубликована интересная рецензия на вышедшие сборники стихотворений. |
13296
А) Ошибка с деепричастным оборотом (1)
Предложение 1: «Обнаружив... у учёных возникло предположение»
Ошибка: Деепричастие «обнаружив» должно относиться к подлежащему («учёные»), но здесь подлежащее — «предположение».
Как исправить: «Когда учёные обнаружили... у них возникло предположение».
Б) Ошибка с косвенной речью (3)
Предложение 3: «Печорин признавался, что «я смеюсь...»
Ошибка: Смешение прямой («я смеюсь») и косвенной речи.
Как исправить: «Печорин признавался, что смеётся над всем...».
В) Ошибка в падежной форме (2):
Предложение 2 "нехарактерные обезьянам звуки"
Правильно: "нехарактерные для обезьян звуки" (нужен предлог "для")
Г) Ошибка с приложением (9):
Предложение 9: "В журнале «Юности»"
Название журнала "Юность" должно стоять в именительном падеже.
Д) Ошибка с однородными членами (6):
Предложение 6: "воспринимают и думают о жизни"
Правильно: "воспринимают жизнь", но "думают о жизни".
ЗАДАНИЕ 9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) б..гровый, диап..зон, (смотреть) иск..са
2) (предвыборная) к..мпания, загром..ждать, т..мительный
3) бар..льеф, бл..стящий, сомн..ваться
4) обр..мление, симп..тичный, р..внина
5) сж..мать (кулак), проч..тать (книгу), ч..стота (помещения)
345
1-й ряд. ✅ Разные буквы: а, а, о → не подходит.
б..гровый – багровый (словарное слово).
диап..зон – диапазон (словарное слово).
(смотреть) иск..са – искоса (проверочное слово "кОсо").
2-й ряд. ✅ Разные буквы: а, о, о → не подходит.
к..мпания – кампания (словарное слово, пишется через а в значении "совокупность мероприятий для осуществления очередной важной общественно-политической или хозяйственной задачи").
загром..ждать – загромождать (проверочное громОздкий).
т..мительный – томительный (проверочное слово "тОмный").
3-й ряд. ✅ Одинаковая буква: е, е, е → подходит.
бар..льеф – барельеф (словарное слово).
бл..стящий – блестящий (корень с чередованием -блест-, -блист-. Пишем Е, так как отсутствует суффикс А после корня).
сомн..ваться – сомневаться (проверочное слово "сомнЕние").
4-й ряд. ✅ Одинаковая буква: а, а, а → подходит.
обр..мление – обрамление (проверочное слово "рАма").
симп..тичный – симпатичный (проверочное слово "симпАтия").
р..внина – равнина (корень с чередованием -равн-, -ровн-, слово является исключением).
5-й ряд. ✅ Одинаковая буква: и, и, и → подходит.
сж..мать – сжимать (корень с чередованием -жим-. Пишем И, поскольку после корня есть суффикс А).
проч..тать – прочитать (проверочное слово "прочИтанный"/ есть альтернативное объяснение: в корнях с чередованием -чет-, -чит- перед суффиксом А пишется И в корне ).
ч..стота – чистота (проверочное слово "чИстый").
ЗАДАНИЕ 10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) по..веска (с изумрудом), на..ставить (платье), пре..защита (диссертации)
2) под..грать, пред..нфарктное (состояние), меж..нститутский
3) пред..юбилейный, об..ёмный, в..юга
4) пр..станище, пр..стыдил (друга), пр..волье (вокруг)
5) не..добный (пирог), ра..гореться, во..держание (от пищи)
14
1-й ряд. ✅ Одинаковые буквы: д, д, д → подходит.
по..веска – подвеска (неизменяемая приставка под-).
на..ставить – надставить (неизменяемая приставка над-).
пре..защита – предзащита (неизменяемая приставка пред-).
2-й ряд. ✅ Разные буквы: ы, ы, и → не подходит.
под..грать – подыграть (перед русской приставкой на согласную пишется ы).
пред..нфарктное – предынфарктное (перед русской приставкой на согласную пишется ы).
меж..нститутский – межинститутский (после приставок -сверх-, -меж- пишется и).
3-й ряд. ✅ Разные буквы: ъ, ъ, ь → не подходит.
пред..юбилейный – предъюбилейный (разделительный ъ после приставки перед ю).
об..ёмный – объёмный (разделительный ъ перед ё, исторически сочетание об(ъ) являлось приставкой).
в..юга – вьюга (разделительный ь в корне перед ю).
4-й ряд. ✅ Одинаковая буква: и, и, и → подходит.
пр..станище – пристанище (приставка при- со значением "близости").
пр..стыдил – пристыдил (приставка при- со значением "неполноты действия").
пр..волье – приволье (слово нужно запомнить / альтернативное объяснение приставка при- со значением "близости к природе").
5-й ряд. ✅ Разные буквы: с, з, з → не подходит.
не..добный – несдобный (приставка не- + неизменяемая приставка с-).
ра..гореться – разгореться (перед звонким г пишется з).
во..держание – воздержание (перед звонким д пишется з).
ЗАДАНИЕ 11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) щаве́л..вый, гру́ш..вый
2) обезвод..ли (землю), леле..ть (ребёнка)
3) милост..вый, толщ..на
4) издавн.., (посмотреть) направ..
5) ко́вш..к, чере́ш..нка
131-й ряд. ✅ Одинаковая буква: е, е → подходит.щаве́л..вый – щаве́л
евый (суффикс ЕВ пишется в безударной позиции. Не следует путать суффиксы с устойчивым написанием ЧИВ , ЛИВ
с суффиксами, написание которых зависит от ударения ИВ, ЕВ (совест
ЛИВый от "совесть", но щаве
лЕВый от "щаве
ль" с
Л в основе)
гру́ш..вый – гру́ш
евый (суффикс ЕВ пишется в безударной позиции).
2-й ряд. ✅ Разные буквы: и, я → не подходит.обезвод..ли – обезвод
или (-Е- пишется у непереходных глаголов I спряжения , обозначающих «стать каким нибудь, приобрести признак»: обессилеть (самому), то есть стать бессильным, лишиться силы, обездушеть, посуроветь и др. В 1 лице такие глаголы сохраняют Е обессилею. Сравните: река обезвод
Ела (сама лишилась воды), НО реку обезвод
Или (кто-то удалил воду из реки).
леле..ть – леле
ять (запомнить слова на -ять: блеять, сеять, веять, таять, лелеять и тд.).
3-й ряд. ✅ Одинаковая буква: и, и → подходит.милост..вый – милостивый (Суффикс ИВ пишется в ударной позиции, однако слово "милостивый" является исключением).
толщ..на – толщина (Суффикс ИН имеет устойчивое написание в существительных со значением отвлечённых признаков (толщина, седина, глубина и т.д.)
4-й ряд: ✅ Разные буквы: а, о → не подходит.
издавн.. – издавна (Суффикс А пишется на конце наречия, если оно образовано при помощи пристав ок ИЗ-, ДО-, С-: издавна, досуха, снова).
(посмотреть) направ.. – направо (Суффикс О пишется на конце наречия, если оно образовано при помощи пристав ок В, ЗА, НА: влево, заново, направо).
5-й ряд. ✅ Разные буквы: и, е → не подходит.ко́вш..к – ко́вшик (Если при склонении существительного гласная буква выпадает пишем ЕК (замоч
ек - замо
чка). Если гласная при склонении сохраняется (как в нашем слове), то пишем ИК (ковш
ик - ковш
ика).
чере́ш..нка – чере́шенка (
ЕНК пишется в существительных, образованных при помощи уменьшительного суффикса К от слов Ж.Р. на НЯ, НА, имеющих перед Н беглый гласный: череш
ня, чере
шен, череш
енка; вишня, вишен, вишенка и т.п.).
Если задание 11 вызывает у вас затруднения рекомендуем обратиться к пособию «
Задание 11. Правописание суффиксов: теория и практика».
Что внутри?✔ Таблицы с правилами для всех частей речи (существительные, прилагательные, глаголы).
✔ 394 задания формата ЕГЭ, включая слова из ОБЗ ФИПИ.
✔ Разбор сложных случаев.
ЗАДАНИЕ 12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ненавид..вший, засте́л..м (постель)
2) насто..нный (чай), зала..вшая (собака)
3) вылет..шь, слыш..м
4) неприемл..мый, движ..мый
5) (море) рокоч..т, (журавль) курлыч..т
12351-й ряд. ✅ Одинаковая буква: е, е → подходитненавид..вший - ненавид
евший (перед ВШ пишем ту же букву, что была в инфинитиве перед ТЬ, ненавид
еть
→ ненавид
евший)
засте́л..м - застелем (окончание -ем у глаголов I спряжения, стелить - глагол I спряжения, исключение)
2-й ряд. ✅ Одинаковая буква: я, я → подходитнасто..нный - настоянный (АНН/ ЯНН пишется, если глагол в неопределённой форме оканчивается на АТЬ/ ЯТЬ: насто
ять → насто
янный)
зала..вшая - залаявшая (перед ВШ пишем ту же букву, что была в инфинитиве перед ТЬ, зала
ять
→ зала
явшая)
3-й ряд. ✅ Одинаковая буква: и, и → подходит вылет..шь - вылет
ишь (Присоединяясь к глаголу, приставка ВЫ часто перетягивает на себя ударение и делает окончание безударным, хотя оно таковым не является. Спряжение глаголов на ударную приставку ВЫ следует определять по бесприставочной форме этого же глагола. Вылетишь от "летИшь" - глагол II спряжения)
слыш..м - слыш
им (окончание -им у глаголов II спряжения, слышать - глагол II спряжения, исключение)
4-й ряд: ✅ Разные буквы: е, и → не подходитнеприемл..мый - неприемлемый (В суффиксе пишется «е», потому что оно образовано от глагола «принимать» I спряжения.)
движ..мый - движимый («Движимый» - это причастие, образованное от древнего глагола движити(ть) Когда глагол «движити»
перестал употребляться, слово «движимый» стало соотноситься с глаголом двигать. Так слово движимый оказалось исключением)
5-й ряд. ✅ Одинаковая буква:
е, е → подходит рокоч..т - рокочет (окончание -ет у глаголов I спряжения, рокотать)
курлыч..т - курлычет (окончание -ет у глаголов I спряжения, курлыкать)
Для подготовки к заданию 12 рекомендуем обратиться к пособию "
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий: теория и практика в формате ЕГЭ"
ЗАДАНИЕ 13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ (НИ) с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Мы продолжали идти вперёд, (НЕ)СМОТРЯ ни на какие трудности.
2) Был тихий, вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ июньский день.
3) (НЕ)СУЛИ́ журавля в небе, а дай синицу в руки.
4) Солнце, ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
5) Если моя выходка вам кажется смешна, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня (НИ)МАЛО не огорчит.
234
1) «(НЕ)СМОТРЯ ни на какие трудности». Слитно, потому что перед нами не деепричастие, а производный предлог с единообразным написанием (несмотря на).
2) «вовсе (НЕ)ЖАРКИЙ день». При наличии слов "вовсе, далеко, отнюдь" не с прилагательным пишется раздельно.
3) «(НЕ)СУЛИ́ журавля в небе». Не с глаголами пишется раздельно (кроме тех, что без «не» не употребляются, например, «ненавидеть»).
4) «ещё (НЕ)СКРЫТОЕ облаками». Не пишется раздельно с причастиями при наличии зависимых слов (ещё, облаками)
5) «(НИ)МАЛО не огорчит». Нимало - отрицательное наречие в значении «нисколько, ничуть», слитно.
ЗАДАНИЕ 14. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (К)ВЕЧЕРУ он был уже весь мокрый; его санитарная сумка, как ни берёг он её от воды, в конце концов ТО(ЖЕ) намокла.
2) Бежать (ОТ)СЮДА нужно, да (ПО)СКОРЕЕ!
3) (ОТ)ЧЕГО люди не летают ТАК(ЖЕ), как птицы?
4) А.Н. Островский всю жизнь уделял серьёзное внимание работе над языком: он следил (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) каждая фраза соответствовала выдвинутой идее.
5) Да и (ВО)ОБЩЕ не такой это человек, чтобы работать (В)(ПОЛ)СИЛЫ.
25
1) Не все слова слитно → не подходит.
(К)ВЕЧЕРУ → к вечеру (всегда пишется раздельно).
ТО(ЖЕ) → тоже (слитно, союз в значении "и").
2) Все слова слитно → подходит.
(ОТ)СЮДА → отсюда (слитно, наречие места).
(ПО)СКОРЕЕ → поскорее (слитно, наречие с приставкой *по-*).
3) Не все слова слитно → не подходит.
(ОТ)ЧЕГО → отчего (слитно, можно заменить "почему").
ТАК(ЖЕ) → так же (раздельно, сравнение: "как птицы", частицу же можно опустить).
4) Не все слова слитно → не подходит.
(ЗА)ТЕМ → за тем (раздельно, предлог с местоимением, за (чем?) он следил).
ЧТО(БЫ) → чтобы (слитно, целевой союз).
5) Все слова слитно → подходит.
(ВО)ОБЩЕ → вообще (слитно, наречие).
(В)(ПОЛ)СИЛЫ → вполсилы (слитно, наречие меры).
ЗАДАНИЕ 15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
«Повесть време(1)ы́х лет» называет книги реками, торжестве(2)о поящими Вселе(3)ую мудростью поисти(4)е неизмеримой глубины.
123
1) Прилагательное "временный" (от существительного «время» на -мя, поэтому суффикс -енн-).
2) Наречие "торжественно" пишется с нн. Правило: в наречиях на -о/-е пишется столько Н, сколько в исходном прилагательном (торжественно от торжественный).
3) В слове «Вселенная» пишется нн, так как это страдательное причастие из старославянского языка, образованное от глагола "вселить".
4) Наречие «поистине» (от сущ «истина»). В корне производящего слова одна буква Н (истина). Следовательно, и в производном пишем тоже одну "н".
ЗАДАНИЕ 16. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) С утра все ждали половодья и к обеду вода в реке поднялась.
2) Ствол дерева хотя и стремится вверх но очень медленно.
3) Мы обратились к роману Ф.М. Достоевского долго обсуждали произведение и решили перечитать некоторые эпизоды.
4) Солнечные лучи не только высушили все капли на стекле но и нагрели его.
5) Сегодня на улице пасмурно и морозно и ветрено.
1234
1) Союз "и" соединяет два простых предложения в составе сложного (ССП). Нет общего второстепенно члена. Второстепенный член предложения "с утра" относится только к первой части сложного предложения. Запятая нужна: «С утра все ждали половодья, и к обеду вода в реке поднялась.»
2) Союз "хотя... но" требует одной запятой (перед "но"). Правильная пунктуация: «Ствол дерева хотя и стремится вверх, но очень медленно».
3) Три однородных сказуемых с союзом "и" перед последним. Нужна одна запятая: «Мы обратились к роману Ф.М. Достоевского, долго обсуждали произведение и решили перечитать некоторые эпизоды».
4) Двойной союз "не только..., но и" требует одной запятой (перед "но"). Правильная пунктуация: «Солнечные лучи не только высушили все капли на стекле, но и нагрели его».
5) Три однородных сказуемых с повторяющимся союзом "и". Запятые нужны: «Сегодня на улице пасмурно, и морозно, и ветрено».
ЗАДАНИЕ 17. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лежнев встал, запер дверь (1) и (2) вернувшись к столу (3) сел прямо напротив Рудина (4) тихонько опершись подбородком на обе руки.
234
1 - запятая не нужна перед союзом И, соединяющим однородные сказуемые (запер и сел).
23 - запятые выделяют деепричастный оборот "вернувшись к столу".
4 - запятая перед деепричастным оборотом, стоящим в конце предложения "тихонько опершись подбородком на обе руки".
ЗАДАНИЕ 18. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стало быть (1) этот немец (2) теперь (3) выезжает. Значит (4) на четвёртом этаже остаётся (5) только (6) одна старухина квартира занятая.
(По Ф.М. Достоевскому)
14
1 - запятой выделяется вводная конструкция "стало быть". В данном случае конструкция стоит в начале предложения, поэтому запятая ставится только после неё.
(2), (3) - нет запятых, потому что слово "теперь" не является вводным и не требует обособления. Это обычное обстоятельство времени, поэтому запятые не нужны.
(4) - запятая после вводного слова "значит". Оно стоит в начале части сложного предложения, поэтому запятая ставится после него.
(5), (6) - нет запятых, поскольку слово "только" является частицей, а не вводным словом, поэтому не требует обособления. Оно употреблено в значении "лишь", "исключительно" и не выделяется запятыми.
ЗАДАНИЕ 19. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Чтобы выбрать (1) сколько букв Н нужно написать в слове (2) установите (3) от какого слова оно образовалось (4) и (5) какой суффикс был использован.
123
Схема предложения:
(Чтобы выбрать), (сколько букв Н нужно написать в слове), [установите], (от какого слова оно образовалось) и (какой суффикс был использован).
(1) - запятая между придаточными частями сложного предложения.
(2) - запятая после придаточной, перед главной частью сложного предложения.
(3) - запятая после главного перед придаточным предложением.
(4) (5), запятые не нужны, поскольку и связывает однородные придаточные предложения (однородное подчинение придаточных).
ЗАДАНИЕ 20. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Она была неумна (1) но все её недостатки таяли в таком наплыве грации (2) такое обаяние исходило от её слов (3) что я готов был смотреть на неё (4) и слушать её вечно.
123
(1) - запятая перед противительным союзом НО, связывающим части ССП
(2) - запятая между двумя грамматическими основами, связанными бессоюзной связью.
(3) - запятая перед придаточной частью СПП
(4) - нет запятой перед союзом и, соединяющим однородные сказуемые.
ЗАДАНИЕ 21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Курильские острова – это вершины наиболее высоких гор вулканической гряды, уходящих на многие километры в глубину океана. (2)Острова заселены очень неравномерно: на Парамушире, Итурупе, Кунашире и Шикотане постоянно проживает несколько тысяч человек – на остальные люди приезжают временно. (3)На островах более 150 вулканов, из которых 39 действующие. (4)Самый высокий вулкан – Алаид – находится на острове Атласова. (5)На островах множество горячих источников с высоким содержанием минералов. (6)Поэтому пить воду из этих источников нельзя. (7)Впрочем, и купаться во многих не получится: вода кипит. (8)На острове Кунашир даже есть озеро, которое называется Понто – Кипящее.
38
1 - запятая перед причастным оборотом "уходящих на многие километры в глубину океана".
2 - запятые при однородных членах предложения.
3 - запятая между частями СПП
4 - нет запятых
5 - нет запятых
6 - нет запятых
7 - запятая после вводного слова
8 - запятая между частями СПП
ЗАДАНИЕ 22. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА |
А) – Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда! – не понимая, сказал Никитин. (Ю.В. Бондарев) Б) Себя не видят синие просторы.(С.П. Щипачёв) В) Они всю жизнь растили клевер И понимали толк в овсе… А я теперь пашу и сею Лишь на газетной полосе.(А.М. Иванов) Г) Рекой текут… позёмки.
Д) Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума.(С.А. Есенин) | 1) сравнение 2) аллитерация 3) антитеза 4) риторическое обращение 5) олицетворение 6) парцелляция 7) анафора 8) ассонанс 9) литота |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
65312А) Парцелляция (6). Фраза разбита на короткие вопросительные отрезки, что создаёт эффект эмоциональной речи.
Б) Олицетворение (5). Природа («просторы») наделяется человеческим свойством – способностью «видеть».
В) Антитеза (3). Противопоставление двух образов жизни – сельского труда и газетной работы.
Г) Сравнение (1). Позёмки (снежные вихри) сравниваются с рекой по признаку «течение» (сравнение выражено существительным в Творительном падеже).
Д) Аллитерация (2). Повторяются согласные «с», «ш», создающие звуковой образ ветра: «свищет-серебряный-шёлковом-шелесте-шума».
Для уверенного выполнения задания 22 ЕГЭ используйте: → Пособие «
Средства выразительности. Задание 22 ЕГЭ» от Рустьюторс
Почему это пособие эффективно?✔ Полный разбор всех средств выразительности, представленных в кодификаторе.
✔ Примеры из художественной литературы – анализ тропов в контексте.
✔ 100 тренировочных заданий ЕГЭ.
✔ Ответы ко всем заданиям
Прочитайте текст и выполните задания 23–27.
(1)Однажды мне довелось побывать на Северном Урале. (2)Я сидел на каменной осыпи1 одного из отрогов2 вершины Кваркуш. (3)Из-за сопки3 медленно поднималось солнце, и сопка то озарялась с восточной стороны, то снова делалась сумеречной от наползающих на неё облаков. (4)Но вот солнце оказалось на горбу сопки, ударило лучами по облакам и густым туманам. (5)Снег засверкал на вершине, облака потускнели, нехотя сползли в ущелья, и мир разделился надвое. (6)Вверху были сопки, с белыми зайцами на спинах, все в солнечном сиянии, все в сверкании. (7)А внизу всё затоплено, закрыто. (8)Это был тот час, когда неживая чернота сопок и осыпей окутывалась призрачным дымком и сопки не отпугивали, а манили к себе этой призрачной загадочностью.
(9)Здесь, на вершинах Урала, – начало жизни рек. (10)Здесь, в поднебесье, лежат вечные снега, питая острые родники теми скупыми каплями, из которых потом рождаются великие реки, то яростно, то степенно идущие до самого Каспийского моря. (11)Реки рождаются в блаженной, вечной тишине. (12)Рождение не терпит суеты, рождению нужен покой. (13)Низкое, скупое на тепло и щедрое на свет солнце всё же оплавляет прессованные, тяжёлые, как свинец, валы снегов, и разбегаются во все стороны юркие ручейки. (14)Ещё малые, ещё хилые, тут же совсем близко сходятся они вместе и вперехлёст, весело заплетаясь на ходу, катятся вниз по камням и осыпям. (15)И уже не остановить их, не вернуть. (16)Реки что человеческие судьбы: у них много поворотов, но нет пути назад.
(17)Осыпь, на которой я сижу, оканчивается взлётом иссечённых ветрами сопок. (18)Под сопкою, чуть ли не выскакивая на усыпанные семенами снежные груды, растут подснежники с тёплыми шероховатыми листьями. (19)А на высыпке мелкого камешника, возле маленькой, но уже по-старушечьи скрюченной пихточки, я вижу крупные багрово-розовые цветы. (20)Внизу, на склонах Урала, растут они выводками, корней по тридцать, голова к голове, лист в лист. (21)И цветы там яркие, с жёлтыми зрачками. (22)Как же попали сюда эти? (23)Каким ветром-судьбою занесло в безжалостные осыпи, в студёное поднебесье их тяжёлые семена? (24)Может, птица в клюве принесла?
(25)Их всего три. (26)И стебли их тонки, и листья у них будто из жести, и побагровели эти листья на срезах от стужи. (27)А цветы? (28)До чего же мудра жизнь! (29)Венцы цветов прикрыты, и жёлтых зрачков не видать. (30)Цветы стоят, как детишки в ярких шапочках с завязанными ушами, и не дают холоду сжечь семена. (31)И лепестки у цветов с проседью, и толсты они. (32)Вся сила этого цвета идёт на то, чтобы сберечь семена, и они не откроются во всю ширь, не зазеваются на приветливо сияющее солнце. (33)Они не доверяют этому солнцу. (34)Они слишком много перенесли, прежде чем пробудились от зябкого сна среди голых камней.
(35)Пройдут годы, и плеснут на осыпи всполохи ярких, багровых цветов. (36)А пока их здесь всего три, мужественных, непокорных цветка, и в них залог будущей красоты. (37)Я верю, что они выживут и уронят крепкие семена свои в ручейки, а те занесут их меж камней и найдут им щёлку, из которой идёт хотя и чуть ощутимое, но тёплое дыхание земли. (38)Я верю в это, потому что лет восемьдесят назад возле Кваркуша и других приполярных вершин и сопок не было ни одного деревца. (39)А сейчас в распадках низкие, костлявые, полураздетые, но сплошные леса, и даже на западном склоне Кваркуша, вокруг альпийских лугов где островками, где в одиночку – низкие, почти нагие деревца, но такие крепкие, узлистые, что корни их раскалывают камень, а от стволов отскакивает топор. (40)Деревья ведут постоянное, тяжёлое наступление и закаляются в борьбе, в вечном походе. (41)Иные из них падают, умирают на ходу, как в атаке, а всё-таки они идут. (42)Идут вперёд и вперёд!
(43)А следом за лесом летят птицы, идут звери, идёт живая жизнь, и вместе с ней эти багрово-розовые цветы с работящими корнями и живучим семенем. (44)И все эти светящиеся внизу на полянах бледными лампадами купавки, жёлтые лютики, невиданно мелкие, с мошечку величиной, незабудки, и даже чудом проникшие сюда лазоревые цветы, и уверенные в себе подснежники с восхищением глядят на нездешних жителей, на трёх разведчиков, как бы наполненных живою, горячею кровью. (45)Пусть не остынет алая кровь в тонких жилах цветов!
(По В.П. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) – советский и российский писатель, драматург, эссеист.___________
1 Осыпь – осыпавшиеся обломки горной породы.
2 Отро́г – ответвление основной горной цепи.
3 Со́пка – небольшая гора с округлой вершиной.
ЗАДАНИЕ 23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Рассказчик сравнивает реки с человеческими судьбами и находит между ними общее: у них много поворотов, но нет пути назад.
2) Внимание рассказчика привлекли подснежники, потому что имели очень длинные стебли.
3) На сопках совсем нет деревьев, они не приживаются на склонах.
4) Цветы, растущие среди камней, являются, по мнению рассказчика, залогом будущей красоты.
5) На Урале берут своё начало реки, впадающие в Каспийское море.
145
1) Сравнение рек с человеческими судьбами. ✅ Верно.
Подтверждение в тексте:
Предложение 16: «Реки что человеческие судьбы: у них много поворотов, но нет пути назад».
2) Подснежники с длинными стеблями ❌ Неверно.
Опровержение:
В тексте упоминаются подснежники (предл. 18), но их описание («с тёплыми шероховатыми листьями») не акцентирует длину стеблей.
3) Отсутствие деревьев на сопках ❌ Неверно.
Опровержение:
Предложения 38–42 описывают наступление лесов на склонах, где деревья «раскалывают камень» и «закаляются в борьбе».
4) Цветы как залог будущей красоты. ✅ Верно.
Подтверждение в тексте:
Предложение 36: «А пока их здесь всего три, мужественных, непокорных цветка, и в них залог будущей красоты».
5) Реки Урала и Каспийское море ✅ Верно.
Подтверждение в тексте:
Предложение 10: «...великие реки, то яростно, то степенно идущие до самого Каспийского моря».
Почему другие варианты не подходят?
Вариант 2: Нет указания на длинные стебли подснежников.
Вариант 3: Текст утверждает обратное — деревья активно растут даже в суровых условиях.
ЗАДАНИЕ 24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 8 содержатся элементы описания.
2) Предложение 11 дополняет содержание предложения 10.
3) В предложении 34 содержится указание на следствие из того, о чём говорится в предложении 33.
4) Предложение 39 противопоставлено по содержанию предложению 38.
5) В предложениях 44, 45 представлено повествование.
124
1) В предложении 8 содержатся элементы описания. ✅ Верно.
Подтверждение:
Предложение 8: «Это был тот час, когда неживая чернота сопок и осыпей окутывалась призрачным дымком и сопки не отпугивали, а манили к себе этой призрачной загадочностью». Здесь есть описание пейзажа («чернота сопок», «призрачный дымок») и эмоциональная оценка («манили загадочностью»).
2) Предложение 11 дополняет содержание предложения 10. ✅ Верно
Анализ:
Предложение 10: О рождении рек из снегов и их пути к Каспийскому морю.
Предложение 11: «Реки рождаются в блаженной, вечной тишине» — раскрывает условия их рождения.
3) В предложении 34 содержится указание на следствие из предложения 33. ❌ Неверно.
Связь предложений:
33: «Они не доверяют этому солнцу».
34: «Они слишком много перенесли, прежде чем пробудились...» — объяснение недоверия.
(34 — причина того, о чем говорится в 33 предложении).
4) Предложение 39 противопоставлено по содержанию предложению 38. ✅ Верно (противопоставление через союз «а»).
Сопоставление:
38: Раньше не было деревьев.
39: «А сейчас в распадках низкие, костлявые, но сплошные леса...» — контраст с прошлым.
5) В предложениях 44, 45 представлено повествование.❌ Неверно.
Опровержение:
44–45: Это описание цветов и пожелание («Пусть не остынет алая кровь...»), а не повествование (рассказ о событиях).
Рекомендация:
Для тренировки навыков анализа текста используйте: → Пособие «Анализ текста» от Рустьюторс
ЗАДАНИЕ 25. Из предложений 26–31 выпишите антонимы (антонимическую пару).
тонки толсты
Предложение 26: «И стебли их
тонки, и листья у них будто из жести...» («тонки» - краткая форма прилагательного «тонкий»).
Предложение 31: «И лепестки у цветов с проседью, и
толсты они» («толсты» - краткая форма прилагательного «толстый»).
Почему это антонимы?«Тонкий» и «толстый» обозначают противоположные признаки: Тонкий – малая толщина, хрупкость. Толстый – большая толщина, плотность.
В тексте эта пара противопоставляет хрупкость стеблей и плотность лепестков, подчёркивая контраст в строении цветов.
Для тренировки навыков анализа текста используйте: → Пособие «
Анализ текста» от Рустьюторс
ЗАДАНИЕ 26. Среди предложений 1–8 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, частицы, лексических повторов и форм(ы) слов(а). Запишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
4Предложение 4 связано с предложением 3 через:
Частица «но»: противопоставляет предыдущее состояние («сумеречная сопка») новому («солнце ударило лучами»).
Лексический повтор «солнце»: в пр. 3 — «поднималось солнце», в пр. 4 — «солнце оказалось».
Частица "вот" и формы слова "облаков", "облакам".
Для тренировки навыков анализа текста используйте: → Пособие «
Анализ текста» от Рустьюторс
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме, поставленной в исходном тексте: «В чём проявляется сила природы?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами- иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В.П. Астафьев раскрывает силу природы как удивительную способность к преодолению любых преград. Писатель показывает, что истинная мощь природного мира заключается не в грубой силе, а в мудром упорстве и неиссякаемой жизненной энергии. Даже в самых суровых условиях - среди вечных снегов и каменных осыпей - природа демонстрирует чудеса приспособляемости: хрупкие цветы находят способы выжить, ручейки пробивают себе путь сквозь камни, а леса постепенно отвоёвывают пространство у скал. Через эти образы Астафьев утверждает мысль о природе как о живом, разумном начале, которое не просто существует, но постоянно творит и обновляет жизнь, преображая мир вокруг себя.
Первый пример (предл. 11–15) описывает, как малые ручейки, зарождаясь в горных снегах, превращаются в мощные реки, которые "уже не остановить". Это символизирует необратимость и мощь природных процессов.
Второй пример (предл. 30, 36) рисует хрупкие цветы, защищающие семена от холода, словно "детишки в ярких шапочках". Здесь акцент на жертвенности и терпении ради продолжения жизни.
Оба примера в тексте В.П. Астафьева построены по принципу аналогии, показывая разные проявления единого закона природы — жизненной силы через преодоление.
Аналогия между этими образами в том, что:
Реки и цветы — разные формы одного явления: борьбы за существование.
Ручейки (как и семена цветов) — это начало, из которого вырастает нечто большее.
"Не остановить" (о реках) и "не дают холоду сжечь семена" (о цветах) — оба оборота подчёркивают сопротивление разрушению.
Чтобы научиться глубоко анализировать текст и писать сочинения на высокие баллы, используйте следующие пособия от Рустьюторс:
🔹 «
Сочинение на 22». Это пособие поможет структурировать мысли и избежать типичных ошибок, чтобы гарантированно получить максимальный балл за сочинение.
🔹 «
Учимся формулировать». Если вам сложно чётко выражать мысли, это пособие научит грамотно выстраивать рассуждения и подбирать точные формулировки.