Заглавие, его смысл.

ЗАГЛАВИЕ (НАЗВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ) – важнейший компонент произведения, находящийся вне его основной части, но занимающий в нём наиболее сильную позицию; первый элемент, с которого начинается знакомство читателя с текстом.

Основными функциями заглавий являются:
  • номинативная (назывная) — исторически сложившаяся исходная функция заглавий. Называя текст, автор выделяет его среди
     других произведений;
  • информативная — универсальная функция, так как всякое заглавие в той или иной мере несёт информацию о тексте и отражает содержание произведения;
  • ретроспективная — заглавие требует возвращения к нему после прочтения произведения, поскольку заглавие не только выражает содержание литературного произведения, но и должно заинтересовать, заинтриговать читателя;
  • экспрессивно-апеллятивная — заглавие может выявлять авторскую позицию, а также психологически готовить читателя к восприятию текста.

Заглавие вводит читателя в мир произведения:
  • выражает основную тему, намечает главные сюжетные линии, определяет основной конфликт («Кому на Руси жить хорошо»
     Н. А. Некрасова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Реквием» А. А. Ахматовой);
  • называет главного героя произведения («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Обломов» И. А. Гончарова);
  • выделяет сквозной персонаж текста («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Старуха Изергиль» М. Горького);
  • указывает на время действия («19 октября» А. С. Пушкина, «Полдень» Ф. И. Тютчева, «Вечер» А. А. Фета, «Зимняя ночь» Б.Л. Пастернака, «В августе сорок четвёртого...» В. О. Богомолова);
  • обозначает основные пространственные координаты («Выхожу один я на дорогу...» М. Ю. Лермонтова, «В ресторане»
     А. А. Блока, «Тихий Дон» М.А. Шолохова);
  • создаёт эффект ожидания («Мёртвые души» Н. В. Гоголя, «Горе
     от ума» А. С. Грибоедова).
Заглавия строятся по определённым структурным моделям, которые основаны на общих языковых синтаксических закономерностях, но вместе с тем обладают своими специфическими чертами, присущими только заглавиям.

Заглавия могут быть представлены:
  • одним словом («Гроза» А. Н. Островского, «Крыжовник» А. П. Чехова);
  • сочинительным сочетанием слов («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова);
  • подчинительным словосочетанием («Человек в футляре» А. П. Чехова, «Господин из Сан-Франциско» И. А. Бунина);
  • предложением («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» В. В. Маяковского, «Где-то
     гремит война» В. Астафьева).
Заглавие может представлять собой троп («Облако в штанах» В. В. Маяковского, «Живой труп» Л. Н. Толстого), реминисценцию («Лето господне» И. С. Шмелёва, «Леди Макбет Мценского уезда», Н. С. Лескова) и т.д.

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

    ?ндекс цитирования